Автор: Ракова Татьяна Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ РХ "Школа-интернат для детей с нарушениями слуха"
Населённый пункт: г. Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха в условиях сетевого взаимодействия с другими организациями"
Раздел: среднее профессиональное
Формирование здорового образа жизни у детей с нарушением слуха
в условиях сетевого взаимодействия с другими организациями
Одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива
школы-интерната является создание здоровьесберегающей среды, которая охватывает весь
образовательный процесс.
В школе реализуется целевая комплексная программа охраны здоровья обучающихся,
воспитанников «Мир здоровья» на 2013-2018г.г., проект «Школа-территория здоровья». По
направлениям: педагогическое, медицинское, социально-психологическое, физкультурно-
оздоровительное.
Чтобы строить педагогический процесс, определять дидактические линии, ставить и
решать
задачи
образовательной
деятельности,
необходимо
знать
состояние
здоровья,
физические, психические, личностные особенности детей с нарушениями слуха.
Категория этих детей чрезвычайно разнообразна по нозологии, возрасту, степени
тяжести
и
структуре
дефекта,
времени
его
возникновения,
причинам
и
характеру
протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и
вторичных
отклонений,
состоянию
соматического
здоровья,
уровню
физического
развития, физической подготовленности и другим признакам.
Поэтому совершенно не случайно в процессе физкультурно-оздоровительной работы
с детьми используются следующие принципы:
-
принцип
доступности
– означает
необходимость
учета
основного
дефекта,
сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений.
Помимо основного нарушения -
нарушение слуха, дети имеют еще ряд заболеваний, которые вносят дискомфорт в их жизнь, в
психофизическое развитие.
Допустимая для каждого конкретного учащегося нагрузка определяется врачами –
сурдологом и педиатром в начале учебного года. Распределение детей по группам здоровья
показывает, что
100 % школьников имеют хронические заболевания в разной стадии
компенсации (3-я, 4-я, 5 группы здоровья).
-
принцип дифференциации и индивидуализации – означает с одной стороны
объединение детей на занятиях относительно однородной группы (по возрасту, состоянию
соматического здоровья), с другой – индивидуальную работу с каждым ребенком с учетом
его
психологических
и
физических
возможностей,
пола,
возраста,
что
свободно
достигается малым наполнением класса. Индивидуальный подход к каждому ученику –
основа всего обучения;
- принцип учета возрастных особенностей – динамика психических и физических
способностей
сугубо
индивидуальна.
У
ребят
с
ослабленным
здоровьем
развитие
организма наступают позднее, в среднем на 2-3 года.
- принцип адекватности педагогических возможностей – ожидаемым результатом
коррекционно-оздоровительной работы с детьми является улучшение состояния организма
ребенка,
приобретение
нового
уровня
физических
качеств
и
способностей.
Принцип
адекватности означает, что постановка коррекционных задач, выбор средств, методов,
приемов адаптивной физической культуры должны соответствовать функциональному
состоянию ребенка и учитывать все его способности.
Школьникам
с
нарушениями
слуха
свойственны
разнообразные
нарушения
в
двигательной сфере. К наиболее характерным нарушениям относятся: недостаточно точная
координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыками
ходьбы у малышей, и проявляется в старшем возрасте в виде шаркающей походки, трудности
сохранения статического и динамического равновесия.
Потеря
слуха
отражается
и
на
уровне
развития
физических
ка честв, поэтому
воспитанникам нужны уроки тренирующей направленности, особенно при развитии силовых
качеств. Для формирования правильной осанки преимущественное внимание уде ляется
наиболее важным мышечным группам - спины, груди, плечевого пояса, живота и нижних
конечностей.
- принцип оптимальности педагогических воздействий – важно чтобы нагрузка
не
превышала
допустимые
величины
и
соответствовала
оптимальным
реакциям
организма. На уроках физкультуры учащиеся знакомятся с методами самоконтроля
-
простейшим
способом
измеряют
жизненную
емкость
легких, подсчитывают пульс до
нагрузки и после нагрузки. Подобные измерения вызывают у учащихся живой интерес. У
воспитанников возникает много вопросов: как стать сильным, ловким, быстрым. Здесь
учитель физкультуры выступает в роли консультанта, давая конкретные рекомендации,
индивидуально предлагая специально разработанную систему упражнений для каждого
конкретного ребенка.
