Напоминание

"Ах, картошка, картошка…"


Авторы: Каракулова Наталья Анатольевна, Жарич Ирина Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ №117 "Дружная семейка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Экспериментально-поисковая деятельность
Тема: "Ах, картошка, картошка…"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментально-поисковая деятельность

«Ах, картошка, картошка…»

(старшая группа)

Разработчики:

Каракулова Наталья Анатольевна воспитатель I кв.кат.,

Жарич Ирина Александровна воспитатель высшей кв.кат.,

Цель:

формирование

знаний

о

картофеле

как

одной

из

самых

распространенных сельскохозяйственных культур.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с историей появления картофеля в России;

- обогащать и систематизировать знания детей о картофеле;

- уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же

средстве лечения некоторых заболеваний;

- закрепить правила безопасного обращения с мелкими предметами;

- активизация и пополнение словаря.

Развивающие:

- развивать творческое воображение и познавательную активность;

- развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших

гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий;

- развивать любознательность, речь, память, логическое мышление, внимание и

воображение;

- развивать коммуникативные качества.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Словарная работа: картофель, рассыпчатая, кожура, круглая, вкусная, клубни,

съедобная,

растение,

император,

заморский,

ядовитый,

вкусный,

полезный,

овощи, лекарство, компресс, медицина, желудок, ожог, грохочет, сияет, корнеплод,

лаборатория,

разрез,

терка,

крахмал,

скрип,

белый,

мягкий,

йод,

желтый,

фиолетовый.

Оборудование: ноутбук с презентацией «Секреты картофеля», картофель

вареный и сырой, терка, крахмал, йод, по количеству детей: пипетки, по 2 стакана

с чистой водой, листы бумаги (для склеивания), материал для ручного труда:

пластилин бусины, палочки и т.п.

Воспитатель 1-ведущая

Воспитатель 2-персонаж «Мудрая Сова»

Ход совместной деятельности:

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята!

Чтобы узнать, о чем мы сегодня

будем говорить,

отгадайте загадку:

Кругла, рассыпчата, бела, с полей она на стол пришла.

Ты подсоли её немножко, ведь, правда, вкусная …

(картошка)

- Правильно, речь пойдет о картофеле. Да, о той самой простой, незаменимой

картошке.

- Что такое картошка? Где растет? Как растет?

-

Как

вы

думаете,

из

чего

состоит

картофель?

(Кожуры,

воды,

питательных

веществ).

- Сегодня, мы узнаем секреты о картофеле. А поможет нам Мудрая тетушка Сова.

Хотите к ней отправиться?

Превращение (звучит волшебная музыка): 1,2,3 – повернись,

В гостях у тетушки Совы очутись!

Сова:

- Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

Дети:

- Хотим узнать секреты о картошке.

Сова:

- А знаете ли вы, что уже 2000 лет назад

выращивали картофель. Сначала

картофель выращивали из-за красивых цветов, которые могли позволить только

короли. ( слайд 2 презентация «Секреты картофеля»). Позже стало известно, что

у этого красивого растения съедобны клубни. (слайд 3).

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель.

Распространению на Руси картофель обязан великому императору Петру Первому,

(слайд 4) который заинтересовался этим заморским корнеплодом, находясь в

Голландии,

и

прислал

мешок

клубней

из

Роттердама

графу

Шереметьеву.

В

России народ не сразу принял картофель, его считали ядовитым и долго не

решались употреблять в пищу.

-Теперь без картофеля не обходится ни один обед, его считают «вторым хлебом».

Он очень вкусный и полезный.

- Вы знаете, какие блюда можно приготовить из картофеля? (борщ, суп, салат,

пюре и т.д.) (слайды 6 - 18)

-Вот сколько блюд можно приготовить из одного и того же овоща!

- Мы с вами сказали, что картофель не только употребляют в пищу, но ещё

используется и в медицине, может быть лекарством. (слайды 20-22)

-При болезнях желудка используется картофельный сок.

-Согревающие компрессы готовят из вареного картофеля.

-Больное

горло

можно

вылечить,

если

подышать

над

паром

от

сваренного

картофеля.

При ожоге поможет сырой картофель.

