Автор: Бородулина Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МА ДОУ города Нижневартовска ДС № 48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста по методике Зайцева."
Раздел: дошкольное образование
Бородулина Елена Викторовна,
учитель-логопед МА ДОУ
города Нижневартовска
ДС № 48 «Золотой петушок»
Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего
дошкольного возраста – как средство развития одаренности. (по
методике Зайцева)
Умение грамотно, последовательно, красиво излагать свои мысли, а
также умение общаться, в современном мире необходимо каждому. Родители,
понимая важность обогащения словарного запаса, стремятся уделять должное
внимание развитию речи малыша, начиная с самого раннего возраста. Потому
что овладение правильной родной речью - это формирование предпосылок к
успешной
учебе
и
один
из
решающих
факторов
воспитания
социально
активной и успешной личности.
Именно поэтому сегодня неизменно востребованы и столь популярны
методики обучения чтению, адаптированные для самых маленьких.
В возрасте от двух до пяти лет мозг ребенка подобен губке и готов
буквально
«впитывать»
познания
об
окружающем
мире.
Это
один
из
сензитивных
периодов,
когда
объем
и
скорость
восприятия
значительно
превосходят
возможности
ребенка,
характерные
для
обычных
этапов
его
развития. Причем дети не просто учатся! Воспринимая обучение как веселую
забаву, увлекательную игру, они с неизменным успехом, эффективно и с
удовольствием
осваивают
материал!
Не
удивительно,
что
современные
детские
игрушки
представлены
многообразием
развивающих
-
от
самых
первых,
предназначенных
для
развития
моторики,
до
хитроумных
обучающих игр, авторы которых - известные педагоги и психологи. В числе
популярных и эффективных - игровое пособие для раннего развития. Его
разработал
педагог-новатор
из
Санкт-Петербурга
Зайцев
Николай
Александрович
-
автор
нескольких
десятков
уникальных
пособий
по
изучению языка, чтения, письма. Большинство, так или иначе, знакомы с
термином
«чтение
по
Зайцеву»,
слышали
о
«кубиках
Зайцева»
и
рассчитывают, что кубики - любимый строительный материал малышей -
будут лучшими помощниками в обучении чтению в самом нежном возрасте!
Автор методики предположил, что именно слог, а не букву следует
считать простейшей частью речи. Педагог исходит из того, что когда кроха
лишь начинает осваивать разговорную речь, произносить он пытается слоги:
«ма»,
«да»,
«ба»,
а
не
отдельные
буквы.
Поэтому
в
основе
уникальной
методики Зайцева - система чтения по складам, являющаяся, по убеждению
автора, более естественной в сравнении с буквенной. Склад - в русском языке
представляет собой элементарную единицу чтения и письма. Склад (он не
равен слогу) может состоять: из одной гласной (Е+ДА), одной согласной
(ДО+М) либо их сочетания (РУ+КА). Знакомство же с буквами происходит
лишь
после
того,
как
малыш
освоил
первоначальные
навыки
чтения
по
кубикам. А алфавит ему пригодится позже. Учебное пособие, состоящее из
кубиков, таблиц, картинок, попевок и методического материала, независимо
от возраста малыша, может применяться для обучения ребенка чтению дома,
в
группах
детских
садов
общеразвивающего
типа,
в
группах
кратковременного пребывания или в условиях центров раннего развития.
В чем суть и
основные
преимущества
м е т о д и к и ?
В
обучении
важнейшее значение
и м е е т
тот
ф а к т,
к а к и м
о б р а з о м
ребенок
научился
ч и т а т ь .
Б ы л
л и
процесс
усвоения
знаний
естественным,
органичным,
увлекательным?
Не
вносил
ли
дисгармонию
в
эмоциональное
состояние,
не
вредил
ли
физическому
здоровью
малыша?
