Напоминание

"Развитие творческих способностей у детей"


Автор: Абульханова Гульнара Ахметовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦДОД "Заречье"
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие творческих способностей у детей"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие творческих способностей у детей

Абульханова Гульнара Ахметовна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «ЦДОД «Заречье» г. Казань

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать

нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Задача дополнительного образования

– выявить и развить творческие способности в интересной детям деятельности. Я считаю, что

развить способности – это, значит, вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в

руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его

одаренности.

Когда

мы

пытаемся

понять

и

объяснить,

почему

разные

люди,

поставленные

в

одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к

понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно объяснить ими. Это же понятие

используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди сильнее и лучше, чем

другие, усваивают знания и умения. Так что же такое способности?

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии,

наличие

в

литературе

многих

его

определений,

не

однозначен.

Если

суммировать

его

толкования

и

попытаться

их

представить

в

компактной

классификации,

то

она

будет

выглядеть следующим образом:

1.

Способности

свойства

души

человека,

понимаемые

как

совокупность

всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из

имеющихся

определений

способностей.

В настоящее

время

им

уже

практически

не

пользуются.

2.

Способности

-

представляют

собой

высокий

уровень

развития

общих

и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком

различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии

XVIII – XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.

3.

Способности

это

то,

что

не

сводиться

к

знаниям,

умениям

и навыкам,

но

объясняет

(обеспечивает)

их

быстрое

приобретение,

закрепление

и эффективное

использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно

вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех, и именно на него мы и

будем опираться.

Способности

не

могут

существовать

иначе,

как

в постоянном

процессе

развития.

Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со

временем

теряется.

Только

благодаря

постоянным

упражнениям,

связанным

с

систематическими

занятиями

такими

сложными

видами

человеческой

деятельности,

как

музыка и художественное творчество и др., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше

соответствующие способности.

Рассмотрим вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В

первую

очередь

следует

различать

природные,

или

естественные

способности

и

специфические,

имеющие

общественно-историческое

происхождение.

Первые

являются

элементарные способности, общими у человека и животными, это, например, восприятие,

память, мышление, способность к элементарной коммуникации на основе экспрессии. Эти

способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а

формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.

Так же существуют общие и специальные высшие интеллектуальные способности,

основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и

творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых

различных видах деятельности. К ним относятся умственные способности, точность ручных

движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные

способности

определяют

успех

человека

в специфических

видах

деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие, к

ним

можно

отнести

музыкальные,

математические,

литературные,

художественные,

технические и др.

Теоретические

и

практические

способности

отличаются

тем,

что

первые

предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к

конкретным, практическим действиям. Такие способности не сочетаются друг с другом,

вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные

и

творческие

способности

отличаются

тем,

что

первые

определяют

успешность

обучения

и

воспитания,

усвоения

человеком

знаний,

умений,

навыков,

формирования качеств личности, в то время как вторые – создание предметов материальной и

духовной

культуры,

производство

новых

идей,

открытий

и

изобретений,

словом

индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности. Кроме этих

существуют и другие виды способностей.

Не отдельные способности непосредственно определяют успешность выполнения какой-либо

деятельности,

а

их

удачное

сочетание,

именно

такое,

которое

необходимо

для

нее.

Практически

нет

такой

деятельности,

успех

которой

определялся

бы

только

одной

способностью.

С

другой

стороны

относительная

слабость

способности

не

исключает

успешного выполнения деятельности, так как она может быть компенсирована другими,

входящими

в комплекс,

обеспечивающий

данную

деятельность.

Сочетание

различных

высокоразвитых способностей называют одаренностью, и эта характеристика относится к

человеку, способному ко многим видам деятельности.

Независимо от того, какие способности есть у ребенка и когда они проявляются, можно

выделить 4 основных этапа, которые ребенок будет проходить на пути от способностей к

таланту:

1.

Первый этап – игровой.

На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и

великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими

способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений. Детей может интересовать

абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть

при

столкновении

с

первыми

трудностями.

