Автор: Юрманова Юлия Андреевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Новомосковск, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Квест как средство повышения заинтересованности в изучении иностранного языка"
Раздел: среднее образование
Образовательный проект
«Квест как средство повышения заинтересованности в изучении
иностранного языка»
Перед современной российской педагогической наукой стоят серьезные
цели:
заинтересовать
школьников
изучением
наук,
поспособствовать
им
в
осознании
важности
и
универсальности
изучаемых
дисциплин,
понятий,
теорий; содействовать самореализации личности каждого учащегося в процессе
обучения;
развить
потребность
в
самостоятельной
творческой
и
исследовательской деятельности.
Одним из способов стимулирования интереса к школьным дисциплинам
являются инновации в области организации учебно-воспитательного процесса
школьников с использованием различных современных технологий обучения.
Нестандартные
подходы
к
организации
занятий,
учитывающие
интересы
школьников
разных
возрастов,
основанные
на
с а мо с тоя т е льной
исследовательской деятельности, стимулируют формирование познавательного
интереса к предметам школьного цикла.
Разработка проекта «Квест как средство повышения заинтересованности в
изучении
иностранного
языка»
осуществлялась
в
рамках
реализации
программы повышения интереса к изучению иностранных языков учащихся
МБОУ «СОШ № 5» города Новомосковск.
Обоснование необходимости проекта.
Учащиеся используют знания иностранного языка только на уроках. Для
того, чтобы привлечь школьников к внеурочной практике английского языка,
нужна организованная активность.
У
учащихся
5-8
классов
возрастает
способность
к
абстрактному
мышлению.
Значение
конкретно
-
образных
компонентов
мышления
сказывается
в
том,
что
в
ряде
случаев
воздействие
непосредственных
чувственных
впечатлений
оказывается
сильнее
воздействия
слов
(текста
учебника,
объяснения
учителя).
В
результате
происходит
сужение
или
расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но
несущественные
признаки
(случайно
запечатлевшиеся
иллюстрации
в
учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма и т.д.)
Подростков
очень
привлекает
возможность
расширить,
обогатить
свои
знания,
проникнуть
в
сущность
изучаемых
явлений,
установить
причинно-
следственные
связи.
Подростки
испытывают
большое
эмоциональное
удовлетворение
от
исследовательской
деятельности.
Им
нравится
мыслить,
делать самостоятельные открытия.
Проблема:
любые
мероприятия,
проводимые
на
регулярной
основе,
приобретают
характер
«обязательных»,
что
неблагоприятно
отражается
на
активности
учащихся,
их
желании
добровольно
участвовать
в
данных
мероприятиях.
Нужно
было
разработать
такой
вид
активности,
который
окажется
интересным
и
привлекательным
привлекать
для
учащихся
без
дополнительных усилий со стороны педагогического коллектива и, при этом,
1
будет нести определенную образовательную информационную нагрузку. Также
нужно
найти
такой
формат
мероприятия,
который
не
будет
перегружать
учащихся,
отвлекать
от
основного
образовательного
процесса.
Я
выбрала
альтернативный вариант занятий для детей, который можно организовать, в
частности,
во
время
перемен,
на
которых
школьники
проводят
время
с
гаджетами (мобильными телефонами и планшетами).
Описание проекта: мной был выбран формат образовательного квеста на
английском языке. Собственно понятие «квест» обозначает игру, требующую от
игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет игры
может
быть
предопределённым
или
же
давать
множество
исходов,
выбор
которых зависит от действий игрока. В образовательном процессе квест -
специальным образом организованный вид исследовательской деятельности,
для выполнения которой обучающиеся осуществляют поиск информации по
указанным местам (в реальности), включающий и поиск этих мест или иных
объектов, людей, заданий и пр.
Другими словами, образовательный квест - это игра, связанная с поиском
и обнаружением мест, объектов, людей, информации, для решения которой
привлекаются дополнительные информационные ресурсы.
Основные правила проведения квеста:
-
Для
создания
квеста
используются
материалы,
изученные
на
уроках
английского
языка,
интересные
факты
из
биографий
известных
людей,
изображения различных мест (библиотек, аэропортов и т.д.) и многое другое.
-
Не
вся
информация
для
выполнения
квеста
является
общеизвестной,
учащимся
приходится
проводить
дополнительный
самостоятельный
поиск
необходимых
фактов
в
библиотеке,
интернете
или
у
других
учащихся
и
учителей.
- Каждый квест состоит из нескольких этапов и подразумевает перемещение
учащихся
по
территории
школы
в
поисках
подсказки
для
перехода
на
следующий этап.
- Вознаграждением за выполнение квеста является звезда, которая выдается
участнику, предъявившему конечный результат выполнения квеста (кодовое
слово, фотографию места в школе, либо несколько собранных предметов и т.д.).
