Напоминание

Технология укладки линолеума


Автор: Новикова Светлана Климовна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РК "Джанкойский профессиональный техникум"
Населённый пункт: Республика Крым, г. Джанкой
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Технология укладки линолеума
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЖАНКОЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА:
«Технология укладки линолеума» Преподаватель спецдисциплин
Новикова С.К.
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Студенты группы № 15, 3-ий курс Дата проведения: 10.10.2016 год Время проведения: начало 13 часов 00 минут – окончание 14 часов 45 минут. Место проведения: кабинет специальных строительных дисциплин №5 Открытый урок проведен в форме деловой игры «Тендер», суть которой состоя- ла в следующем: студентам, которые предварительно «создали» свои строительные фирмы – команды, предлагали «Заказчику» свои услуги по укладке линолеума. Проведение открытого урока ставило перед собой следующие цели:  расширить и углубить знания о технологии укладки линолеума;  необходимость подходить к работе осмысленно, выполнять ее качественно и с наименьшими затратами;  конкурировать на рынке труда;  быть уверенными в своих знаниях и умениях, что немало важно в наше время.
Открытый урок проводится со студентами выпускной группы специальности «Ма- стер строительных отделочных работ».
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1. Тема урока:
Технология укладки линолеума.
2. Цели урока:

Дидактические:
познакомить студентов со способами укладки линолеума на поверхность.
Развивающие:
1) развивать навыки работы с текстом учебника, используя знания приобретенные на предыдущих занятиях; 2) учиться анализировать проблемную ситуацию; 3) развивать умения определять и объяснять специальные термины; 4) развить навыки работы с тестами, умение составлять технологические карты, таблицы
.

Воспитательные:
1) воспитание чувства ответственности при изучении учебной дисциплины; 2) подчеркнуть важность работы в коллективе, бережливости к инструменту и материалу.
3. Тип урока:
Урок усвоения новых знаний.
4. Вид урока:
Деловая игра.
5. Оборудование и средства обучения:
Ноутбук, мультимедийный проектор, презентация к уроку, экран, учебник, рабочая тетрадь, план - конспект урока.
6. Межпредметная связь:
Основы технологии отделочных строительных работ, основы материа- ловедения, математика, экономика, технология штукатурных работ.
Этапы урока

Содержание

Преподаватель

Студенты
Организация на- чала урока. Подготовка студентов к работе. Приветствие, положи- тельный настрой на ра- боту и сотрудничество. Настраиваются на работу. Подготовка к основному эта- пу. Актуализация знаний. Вопросы группе: Давайте с вами опреде- лим тему и цель урока. Студенты определяют тему и цель урока. Усвоение новых знаний. Обеспечение восприятия, осмыс- ления и первичного запоминания новых знаний о подготовке лино- леума для дальнейшей укладки, о технологии укладки линолеума. Рассказывает о подготов- ке линолеума для даль- нейшей укладки, о тех- нологии укладки линоле- ума. Воспринимают новый матери- ал. Первичная про- верка понима- ния. Установление правильности и осознанности усвоения нового ма- териала, выявление пробелов, их корректировка. Вопросы группе: Ко- мандное осуждение по- ставленных вопросов. Работа в ко- манде Закрепление но- вых знаний. Обеспечение усвоения новых зна- ний с помощью различных зада- ний. Вопросы группе: Ко- мандное осуждение по- ставленных вопросов. Работа в ко- манде Подведение ито- гов урока. Анализ и оценка успешности до- стижения цели.
Проблемный вопрос:
В вестибюле техникума необходимо настелить линолеум. Как вы посту- пите: приклеите линоле- ум полностью или буде- те использовать метод свободного расстилания? Отвечают на проблемный вопрос.
Аргументируйте свой ответ. Рефлексия. Анализ и оценка урока. На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался Я похвалил бы себя Особенно мне понрави- лось После урока мне захоте- лось Я мечтаю о Сегодня мне удалось Я сумел Было интересно Было трудно Заполняют лист самоана- лиза. Отвечают на поставленные вопросы. Задание на дом. Выучить тему по конспектам.

