Автор: Шевлякова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ "Минусинская школа – интернат"
Населённый пункт: г.Минусинск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Увлекательный мир театра"
Раздел: дошкольное образование
Проект по театрализованной деятельности
«Увлекательный мир театра»
««Театр-это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее идет развитие
духовного мира детей»
(Б. М. Теплов)
Пояснительная записка
Детство – это
совсем
не
маленькая
страна, это – огромная
планета,
где
каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к
детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый
короткий
путь
эмоционального
раскрепощения
ребенка,
снятия
зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь
через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их
не
нужно
заставлять
это
делать.
Играя,
мы
общаемся
с
детьми
на
«их
территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить
наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра
–
это
искра,
зажигающая
огонёк
пытливости
и
любознательности»
(В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи
с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам
дано для того, чтобы мы играли».
Основатель
Московского
кукольного
театра
С.
В.
Образцов
однажды
высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству.
Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из
спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности
детей в детском саду.
Театральная
деятельность – это
самый
распространенный
вид
детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок
стремится
к
творчеству.
Поэтому
так
важно
создать
в
детском
коллективе
атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей,
попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог
входить
в
современную
ситуацию,
умел
владеть
проблемой
творчески,
без
предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не
будет найдено верное решение.
Театрализованные
игры
позволяют
решать
многие
педагогические
з а д ач и ,
ка с а ю щ и е с я
ф о рм и р ов а н и я
в ы р а з и т е л ь н о с т и
р е ч и ,
интеллектуального,
коммуникативного,
художественно
—
эстетического
воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест
воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является
его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического
воспитания
является
формирование
у
детей
творческих
способностей.
Богатейшим
полем
для
решения
данной
задачи
является
театрализованная
деятельность.
Проблема.
недостаточно внимание родителей и детей к театру;
мало
сформированы
умения
детей
в
«актёрском
мастерстве»;
недостаточно видов театра, театральных костюмов и масок
в группе.
застенчивость
детей,
слабо
развито
художественное
воображение.
Новизна. Систематизированы
средства
и
методы
театрально-игровой
деятельности,
направленной
на
развитие
речевого
аппарата,
фантазии
и
воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения,
коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является:
развитие
художественно-творческих
способностей,
речи
дошкольников
средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Создать условия для развития творческой активности, речи детей.
2. Обогащать словарь детей, активизировать его.
3. Развивать слухоречевое, слухозрительное восприятие речи.
4. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный
опыт.
5.Развивать
артистические
навыки
детей
в
плане
переживания
и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
6. Заинтересовать родителей в изготовлении костюмов и атрибутов к
спектаклю, созданию совместных творческих работ с детьми.
Реализация
названных
задач
требует учета
основных
принципов
организации театрализованной игры.
1.
Принцип
организации
личностно-ориентированного
взаимодействия
с
учетом
индивидуальных
возможностей
–
принятие
и
поддержка
его,
индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей,
забота о его эмоциональном благополучии.
2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны
с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
3.
Принцип
координации
деятельности
педагога
–
деятельность
специалистов
согласованна
с
образовательной
деятельностью
музыкального
руководителя.
4.
Принцип
возрастной
адресованности
–
содержание
деятельности
выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
5.
Принцип
преемственности
взаимодействия
с
ребенком
в
условиях
детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и
продолжают их в семье.
Ожидаемый результат проекта
Обогащённая среда в группе;
Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
Развитие
интереса
к
художественной
литературе
и
драматизации
произведений.
Расширение словарного запаса, развитие речи;
Активизация творческих способностей детей;
Активное участие родителей в жизни группы;
Участие в городском конкурсе
Формы и методы работы:
Чтение художественной литературы;
Беседы;
Игры – драматизации;
Слушание музыкальных произведений;
Просмотр сказки;
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
Театрализованная деятельность.
Участники проекта:
- Воспитатель;
- Дети;
- Родители.
Тип проекта: творческий, игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май).
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
- Мультимедийная техника;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
Программы и педагогические технологии: - «Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой);
2. Методический инструментарий (конспекты образовательной
деятельности, картотека дидактических игр, подборка художественных
произведений, сценарии развлечений и т.д.).
3. Пальчиковые театры;
4. Настольные театры;
5. Театр на магнитах;
6. Элементы костюмов;
7. Раскраски по мотивам сказок;
8. Дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки»;
9. Книги;
10. Сюжетные картинки;
11. Иллюстрации к сказкам.
