Напоминание

"Секретики воздуха"


Автор: Белопольская Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Хакасия,Алтайский район,с.Очуры
Наименование материала: методическая разработка по экспериментированию 6-7 лет
Тема: "Секретики воздуха"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Очурский детский сад Колосок»

Тема: «Секретики - воздуха»

Цель

: создание социальной ситуации развития посредством познавательно –

исследовательской деятельности

«Невидимка –Воздух»

Задачи:

1. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воздуха

в ходе проведения элементарных опытов: не видим, бесцветен, легок,

заполняет все пустое пространство, принимает форму заполняемого

предмета;

2. Содействовать развитию у детей способности рассуждать, сравнивать,

устанавливать причинно – следственные связи;

3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности,

диалогической речи;

4. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов;

5.Способствовать развитию навыков взаимодействия в процессе

коллективной работы;

6.Развивать любознательность, инициативность, самостоятельность;

7. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, природе.

Организация детских видов деятельностей:

1. Общение ребёнка со взрослым;

2. Общение ребёнка со сверстниками;

3. Познавательно- исследовательская деятельность.

Оборудование: пустые полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, весы,

тазики, металлические шарики, схемы.

Предварительная работа:

беседы «Что было бы, если бы не было воздуха?», «Кому нужен воздух?»,

«Как человек использует воздух?»;

прогулки – исследования;

наблюдения;

рассматривание иллюстраций на тему «Как человек использует воздух»;

надувание воздушных шаров; запускание бумажных самолётиков,

игра с мыльными пузырями; придумывание волшебных заклинаний.

Словарная работа: лаборатория, лаборант, научный сотрудник,

ученый,исследователь, пропуск.

- Вы хотите поиграть. Давайте поиграем.

Закрывайте нос. Чем дышите? ( ртом);

Закройте рот. Чем дышите? ( носом);

Закройте рот и нос. Дышать можете? ( Нет);

1

Почему? (Воздуха не хватает);

А что такое воздух? ( не знаем);

А вы хотите узнать? ( Да);

Значит,о чем мы будем говорить? ( О воздухе).

Воздух изучают специальные люди и называют этих людей ученые.

Ученый – это человек, который занимается наукой. Они изучает

разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводят

эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены.

- А вы хотите сделать эксперименты?( Да);

- Я тоже хочу.

- Давайте превратимся, ненадолго в ученых.

- Согласны?

- Энни фени крабы ( хлопок в ладоши).

- Мы теперь ни девочки мы теперь, ни мальчики, ни воспитатели;

- Мы теперь кто? (Ученые);

- А как себя надо вести в лаборатории , баловаться можно?, трогать

руками предметы можно ( нет)

- Гости наши превращаются в экспертов в нашей

экспериментальной деятельности.

- Господа ученые, вход в секретную лабораторию по пропускам.

Наш пропуск слово «Лаборатория», кто скажет, правильно получает

пропуск « пейджер - ученый ».

- Открываю дверь. Прошу вас господа ученые в лабораторию.

-- Сегодня перед учёными стоит задача: постараться в своей

лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем это

доказать.

- Прошу ученых пройти в свою лабораторию.

-Проходите, посмотрите, как лаборатория приготовлена, чем

украшена. ( шариками).

Лаборатория №1

2

- Правда красивые шарики? Но почему то- один какой то вялый,

грустный. Как вы думаете, что надо сделать, чтоб шарик стал

веселый?( надуть)

- Давайте попробуем надуть. Вот веселые шарики, подходите

разбирайте ( дети надувают шарики);

- Вы же ученые не у всех все получается. Держи свой веселый

шарик, ничего страшного ученые пробуют, испытывают.

- Господа ученые, скажите, пожалуйста,

- А как у нас из грустного шарика получился - веселый?.

- А как он сюда попал? (Через нас);

- Давайте наберем воздух.

- Чувствуете воздух.

- Через нас как это? (дети надувают);

-вдыхают; выдыхают на ладонь.

- Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать! (нет);

Мы сделали первое научное открытие. Подскажите, какое открытие

мы сделали?

- Высказывания детей (он не видим, прозрачен, мы дышим им, без

воздуха не могут жить рыбы, звери, птицы и т.д.)

