Автор: Белопольская Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Хакасия,Алтайский район,с.Очуры
Наименование материала: методическая разработка по экспериментированию 6-7 лет
Тема: "Секретики воздуха"
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Очурский детский сад Колосок»
Тема: «Секретики - воздуха»
Цель
: создание социальной ситуации развития посредством познавательно –
исследовательской деятельности
«Невидимка –Воздух»
Задачи:
1. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах воздуха
в ходе проведения элементарных опытов: не видим, бесцветен, легок,
заполняет все пустое пространство, принимает форму заполняемого
предмета;
2. Содействовать развитию у детей способности рассуждать, сравнивать,
устанавливать причинно – следственные связи;
3. Создать условия для побуждения детей к речевой активности,
диалогической речи;
4. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов;
5.Способствовать развитию навыков взаимодействия в процессе
коллективной работы;
6.Развивать любознательность, инициативность, самостоятельность;
7. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, природе.
Организация детских видов деятельностей:
1. Общение ребёнка со взрослым;
2. Общение ребёнка со сверстниками;
3. Познавательно- исследовательская деятельность.
Оборудование: пустые полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, весы,
тазики, металлические шарики, схемы.
Предварительная работа:
беседы «Что было бы, если бы не было воздуха?», «Кому нужен воздух?»,
«Как человек использует воздух?»;
прогулки – исследования;
наблюдения;
рассматривание иллюстраций на тему «Как человек использует воздух»;
надувание воздушных шаров; запускание бумажных самолётиков,
игра с мыльными пузырями; придумывание волшебных заклинаний.
Словарная работа: лаборатория, лаборант, научный сотрудник,
ученый,исследователь, пропуск.
- Вы хотите поиграть. Давайте поиграем.
Закрывайте нос. Чем дышите? ( ртом);
Закройте рот. Чем дышите? ( носом);
Закройте рот и нос. Дышать можете? ( Нет);
1
Почему? (Воздуха не хватает);
А что такое воздух? ( не знаем);
А вы хотите узнать? ( Да);
Значит,о чем мы будем говорить? ( О воздухе).
Воздух изучают специальные люди и называют этих людей ученые.
Ученый – это человек, который занимается наукой. Они изучает
разные вещи, вглядываясь в них, задавая вопросы и проводят
эксперименты, чтобы узнать, как эти вещи устроены.
- А вы хотите сделать эксперименты?( Да);
- Я тоже хочу.
- Давайте превратимся, ненадолго в ученых.
- Согласны?
- Энни фени крабы ( хлопок в ладоши).
- Мы теперь ни девочки мы теперь, ни мальчики, ни воспитатели;
- Мы теперь кто? (Ученые);
- А как себя надо вести в лаборатории , баловаться можно?, трогать
руками предметы можно ( нет)
- Гости наши превращаются в экспертов в нашей
экспериментальной деятельности.
- Господа ученые, вход в секретную лабораторию по пропускам.
Наш пропуск слово «Лаборатория», кто скажет, правильно получает
пропуск « пейджер - ученый ».
- Открываю дверь. Прошу вас господа ученые в лабораторию.
-- Сегодня перед учёными стоит задача: постараться в своей
лаборатории с помощью опытов обнаружить воздух, а затем это
доказать.
- Прошу ученых пройти в свою лабораторию.
-Проходите, посмотрите, как лаборатория приготовлена, чем
украшена. ( шариками).
Лаборатория №1
2
- Правда красивые шарики? Но почему то- один какой то вялый,
грустный. Как вы думаете, что надо сделать, чтоб шарик стал
веселый?( надуть)
- Давайте попробуем надуть. Вот веселые шарики, подходите
разбирайте ( дети надувают шарики);
- Вы же ученые не у всех все получается. Держи свой веселый
шарик, ничего страшного ученые пробуют, испытывают.
- Господа ученые, скажите, пожалуйста,
- А как у нас из грустного шарика получился - веселый?.
- А как он сюда попал? (Через нас);
- Давайте наберем воздух.
- Чувствуете воздух.
- Через нас как это? (дети надувают);
-вдыхают; выдыхают на ладонь.
- Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать! (нет);
Мы сделали первое научное открытие. Подскажите, какое открытие
мы сделали?
- Высказывания детей (он не видим, прозрачен, мы дышим им, без
воздуха не могут жить рыбы, звери, птицы и т.д.)
