Напоминание

"Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста по методике Зайцева."


Автор: Бородулина Елена Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МА ДОУ города Нижневартовска ДС № 48 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего дошкольного возраста по методике Зайцева."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бородулина Елена Викторовна,

учитель-логопед МА ДОУ

города Нижневартовска

ДС № 48 «Золотой петушок»

Формирование предпосылок обучению чтению детей младшего

дошкольного возраста – как средство развития одаренности. (по

методике Зайцева)

Умение грамотно, последовательно, красиво излагать свои мысли, а

также умение общаться, в современном мире необходимо каждому. Родители,

понимая важность обогащения словарного запаса, стремятся уделять должное

внимание развитию речи малыша, начиная с самого раннего возраста. Потому

что овладение правильной родной речью - это формирование предпосылок к

успешной

учебе

и

один

из

решающих

факторов

воспитания

социально

активной и успешной личности.

Именно поэтому сегодня неизменно востребованы и столь популярны

методики обучения чтению, адаптированные для самых маленьких.

В возрасте от двух до пяти лет мозг ребенка подобен губке и готов

буквально

«впитывать»

познания

об

окружающем

мире.

Это

один

из

сензитивных

периодов,

когда

объем

и

скорость

восприятия

значительно

превосходят

возможности

ребенка,

характерные

для

обычных

этапов

его

развития. Причем дети не просто учатся! Воспринимая обучение как веселую

забаву, увлекательную игру, они с неизменным успехом, эффективно и с

удовольствием

осваивают

материал!

Не

удивительно,

что

современные

детские

игрушки

представлены

многообразием

развивающих

-

от

самых

первых,

предназначенных

для

развития

моторики,

до

хитроумных

обучающих игр, авторы которых - известные педагоги и психологи. В числе

популярных и эффективных - игровое пособие для раннего развития. Его

разработал

педагог-новатор

из

Санкт-Петербурга

Зайцев

Николай

Александрович

-

автор

нескольких

десятков

уникальных

пособий

по

изучению языка, чтения, письма. Большинство, так или иначе, знакомы с

термином

«чтение

по

Зайцеву»,

слышали

о

«кубиках

Зайцева»

и

рассчитывают, что кубики - любимый строительный материал малышей -

будут лучшими помощниками в обучении чтению в самом нежном возрасте!

Автор методики предположил, что именно слог, а не букву следует

считать простейшей частью речи. Педагог исходит из того, что когда кроха

лишь начинает осваивать разговорную речь, произносить он пытается слоги:

«ма»,

«да»,

«ба»,

а

не

отдельные

буквы.

Поэтому

в

основе

уникальной

методики Зайцева - система чтения по складам, являющаяся, по убеждению

автора, более естественной в сравнении с буквенной. Склад - в русском языке

представляет собой элементарную единицу чтения и письма. Склад (он не

равен слогу) может состоять: из одной гласной (Е+ДА), одной согласной

(ДО+М) либо их сочетания (РУ+КА). Знакомство же с буквами происходит

лишь

после

того,

как

малыш

освоил

первоначальные

навыки

чтения

по

кубикам. А алфавит ему пригодится позже. Учебное пособие, состоящее из

кубиков, таблиц, картинок, попевок и методического материала, независимо

от возраста малыша, может применяться для обучения ребенка чтению дома,

в

группах

детских

садов

общеразвивающего

типа,

в

группах

кратковременного пребывания или в условиях центров раннего развития.

В чем суть и

основные

преимущества

м е т о д и к и ?

В

обучении

важнейшее значение

и м е е т

тот

ф а к т,

к а к и м

о б р а з о м

ребенок

научился

ч и т а т ь .

Б ы л

л и

процесс

усвоения

знаний

естественным,

органичным,

увлекательным?

Не

вносил

ли

дисгармонию

в

эмоциональное

состояние,

не

вредил

ли

физическому

здоровью

малыша?

