Внеклассная работа, как средство обеспечения междисциплинарных связей
Автор: Глазырина Юлия Сергеевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ "Миасский машиностроительный колледж" Населённый пункт: г. Миасс Наименование материала: статья Тема: Внеклассная работа, как средство обеспечения междисциплинарных связей Раздел: среднее профессиональное
Внеклассная работа, как средство реализации межпредметных связей
Изменение
требований
к
современному
специалисту
обусловливают
необходимость корректировки традиционной дисциплинарной модели обучения,
которая не обеспечивает комплексного подхода к освоению выбранной профессии.
По скольку
в
учебных
дисциплинах
от ражены
о п р ед е л е н н ы е
взаимосвязанные явления объективной действительности, то они не могут быть
абсолютно изолированными в учебном процессе. Необходимо обеспечить такую
подачу
материала,
при
которой
осуществлялись
бы
взаимовлияние,
взаимопроникновение и взаимосвязь содержания различных учебных дисциплин с
целью направленного формирования у студентов всесторонней, взаимосвязанной
системы научных представлений.
Данный
подход
возможно
реализовать
посредством
междисциплинарных
связей.
При реализации междисциплинарных связей в процессе обучения в рамках
учебного
заведения
необходимо
решить
множество
задач
согласовательного
характера.
Например,
нужна
специальная
методика
поиска
и
планирования
материалов,
обеспечивающих
реализацию
междисциплинарных
связей.
Построение
ленточного
графика
прохождения
учебных
дисциплин;
корректирование
календарных
планов
отдельных
дисциплин;
обеспечение
преемственности
и
непрерывности,
а
также
единства
и
систематического
обобщения понятий и т.д.
Использование внеклассной работы по дисциплине не требует согласований,
достаточно договоренностей между преподавателями – предметниками.
Внеклассная работа по дисциплине - организация учителем различных видов
самостоятельной
учебной
деятельности
учащихся
через
индивидуальные,
групповые и массовые внеурочные занятия.
Внеклассная
работа
открывает
дополнительные
возможности
для
осуществления
межпредметных
связей,
стимулирующих
самообразование
учащихся:
их
обращение
к
дополнительной
литературе,
повторение
учебного
материала по разным предметам под новым углом зрения, расширение кругозора в
результате организованного общения.
1
Внеклассная
работа
может
быть
непосредственно
связана
с
уроками
-
выполнение
текущих
домашних
заданий:
подготовка
проектов,
докладов,
рефератов, выступлений в группе, а может быть связана с уроками опосредованно и
проводится в свободное от учебных занятий время.
Целями внеклассной работы по дисциплине являются:
-
расширение
и
углубление
знаний,
умений
и
навыков
по
изучаемым
дисциплинам;
- стимулирование интереса учащихся к изучению дисциплин;
-
всестороннее
развитие
личности,
включая
интеллектуальную,
эмоционально- волевую и духовно-нравственную сферы.
Внеклассная работа по дисциплине решает такие задачи:
- совершенствовать знания, умения и навыки, приобретенные при изучении
дисциплин (каждая дисциплина рассматривает изучаемый объект с одной стороны,
а в ходе выполнения заданий внеклассных мероприятий студент путем синтеза
полученных
знаний
решает
не
стандартные
задачи,
использует
эвристический
метод решения);
-
помочь
студенту
в
формировании
комплексного
подхода
в
решении
поставленных
профессиональных
задач
(например,
в
рамках
КВНа,
интеллектуального
кафе
олимпиад
дается
для
решения
комплексная
профессиональная задача, для решения которой необходимы знания различных
предметов);
-
развивать
творческие
способности
студентов,
самостоятельность,
эстетичный вкус (при подготовке к внеклассным мероприятиям практически всегда
студентам
выдается
задание
для
самостоятельной
работы,
например,
конкурс
«Домашнее задание» в КВНе требует и творческого подхода и эстетического вкуса);
-
воспитывать
чувство
гордости
за
овладение
своей
профессией
(предлагаемые для рассмотрения на внеклассных мероприятиях вопросы, носят
практический характер, затрагивают существующие в обществе на сегодняшний
день
актуальные
проблемы,
студентам
предлагается
выявить
их
причины,
последствия
и
варианты
выхода
из
них,
т.е.
на
основе
полученных
по
своей
2
специальности
знаний,
студент
может
дать
анализ
существующей
ситуации
и
попробовать найти выход из нее).
Внеклассная работа строится на следующих принципах:
1. Принцип связи обучения с жизнью.
2. Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой которого
является
возможность
выбрать
наиболее
интересующий
и
доступный
вид
деятельности:
использование
новых,
неизвестных
учащимся
материалов,
взаимосвязь,
знаний
полученных
при
изучении
различных
дисциплин,
их
познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении и
повышают его качественный уровень.
3. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм
работы.
4. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной
работы по дисциплинам.
Внеклассная работа с использованием междисциплинарных связей может
проводиться
в
форме
комплексного
вечера,
межпредметных
конференций,
профориентационных выставок, межпредметных КВНов, а также межпредметных
олимпиад.
Задания для таких внеклассных мероприятий составляются преподавателями
- предметниками совместно.
В практике работы нашей цикловой комиссии, неоднократно, в рамках недели
специальности, которая уже сама является массовой комплексной внеклассной
работой, проводились междисциплинарные КВНы, конференции, интеллектуальное
кафе
и
другие
подобные
мероприятия,
в
ходе
которых
использовались
информационные технологии.
Анализ опыта осуществления внеклассной работы на основе межпредметных
связей
позволяет
выделить
ряд
условий,
обеспечивающих
эффективность
в
организации такой работы:
1.
выдвижение
комплексной
проблемы,
позволяющей
группировать
знания из разных дисциплин вокруг одного объекта познания;
3
2.
включение воспитательных задач, вопросов практической деятельности
учащихся во внеклассные мероприятия межпредметного содержания;
3.
опора на уже имеющиеся устойчивые интересы учащихся и умение
найти такую совместную работу для учеников с разными интересами, которая
вызвала бы потребность в изучении общей для них области знаний;
4.
закрепление, расширение и углубление объёма знаний, полученных на
уроках, использование научно-популярной литературы по предметам, тесная связь
учебной и внеклассной работы.
Современные
условия
определяют
качественно
новые
требования
к
подготовке
кадров.
При
подготовке
специалиста
выявление
и
осуществление
междисциплинарных
связей
создает
оптимальные
условия
для
формирования
профессиональных умений и навыков.
4