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: итоговый
1 этап: Подготовительный
Задача
Мероприятия
Ожидаемый
результат
Ответственны
й
Анализ
имеющегося
материала
-Подбор литературы,
аудио материала;
-Составление списка
необходимого материала;
-Включение
в календарно-тематическое
планирование мероприятий по
реализации проекта
-Список
необходимого
методического
материала
-Дополненный
календарно-
тематический план
Воспитатели
Создать
интерес у
участников
проекта
-Составление плана
мероприятий по реализации
проекта совместно с детьми,
проведение диагностики в виде
наблюдений за самостоятельной
игрой детей;
-Информирование
родителей о проекте и опрос
родителей «Играете ли вы с
детьми в театр?», консультации
для родителей
Заинтересованность
детей и родителей
Воспитатели
Сбор и анализ
информации для
реализации
проекта
-Сбор атрибутов
для театрализованных игр
-Подбор дидактических игр
-Подбор материала для
-Список имеющихся и
недостающих
материалов, атрибутов
Воспитатели и
родители
презентации
2этап: Основной
Задача
Мероприятия
Ожидаемый
результат
Ответственный
Создать условия
для реализации
проекта
-Подбор аудиоматериала
согласно списку;
-Подбор сказок для драматизации,
театрализованных игр;
-Сказки и
иллюстрации к ним;
-Аудиоматериалы;
-Игры –
драматизации;
-Презентация.
Воспитатели
Обогатить среду
-Книги – сказки для
драматизации,
-Коллекция аудио материала,
-Игрушки и атрибуты для
театрализованных игр, сказок;
-различные виды театров
Обогащённая среда
Воспитатели и
родители
Обогатить знания
детей о театре,
Совершенство-
вать
исполнительские
умения
-Беседы,
-Просмотр видео материала,
-Чтение художественной
литературы (сказок),
-творческая мастерская;
-Игры-драматизации,
-Заучивание стихов,
-Слушание музыкальных
произведений,
-Отгадывание загадок о героях
сказок,
-Драматизация сказки «Кошкин
дом».
Участие в городском
конкурсе «Это Родина
моя!»
Воспитатели
Включение
родителей в
педагогический
процесс
-Привлечь родителей к сбору
атрибутов, костюмов для игр
драматизаций, творческие
задания
Активное участие
родителей в
реализации проекта
Воспитатели
3этап: Итоговый
Задача
Мероприятия
Ожидаемый
результат
Ответственный
Анализ
по проекту и
подведение
итогов
-Анализ работы по проекту,
-Фотоотчёт о проекте
в родительском уголке.
-Отзывы родителей о проекте;
-выступление со спектаклем в
школе –интернат, в детском саду
-Фотогазета о
проведённом проекте;
-видеоматериал сказки
«Кошкин дом»
Воспитатели
План реализации проекта
№
Мероприятия
Дата
Подготовительный этап
1
Анализ имеющегося материала
Сентябрь-
декабрь
Список имеющихся и недостающих материалов.
2
Информирование родителей о проекте,
консультации для родителей «Развитие детей
в театральной деятельности»
Готовность родителей
оказать помощь в проекте.
3
Составление плана-сетки мероприятий по
реализации проекта.
План-сетка мероприятий.
Основной этап
1
Создание развивающей среды в группе.
-настольный театр
-пальчиковый театр
-театр на стакане
-театр на конусе
Январь-март
Обогащённая среда.
2
Чтение художественной литературы (сказок):
-«Репка»
-«Три медведя»
-«Кошкин дом»
Знакомство со сказками, решение речевых задач.
3
Беседы:
-по прочитанным сказкам,
-о видах театров
(кукольный, драматический, театр зверей)
-кто работает в театре
-как вести себя в театре
Решение речевых и познавательных задач.
4
Творческая мастерская:
Рисование иллюстраций
к сказкам «Репка», «Три медведя»,
«Кошкин дом»
Развитие художественно-творческих способностей
5
Сюжетно-ролевая игра «Театр»
Развитие речевых и творческих способностей детей.
6
Игры – драматизации:
-игры – имитации образов
животных, людей, литературных
персонажей,
-инсценировки сказки «Репка»
Развитие артистических навыков
7
Выбор сказки для драматизации,
распределение ролей.
8
Изготовление родителями, воспитателями
атрибутов и костюмов к сказке «Кошкин дом»
Активное участие
родителей в жизни
группы.
9
Подготовка к драматизации
Подведение итогов реализации проекта
1 Итоговое мероприятие:
- драматизация сказки «Кошкин дом»,
-создание фотогазеты о реализованном
проекте.
- выступление со спектаклем в школе –
интернат, в детском саду;
- Участие в городском конкурсе «Это Родина
моя!»;
-диагностика умений и навыков
детей в театральной деятельности на конец
проекта.
Апрель-май
Газета о проекте
Видеоматериалы
Грамота за участие в конкурсе