КОНСПЕКТ УРОКА:
Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодняшний урок хочу начать словами французского писателя и мыслителя Жан- Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ста- вить новые цели стремиться к их достижению…» Просмотрев видео, давайте с вами определим, о чем пойдет речь на сегодняшнем уро- ке. Это и будет темой нашего урока. Тема урока: Технология укладки линолеума. Сформулировать цель нам помогут фразы: Моя цель – узнать (что?) Что вы хотите узнать на сегодняшнем уроке? Моя цель – научиться (чему?) Чему вы хотите научиться на сегодняшнем уроке? (спросить студентов).
Вопрос:
Прежде чем мы перейдем к изучению темы, которую мы с вами определили, давайте вспомним какие синтетические материалы, используются для облицовки по- верхностей. Сегодняшний урок проведем в форме игры «Тендер».
Вопрос:
Сегодня мы проведём тендер на проведение укладки линолеума. Знакомы ли
вы с понятием «Тендер»? Тендер – это метод поиска партнеров по общему делу на конкурсной основе. Сегодня мы с вами на уроке тоже будем проводить тендер, по теме «Укладка линоле- ума». Нам необходимо организовать три строительные фирмы и придумать им название, вы- брать директора, который будет представлять интересы фирмы при проведении тенде- ра. Алгоритм нашего урока будет следующий: 1этап- повторение теоретического материала 2этап- изучение нового материала 3этап- подведение итогов урока К нам обратился заказчик, который хочет сделать укладку линолеума. Та фирма, кото- рая убедительно докажет «Заказчику» целесообразность выполняемых технологиче- ских операций и наберёт максимальный балл, будет являться победителем и получит право произвести укладку линолеума в помещении «Заказчика». В роли «Заказчика» будут ________________, это и будет наше «ЖЮРИ»
Вопрос:
Давайте спросим у нашего «Заказчика», в каком помещении он хочет уложить линолеум.
«Заказчик»:

Ответ:
В гостиной комнате.
Я:

Вопрос:
Что бы вы еще хотели узнать у «Заказчика» перед тем, как вы приступите к выполнению работ?
СТУДЕНТЫ:

Ответ:
О виде поверхности, т.е. какой пол: бетонный или деревянный.
«Заказчик»:
БЕТОННЫЙ, на полу много дефектов поверхности.
Вопрос:
Что еще необходимо знать, чтобы подобрать необходимое количество матери- ала?
СТУДЕНТЫ:

Ответ:
Площадь поверхности.
Вопрос:
«Заказчик» может точно и не знать площадь помещения, поэтому вам необхо- димо будет самим определить площадь. Как бы вы определили площадь пола?
СТУДЕНТЫ:

Ответ:
Необходимо измерять длину и ширину пола.
Давайте вспомним курс математики, как рассчитать площадь пола, зная его длину и ширину.
СТУДЕНТЫ:

Ответ:
Нужно умножить длину на ширину.
Вопрос:
Допустим, длина нашего пола равна 10 м., ширина 7,5 м. Рассчитайте площадь пола.
СТУДЕНТЫ:

Ответ:
75 кв.м.
Зная площадь помещения, нужно прибавить приблизительно по 10 см запаса с

каждой стороны.

Площадь помещения:
При покупке линолеума очень желательно все рассчитать так, чтобы избежать швов, но иногда это невозможно, тогда придется прибегнуть к склеиванию полотнищ.
(1 этап) 5 баллов

Задание 1:
Рассчитайте, пожалуйста, необходимое количество линолеума. Какая фирма наиболее точно рассчитает необходимое количество линолеума, получит максимальное количество баллов. При покупке линолеума с рисунком запас должен быть больше, так как придется сты- ковать рисунок, а значит появятся отходы. Нужно обязательно обратить внимание на то, чтобы рулоны линолеума были из одной партии (это можно увидеть на этикетках). С чего бы вы начали укладку линолеума?
СТУДЕНТЫ:
С подготовки поверхности, выбора материалов и инструментов. На видео показана подготовка ровной поверхности под укладку линолеума. Ваша задача – подготовить поверхность «Заказчика», с дефектами и довести ее до той поверхности, которая показана на видео.
ПОДГОТОВКА ОСНОВЫ Перед тем как правильно положить линолеум необходимо подготовить поверхность. Мы с вами не раз рассматривали подготовку бетонной поверхности под различные отделочные работы, а также материалы и инструменты, используемые при подготовке бетонных поверхностей.
(1 этап) 5 баллов

