Автор: Домкина Ольга Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 54 "Малыш"
Населённый пункт: г.Осинники, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-
логопеда в процессе коррекционно-развивающей деятельности
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно
только
при
условии
тесного
взаимодействия
всего
педагогического
коллектива ДОУ, Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда
и
инструктора
по
физической
культуре
способствует
эффективности
и
прочному закреплению результатов логопедической работы.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с
ОНР занимается не только учитель-логопед, но и инструктор по физической
культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует речевое общение
детей, то инструктор по физической культуре на специальных занятиях с
детьми решает задачи общего физического развития, укрепления здоровья,
развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию
психомоторных
функций.
Особое
внимание
обращается
на
возможность
а вт о м ат и з а ц и и
п о с т а в л е н н ы х
у ч и т е л е м - л о го п е д о м
з в у к о в ,
закрепления лексико-грамматических
средств
языка
путем
специально
подобранных
подвижных
игр
и
упражнений,
разработанных с
учетом
изучаемой лексической темы.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности
инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
В результате концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-
логопеда и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают
речевой материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Учитель-логопед
знакомит
инструктора
по
физической
культуре
с
тематическим
планом
работы
на
учебный
год,
согласно
ему
совместно
составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В специальной коррекционной работе в процессе физического воспитания
решаются
задачи
словесной
регуляции
действий
и
функций
активного
внимания
путем
выполнения
заданий,
движений
по
образцу,
наглядному
показу,
словесной
инструкции,
развитие
пространственно-временной
о р г а н и з а ц и и
д в и ж е н и я .
Особенности планирования дальнейшей деятельности с детьми на занятиях
по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в который входят
задания по развитию общих двигательных умений и навыков, дополняется
заданиями
на
коррекцию
и
исправление
двигательных
на-рушений,
характерных для детей с общим недоразвитием речи.
Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору по
физкультуре
приходится
менять
правила
игры,
то
есть
«раздвигать»
регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении, так и в
упрощении правил.
Используется
и
сюжетная
форма
занятий,
которая
также
способствует
развитию речи. Все сюжетные занятия, темы к ним, игры согласовываются с
учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого развития, на котором
находится ребенок в данный период времени.
На
этих
занятиях
прослеживается
связь
между
развитием
речи
и
формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем
интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений происходит
при
участии
речи.
Это
один
из
основных
элементов
двигательно-
пространственных
упражнений.
Ритм
речи,
особенно
стихов,
поговорок,
пословиц,
используемый
на
сюжетных
занятиях,
способствует
развитию
координации общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся
более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной
речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются
речевой слух, речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей
своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая
детей
на
игру.
Все
разделы
занятия
(вводная,
основная,
заключительная
части) подчинены данной теме.
Материал
для
произношения
и
для
проговаривания
текста
подбирает
учитель-логопед, в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с
учетом
их
возраста
и
этапов
логопедического
воздействия,
а
комплексы
упражнений
составляет
инструктор
по
физической
культуре
с
учётом
необходимых речедвигательных навыков.
Дети,
научившись
управлять
отдельными
движениями,
получают
уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по
развитию
общей
и
артикуляционной
моторики.
Стихотворные
тексты
нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании слоговой
структуры
слова.
Дети
вслушиваются
в
звуки,
слова,
контролируя
собственную речь. Во время такой физкультурной деятельности укрепляется
артикуляционный
аппарат
ребёнка,
развивается
фонематический
слух.
В
свою
очередь,
в
коррекционной
работе
учителя-логопеда
присутствует
двигательная активность детей, способствующая развитию общей и мелкой
моторики.
Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы» инструктор
по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие «Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.
При выполнении общеразвивающих упражнений инструктор использует
загадки
о
предметах
для
зимних
забав,
а
дети
имитируют
движения
хоккеиста.
Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).
Объясняя основные виды движения, инструктор использует стихотворную
форму (метание правой и левой рукой в цель).
Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.
В заключительной части также используется стихотворная речь, которая
восстанавливает ритм дыхания.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
На
занятиях
широко
используются
нетрадиционное
оборудование
и
пособия,
изготавливаемые
из
подручных
средств,
бросового
материала
(бутылки
пластиковые,
банки):
«Дорожка
здоровья», «Змейка-шагайка»,
«Косички»,
«Мешочки
для
метания»,
«Коррекционные
следы»,
«Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала к занятию
необходимо знать уровень развития двигательных качеств, эмоциональное
состояние ребенка, его двигательный и словарный запас, состояние здоровья.
Таким
образом,
взаимосвязь
учителя-логопеда
и
инструктора
по
физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с
ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-
развивающей работы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое
Развитие дошкольников: Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по
ф и з к у л ь т у р е .
–
М . :
Т Ц
С ф е р а ,
2 0 0 9 .
–
1 4 4
с .
2. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического процесса в
дошкольном
образовательном
учреждении
компенсирующего
вида:
Практическое пособие для педагогов и воспитателей. - М.: Гуманит, 2004г.
3. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и
воспитателя
в
подготовительной
к
школе
логогруппе.
Комплект
из
трех
а л ь б о м о в .
–
М . :
И з д а т е л ь с т в о
Г Н О М
и
Д ,
2 0 0 9
г .
4.
Ушакова
О.
С.
Придумай
слово.
Речевые
игры
и
упражнения
для
д о ш к о л ь н и к о в .
-
М . :
П р о с в е щ е н и е :
У ч е б .
л и т. ,
1 9 9 6 г.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. М.: Просвещение, 2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на основе
использования подвижных игр// Начальная школа до и после плюс. -2005г.-
№10.- 14-17 с
Общеразвивающие
упражнения, позволяющие укрепить
опорно-
двигательный
аппарат,
дыхательную
и
сердечно-сосудистую
систему,
развивать координацию движений общей моторики и двигательную память,
формировать правильную осанку. Данные упражнения подбираются с учетом
лексической темы, или в форме игры с речевым сопровождением.
Артикуляционная гимнастика проводится в виде артикуляционных сказок
с целью развития функций речедвигательного аппарата, добиваясь усвоения
верных артикуляционных поз и преодоления трудностей переключения с
одного положения языка на другое.
Пальчиковая гимнастика для тренировки пальцев и кистей рук, развития
“ручной умелости”, стимуляции деятельности речевых зон коры головного
мозга. Подбираются с учетом лексической темы, с речевым сопровождением.
Дыхательная
гимнастика способствует
выработке
правильного
диафрагмального дыхания, развития продолжительности выдоха, его силы и
плавности.
Речевые игры на закрепление лексико-грамматического материала.
Оздоровительно-развивающие игры применяем для решения двигательных
задач,
координации
речи
и
движений,
снятия
психоэмоционального
напряжения,
воспитания
навыка
взаимодействия
в
группе
и
подчинения
инструкциям.
Материал
для
закрепления
произношения
и
комплексы
упражнений
для
проговаривания текста подбираем в соответствии с речевыми нарушениями
дошкольников, опираясь на материал из пособия Е.Н.Вареник «Физическое и
речевое развитие дошкольников».
Благодаря
такой
физической
деятельности
укрепляется
артикуляционный
аппарат
ребенка,
развивается
фонематический
слух,
присутствие
двигательной активности способствует развитию общей и мелкой моторики.
Положительные результаты в процессе реализации задач образовательной
области
«Физическое
воспитание»
возможны
при
условии
тесной
взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива.