Напоминание

"Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях сетевого взаимодействия с другими организациями"


Автор: Ракова Татьяна Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"
Населённый пункт: г. Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях сетевого взаимодействия с другими организациями"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха

в условиях сетевого взаимодействия с другими организациями

Одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива

школы-интерната является создание здоровьесберегающей среды, которая охватывает весь

образовательный процесс.

В школе реализуется целевая комплексная программа охраны здоровья обучающихся,

воспитанников «Мир здоровья» на 2013-2018г.г., проект «Школа-территория здоровья». По

направлениям: педагогическое, медицинское, социально-психологическое, физкультурно-

оздоровительное.

Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и

решать

задачи

образовательной

деятельности,

необходимо

знать

состояние

здоровья,

физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями слуха.

Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени

тяжести

и

структуре

дефекта,

времени

его

возникновения,

причинам

и

характеру

протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и

вторичных

отклонений,

состоянию

соматического

здоровья,

уровню

физического

развития, физической подготовленности и другим признакам.

Поэтому совершенно не случайно в процессе физкультурно-оздоровительной работы

с детьми используются следующие принципы:

-

принцип

доступности

означает

необходимость

учета

основного

дефекта,

сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.

Помимо основного нарушения -

нарушение слуха, дети имеют еще ряд заболеваний, которые вносят дискомфорт в их жизнь, в

психофизическое развитие.

Допустимая для каждого конкретного учащегося нагрузка определяется врачами –

сурдологом и педиатром в начале учебного года. Распределение детей по группам здоровья

показывает, что

100 % школьников имеют хронические заболевания в разной стадии

компенсации (3-я, 4-я, 5 группы здоровья).

-

принцип дифференциации и индивидуализации – означает с одной стороны

объединение детей на занятиях относительно однородной группы (по возрасту, состоянию

соматического здоровья), с другой – индивидуальную работу с каждым ребенком с учетом

его

психологических

и

физических

возможностей,

пола,

возраста,

что

свободно

достигается малым наполнением класса. Индивидуальный подход к каждому ученику –

основа всего обучения;

- принцип учета возрастных особенностей – динамика психических и физических

способностей

сугубо

индивидуальна.

У

ребят

с

ослабленным

здоровьем

развитие

организма наступают позднее, в среднем на 2-3 года.

- принцип адекватности педагогических возможностей – ожидаемым результатом

коррекционно-оздоровительной работы с детьми является улучшение состояния организма

ребенка,

приобретение

нового

уровня

физических

качеств

и

способностей.

Принцип

адекватности означает, что постановка коррекционных задач, выбор средств, методов,

приемов адаптивной физической культуры должны соответствовать функциональному

состоянию ребенка и учитывать все его способности.

Школьникам

с

нарушениями

слуха

свойственны

разнообразные

нарушения

в

двигательной сфере. К наиболее характерным нарушениям относятся: недостаточно точная

координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыками

ходьбы у малышей, и проявляется в старшем возрасте в виде шаркающей походки, трудности

сохранения статического и динамического равновесия.

Потеря

слуха

отражается

и

на

уровне

развития

физических

ка честв, поэтому

воспитанникам нужны уроки тренирующей направленности, особенно при развитии силовых

качеств. Для формирования правильной осанки преимущественное внимание уде ляется

наиболее важным мышечным группам - спины, груди, плечевого пояса, живота и нижних

конечностей.

- принцип оптимальности педагогических воздействий – важно чтобы нагрузка

не

превышала

допустимые

величины

и

соответствовала

оптимальным

реакциям

организма. На уроках физкультуры учащиеся знакомятся с методами самоконтроля

-

простейшим

способом

измеряют

жизненную

емкость

легких, подсчитывают пульс до

нагрузки и после нагрузки. Подобные измерения вызывают у учащихся живой интерес. У

воспитанников возникает много вопросов: как стать сильным, ловким, быстрым. Здесь

учитель физкультуры выступает в роли консультанта, давая конкретные рекомендации,

индивидуально предлагая специально разработанную систему упражнений для каждого

конкретного ребенка.