Задание 2:
Каждой фирме, основываясь на знаниях, полученных на предыдущих заня- тиях, а также знаниях, полученных при изучении курса «Основы материаловедения» и «Основы технологии отделочных работ», необходимо максимально точно описать про- цесс подготовки поверхности и с указанием материалов и инструментов. Теперь каждый директор, зачитает технологический процесс, который будет выпол- нять его фирма. На первый взгляд может показаться, что укладка линолеума на пол является делом «ну очень простым», не требующим никаких знаний. Однако это не совсем так.
Правила укладки линолеума на бетонный пол: как не наделать ошибок?
Линолеум в качестве напольного покрытия применяют очень широко. И объясняется это большим разнообразием всевозможных его видов, которые отличаются по степени износостойкости, надежности, цветовому решению, фактуре, цене и другим показате- лям. Подбор «правильного» линолеума. По техническим характеристикам принято разли- чать бытовой, коммерческий и полукоммерческий линолеум.
Бытовой линолеум
, как нетрудно догадаться из названия укладывают в жилых поме- щениях.

Коммерческий –
применяют как в офисах, магазинах, так и различных учреждениях.
Полукоммерческий линолеум
– усредненный вариант по качеству и цене между этими двумя видами.
3D-линолеум –
еще одна инновационная разработка производителей напольных по- крытий, позволяющая подчеркнуть неповторимый стиль любого помещения. Способ- ность визуально увеличивать пространство комнаты в несколько раз, благодаря 3D- эффектам, не единственное преимущество данного материала. Благодаря использова- нию современных технологий, производитель, с учетом пожеланий заказчика, наносит на линолеум рисунки с 3D-эффектами, при взгляде на которые будет создаваться впе- чатление объемности. Как и другие инновационные разработки, 3D-линолеум характе- ризуется высокой износостойкостью, ударопрочностью и устойчивостью к темпера- турным колебаниям.
(2 этап) 5 баллов

Задание 3:
Какой вид линолеума вы выберете для нашего «Заказчика»? Заполните лист с заданиями и передайте нашему жюри для оценивания.

Технология укладки линолеума на бетон
При проведении технологического процесса по укладки линолеума, необходимо под- готовить инструмент и материал: Если вы внимательно посмотрите на слайд, то большинство инструментов вы можете назвать сами.
Вопрос:
Какие инструменты, изображенные на слайдах, вы можете назвать? При ка- ких видах отделочных работ они применяются?
Инструменты:
1. Резиновый валик 2. Нож со сменными лезвиями 3. Нож специальный для напольных покрытий 4.Ручной каток 5. Шпатель 6. Шпатель для разглаживания 7. Рулетка 8. Металлическая линейка 9. Шпателя для нанесения мастики или клея 10. Валик 11. Карандаш 12. Термофен – для горячей сварки линолеума 13. Линокат - для резки линолеума 14. Кисть-макловица

Материалы:
Двух сторонний скотч Шнур для термосварки линолеума Холодная сварка для наклейки линолеума Мастика или клей Линолеум МОЛОДЦЫ!!! Вы уже настоящие специалисты! Давайте с вами закрепим знания об инструменте и материале.
(2 этап) 5 баллов за каждое задание.

