Напоминание

"Современный урок ФГОС: уникальная возможность подготовиться к ГИА""


Автор: Лепко Ольга Валерьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ " Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко г. Вольска Саратовской области"
Населённый пункт: город Вольск, Саратовская область
Наименование материала: "Система подготовки школьников к Государственной итоговой аттестации ГИА по биологии"
Тема: "Современный урок ФГОС: уникальная возможность подготовиться к ГИА""
Раздел: среднее образование





Назад




Система подготовки к ГИА по биологии в школе

Лепко Ольга Валерьевна

учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4

имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко

г.Вольска Саратовской области»

Государственная итоговая аттестация (ГИА) заняла прочное место в

сфере

образования.

Задача

учителя

помочь

ученику

достойно

подготовиться к этому важному жизненному этапу.

Я

считаю,

что

для

подготовки

к

ГИА

возникает

необходимость

организации

подготовительных

курсов.

С

чего

начать?

Как

готовиться

самому

учителю?

Как

готовить

учеников?

Такие

вопросы,

наверное,

возникают у многих в начале «пути».

На

первом

занятии

имеет

смысл

определить

примерный

уровень

обученности.

Для

этого

можно

использовать

тесты,

составленные

по

принципу контрольно-измерительных материалов (КИМов) ГИА, которые в

достаточном количестве есть в продаже. Идеальный вариант – объединение

в группу учащихся примерно одного уровня, оптимальное количество – 7-8

человек, время – 2 часа в неделю (лучше, если одно занятие длится 1 час,

таким образом дети не переутомляются) . Тестирование «на входе» можно

использовать для наглядной демонстрации результатов обучения, то есть

этот же тест можно предложить учащимся по окончании курсов.

Большая

часть

вопросов

на

экзамене

тестовые,

с

готовыми

вариантами ответов. По одной и той же теме много вопросов, которые

просто по-разному формулируются, поэтому строить подготовку на основе

«натаскивания»

по

тестам

не

имеет

смысла.

Серьезную

помощь

здесь

оказывают

интернет-ресурсы

(официальные

сайты

с

тренировочными

тестами) и печатные издания.

После того, как Вы определились с объемом теоретической базы,

возникает

вопрос

о

порядке

изучения

основных

блоков.

Рекомендую

начинать с ботаники и зоологии (дети хуже всего помнят эти разделы, и

преподавались они с учетом возрастных особенностей).

Оптимальным

будет

после

3-4

теоретических

занятий

давать

учащимся проверочные работы (лучше на дом), состоящие из вопросов,

аналогичных таковым ГИА, но только по изученной теме и с обязательным

последующим анализом ошибок.

После

завершения

изучения

ботаники

перейти

к

зоологии.

Соблюдаем тот же порядок: теория, проверка знаний, анализ ошибок. Затем

повторяем анатомию и физиологию человека, практика показывает, что этот

блок дети помнят лучше всего и изучают с большим интересом. На этом

этапе можно вместо тематического закрепления чередовать теоретические

занятия

с

практикой,

на

которой

учащиеся

проверяют

свои

знания

с

помощью

тестов,

аналогичных

КИМам

ГИА.

К

этому

времени

у

слушателей курсов уже будет достаточная теоретическая база.

Педагогу

биологии

при

подготовке

школьников

к

ГИА

следует

рассматривать содержательный компонент в комплексе, включающем в себя

помимо

стандарта

биологического

образования:

дополнительный

биологический материал, учебник по биологии и учебную программу.

Для

эффективной

подготовки

выпускников

основной

школы

к

государственной

итоговой

аттестации

следует

использовать:

проведение

мониторинга

качества

обученности,

тестирование

как

метод

оценки

достижений учащихся, промежуточную итоговую диагностику.

Учителю

необходимо

выработать

умения

в

создании

оценочного

инструментария и разработке контрольно-измерительных материалов по

биологии для оценки уровня подготовки выпускников основной школы.

При подготовке учеников к государственной итоговой аттестации по

биологии педагогам необходимо:

- Включать в проверочные задания вопросы, которые по своей структуре

приближены к заданиям государственной итоговой аттестации.

- Тематическое повторение на индивидуальных консультациях.

- Проработка рисунков, таблиц, схем, тестов, терминов.

- Оформить в кабинете биологии стенд по размещению информации ГИА.

- Разработать системный контроль подготовки учащихся, который построен

на принципах и материалах ГИА, и позволяющий учащимся не только

проверить собственный уровень усвоения знаний, но иметь возможность

тренироваться при решении типичных заданий.

- Рассмотреть методические и теоретические проблемы подготовки к ГИА

по биологии, оказать необходимую помощь в подготовке школьников.

Система контроля качества подготовки учащихся к государственной

итоговой аттестации по биологии:

Виды

контроля

Краткая характеристика

Средства

диагностики

Входной

Диагностика начального или

исходного уровня качества

биологических знаний.

Предпосылка для руководства

учебным процессом и успешного

планирования.

-Заполнение анкет по

изучению мотивации,

-Выполнение тестовых

заданий по биологии,

определение

биологических

понятий.

Тематический

Проверка

прочности

усвоения

п о л у ч е н н ы х

з н а н и й

п о

определенной

теме

школьного

курса.

Охватывает значительные по

объему темы курса.

Выявление:

-Терминологические

тесты с одним ответом.

-

Тесты

с

выбором

одного

ответа,

трех

ответов.

- Тесты на соответствие

и на установление

-усвоения знаний темы в целом;

- системности знаний темы;

- качества, глубины и объема

восприятия учебного материала;

-стимулирование интереса

учащихся к предмету и их

активность в познании;

- уровня овладения навыками

самостоятельной работы,

определение путей их развития;

-текущее наблюдение за работой

каждого ученика в отдельности и

класса в целом;

- определение имеющихся

пробелов в знаниях и нахождение

путей их устранения.

последовательности.

-Тесты повышенной

сложности для

самоконтроля.

- Задания с

использованием текста.

- Задания для

развернутого ответа.

- Задания на

нахождение ошибок в

тесте.

Итоговой

(за 9 класс)

Выявление качества усвоения

содержания всего пройденного

материала за 9 класс.

- Тестовые задания по

биологии, которые

определяют базовый,

повышенный, высокий

уровень подготовки

учащихся за 9 класс;

Пробный ГИА

(прогноз,

д о п у с к

к

ГИА)

Выявление

качества

усвоения

содержания

материала

за

весь

учебный

курс

по

биологии

о с н о в н о й ,

о с н о в а т е л ь н а я

п о д г о т о в к а

к

с д а ч е

го суд а р с т в е н н о й

и т о г о в о й

аттестации.

- Контрольно-

измерительные

материалы ГИА по

биологии за

предыдущий учебный

год;

Государствен

ная

итоговая

аттестация

ГИА.

Соответствие

государственным

стандартам

Контрольно-

измерительные

материалы

ГИА

по

биологии.

Список использованной литературы:

1.

Асылбекова

Г.Е.

Основы

подготовки

школьников

к

олимпиаде

по

биологии/ Г.Е.Асылбекова, В.Н.Алиясова, И.В.Болдишор// Альманах. – 2016.

- №8 (8). – С. 3-6

2. Семчук Н.М. Методика подготовки к ГИА по биологии/ Н.М.Семчук//

Альманах современной науки и образования. – 2013. - №11. – С.102-111

4. Смирнова Л.В. Некоторые методические рекомендации по проведению

курсов подготовки к ЕГЭ по биологии/ Л.В.Смирнова, Т.В.Чаплынская//

Альманах современной науки и образования. – 2014. – №3 (82). – С.162-16



В раздел образования