Автор: Абульханова Гульнара Ахметовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦДОД "Заречье"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей у детей"
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей у детей
Абульханова Гульнара Ахметовна,
педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДОД «Заречье» г. Казань
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача дополнительного образования
– выявить и развить творческие способности в интересной детям деятельности. Я считаю, что
развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в
руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его
одаренности.
Когда
мы
пытаемся
понять
и
объяснить,
почему
разные
люди,
поставленные
в
одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к
понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно объяснить ими. Это же понятие
используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди сильнее и лучше, чем
другие, усваивают знания и умения. Так что же такое способности?
Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии,
наличие
в
литературе
многих
его
определений,
не
однозначен.
Если
суммировать
его
толкования
и
попытаться
их
представить
в
компактной
классификации,
то
она
будет
выглядеть следующим образом:
1.
Способности
–
свойства
души
человека,
понимаемые
как
совокупность
всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из
имеющихся
определений
способностей.
В настоящее
время
им
уже
практически
не
пользуются.
2.
Способности
-
представляют
собой
высокий
уровень
развития
общих
и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком
различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии
XVIII – XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3.
Способности –
это
то,
что
не
сводиться
к
знаниям,
умениям
и навыкам,
но
объясняет
(обеспечивает)
их
быстрое
приобретение,
закрепление
и эффективное
использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно
вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех, и именно на него мы и
будем опираться.
Способности
не
могут
существовать
иначе,
как
в постоянном
процессе
развития.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со
временем
теряется.
Только
благодаря
постоянным
упражнениям,
связанным
с
систематическими
занятиями
такими
сложными
видами
человеческой
деятельности,
как
музыка и художественное творчество и др., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше
соответствующие способности.
Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В
первую
очередь
следует
различать
природные,
или
естественные
способности
и
специфические,
имеющие
общественно-историческое
происхождение.
Первые
являются
элементарные способности, общими у человека и животными, это, например, восприятие,
память, мышление, способность к элементарной коммуникации на основе экспрессии. Эти
способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а
формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.
Так же существуют общие и специальные высшие интеллектуальные способности,
основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и
творческие, предметные и межличностные.
Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых
различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, точность ручных
движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.
Специальные
способности
определяют
успех
человека
в специфических
видах
деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие, к
ним
можно
отнести
музыкальные,
математические,
литературные,
художественные,
технические и др.
Теоретические
и
практические
способности
отличаются
тем,
что
первые
предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к
конкретным, практическим действиям. Такие способности не сочетаются друг с другом,
вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.
Учебные
и
творческие
способности
отличаются
тем,
что
первые
определяют
успешность
обучения
и
воспитания,
усвоения
человеком
знаний,
умений,
навыков,
формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и
духовной
культуры,
производство
новых
идей,
открытий
и
изобретений,
словом
–
индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Кроме этих
существуют и другие виды способностей.
Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо
деятельности,
а
их
удачное
сочетание,
именно
такое,
которое
необходимо
для
нее.
Практически
нет
такой
деятельности,
успех
которой
определялся
бы
только
одной
способностью.
С
другой
стороны
относительная
слабость
способности
не
исключает
успешного выполнения деятельности, так как она может быть компенсирована другими,
входящими
в комплекс,
обеспечивающий
данную
деятельность.
Сочетание
различных
высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к
человеку, способному ко многим видам деятельности.
Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно
выделить 4 основных этапа, которые ребенок будет проходить на пути от способностей к
таланту:
1.
Первый этап – игровой.
На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и
великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими
способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать
абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть
при
столкновении
с
первыми
трудностями.
Поэтому
девиз
родителей
на
этой
стадии:
«Неторопливость, спокойствие, рассудительность».
2.
Второй этап – индивидуальность.
Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности
которых четко проявляются значительно раньше.
На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях
цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и,
минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе.
Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем
правило.
Большинство детей школьного возраста поступают в какое-нибудь объединение и тогда
у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его
успехов
является
наградой
для
педагога.
Для
этой
стадии
характерно
то,
что
взрослые
постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.
Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным
педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник
играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного
дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии
ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.
3.
Третий – этап роста.
Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится
основным
судьей
его
успехов.
Родители
занимают
подчинительную
позицию,
их
роль
сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания
трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты, проходящие вне дома.
Родители теперь выступают в роли зрителей.
4.
Четвертый – этап мастерства.
На
этом
этапе
подросток,
если
он
действительно
талантлив,
обгоняет
своих
сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере.
Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.
Из этого можно сделать следующие выводы:
На первом этапе ребенок тянется за родителями;
На втором этапе педагог начинает играть все более заметную роль в развитии
способностей ребенка;
На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.
Несмотря
на
все
увеличивающуюся
роль
профессионального
педагога
в росте
и
становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико.
Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.
Он заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации
обучения
развитию
творческих
способностей
большое
значение
п ри да е т с я
общедидактическим принципам:
научности
систематичности
последовательности
доступности
наглядности
активности
прочности
индивидуального подхода
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся во время игровой
деятельности игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры,
которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все
исходят из общей идеи и обладают характерными творческими особенностями:
1.
Каждая игра представляет собой набор задач.
2.
Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными
способами передачи информации.
3.
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
4.
Задачи
имеют
очень
широкий
диапазон
трудностей.
Поэтому
игры
могут
возбуждать интерес в течение многих лет.
5.
Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих
способностей.
6.
Для
эффективности
развития
творческих
способностей
у
детей
необходимо
соблюдать условия:
o
развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
o
задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
o
творческие
игры
должны
быть
разнообразны
по
своему
содержанию,
т.к.
создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Наряду с принципами используют и методы. Методы – это приемы и средства, с
помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.
Методы:
Практические
Словесные
Наглядные
К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения
- многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Они
подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские и творческие.
Игровой
метод
предполагает
использование
различных
компонентов
игровой
деятельности
в
сочетании
с
другими
приемами. Моделирование
-
это
процесс
создания
моделей
и
их
использования.
К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,
просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.
Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с
детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.
Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества
человека,
которые
определяют
успешность
выполнения
их
творческой
деятельности
различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих
способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются,
поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве и юношестве.
Успешное
развитие
творческих
способностей
возможно
лишь
при
создании
определенных
условий,
благоприятствующих
их
формированию.
Такими
условиями
являются:
1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения,
когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.
4.
Предоставление
ребенку
свободу
в
выборе
деятельности,
чередовании
дел,
продолжительности занятий одним делом и т.д.
5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
6.
Комфортная
психологическая
обстановка,
поощрение
взрослыми
стремления
ребенка к творчеству.
Но
создание
благоприятных
условий
недостаточно
для
воспитания
ребенка
с
высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по
развитию творческого потенциала у детей.
Список литературы:
1.
Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
2.
Немов Р.С. Психология. – М.: гуманитарный издательский центр Владос, 1998 г.
стр. 373 – 388.
3.
Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
4.
Теплов
Б.М.
Способности
и
одаренность//
Хрестоматия
по
возрастной
и
педагогической психологии. – М., 1981. – С. 32.