Автор: Резяпова Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГАУСО "Арсеньевский социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних "Ласточка"
Населённый пункт: город Арсеньев, Приморский край
Наименование материала: ЗАНЯТИЕ-ПУТЕШЕСТВИЕ
Тема: "МИР ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"
Раздел: начальное образование
Занятие-путешествие для детей младшего и среднего школьного возраста
«Мир дорожного движения»
Цели:
знакомить учащихся с правилами дорожного движения, учить понимать сигналы
светофора, жесты регулировщика, дорожные знаки, формировать навыки поведения на улице,
расширить знания учащихся по безопасности движения, воспитывать интерес и уважение к
общему
закону
дорог
и
улиц,
развивать
внимание,
активность,
дисциплинированность,
ответственность.
Оборудование:
светофор, дорожные знаки, модели светофоров-8шт, клей, цветная бумага,
форма и жезл регулировщика, плакат “Азбука безопасности”,
костюм Незнайки, диск с материалами викторины.
Ход занятия:
Вед: - Сегодня у нас пройдет необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие «Мир
дорожного движения». Познакомимся с историей дорожных знаков. Узнаем о правилах
поведения на дороге, познакомимся с дорожными знаками, сигналами светофора, встретимся
с
регулировщиком. А в конце урока вы станете участниками увлекательной игры, чтобы не
ошибиться, будьте внимательными.
-
Если
вы
внимательно
присмотритесь
к
тому,
как
движется
по
городу
транспорт,
вы
заметите,
что
в
кажущейся
суматохе
есть
определенный
порядок.
Весь
транспорт
подчиняется строгому закону, который называется – «Правила дорожного движения».
Историческая справка.
«Сами правила родились на свет давно… Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам
создавались в то время когда по улицам ездили конные экипажи. Были эти правила, конечно,
не такими, как сейчас, - намного проще. Но и тогда знать их обязаны, были все.
В России царский указ предупреждал: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям
ездить, имея лошадей взнузданными, со всяким опасением и осторожностью, смирно». За
ослушание «виновные за первую вину будут биты кошками, за вторую кнутом, за третью
сосланы будут на каторгу».
«Первые правила были созданы для извозчиков и ямщиков. Потом появились велосипеды
(двухколесные, трехколесные).
С появлением автомобилей, появились новые правила. В Англии, например, когда появились
первые автомобили, было издано специальное постановление, в котором говорилось:
«В городах перед механической повозкой должен бежать человек с красным флажком, дабы
предупредить тем самым об опасности». Правда, и скорость у машин была не такой, как
сейчас.
Развивалась техника, усовершенствовались автомобили, росло их количество, росли города –
и все сложней и сложней становились правила.
Изучать и знать Правила движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою
жизнь опасности и не мешать движению транспорта. Сегодня ребята, вам нужно быть очень
внимательными. И так, отправляемся в путешествие.
II. Основная часть.
Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним некоторые правила...
1 чтец:
Бурлит в движении мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны -
Держитесь правой стороны.
2 чтец:
Объяснить можно запросто,
Будь ты юн или стар:
Мостовая - для транспорта,
Для тебя – тротуар!
3 чтец:
Где улицу надо тебе перейти
О правиле помни простом:
С вниманием налево сперва погляди,
Направо взгляни потом.
4 чтец:
На проезжей части, дети,
не играйте в игры эти.
Бегать можно без оглядки
Во дворе и на площадке.
5 чтец:
Шум, движение, гул моторов.
Сразу можно растеряться,
Коль в сигналах светофора не умеешь разбираться.
Стоп! Здесь проезжая дорога!
Кто так на улице резвиться,
Потом окажется в больнице.
6 чтец:
Когда транспорт на дороге
У обочины стоит
Он обычно закрывает
пешеходам общий вид.
Грузовик или автобус
Обходить опасно.
Это каждый пешеход должен знать прекрасно.
7 чтец:
На проезжей части не катайтесь, дети,
Ни на самокате,
Ни на велосипеде.
Мчатся по дороге
Быстрые машины,
Там вы попадете
Прямо им под шины.
