Автор: Николаева Алена Станиславовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3"
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Сценарий проведения родительского собрания для родителей детей раннего возраста
Тема: "Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей"
Раздел: дошкольное образование
Сценарий проведения родительского собрания для родителей детей раннего
возраста
«Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьей»
Цель: создать условия для комфортной, благоприятной адаптации к детскому саду
через организацию взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
1.
Создать
условия
для
знакомства
родителей
друг
с
другом:
психолого-
педагогическое просвещение родителей;
2. Знакомство с понятием «адаптация»;
3. Анализ причин возникновения дезадаптации и способов её преодоления.
Форма проведения: родительское собрание с элементами тренинга.
Участники: родители вновь поступивших детей.
Подготовительная работа: памятки родителям «Адаптация детей и взаимодействие
детского сада с семьей» (приложение 1).
Оборудование: ленточки по 25 см. разного цвета, ноутбук, проектор, экран.
Ход родительского собрания
(Звучит мелодия, родители располагаются по кругу).
Вступление. Знакомство.
Психолог:
Добрый
вечер
Уважаемые
родители.
Сегодня
мы
собрались,
чтобы
познакомиться с вами и обсудить проблему адаптации ребенка к детскому саду.
В
детском
саду
вам
и
вашим
детям
предстоит
прожить
не
много,
не
мало-
5лет.Станут ли эти годы для вашего ребенка, а значит и для вас, счастливыми, во многом
зависит от вас, от вашего участия в жизни группы. Нередко бывает, что родители детей
одной группы, встречаясь, даже не знают друг друга. Во время нашей встречи хочется,
чтобы
состоялось
знакомство,
которое
позже,
надеюсь,
перерастет
в
дружеские
отношения.
Основная часть.
Я предлагаю всем познакомится. Для этого мы сыграем в одну простую, но очень
важную игру «Будем знакомы». (У каждого участника по одной ленточке разного цвета.)
Начинает игру психолог. Каждый по очереди представляется, коротко рассказывает
о
своем
ребенке.
Закончив
свой
рассказ,
психолог
завязывает
ленточку,
с
ленточкой
сидящего
рядом, тем самым передавая эстафету ему . Далее по кругу, пока все не
расскажут
о
себе.
По
окончанию
игры
образуется
замкнутый
круг,
т.е.
все
присутствующие связали свои ленточки в единую цепочку. Психолог говорит о том, что
закрытый круг символизируют то, что нас объединяет одна цель-воспитание малышей и
помощь им на новом этапе их жизни. И мы хотим, чтобы вы вот так все 5 лет рука об руку
и стали одной большой дружной семьей. Сейчас я свяжу нашу ленту в клубочек и отдам
на хранение воспитателю.
Мы с вами познакомились и теперь с хорошим настроением переходим к серьезным
вопросам.
Присаживайтесь на свои места.
Какое счастье!
Ваш малыш подрос!
И многое уже умеет сам:
Играет, ходит, говорит и размышляет.
Пришла пора ребёнка в сад отправить.
Тревожно маме, папе, всей семье,
Переживает даже серый кот-
Малыш сегодня в детский сад идёт!
Вздыхает мама - как он там один?
Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?
Играет ли с детьми? Нашёл ли друга?
А если плачет – как же быть?
Не хочет больше в сад - но почему?
И что всё это значит?!
Что делать? Как же все исправить?
Всех адаптация переживать заставит!
Ваши опасения не случайны. Отрыв ребенка от дома, от родных, от привычных
условий-сильный стресс, ведь малыш принимает эту ситуацию как лишение родительской
любви, защиты и внимания. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из
семьи в детский сад.
Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь,
который не всем детям дается легко.
Наша с вами задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка
безболезненно.
Для
этого
между
нами,
должны
установится
дружеские,
партнерские
отношения.
Каждому
ребенку
рано
или
поздно
приходится
социализироваться,
т.е.
становиться способным жить среди других людей. А это необходимый для всех этап.
Вопрос к родителям. Что такое адаптация?. (Ответы родителей).