Поэтому

девиз

родителей

на

этой

стадии:

«Неторопливость, спокойствие, рассудительность».

2.

Второй этап – индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности

которых четко проявляются значительно раньше.

На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях

цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и,

минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе.

Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем

правило.

Большинство детей школьного возраста поступают в какое-нибудь объединение и тогда

у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его

успехов

является

наградой

для

педагога.

Для

этой

стадии

характерно

то,

что

взрослые

постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виновным

педагога и пытаются его заменить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник

играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семью распорядку юного

дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии

ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3.

Третий – этап роста.

Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится

основным

судьей

его

успехов.

Родители

занимают

подчинительную

позицию,

их

роль

сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания

трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты, проходящие вне дома.

Родители теперь выступают в роли зрителей.

4.

Четвертый – этап мастерства.

На

этом

этапе

подросток,

если

он

действительно

талантлив,

обгоняет

своих

сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере.

Подобное случается редко, и достигают таких высот единицы.

Из этого можно сделать следующие выводы:

На первом этапе ребенок тянется за родителями;

На втором этапе педагог начинает играть все более заметную роль в развитии

способностей ребенка;

На третьем этапе родители уже имеют дело с состоявшейся личностью.

Несмотря

на

все

увеличивающуюся

роль

профессионального

педагога

в росте

и

становлении таланта ребенка, значение родителей на всех этапах чрезвычайно велико.

Одним из основных принципов обучения является принцип от простого к сложному.

Он заключается в постепенном развитии творческих способностей. В процессе организации

обучения

развитию

творческих

способностей

большое

значение

п ри да е т с я

общедидактическим принципам:

научности

систематичности

последовательности

доступности

наглядности

активности

прочности

индивидуального подхода

Все занятия по развитию творческих способностей проводятся во время игровой

деятельности игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры,

которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все

исходят из общей идеи и обладают характерными творческими особенностями:

1.

Каждая игра представляет собой набор задач.

2.

Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомят его с разными

способами передачи информации.

3.

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.

4.

Задачи

имеют

очень

широкий

диапазон

трудностей.

Поэтому

игры

могут

возбуждать интерес в течение многих лет.

5.

Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих

способностей.

6.

Для

эффективности

развития

творческих

способностей

у

детей

необходимо

соблюдать условия:

o

развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;

o

задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;

o

творческие

игры

должны

быть

разнообразны

по

своему

содержанию,

т.к.

создают атмосферу свободного и радостного творчества.

Наряду с принципами используют и методы. Методы – это приемы и средства, с

помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Методы:

Практические

Словесные

Наглядные

К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения

- многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Они

подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские и творческие.

Игровой

метод

предполагает

использование

различных

компонентов

игровой

деятельности

в

сочетании

с

другими

приемами. Моделирование

-

это

процесс

создания

моделей

и

их

использования.

К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин,

просмотр диафильмов, прослушивание пластинок.

Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с

детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества

человека,

которые

определяют

успешность

выполнения

их

творческой

деятельности

различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих

способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются,

поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве и юношестве.

Успешное

развитие

творческих

способностей

возможно

лишь

при

создании

определенных

условий,

благоприятствующих

их

формированию.

Такими

условиями

являются:

1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения,

когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

4.

Предоставление

ребенку

свободу

в

выборе

деятельности,

чередовании

дел,

продолжительности занятий одним делом и т.д.

5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6.

Комфортная

психологическая

обстановка,

поощрение

взрослыми

стремления

ребенка к творчеству.

Но

создание

благоприятных

условий

недостаточно

для

воспитания

ребенка

с

высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усилено-направленная работа по

развитию творческого потенциала у детей.

Список литературы:

1.

Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.

2.

Немов Р.С. Психология. – М.: гуманитарный издательский центр Владос, 1998 г.

стр. 373 – 388.

3.

Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.

4.

Теплов

Б.М.

Способности

и

одаренность//

Хрестоматия

по

возрастной

и

педагогической психологии. – М., 1981. – С. 32.



В раздел образования