Авторы: Каракулова Наталья Анатольевна, Жарич Ирина Александровна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МКДОУ №117 "Дружная семейка"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Экспериментально-поисковая деятельность
Тема: "Ах, картошка, картошка…"
Раздел: дошкольное образование
Экспериментально-поисковая деятельность
«Ах, картошка, картошка…»
(старшая группа)
Разработчики:
Каракулова Наталья Анатольевна воспитатель I кв.кат.,
Жарич Ирина Александровна воспитатель высшей кв.кат.,
Цель:
формирование
знаний
о
картофеле
как
одной
из
самых
распространенных сельскохозяйственных культур.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с историей появления картофеля в России;
- обогащать и систематизировать знания детей о картофеле;
- уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же
средстве лечения некоторых заболеваний;
- закрепить правила безопасного обращения с мелкими предметами;
- активизация и пополнение словаря.
Развивающие:
- развивать творческое воображение и познавательную активность;
- развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших
гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий;
- развивать любознательность, речь, память, логическое мышление, внимание и
воображение;
- развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.
Словарная работа: картофель, рассыпчатая, кожура, круглая, вкусная, клубни,
съедобная,
растение,
император,
заморский,
ядовитый,
вкусный,
полезный,
овощи, лекарство, компресс, медицина, желудок, ожог, грохочет, сияет, корнеплод,
лаборатория,
разрез,
терка,
крахмал,
скрип,
белый,
мягкий,
йод,
желтый,
фиолетовый.
Оборудование: ноутбук с презентацией «Секреты картофеля», картофель
вареный и сырой, терка, крахмал, йод, по количеству детей: пипетки, по 2 стакана
с чистой водой, листы бумаги (для склеивания), материал для ручного труда:
пластилин бусины, палочки и т.п.
Воспитатель 1-ведущая
Воспитатель 2-персонаж «Мудрая Сова»
Ход совместной деятельности:
Воспитатель:
-Здравствуйте, ребята!
Чтобы узнать, о чем мы сегодня
будем говорить,
отгадайте загадку:
Кругла, рассыпчата, бела, с полей она на стол пришла.
Ты подсоли её немножко, ведь, правда, вкусная …
(картошка)
- Правильно, речь пойдет о картофеле. Да, о той самой простой, незаменимой
картошке.
- Что такое картошка? Где растет? Как растет?
-
Как
вы
думаете,
из
чего
состоит
картофель?
(Кожуры,
воды,
питательных
веществ).
- Сегодня, мы узнаем секреты о картофеле. А поможет нам Мудрая тетушка Сова.
Хотите к ней отправиться?
Превращение (звучит волшебная музыка): 1,2,3 – повернись,
В гостях у тетушки Совы очутись!
Сова:
- Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Дети:
- Хотим узнать секреты о картошке.
Сова:
- А знаете ли вы, что уже 2000 лет назад
выращивали картофель. Сначала
картофель выращивали из-за красивых цветов, которые могли позволить только
короли. ( слайд 2 презентация «Секреты картофеля»). Позже стало известно, что
у этого красивого растения съедобны клубни. (слайд 3).
500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель.
Распространению на Руси картофель обязан великому императору Петру Первому,
(слайд 4) который заинтересовался этим заморским корнеплодом, находясь в
Голландии,
и
прислал
мешок
клубней
из
Роттердама
графу
Шереметьеву.
В
России народ не сразу принял картофель, его считали ядовитым и долго не
решались употреблять в пищу.
-Теперь без картофеля не обходится ни один обед, его считают «вторым хлебом».
Он очень вкусный и полезный.
- Вы знаете, какие блюда можно приготовить из картофеля? (борщ, суп, салат,
пюре и т.д.) (слайды 6 - 18)
-Вот сколько блюд можно приготовить из одного и того же овоща!
- Мы с вами сказали, что картофель не только употребляют в пищу, но ещё
используется и в медицине, может быть лекарством. (слайды 20-22)
-При болезнях желудка используется картофельный сок.
-Согревающие компрессы готовят из вареного картофеля.
-Больное
горло
можно
вылечить,
если
подышать
над
паром
от
сваренного
картофеля.
При ожоге поможет сырой картофель.
- Где берут люди картофель? Давайте и мы с вами вырастим картофель.