Мы учим детей преодолевать себя, поверить в свои возможности, открыть в себе
чувства победы над собой!
У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы (обучение
по
карточкам,
карточки
«Достижений»,
круговая
тренировка,
восхождение
на
гору
«Эверест»…),
но
всех
педагогов
объединяет
чуткое
и
внимательное
отношение
к
учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для воспитания в детях
уверенности
в
своих
силах,
появления
положительного
психологического
настроя,
необходимого для достижения успеха.
Большую роль при обучении и воспитании наших учащихся играет внеклассная
работа, которая тесно взаимодействует с учебным процессом.
Ребята школы-интерната имеют возможность заниматься в спортивных секциях по
различным видам спорта, таких как футбол, легкая атлетика, настольный теннис.
Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные
грамоты и дипломы. С 2009 года наши ребята принимают активное участие в городских и
республиканских соревнованиях, занимая призовые места. В соревнованиях принимают
участия дети с 11-12 лет, до этого возраста с ними проводятся уроки физкультуры,
согласно адаптивной программе и спортивные мероприятия внутри школы «Веселые
старты», «Малые олимпийские игры», «Быстрее, выше, сильнее» и д.р.
В
связи
с
развитием
медицины,
техники
и
компьютерных
технологий
дети
с
нарушениями слуха имеют возможность слухопротезироваться при помощи кохлеарной
имплантации (далее КИ). В нашей школе на данный момент обучается 23 ребенка с КИ.
Из них 14 детей дошкольного и младшего школьного возраста обучаются в массовых
образовательных организациях, посещают нашу школу в рамках сетевого взаимодействия,
получая
коррекционную
помощь
у
сурдопедагогов.
Основная
нагрузка
ложится
на
учителей массовых ОО, и они должны знать особенности работы с детьми с КИ. Есть
меры предосторожности для детей с КИ, которые следует соблюдать, чтобы уберечь
имплант от повреждений и дольше сохранить его работоспособность.
При выборе вида спорта, игр, занятий в свободное время, которым будет заниматься
ребенок с КИ, следует определить несколько моментов:
2
•необходимость
защиты
внешней
части
КИ
от
механического
повреждения,
влажности, пыли, песка;
•необходимость защиты головы и внутренней части КИ от ударов;
•необходимость исполнения инструкций и предупреждений;
•практичность;
•комфорт. [1]
В целом ребенок с КИ ведет такой же образ жизни, как и другие люди. Многие дети,
активно занимаются спортом. Об этом говорят результаты, которые достигают ребята,
обучаясь и воспитываясь в нашей школе.
Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением
деятельности
любой школы во все времена. Результативность этой деятельности во многом зависит от
целей
образовательного
процесса,
доступных
способов
и
средств
их
достижения.
В
условиях
внедрения
в
массовое
образование
нового
Федерального
государственного
стандарта
общего
образования
для
детей
с
ОВЗ,
актуально
использование
новых
возможностей,
открывающихся
в
здоровьесберегающей
работе
любой
школы,
принимающей детей с нарушениями слуха.
Литература:
1.
Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых
(электродное протезирование слуха). – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2012. –
752 с.: ил. – (Серия «Специальная педагогика»). С 588, 595-597
2.
Статья «Наше здоровье» Н. И. Козык, учитель высшей категории,
школа №9, г. Кинель. Ежемесячный научно - методический журнал «Начальная
школа» 2007г №7, стр. 51.
3.
Статья «Уроки здоровья» Ф. А. Сулейманова, старший преподаватель,
Арзамасского ГПИ им. А.П. Гайдара. Ежемесячный научно- методический журнал
«Начальная школа» 2004г №7, стр. 94.
3