Напоминание

"Антикоррупционное воспитание в школе"


Автор: Будич Анастасия Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ Плодовая СШ
Населённый пункт: Ульяновск, п. Плодовый
Наименование материала: Статья
Тема: "Антикоррупционное воспитание в школе"
Раздел: полное образование





Назад




Антикоррупционное образование является целенаправленным процессом

обучения

и

воспитания

в

интересах

личности,

общества

и

государства,

основанным

на

общеобразовательных

программах,

разработанных

в

рамках

государственных

образовательных

стандартов

и

реализуемых

в

образовательных

учреждениях

для

решения

задач

формирования

антикоррупционного

мировоззрения,

повышения

уровня

правосознания

и

правовой культуры обучающихся.

Це ль

а нт икоррупционного

об ра зова ния

ф о р м и р о в а н и е

антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности,

гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Важная

роль

в

становлении личности

отводится

школе.

Воспитание

неприятия

молодым

поколением

коррупции

как

явления,

абсолютно

несовместимого

с

ценностями

современного

правового

государства,

важнейшая

задача

школы.

Уровень

образования

населения,

его

правовой

культуры

это

не

только

престиж

страны,

но

и

вопрос

национальной

безопасности.

Борьба

с

коррупцией

предполагает

использование

системы

экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и

воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы

приложения

проявлений

коррупции,

снижении

степени

ее

влияния,

минимизации вредных последствий, и школьное образование может и должно

внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в

формирование антикоррупционной устойчивости личности.

Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные

правонарушения,

преступления)

и

этическую

(морально-этические

коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением,

она безнравственна по своей сути. Во многом именно терпимость общества к

повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию

столь

распространенным

явлением.

Коррупция

разъедает

общественную

мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В

коррупцию

всегда

вовлечены

две

стороны,

и

всегда

это

проблема

нравственного выбора.

Формирование

антикоррупционного

мировоззрения

обучающихся

предполагает решение ряда задач в процессе воспитания:

дать

общее

представление

об

исторических

формах

коррупции,

особенностях

ее

проявления

в

различных

сферах

жизнедеятельности,

причинах, вредных последствиях этого явления;

сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки

данного социального явления с опорой на принцип историзма;

сформировать

комплекс

знаний,

в

коррупциогенных

ситуациях

обеспечивающих

поведение

в

соответствии

с

правовыми

и

морально-

этическими нормами;

стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

На

школьных

уроках

важно

рассмотреть

коррупцию

как

явление

социально-историческое,

социально-экономическое,

правовое;

осветить

исторический аспект проблемы: какие этапы проходила коррупция в своем

развитии, какие формы принимала, каковы причины того, что, несмотря на

предпринимавшиеся государством и обществом меры, коррупция сохранялась.

Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда,

причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать

негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т.

д.),

развивать

навыки

антикоррупционного

поведения.

Стратегия

действий

учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые

опровергают

расхожие

стереотипы,

традиционные

заблуждения

части

населения в том, что коррупция малоопасна, а ее размах не зависит от каждого

члена общества.

Предлагаемые примерные вопросы и задания, темы творческих работ и т.

п. позволят углубить и конкретизировать знания в данной области. Они могут

быть предложены при обсуждении на уроке, в качестве домашнего задания,

поскольку

требуют

работы

с

дополнительной

литературой,

ресурсами

Интернета и т. д. Учитель сможет расставить смысловые акценты при изучении

ряда тем, выявлять отношение учащихся к проблемам коррупции, вырабатывать

установки на антикоррупционное сознание и поведение.

Содержание по антикоррупционной тематике (прежде всего с опорой на

принцип доступности для школьников различного возраста) может включаться

в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др.,

в программы спецкурсов для старшеклассников, а также изучаться педагогами в

виде отдельных модулей в системе повышения квалификации.

Выделим темы, вопросы содержания стандартов, при изучении которых

сведения, задания по антикоррупционной тематике могут сделать уроки более

интересными, действенными, воспитывающими.

Национальной

Стратегией

противодействия

коррупции

(утверждена

Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460) коррупция

признана одной из системных угроз национальной безопасности. В декабре

2012 г. в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской

Федерации

Президент

Российской

Федерации

В.В.Путин

отметил

проявившуюся

в

обществе

негативную

тенденцию

равнодушия

к

общественным

делам,

готовности

мириться

с

коррупцией

и

призвал

к

активному гражданскому участию в противодействии коррупции.

В

настоящее

время,

учитывая

наличие

антикоррупционной

законодательной

базы,

акцент

смещается

в

область

реализации

принятых

законодательных актов. Молодежь обладает наибольшим антикоррупционным

потенциалом. Она не втянута в коррупционные отношения, молодым людям

свойственно повышенное чувство справедливости. Главным образом, молодежь

стремится к самореализации на основе собственных талантов, способностей и

знаний.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерации»

образование

представляет

собой

единый

целенаправленный

процесс воспитания и обучения и осуществляется в интересах человека, семьи,

общества и государства. Помимо приобретения знаний, умений и навыков в

ходе

реализации

образовательных

программ

любого

уровня

происходит

формирование

ценно стных

установок,

определяющих

ха р а кт е р

интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития человека.

Одним

из

основных

принципов

государственной

политики

и

правового

регулирования

в

сфере

образования

выступает

идея

гуманистического

характера образования, приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод

личности,

свободного

развития

личности,

воспитание

взаимоуважения,

трудолюбия,

гражданственности,

патриотизма,

ответственности,

правовой

культуры.

В

Ульяновской

области

принята

Программа

«Противодействие

коррупции

в

сфере

деятельности

Министерства

образования

и

науки

Ульяновской

области»

на

2016-2018

годы», в

соответствии

с

которой

разработана

школьная

Программа

по

антикоррупционному

воспитанию.

В

соответствии с данной Программой все участники образовательных отношений

(обучающиеся,

педагоги,

родители)

принимают

активное

участие

в

мероприятиях антикорупционной направленности.

Формы проведения делятся по образовательным уровням:

Обучающиеся и родители 1 – 4 классы активно участвуют в творческих

конкурсах федерального, регионального, муниципального, школьного уровней

Обучающиеся 5 – 9 классы принимают активное участие в неделях

антикорупционных инициатив, которые проводятся в течении учебного года

Обучающиеся 10 – 11 классы принимают участие в акциях, флешмобах

регионального уровня.



В раздел образования