Психогимнастика «Собери урожай» (музыкальное сопровождение)
Встаньте
свободно.
Чтобы
собрать
урожай,
нужно
сначала
посадить
картофель (делаем наклон вперёд).
Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. (поднять
руки, потянуться вверх).
Ветер сильный дует (качать вытянутыми в стороны руками)
И грохочет гром (потопать ногами).
А картофелю это нипочём.
Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает
(потянуться вверх.)
Картофель
вырос
пора
собирать
урожай
(делаем
наклоны,
убирая
картофель.)
- Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.
Картофель - очень необыкновенный овощ, в чем вы сейчас сами убедитесь.
Я предлагаю вам стать исследователями.
А теперь пройдём в нашу лабораторию, занимайте свои места за столом.
- Как вы думаете, какого цвета картофель в разрезе? (белый или жёлтый).
-Правильно. В картофеле много питательных веществ.
И самое главное в картофеле – это крахмал. А как получить его?
Опыт №1 (натереть на терке, отжать сок, дать отстояться)
- Ребята возьмите каждый щепотку крахмала. Слышите, как он скрипит, крахмал
белый, мягкий.
Опыт №2 «Йод и крахмал»
-
Посмотрим,
что
произойдет
с
крахмалом,
если
добавить
каплю
йода.
Посмотрите, какого цвета йод? (показываю палочку, окрашенную йодом). Сейчас
берем два стакана с водой. В один добавляем крахмал, а в другом только вода,
капаем йод в оба стакана.
- Какие изменения произошли? (в одном стакане с водой цвет стал жёлтый, а в
другом стакане с крахмалом цвет стал темно-фиолетовый).
- Как вы думаете, почему? (потому, что крахмал изменяет цвет йода).
-
Хотите
убедиться,
что
крахмал
есть
в
картофеле?
Как
вы
думаете,
что
произойдет с картофелем? Для этого проведем ещё один опыт. Предлагаю вам
подойти к лабораторному столу для проведения опыта.
Опыт №3 «Есть ли крахмал в картошке»
- А, опыт ребята, будет, заключается в том, что мы с вами капнем с помощью
пипетки,
одну
каплю
йода
на
картофельный
срез
(педагог
объясняет
детям
последовательность действий опытно-экспериментальной работы).
- Что вы увидели? (срез картофеля изменил цвет).
-Как вы думаете, почему срез картофеля изменил свою окраску (цвет)? (потому,
что в картофеле есть крахмал.)
-
Итак,
какой
вывод
можно
сделать
в
результате
проделанного
опыта?
мы
доказали, что в картофеле есть крахмал.
Опыт №4 «Сырой и вареный картофель»
- Посмотрите, ребята, перед вами две картофелины: вареная и сырая. Как вы
думаете какую картошку легче разрезать? Почему? (вареную, потому что она
мягкая).
-
Вареной картошкой можно даже склеивать бумагу. Посмотрите (проводится
опыт)
Сова:
- Вот сколько нового Вы узнали о картофеле. А сейчас мы поиграем.
Подвижная игра «Горячая картошка»
Дети стоят в кругу. У одного ребенка в руках картошка. Пока звучит музыка,
дети по кругу передают друг другу картошку. Как только музыка останавливается,
ребенок, у которого картошка, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор,
пока не останется один игрок.
Воспитатель:
- А сейчас, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Превращение (звучит волшебная музыка): 1,2,3 – повернись,
В детском саду очутись!
- Я предлагаю картошку превратить в разных сказочных героев и животных.
Давайте мы с вами пофантазируем. Как вы думаете, во что можно превратить
картошку?
(перед
детьми
на
столах
лежат
картошка,
пластилин,
палочки,
бросовый материал и т.п.)
Ответы детей. Дети делают поделки из картошки под руководством педагога.
Итог:
1. Вам понравилось, чем мы сегодня занимались?
2. Как мы сегодня поработали?
3. Что нового о картофеле вы узнали?
4. Что нужно делать, чтобы картофель был вкусным?
Приложение
Слайд-программа «Секреты картофеля» Наша лаборатория
Опыт «Йод и крахмал» Опыт «Есть ли крахмал в картошке»
Опыт «Сырой и вареный картофель» Опыт «Получение крахмала»
Превращение картофеля…