Способствовал

ли

формированию

устойчивых когнитивных интересов и стремлению к поиску знаний? Ведь не

секрет, что непрофессиональное обучение грамоте может вызвать обратный

эффект, сформировать у крохи нелюбовь к чтению и родному языку, став

препятствием для хорошего интеллектуального развития в будущем.

Как правило, 4-5-летние детки еще не вполне готовы неподвижно

высиживать в течение 20-30 минутных занятий, сосредоточившись на словах

педагога, слушая абстрактные объяснения и выкладывая звуковые схемы

разных слов. Методика Зайцева — это возможность освоить азы чтения в

постоянном

движении.

Освоение

знаний

предполагается

в

форме

увлекательной

и

веселой

игры!

Размер

букв

и

складов

на

кубиках

и

в

таблицах таков, что они отлично видны. И это очень важно, поскольку детям

противопоказаны чрезмерные нагрузки и напряжение зрения.

Таблицы, располагаются на определенной высоте также не случайно, а

с

целью

профилактики

нарушений

осанки

и

зрения.

Кубики

педагог

не

рассортировывает, а кладет в случайном порядке для формирования у детей

способности оперативно переключаться на новую задачу и находить нужный:

«золотой»,

«железный»,

«деревянный»,

белый.

Для

малыша

это

сложная

мыслительная работа. Он трудится, выставляет кубики, умеет правильно

рассортировать их по цвету, по объемам, по весу, по вибрации и звучанию

наполнителя.

Для быстрого усвоения материала, облегчения запоминания и создания

ассоциативного ряда применяется метод воздействия, направленный на все

органы

чувств.

Для

передачи

информации

используются

звуки,

цвета,

ощущения

тактильные

и

вибрационные, вес и проч.

И

все

это

работает

на

обеспечение

непроизвольного простого и

надежного

запоминания.

П о л у ч а е т с я ,

ч т о ,

н е

в ы у ч и в а я

б у к в ы

целенаправленно, дети, тем

н е

м е н е е ,

о т л и ч н о

во спринимают

з н а н и я ,

погружаясь

в

ве с е л у ю

у в л е к а т е л ь н у ю

и г р у,

повторяя

упражнения

с

кубиками и таблицами.

Основной

принцип

занятий

-

многократное

привлечение

внимание

малыша

к

кубикам,

определенным образом составленным плакатам со складами. Кроме того,

методика Зайцева «работает» на грамотность в будущем, поскольку ребенок

автоматически запоминает наизусть некоторые из правил русского языка.

Аудиозапись

это

другой

помощник

и

мощное

средство

влияния

на

мыслительные

и

процессы

запоминания:

многократное

проговаривание

(пропевание)

столбиков

и

строк

таблиц

способны

наилучшим

образом

воздействовать на память. Результатами освоения методики являются:

• четкость и «чистота» речи благодаря пропеванию-проговариванию

складов;

коррекция

некоторых

логопедических

дефектов

(фонематического

слуха);

• появление начальных навыков правильного (грамотного) письма;

• быстрое и значительное расширение словарного запаса;

• формирование логического мышления;

развитие

ассоциативного

и

образного

мышления,

способностей

к

самостоятельной работе;

• устранение речевых «зажимов».

Результаты, полученные в ходе многолетней практики, позволяют с

уверенностью говорить о том, что с помощью методики Зайцева очень скоро

малыши начинают самостоятельно действовать с кубиками и таблицами,

играя,

учатся

различать

гласные

и

согласные

звуки,

твердые

и

мягкие,

звонкие и глухие согласные, осваивают правила русского языка.

Методика признана здоровьесберегающей, т.к. в процессе освоения

материала дети не только не портят осанку и зрение, но, напротив, возможно

исправление уже имеющихся проблем (сколиоз, близорукость).

Занятия с кубиками Зайцева способствуют развитию речевых

способностей, формируют устойчивые познавательные интересы ребенка –

залог будущего успешного обучения.



В раздел образования