Мы учим детей преодолевать себя, поверить в свои возможности, открыть в себе

чувства победы над собой!

У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы (обучение

по

карточкам,

карточки

«Достижений»,

круговая

тренировка,

восхождение

на

гору

«Эверест»…),

но

всех

педагогов

объединяет

чуткое

и

внимательное

отношение

к

учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для воспитания в детях

уверенности

в

своих

силах,

появления

положительного

психологического

настроя,

необходимого для достижения успеха.

Большую роль при обучении и воспитании наших учащихся играет внеклассная

работа, которая тесно взаимодействует с учебным процессом.

Ребята школы-интерната имеют возможность заниматься в спортивных секциях по

различным видам спорта, таких как футбол, легкая атлетика, настольный теннис.

Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные

грамоты и дипломы. С 2009 года наши ребята принимают активное участие в городских и

республиканских соревнованиях, занимая призовые места. В соревнованиях принимают

участия дети с 11-12 лет, до этого возраста с ними проводятся уроки физкультуры,

согласно адаптивной программе и спортивные мероприятия внутри школы «Веселые

старты», «Малые олимпийские игры», «Быстрее, выше, сильнее» и д.р.

В

связи

с

развитием

медицины,

техники

и

компьютерных

технологий

дети

с

нарушениями слуха имеют возможность слухопротезироваться при помощи кохлеарной

имплантации (далее КИ). В нашей школе на данный момент обучается 23 ребенка с КИ.

Из них 14 детей дошкольного и младшего школьного возраста обучаются в массовых

образовательных организациях, посещают нашу школу в рамках сетевого взаимодействия,

получая

коррекционную

помощь

у

сурдопедагогов.

Основная

нагрузка

ложится

на

учителей массовых ОО, и они должны знать особенности работы с детьми с КИ. Есть

меры предосторожности для детей с КИ, которые следует соблюдать, чтобы уберечь

имплант от повреждений и дольше сохранить его работоспособность.

При выборе вида спорта, игр, занятий в свободное время, которым будет заниматься

ребенок с КИ, следует определить несколько моментов:

2

•необходимость

защиты

внешней

части

КИ

от

механического

повреждения,

влажности, пыли, песка;

•необходимость защиты головы и внутренней части КИ от ударов;

•необходимость исполнения инструкций и предупреждений;

•практичность;

•комфорт. [1]

В целом ребенок с КИ ведет такой же образ жизни, как и другие люди. Многие дети,

активно занимаются спортом. Об этом говорят результаты, которые достигают ребята,

обучаясь и воспитываясь в нашей школе.

Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением

деятельности

любой школы во все времена. Результативность этой деятельности во многом зависит от

целей

образовательного

процесса,

доступных

способов

и

средств

их

достижения.

В

условиях

внедрения

в

массовое

образование

нового

Федерального

государственного

стандарта

общего

образования

для

детей

с

ОВЗ,

актуально

использование

новых

возможностей,

открывающихся

в

здоровьесберегающей

работе

любой

школы,

принимающей детей с нарушениями слуха.

Литература:

1.

Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых

(электродное протезирование слуха). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2012. –

752 с.: ил. – (Серия «Специальная педагогика»). С 588, 595-597

2.

Статья «Наше здоровье» Н. И. Козык, учитель высшей категории,

школа №9, г. Кинель. Ежемесячный научно - методический журнал «Начальная

школа» 2007г №7, стр. 51.

3.

Статья «Уроки здоровья» Ф. А. Сулейманова, старший преподаватель,

Арзамасского ГПИ им. А.П. Гайдара. Ежемесячный научно- методический журнал

«Начальная школа» 2004г №7, стр. 94.

3



В раздел образования