8 чтец:
Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
Ученик показывает учащимся книгу
9 чтец:
Правила из этой книжки
Нужно знать не понаслышке.
И учить их не слегка,
А всерьез – наверняка!
“Правила дорожного движения”.
Вед:Правила мы вспомнили, теперь можно отправляться в путь
1. Станция «Светофор».
Вед: Что случилось? Что случилось?
И во сне даже не снилось.
Желтоглазый светофор...
Он желтухой заболел.
Может кто его сломал...?
Иль в аварию попал...?
Видно здесь неумеха
По дороге быстро ехал
И на светофор наехал.
-Ребята, давайте отремонтируем с вами светофор. Для начала, вспомним, какие цвета есть у
светофора, где они располагаются и о чём говорят.
(творческое задание: приклеить на заранее изготовленные заготовки
светофора, соответствующие ему цвета. )
Вед: Теперь светофор в исправности и может с нами поиграть.
Игра: «Пешеходы и машины»
( 5 машины и 2-пешехода , двигаются согласно сигналам светофора)
Вед: Игра закончилась, молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
А мы следуем дальше.
2.Станция «Дорожные знаки».
Вед:
Посмотрите
ребята!
Здесь
видно
произошла
авария,
и
наши
дорожные
знаки
раскололись на осколки. А значит, следовать дальше опасно! Давайте их соберём!
(ребята складывают знаки из осколков и поясняют их значение)
Вед: Ну, вот, со знаками все в порядке и мы можем следовать дальше.
3. Станция «Регулировщик-постовой»
Вед: А кто еще, может управлять движением на дороге?
Дети: Регулировщик-постовой!
Регулиров-постовой: В снег и дождь,
В грозу и бурю
Я на улице дежурю.
Мчатся тысячи машин.
Я проезд им разрешаю.
Если руку подниму -
Нет проезда никому.
Ученик-постовой демонстрирует жесты, а ведущий поясняет их.
1. Регулировщик обращен к участникам движения грудью или спиной, руки вытянуты
в стороны или опущены – движение запрещено. Такое положение соответствует
красному сигналу светофора.
2. Регулировщик поднял жезл вверх – внимание. Можно считать, что на светофоре
желтый сигнал.
3.
Регулировщик
обращен
к
участникам
движения
боком,
руки
вытянуты
или
опущены
–
разрешается
движение.
Такое
положение
соответствует
зеленому
сигналу светофора.
Игра: «Следуй сигналу регулировщика» (на красный свет — стоят, на жёлтый —
хлопают в ладоши, на зелёный -идут)
4. станция «Помоги Незнайке».
Вед: Ребята смотрите! Кто это?
Дети: Незнайка.
Вед: Что ты здесь делаешь Незнайка?
Нез: Помогите мне ребята дойти в школу. Ведь я иду в 1й класс и еще не
з н а ю
п р а в и л
дорожного движения и боюсь переходить улицу.
(На макете или плакате, ребята определяют кратчайший к школе путь. Разбирают все
опасные ситуации которые могут возникнуть на дороге)
Вед: Вот видишь, Незнайка. Сколько опасностей, может подстерегать
тебя
на
дорогах.
Поэтому будь внимателен на дороге, и обязательно
выучи правила дор. движения и сам
их соблюдай.
Нез: Спасибо ребята! Я обещаю выучить и соблюдать все правила
дорожного движения.
Вед: А я предлагаю тебе Незнайка поиграть с нами
Игра:
Я буду задавать вопросы, а вы. Если так поступаете, говорите:
«Это я , это я, это все мои друзья!»
Приготовились?
Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Знает кто, что красный свет
Означает — хода нет?
Кто из вас в трамвае тесном
уступает взрослым место?
Кто из вас идя домой,
держит путь по мостовой?...
Кто из вас летит так скоро,
Что не видит светофора?...
Молодцы! И с этим заданием вы справились на «5».
Вед: Вот и подошло наше путешествие к концу
Сегодня на уроке мы подружились с правилами дорожного движения, с
регулировщиком, с дорожными знаками,
Хочу еще раз вам напомнить
Ты должен правила движения
Всегда и всюду соблюдать!
Чтоб жить, не зная огорчения,
Чтоб бегать, прыгать и скакать.