Схема №1 Совместно делают вывод:
В нас есть воздух. Это открытие надо отметить. Какой же
схемой надо обозначить наше новое открытие? Схема мы
надуваем шарик. Потому что в нас есть воздух. Нас ждут новые
открытия.
Лаборатория №2
Прошу вас к лабораторному столу.
- Внутри нас есть воздух, а вокруг есть воздух?
- А мы можем его поймать? (нет, не можем)
3
- А где же он, как его поймать? Помогут пакеты (пакетом ловят
воздух, зажали пакет);
- Разбирайте господа ученые. Будем ловить воздух.
- Смотрите, сколько воздуха поймали.
На что наши пакеты похожи?
- Внутри что-нибудь есть. (Даша тоже воздух поймала);
Дети выполняют задание:
Объясняют: Мы взяли целлофановый мешочек и начали скручивать
его со стороны отверстия. А когда скручивали, то увидели, что он
надувается, становится выпуклым (как подушечка), это доказывает,
что в мешочке есть воздух, который раздувает мешок.
-похожи на камень, на кошку ,подушку; - прозрачный, волшебный.
- Без цвета, без запаха, его нельзя, поймать руками.
- Есть у него цвет? ( бесцветен);
- Давайте понюхаем (нюхают в мешочке).
Запах есть? Что-нибудь почувствовали? ( запаха нет)
- Получается ,что воздух какой?
- Выпустите воздух, пускай летит.
- Ой, пакетик стал грустный. Положите его на стол.
- Наше новое открытие воздух какой?
- Надо отметить схемой.
Схема № 2. Совместно делают вывод: воздух есть - вокруг нас!
Воздух без цвета, без запаха, его нельзя поймать руками,
невидимый.
Лаборатория №3
- Что ж поздравляю юных ученых с открытием!
- Прошу вас к лабораторному столу.
- Предлагаю продолжить наши открытия.
4
-Согласны?
-Воздух ловили, а можно взвесить? (Да, можно);
- Посмотрите, какие весы у нас в лаборатории,
на этих весах, что у нас весят? (висят шарики ,спросить всех);
- Обратите внимание, шарики перевешивают друг друга или нет?
(уравновешены);
- Давайте один шарик лопнем. И посмотрим, что получится
(лопают шарик);
- Что произошло? ( Значит воздух тяжелее);
- Шарик лопнул и весы перевесили, значит -воздух тяжелее.
- А давайте попробуем второй шарик тоже лопнуть, берут шпажку и
прокалывают;
- Господа ученые, кто ни лопал шарик? Прошу вот ваша шпажка.
- Шарики полопались и весы уравновесились.
Схема №3. Совместно делают вывод: в воздухе нет веса.
Обозначим схемой.
Лаборатория №4
- Что ж поздравляю юных ученых с открытием!
- Прошу вас к лабораторному столу.
- Предлагаю продолжить наши открытия.
-Согласны?
-Приглашаю в следующую лабораторию.
-Что у нас здесь приготовлено.
Воздушные и металлические шарики.
-Возьмите по металлическому шарику, попробуйте опустить в воду.
- Шарик тонет? Надо несколько раз, чтоб убедиться.
- Металлические шарики тонут? ( Металлические шарики тонут).
5
-Господа ученые вы забыли про воздушные шарики.
(Воздушные шарики не тонут);
А попробуем утопить воздушные (воздушные не тонут);
Что произошло ,они не тонут.
Шарик летает, воздух легче воды, поэтому он не дает утонуть
шарик
- Наше новое открытие воздух какой?
- Надо отметить схемой.
Схема №4. Совместно делают вывод:
Шарик летает, воздух легче воды, поэтому он не дает
утонуть шарику.
Давайте поставим схему нашего открытия
и вспомним, какие же открытия мы сегодня сделали.
Совместно делают вывод: воздух летает;
-в нас есть воздух;
- без запаха, бесцветный;
-в воздухе нет веса;
-воздух легче воды.
Предлагаю передавать шарик из рук в руки и высказать своё
мнение.
Понравилось? И мне понравилось.
Ученые за открытия получают премии. Вы тоже получаете сладкую
премию Медальки.
Превратимся обратно в детей, закрывайте глазки. Берите шарики
играйте.
- Энни фени крабы ( хлопок в ладоши).
6
- Мы теперь девочки, мы теперь, мальчики и воспитатели.
7