Способствовал
ли
формированию
устойчивых когнитивных интересов и стремлению к поиску знаний? Ведь не
секрет, что непрофессиональное обучение грамоте может вызвать обратный
эффект, сформировать у крохи нелюбовь к чтению и родному языку, став
препятствием для хорошего интеллектуального развития в будущем.
Как правило, 4-5-летние детки еще не вполне готовы неподвижно
высиживать в течение 20-30 минутных занятий, сосредоточившись на словах
педагога, слушая абстрактные объяснения и выкладывая звуковые схемы
разных слов. Методика Зайцева — это возможность освоить азы чтения в
постоянном
движении.
Освоение
знаний
предполагается
в
форме
увлекательной
и
веселой
игры!
Размер
букв
и
складов
на
кубиках
и
в
таблицах таков, что они отлично видны. И это очень важно, поскольку детям
противопоказаны чрезмерные нагрузки и напряжение зрения.
Таблицы, располагаются на определенной высоте также не случайно, а
с
целью
профилактики
нарушений
осанки
и
зрения.
Кубики
педагог
не
рассортировывает, а кладет в случайном порядке для формирования у детей
способности оперативно переключаться на новую задачу и находить нужный:
«золотой»,
«железный»,
«деревянный»,
белый.
Для
малыша
это
сложная
мыслительная работа. Он трудится, выставляет кубики, умеет правильно
рассортировать их по цвету, по объемам, по весу, по вибрации и звучанию
наполнителя.
Для быстрого усвоения материала, облегчения запоминания и создания
ассоциативного ряда применяется метод воздействия, направленный на все
органы
чувств.
Для
передачи
информации
используются
звуки,
цвета,
ощущения
тактильные
и
вибрационные, вес и проч.
И
все
это
работает
на
обеспечение
непроизвольного простого и
надежного
запоминания.
П о л у ч а е т с я ,
ч т о ,
н е
в ы у ч и в а я
б у к в ы
целенаправленно, дети, тем
н е
м е н е е ,
о т л и ч н о
во спринимают
з н а н и я ,
погружаясь
в
ве с е л у ю
у в л е к а т е л ь н у ю
и г р у,
повторяя
упражнения
с
кубиками и таблицами.
Основной
принцип
занятий
-
многократное
привлечение
внимание
малыша
к
кубикам,
определенным образом составленным плакатам со складами. Кроме того,
методика Зайцева «работает» на грамотность в будущем, поскольку ребенок
автоматически запоминает наизусть некоторые из правил русского языка.
Аудиозапись
–
это
другой
помощник
и
мощное
средство
влияния
на
мыслительные
и
процессы
запоминания:
многократное
проговаривание
(пропевание)
столбиков
и
строк
таблиц
способны
наилучшим
образом
воздействовать на память. Результатами освоения методики являются:
• четкость и «чистота» речи благодаря пропеванию-проговариванию
складов;
•
коррекция
некоторых
логопедических
дефектов
(фонематического
слуха);
• появление начальных навыков правильного (грамотного) письма;
• быстрое и значительное расширение словарного запаса;
• формирование логического мышления;
•
развитие
ассоциативного
и
образного
мышления,
способностей
к
самостоятельной работе;
• устранение речевых «зажимов».
Результаты, полученные в ходе многолетней практики, позволяют с
уверенностью говорить о том, что с помощью методики Зайцева очень скоро
малыши начинают самостоятельно действовать с кубиками и таблицами,
играя,
учатся
различать
гласные
и
согласные
звуки,
твердые
и
мягкие,
звонкие и глухие согласные, осваивают правила русского языка.
Методика признана здоровьесберегающей, т.к. в процессе освоения
материала дети не только не портят осанку и зрение, но, напротив, возможно
исправление уже имеющихся проблем (сколиоз, близорукость).
Занятия с кубиками Зайцева способствуют развитию речевых
способностей, формируют устойчивые познавательные интересы ребенка –
залог будущего успешного обучения.