Полученные звезды ученик может сдать и получить соответствующую отметку
по предмету (1 звезда – отметка 4, 2 звезды – отметка 5).
Цель проекта:
формирование у учащихся интереса к учебе и научно-
исследовательской
деятельности;
мотивация
учащихся
к
самостоятельному
изучению дисциплин
.
Задачи проекта:
создать команды учащихся и привлечь их к выполнению заданий квеста;
обеспечить информативную и образовательную составляющие заданий
для учащихся;
укрепить сотрудничество и сотворчество учителей и учеников.
Участники проекта: учащиеся школы, педагоги.
2
Прогнозируемые результаты
Краткосрочные результаты:
увеличение лексического запаса иностранных слов у учащихся;
повышение уровня эрудированности учащихся в сфере страноведения
Великобритании и США, а также в сфере общечеловеческих знаний.
Повышение качества знаний по предмету.
Долгосрочные результаты:
формирование устойчивого интереса учащихся к изучению иностранных
языков;
приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
приобретение навыков работы с компьютерной техникой.
Возможные проблемы и пути их преодоления
Возможные трудности
Педагогические действия по их
преодолению
Недостаточность опыта проведения
проектно-исследовательской
деятельности
Консультация, составление
рекомендаций
Недостаточное развитие навыков
работы с Интернет и компьютерной
техникой
Организация консультаций
Нестабильность интереса к квесту
Система стимулирования
Ресурсы:
1)
кадровые
(педагоги
дополнительного
образования,
учителя-
предметники, библиотекарь);
2)
информационные (интернет-ресурсы, учебная и публицистическая
литература).
Этапы работы над проектом
1.
Подготовительный этап
Проводится поиск информации для подготовки квеста. Систематизируется
и
обобщается
учебный
материал,
происходит
синтез
изучаемой
на
уроках
информации
и
информации,
которые
учащиеся
еще
не
знают,
но
должны
выяснить и усвоить в ходе выполнения квеста. Задание распечатывается и
вывешивается
в
школе
в
пределах
досягаемости
учащихся
(в
коридоре,
библиотеке и т.д.)
2.
Основной этап
Учитель сообщает учащимся о начале квеста. Учащиеся начинают поиск
задания.
В
течение
нескольких
дней
учащиеся
или
группы
учащихся
выполняют квест и отчитываются о его выполнении учителю английского языка
в форме, указанной в задании (предъявляют кодовое слово, фотографию места в
школе, либо несколько собранных предметов и т.д.).
3.
Заключительный этап
3
После награждения звездами определенного заранее, в зависимости от
сложности
квеста,
количества
учащихся,
квест
завершается,
и
в
школе
вывешивается список победителей недели в порядке сдачи квеста. Учащиеся,
собравшие нужное количество звезд, сдают их для получения оценок.
Результаты применения проекта
Созданный
проект
используется
во
внеурочной
деятельности,
каждую
неделю учитель английского языка вывешивает новый квест в новом месте
(коридоры
школы,
столовая,
библиотека,
холл).
Увеличилась
здоровая
конкуренция
и
укрепилось
сотрудничество
внутри
малых
групп
учащихся.
Увеличился интерес к изучению английского языка. Даже отстающие ученики
получили возможность получить положительную отметку, выполнив квест, и
улучшить
свою
учебную
ситуацию.
Частично
удалось
решить
проблему
занятости школьников на переменах. В дальнейшем предполагается создание
командных квестов на английском языке с целью привлечения еще большего
количества учащихся.
Примеры квестов в Приложении 1.
4
Приложение 1.
На картинках изображены предметы, названные в честь разных людей. Все изображения
разделены красной линией на 3 сегмента, в центре каждого сегмента звездочка, которая
отсылает к номеру учебного кабинета из заголовка (Go to classroom №***). Желтым цветом
выделены имена шести личностей, которые нужно найти зашифрованными в картинках.
Исходя из расположения картинок внутри сегмента, с помощью шифра можно понять, что в
первой картинке зашифрована цифра 2, во второй 1, а в третьей 0. Следовательно, идти
нужно в кабинет 210 и искать медаль/звезду там.
5
Нужно соединить монарха и известный факт о нем/ней. Складывается слово canteen –
столовая. В столовой есть декорация – большая звезда, нужно сфотографировать ее на
телефон, фотография – ключ к квесту.
Люди, связанные с этими знаменитостями, это учитель биологии (Charles Darwin), учитель
музыки (John Lennon), учитель физики (Sir Issaak Newton), учитель литературы (William
Shakespeare), педагог-организатор (Charlie Chaplin) и директор (Margaret Thatcher). Каждый
из учителей выдает карточки с портретом своей знаменитости учащимся, когда они подходят
с вопросом по квесту. На обратной стороне карточек буквы, которые должны сложиться в
слово, если все собрано верно. Получившееся слово – ключ к квесту.
6