Напоминание

"Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности"


Автор: Домкина Ольга Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 54 "Малыш"
Населённый пункт: г.Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-

логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда.

Конфуций

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно

только

при

условии

тесного

взаимодействия

всего

педагогического

коллектива ДОУ, Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда

и

инструктора

по

физической

культуре

способствует

эффективности

и

прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с

ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической

культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение

детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с

детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья,

развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию

психомоторных

функций.

Особое

внимание

обращается

на

возможность

а вт о м ат и з а ц и и

п о с т а в л е н н ы х

у ч и т е л е м - л о го п е д о м

з в у к о в ,

закрепления лексико-грамматических

средств

языка

путем

специально

подобранных

подвижных

игр

и

упражнений,

разработанных с

учетом

изучаемой лексической темы.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности

инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:

- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- координации движений;

- общей и мелкой моторики;

- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;

- речевого и физиологического дыхания;

- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

- работа над мимикой лица.

В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-

логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают

речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед

знакомит

инструктора

по

физической

культуре

с

тематическим

планом

работы

на

учебный

год,

согласно

ему

совместно

составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания

решаются

задачи

словесной

регуляции

действий

и

функций

активного

внимания

путем

выполнения

заданий,

движений

по

образцу,

наглядному

показу,

словесной

инструкции,

развитие

пространственно-временной

о р г а н и з а ц и и

д в и ж е н и я .

Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях

по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят

задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется

заданиями

на

коррекцию

и

исправление

двигательных

на-рушений,

характерных для детей с общим недоразвитием речи.

Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по

физкультуре

приходится

менять

правила

игры,

то

есть

«раздвигать»

регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в

упрощении правил.

Используется

и

сюжетная

форма

занятий,

которая

также

способствует

развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с

учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором

находится ребенок в данный период времени.

На

этих

занятиях

прослеживается

связь

между

развитием

речи

и

формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем

интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит

при

участии

речи.

Это

один

из

основных

элементов

двигательно-

пространственных

упражнений.

Ритм

речи,

особенно

стихов,

поговорок,

пословиц,

используемый

на

сюжетных

занятиях,

способствует

развитию

координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся

более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной

речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются

речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей

своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая

детей

на

игру.

Все

разделы

занятия

(вводная,

основная,

заключительная

части) подчинены данной теме.

Материал

для

произношения

и

для

проговаривания

текста

подбирает

учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с

учетом

их

возраста

и

этапов

логопедического

воздействия,

а

комплексы

упражнений

составляет

инструктор

по

физической

культуре

с

учётом

необходимых речедвигательных навыков.

Дети,

научившись

управлять

отдельными

движениями,

получают

уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по

развитию

общей

и

артикуляционной

моторики.

Стихотворные

тексты

нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой

структуры

слова.

Дети

вслушиваются

в

звуки,

слова,

контролируя

собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется

артикуляционный

аппарат

ребёнка,

развивается

фонематический

слух.

В

свою

очередь,

в

коррекционной

работе

учителя-логопеда

присутствует

двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой

моторики.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор

по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует

загадки

о

предметах

для

зимних

забав,

а

дети

имитируют

движения

хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,

Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную

форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В заключительной части также используется стихотворная речь, которая

восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

На

занятиях

широко

используются

нетрадиционное

оборудование

и

пособия,

изготавливаемые

из

подручных

средств,

бросового

материала

(бутылки

пластиковые,

банки):

«Дорожка

здоровья», «Змейка-шагайка»,

«Косички»,

«Мешочки

для

метания»,

«Коррекционные

следы»,

«Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию

необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное

состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.

Таким

образом,

взаимосвязь

учителя-логопеда

и

инструктора

по

физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с

ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-

развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое

Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по

ф и з к у л ь т у р е .

М . :

Т Ц

С ф е р а ,

2 0 0 9 .

1 4 4

с .

2. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в

дошкольном

образовательном

учреждении

компенсирующего

вида:

Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004г.

3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и

воспитателя

в

подготовительной

к

школе

логогруппе.

Комплект

из

трех

а л ь б о м о в .

М . :

И з д а т е л ь с т в о

Г Н О М

и

Д ,

2 0 0 9

г .

4.

Ушакова

О.

С.

Придумай

слово.

Речевые

игры

и

упражнения

для

д о ш к о л ь н и к о в .

-

М . :

П р о с в е щ е н и е :

У ч е б .

л и т. ,

1 9 9 6 г.

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего

вида

для

детей

с

нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.

6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе

использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс. -2005г.-

№10.- 14-17 с

Общеразвивающие

упражнения, позволяющие укрепить

опорно-

двигательный

аппарат,

дыхательную

и

сердечно-сосудистую

систему,

развивать координацию движений общей моторики и двигательную память,

формировать правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом

лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.

Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок

с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения

верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с

одного положения языка на другое.

Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития

“ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного

мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.

Дыхательная

гимнастика способствует

выработке

правильного

диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и

плавности.

Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала.

Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных

задач,

координации

речи

и

движений,

снятия

психоэмоционального

напряжения,

воспитания

навыка

взаимодействия

в

группе

и

подчинения

инструкциям.

Материал

для

закрепления

произношения

и

комплексы

упражнений

для

проговаривания текста подбираем в соответствии с речевыми нарушениями

дошкольников, опираясь на материал из пособия Е.Н.Вареник «Физическое и

речевое развитие дошкольников».

Благодаря

такой

физической

деятельности

укрепляется

артикуляционный

аппарат

ребенка,

развивается

фонематический

слух,

присутствие

двигательной активности способствует развитию общей и мелкой моторики.

Положительные результаты в процессе реализации задач образовательной

области

«Физическое

воспитание»

возможны

при

условии

тесной

взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива.



В раздел образования