- Где берут люди картофель? Давайте и мы с вами вырастим картофель.

Психогимнастика «Собери урожай» (музыкальное сопровождение)

Встаньте

свободно.

Чтобы

собрать

урожай,

нужно

сначала

посадить

картофель (делаем наклон вперёд).

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. (поднять

руки, потянуться вверх).

Ветер сильный дует (качать вытянутыми в стороны руками)

И грохочет гром (потопать ногами).

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает

(потянуться вверх.)

Картофель

вырос

пора

собирать

урожай

(делаем

наклоны,

убирая

картофель.)

- Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

Картофель - очень необыкновенный овощ, в чем вы сейчас сами убедитесь.

Я предлагаю вам стать исследователями.

А теперь пройдём в нашу лабораторию, занимайте свои места за столом.

- Как вы думаете, какого цвета картофель в разрезе? (белый или жёлтый).

-Правильно. В картофеле много питательных веществ.

И самое главное в картофеле – это крахмал. А как получить его?

Опыт №1 (натереть на терке, отжать сок, дать отстояться)

- Ребята возьмите каждый щепотку крахмала. Слышите, как он скрипит, крахмал

белый, мягкий.

Опыт №2 «Йод и крахмал»

-

Посмотрим,

что

произойдет

с

крахмалом,

если

добавить

каплю

йода.

Посмотрите, какого цвета йод? (показываю палочку, окрашенную йодом). Сейчас

берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал, а в другом только вода,

капаем йод в оба стакана.

- Какие изменения произошли? (в одном стакане с водой цвет стал жёлтый, а в

другом стакане с крахмалом цвет стал темно-фиолетовый).

- Как вы думаете, почему? (потому, что крахмал изменяет цвет йода).

-

Хотите

убедиться,

что

крахмал

есть

в

картофеле?

Как

вы

думаете,

что

произойдет с картофелем? Для этого проведем ещё один опыт. Предлагаю вам

подойти к лабораторному столу для проведения опыта.

Опыт №3 «Есть ли крахмал в картошке»

- А, опыт ребята, будет, заключается в том, что мы с вами капнем с помощью

пипетки,

одну

каплю

йода

на

картофельный

срез

(педагог

объясняет

детям

последовательность действий опытно-экспериментальной работы).

- Что вы увидели? (срез картофеля изменил цвет).

-Как вы думаете, почему срез картофеля изменил свою окраску (цвет)? (потому,

что в картофеле есть крахмал.)

-

Итак,

какой

вывод

можно

сделать

в

результате

проделанного

опыта?

мы

доказали, что в картофеле есть крахмал.

Опыт №4 «Сырой и вареный картофель»

- Посмотрите, ребята, перед вами две картофелины: вареная и сырая. Как вы

думаете какую картошку легче разрезать? Почему? (вареную, потому что она

мягкая).

-

Вареной картошкой можно даже склеивать бумагу. Посмотрите (проводится

опыт)

Сова:

- Вот сколько нового Вы узнали о картофеле. А сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Горячая картошка»

Дети стоят в кругу. У одного ребенка в руках картошка. Пока звучит музыка,

дети по кругу передают друг другу картошку. Как только музыка останавливается,

ребенок, у которого картошка, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор,

пока не останется один игрок.

Воспитатель:

- А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Превращение (звучит волшебная музыка): 1,2,3 – повернись,

В детском саду очутись!

- Я предлагаю картошку превратить в разных сказочных героев и животных.

Давайте мы с вами пофантазируем. Как вы думаете, во что можно превратить

картошку?

(перед

детьми

на

столах

лежат

картошка,

пластилин,

палочки,

бросовый материал и т.п.)

Ответы детей. Дети делают поделки из картошки под руководством педагога.

Итог:

1. Вам понравилось, чем мы сегодня занимались?

2. Как мы сегодня поработали?

3. Что нового о картофеле вы узнали?

4. Что нужно делать, чтобы картофель был вкусным?

Приложение

Слайд-программа «Секреты картофеля» Наша лаборатория

Опыт «Йод и крахмал» Опыт «Есть ли крахмал в картошке»

Опыт «Сырой и вареный картофель» Опыт «Получение крахмала»

Превращение картофеля…



В раздел образования