Схема №1 Совместно делают вывод:

В нас есть воздух. Это открытие надо отметить. Какой же

схемой надо обозначить наше новое открытие? Схема мы

надуваем шарик. Потому что в нас есть воздух. Нас ждут новые

открытия.

Лаборатория №2

Прошу вас к лабораторному столу.

- Внутри нас есть воздух, а вокруг есть воздух?

- А мы можем его поймать? (нет, не можем)

3

- А где же он, как его поймать? Помогут пакеты (пакетом ловят

воздух, зажали пакет);

- Разбирайте господа ученые. Будем ловить воздух.

- Смотрите, сколько воздуха поймали.

На что наши пакеты похожи?

- Внутри что-нибудь есть. (Даша тоже воздух поймала);

Дети выполняют задание:

Объясняют: Мы взяли целлофановый мешочек и начали скручивать

его со стороны отверстия. А когда скручивали, то увидели, что он

надувается, становится выпуклым (как подушечка), это доказывает,

что в мешочке есть воздух, который раздувает мешок.

-похожи на камень, на кошку ,подушку; - прозрачный, волшебный.

- Без цвета, без запаха, его нельзя, поймать руками.

- Есть у него цвет? ( бесцветен);

- Давайте понюхаем (нюхают в мешочке).

Запах есть? Что-нибудь почувствовали? ( запаха нет)

- Получается ,что воздух какой?

- Выпустите воздух, пускай летит.

- Ой, пакетик стал грустный. Положите его на стол.

- Наше новое открытие воздух какой?

- Надо отметить схемой.

Схема № 2. Совместно делают вывод: воздух есть - вокруг нас!

Воздух без цвета, без запаха, его нельзя поймать руками,

невидимый.

Лаборатория №3

- Что ж поздравляю юных ученых с открытием!

- Прошу вас к лабораторному столу.

- Предлагаю продолжить наши открытия.

4

-Согласны?

-Воздух ловили, а можно взвесить? (Да, можно);

- Посмотрите, какие весы у нас в лаборатории,

на этих весах, что у нас весят? (висят шарики ,спросить всех);

- Обратите внимание, шарики перевешивают друг друга или нет?

(уравновешены);

- Давайте один шарик лопнем. И посмотрим, что получится

(лопают шарик);

- Что произошло? ( Значит воздух тяжелее);

- Шарик лопнул и весы перевесили, значит -воздух тяжелее.

- А давайте попробуем второй шарик тоже лопнуть, берут шпажку и

прокалывают;

- Господа ученые, кто ни лопал шарик? Прошу вот ваша шпажка.

- Шарики полопались и весы уравновесились.

Схема №3. Совместно делают вывод: в воздухе нет веса.

Обозначим схемой.

Лаборатория №4

- Что ж поздравляю юных ученых с открытием!

- Прошу вас к лабораторному столу.

- Предлагаю продолжить наши открытия.

-Согласны?

-Приглашаю в следующую лабораторию.

-Что у нас здесь приготовлено.

Воздушные и металлические шарики.

-Возьмите по металлическому шарику, попробуйте опустить в воду.

- Шарик тонет? Надо несколько раз, чтоб убедиться.

- Металлические шарики тонут? ( Металлические шарики тонут).

5

-Господа ученые вы забыли про воздушные шарики.

(Воздушные шарики не тонут);

А попробуем утопить воздушные (воздушные не тонут);

Что произошло ,они не тонут.

Шарик летает, воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть

шарик

- Наше новое открытие воздух какой?

- Надо отметить схемой.

Схема №4. Совместно делают вывод:

Шарик летает, воздух легче воды, поэтому он не дает

утонуть шарику.

Давайте поставим схему нашего открытия

и вспомним, какие же открытия мы сегодня сделали.

Совместно делают вывод: воздух летает;

-в нас есть воздух;

- без запаха, бесцветный;

-в воздухе нет веса;

-воздух легче воды.

Предлагаю передавать шарик из рук в руки и высказать своё

мнение.

Понравилось? И мне понравилось.

Ученые за открытия получают премии. Вы тоже получаете сладкую

премию Медальки.

Превратимся обратно в детей, закрывайте глазки. Берите шарики

играйте.

- Энни фени крабы ( хлопок в ладоши).

6

- Мы теперь девочки, мы теперь, мальчики и воспитатели.

7



В раздел образования