Задание 4,5:
Перед вами рабочий лист, назовите инструмент и материал, изображен- ные на рисунках, для чего они применяются? Поверхность мы подготовили, инструмент и материал подобрали.
Теперь рассмотрим саму технологию укладки линолеума на бетон.
В помещении, в котором будет производиться укладка линолеума на бетонный пол, должна поддерживаться постоянная температура не ниже +18 градусов Цельсия. Влажность не должна превышать 68%. Перед укладкой линолеум расстилают в поме- щении и дают выровняться, «отлежаться». Далее осуществляется раскрой линолеума, с учетом расположения полотен в помещении. Обязательно нужно тщательно совме- щать рисунок и оставлять запас около 10 см с каждой стороны. В помещениях, кото- рые имеют сложные очертания пола, стоит особо ответственно подойти к раскрою по- лотнищ. Иногда лучше выполнить приблизительную прирезку с припусками, а уже после наклейки – окончательную. Швы, если таковые все же имеются, стоит располагать по направлению света от окон, так они менее заметны. Для укладки может понадобиться нож, линейка, валики или щетка. Для приклеивания нужно приготовить специальный клей, мастику или двусторонний скотч, в зависимо-
сти от выбранного способа настилания. Для герметической заделки стыков можно приготовить специальный клей. Существует несколько способов укладки линолеума. Рассмотрим наиболее популярные варианты: Без приклеивания. Самый быстрый способ. Используют его для небольших помещений, в которых нет значительной на- грузки на пол. Впрочем, риск образования складок и волн все равно имеется.
Приклеивание на скотч.
При использовании данного метода линолеум не так быстро изнашивается.
Чем лучше приклеить линолеум?
Чем приклеить линолеум к бетону? Клеящих масс существует много видов, как за- водских, так и приготовленных в домашних условиях. Выбор зависит непосредствен- но от линолеума.
Как правильно приклеивать линолеум?
При наклеивании линолеума на двусторонний скотч, процедура выглядит так: сначала клейкую ленту наклеивают на пол, но защитную пленку оставляют. Линолеум рассти- лают сверху, потом одну половину полотнища отгибают, снимают защитную пленку, снова расстилают и хорошенько приглаживают, двигаясь в направлении от центра. Так же поступают с другой половиной полотнища. При укладке линолеума на клей, процедура становится более сложной. После того, как полотнище отогнули, на пол наносят клей с помощью зубчатого шпателя (иногда луч- ше применить валик, зависит от вида клея), далее линолеум расстилают и разравнива-
ют. Так же с другой стороны. В ситуации, когда требуется стыковать полосы, их укла- дывают внахлест. Отгибают края на месте стыка, и наносят клей на оба полотнища. В месте наложения с помощью острого ножа прорезают оба слоя и удаляют обрезки, оба края приклеивают. Так получают практически незаметный стык. После высыхания, стыки проклеивают специальным клеем для холодной сварки швов, что придает им дополнительную герметичность и надежность.
Мы рассмотрели различные способы укладки линолеума на бетонное основание.

Каждый из них имеет свои плюсы, но наиболее надежным является приклеива-

ние, которое осуществляют с помощью специальных клеев и мастик.

(3 этап) 10 баллов
Разобрав технологию укладки линолеума и просмотрев видеоролик, вам необходимо, используя раздаточный материал, составить предложения по укладке линолеума (подобрать материал и инструмент, описать технологию укладки линолеума). После представления директором предложений своей фирмы «Заказчику», «Заказчик» решит, какой фирме отдать предпочтение. Та фирма, которая убедительно представила свои предложения, получает максималь- ное количество баллов. Фирма, набравшая максимальное количество баллов по сумме трех этапов, выигрыва- ет тендер на укладку линолеума «Заказчику». Жюри зачитывает результаты и определяет победителя.
Проблемный вопрос:
В вестибюле техникума необходимо настелить линолеум. Как вы поступите: приклеи- те линолеум полностью или будете использовать метод свободного расстилания? Ар- гументируйте свой ответ.
Рефлексия:
Я благодарю всех за работу. Надо отметить, что основной состав группы справился на отлично, ответы отдельных студентов были недостаточно уверенные, поэтому я же- лаю, чтобы все продолжили работу по систематизации своих знаний и в дальнейшем
применили их на практике. А поэтому у нас сегодня на уроке проигравших нет!!!! Помните, что я вам говорила в начале урока? «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» А теперь прошу Вас заполнить лист самооценки и дать ответ на вопросы: На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался Я похвалил бы себя Особенно мне понравилось После урока мне захотелось Я мечтаю о Сегодня мне удалось Я сумел Было интересно Было трудно Также отметьте свое настроение, с которым вы покидаете урок. (отметьте то настроение, с которым вы покидаете урок). Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились. Спасибо за активную работу на уроке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



В раздел образования