Автор: Шаймарданова Марина Алексеевна
Должность: студент
Учебное заведение: Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования "Казанский Приволжский федеральный университет" Елабужский институт Казанского Приволжского федерального университета
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Шаймарданова М
Елабужский институт К(П)ФУ, г. Елабуга
Особенности подготовки детей к обучению в школе в условиях
ФГОС ДОУ
В настоящее время проблема готовности ребенка школе
рассматривается в связи с реализацией положений Закона «Об образовании в
РФ» (2013) и Федеральных государственных стандартов дошкольного
образования (2013).
В Законе «Об образовании в РФ» от 2013 года отмечается, что
дошкольное образование – это один из уровней общего образования (Гл. 2,
Ст. 10, п. 4), то есть дошкольное образование является ступенью к
начальному общему образованию, образовательные программы дошкольного
и начального общего образования являются преемственными (Гл.7, Ст.63, п.
1), Федеральные государственные стандарты обеспечивают государственные
гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации основных образовательных программ и
результатов их освоения (Гл. 2, Ст. 11, п. 1).
Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения,
что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет
труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к
обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение
читать мало способствует успешности обучения.
Выделяют
три
наиболее
значимые
характеристики
психологической
готовности ребенка к школе:
- мотивационная готовность (желание учиться);
-эмоционально-волевая
и
личностная
готовность
(способность
управлять своим поведением);
-интеллектуальная
готовность
(способность
управлять
своими
интеллектуальными процессами).
Мотивационная готовность подразумевает:
Развитие
познавательной
мотивации,
непосредственно
связанной
с
учебой;
Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми
умениями, навыками и знаниями;
Развитие социальной мотивации: потребности в общении со взрослыми
людьми и сверстниками на новом уровне;
Способность адекватно оценивать себя.
Эмоционально-волевая готовность предполагает наличие:
Умения
детей
сознательно
подчинять
свои
действия
правилу,
обобщению, определяющему способ действия;
Умения ориентироваться на заданную систему требований;
Умения внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме;
Умения самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно
воспринимаемому образцу.
Интеллектуальная готовность включает в себя:
Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях
предметы и явления окружающего мира;
Следующий уровень интеллектуальных процессов:
-
умение
выделять
существенное
в
явлениях
окружающей
действительности;
- умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
- умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы;
Обучаемость:
- усвоение нового правила работы
- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное;
-
уровень
развития
обобщения
(например,
роза
–
цветок
низкий
уровень, роза – цветок –растение – живая природа высокий уровень).
Сумму усвоенных знаний;
Речевое развитие:
- усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на
смысл слова;
-
развитие
фонематического
слуха
(умение
производить
звуковой
анализ слов);
- осознание словесного состава речи.
Важна общая личностная готовность ребенка к школе, востребованная
в начальной школе, а не специальная, связанная с областями знаний. Важную
роль
следует
отводить
ведущей
деятельности
дошкольника
–
игровой.
Игровая
мотивация
побуждает
ребенка
подчиняться
правилам,
учитывать
позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они
были
понятны
другим,
искать
недостающую
информацию,
овладевать
новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.
В практике учителя чаще всего называют следующие проблемы детей 6
– 8 лет:
Недостаточное речевое развитие, в том числе развитие речевой памяти.
Неполные зрительно-пространственные представления.
Недостаточное развитие мелкой моторики рук.
Недостаточное развитие внимания.
Недостаточное развитие произвольности поведения.
Нарушение формирования учебной мотивации.
Проблемы эмоционально-личностного развития (страхи, агрессия).
Проблемы поведения (гиперактивное, демонстративное).
Высокая утомляемость.
Наиболее
успешными
в
школе
оказываются
дети
со
следующими
характеристиками
личностной
сферы:
жизнерадостные,
активные,
любознательные,
способные
фантазировать,
сочувствовать,
сопереживать,
действовать сообща.
Все
способности
ребенка
тесно
переплетены
между
собой.
Важно
совместными усилиями (педагоги – психологи – родители) найти основную
причину,
которая
вызывает
или
может
вызвать
у
ребенка
трудности
и
выработать вместе с семьей конкретные пути решения проблемы.
Особое внимание при определении готовности к школьному обучению
уделяется факторам риска школьной дезадаптации, важнейшими из которых
являются:
Педагогическая запущенность,
Отставание в психическом развитии,
Наличие
легких
органических
поражений
мозга
(так
называемая
«минимальная мозговая дисфункция»),
Признаки гипер- и гипоактивности,
Нарушения эмоциональной сферы (тревожность, агрессивность и т.д.),
Астенизация, сниженная работоспособность,
Нарушение
детско-родительских
отношений
(один
из
важнейших
факторов).
Итак, уважаемые родители, к концу дошкольного возраста должны
быть
развиты
физические,
интеллектуальные
и
личностные
качества
личности ребенка.
Физические качества– качества, характеризующие физическое развитие
(сила,
выносливость,
гибкость,
ловкость),
а
также
антропо-
и
физиометрические показатели.
Интеллектуальные качества– это качества, характеризующие развитие
интеллектуальной
сферы
(формирование
высших
психических
функций,
накопление социального опыта).
Личностные
качества–
это
качества,
характеризующие
развитие
личностной
сферы
(мотивация,
воля,
эмоции,
самооценка),
в
том
числе
морально-нравственное развитие.
Данная разбивка качеств условна, поскольку качество задается как
системное образование. Для возникновения каждого требуется системное
развитие ребенка: физическое (включающее созревание нервной системы) и
психическое (личностное и интеллектуальное).
Развитие выпускника детского сада в физическом, интеллектуальном и
личностном
плане
будет
способствовать
самостоятельному
решению
ребенком жизненных задач, адекватных его возрасту.
Список использованной литературы:
1.Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная
общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса,
Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика-синтез, 2011. - 336 с. - ISBN
978-5-86775-813-4 .
2.Волкова, Е.Т. Готов ли ребенок к школе / Е.Т. Волкова Дошкольное
воспитание. - 2010. - №12. - С. 76.3.Гуткина, Н.И. Психологическая
готовность к школе Н.И. Гуткина. - Изд. 4-е. - СПб.: Питер, 2004. - 208 с.