Адаптация
–
это
процесс
приспособления
организма,
который
происходит
на
разных уровнях:
1) физиологическом – ребёнок начинает часто болеть;
2) психологическом – ребёнок может капризничать, плохо есть и спать, он может
быть агрессивным или подавленным, много плакать;
3)
социальном
–
ребёнок
«теряется»
в
окружающем
мире,
становится
менее
самостоятельным.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную
длительность:
1)
лёгкая
–
около
месяца
требуется
ребёнку,
чтобы
приспособиться
к
новым
условиям;
2) средняя – ребёнок приспосабливается за два месяца;
3) тяжёлая – ребёнок приспосабливается за три месяца;
4) очень тяжёлая – около полугода и более, .
Вопрос к родителям: Каким детям адаптироваться легче к детскому саду? (Ответы
родителей).
Психолог: факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
1) состояние здоровья (в этот период все силы ребенка напряжены, и можно
направить на привыкание к саду, не тратя время на борьбу с болезнью);
2) умение общаться со взрослыми и сверстниками;
3) навыки самостоятельности( не надо тратить силы ребенка еще и на обучения
всему необходимому);
4) одинаковый режим в датском саду и дома (это режим дня, сон, питание).
Следовательно, причинами тяжёлой адаптации к условиям ДОУ являются:
1) неумение себя обслужить,
2) отсутствие опыта общения со взрослыми и сверстниками,
3) неумение занять себя игрушками,
4) наличие вредных привычек,
5) различный режим ДОУ и семьи.
Призовите на помощь сказку или игру – это во многом поможет при плохой
адаптации.
Вы можете придумать сказку о том, как, например мишка пошел в сад. Ребенок
может сам выбрать персонажа, любимую игрушку. Как мишке там понравилось, сначала
было неуютно и немного страшно, но он подружился с детьми и воспитателем. Эту сказку
вы можете проиграть с игрушками. И в ней ключевым моментом является возвращение
мамы за ребёнком. Ни в коем случае не прерывайте повествования. Пока не настанет этот
момент
Больше всего родитель и ребенок расстраиваются утром при расставании. Вот
несколько рекомендаций:
1) и дома и в саду говорите с малышом уверенно. Спокойно.
2) пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче
расстаться.
3) обязательно скажите, что вы придете и обозначьте когда.
4) вы можете придумать свой ритуал прощанья, после чего вы уходите уверенно.
Поступление в сад- это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для
обоих. У мамы тоже «рвется сердце», когда она видит, как переживает малыш.
Адаптационная
система
ребенка
достаточно
сильная,
чтобы
это
испытание
выдержать. Плач- помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться, поэтому не
бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за нытье.
Я
как
психолог
тоже
провожу
определенную
работу
в
этом
направлении.
На
каждого вновь, поступившего ребенка заводится лист адаптации, ведется наблюдение и
психологическое сопровождение детей в период адаптации. Я применяю в своей работе
песочную
терапию.
Дети
очень
любят
играть
песок.
Песчинки
песка
являются
своеобразным психотерапевтическим релаксантом. Игры с песком успокаивают, снимают
плаксивость,
агрессию
и
в
целом
благоприятно
воздействуют
на
физическое
и
психическое развитие..
И самое главное мне хочется сказать, что:
-нельзя пугать ребенка детским садом;
-нельзя плохо отзываться о воспитателях или о саде при ребенке.
Вопрос к родителям. Как же снять напряжение у ребенка после посещения детского
сада? (Ответы родителей.)
Психолог:
1) по выходным играйте с детьми в напольную игру «Дорога от дома к детскому
саду», «Наш дом», «Мамина работа» «Папина работа» «Магазин» «Детский сад».
2) после посещения детского сада наберите ванну с теплой водой или включите
душ, положите игрушки дайте губку. Ничего так не успокаивает как звук струящейся воды.
3) исключите просмотр вечерних телепередач – мерцание экрана неблагоприятно
влияет на нервную систему ребенка.
4) необходимое условие успешной адаптации- согласованность действий родителей
и воспитателей.
Упражнению «Аплодисменты».
Мы с вами сегодня хорошо поработали. Посмотрите на свои ладони и представьте
на одной руке улыбку, на другой радость. И вот, чтобы они не ушли от нас их надо крепко
накрепко соединить в аплодисменты.
Заключительная часть.
В заключение, хотелось бы пожелать вам, уважаемые родители: ежедневно
выкраивайте время, чтобы побыть с ребенком наедине. Ведь, чтобы нормально расти,
ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для
нас, взрослых, а в период адаптации дети нуждаются еще в большей любви.
Психолог раздает родителям приготовленные памятки и отвечает на возникшие
вопросы.
Спасибо!