Автор: Лепко Ольга Валерьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ " Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко г. Вольска Саратовской области"
Населённый пункт: город Вольск, Саратовская область
Наименование материала: "Система подготовки школьников к Государственной итоговой аттестации ГИА по биологии"
Тема: "Современный урок ФГОС: уникальная возможность подготовиться к ГИА""
Раздел: среднее образование
Система подготовки к ГИА по биологии в школе
Лепко Ольга Валерьевна
учитель биологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4
имени Героя Советского Союза В.П.Трубаченко
г.Вольска Саратовской области»
Государственная итоговая аттестация (ГИА) заняла прочное место в
сфере
образования.
Задача
учителя
–
помочь
ученику
достойно
подготовиться к этому важному жизненному этапу.
Я
считаю,
что
для
подготовки
к
ГИА
возникает
необходимость
организации
подготовительных
курсов.
С
чего
начать?
Как
готовиться
самому
учителю?
Как
готовить
учеников?
Такие
вопросы,
наверное,
возникают у многих в начале «пути».
На
первом
занятии
имеет
смысл
определить
примерный
уровень
обученности.
Для
этого
можно
использовать
тесты,
составленные
по
принципу контрольно-измерительных материалов (КИМов) ГИА, которые в
достаточном количестве есть в продаже. Идеальный вариант – объединение
в группу учащихся примерно одного уровня, оптимальное количество – 7-8
человек, время – 2 часа в неделю (лучше, если одно занятие длится 1 час,
таким образом дети не переутомляются) . Тестирование «на входе» можно
использовать для наглядной демонстрации результатов обучения, то есть
этот же тест можно предложить учащимся по окончании курсов.
Большая
часть
вопросов
на
экзамене
–
тестовые,
с
готовыми
вариантами ответов. По одной и той же теме много вопросов, которые
просто по-разному формулируются, поэтому строить подготовку на основе
«натаскивания»
по
тестам
не
имеет
смысла.
Серьезную
помощь
здесь
оказывают
интернет-ресурсы
(официальные
сайты
с
тренировочными
тестами) и печатные издания.
После того, как Вы определились с объемом теоретической базы,
возникает
вопрос
о
порядке
изучения
основных
блоков.
Рекомендую
начинать с ботаники и зоологии (дети хуже всего помнят эти разделы, и
преподавались они с учетом возрастных особенностей).
Оптимальным
будет
после
3-4
теоретических
занятий
давать
учащимся проверочные работы (лучше на дом), состоящие из вопросов,
аналогичных таковым ГИА, но только по изученной теме и с обязательным
последующим анализом ошибок.
После
завершения
изучения
ботаники
перейти
к
зоологии.
Соблюдаем тот же порядок: теория, проверка знаний, анализ ошибок. Затем
повторяем анатомию и физиологию человека, практика показывает, что этот
блок дети помнят лучше всего и изучают с большим интересом. На этом
этапе можно вместо тематического закрепления чередовать теоретические
занятия
с
практикой,
на
которой
учащиеся
проверяют
свои
знания
с
помощью
тестов,
аналогичных
КИМам
ГИА.
К
этому
времени
у
слушателей курсов уже будет достаточная теоретическая база.
Педагогу
биологии
при
подготовке
школьников
к
ГИА
следует
рассматривать содержательный компонент в комплексе, включающем в себя
помимо
стандарта
биологического
образования:
дополнительный
биологический материал, учебник по биологии и учебную программу.
Для
эффективной
подготовки
выпускников
основной
школы
к
государственной
итоговой
аттестации
следует
использовать:
проведение
мониторинга
качества
обученности,
тестирование
как
метод
оценки
достижений учащихся, промежуточную итоговую диагностику.
Учителю
необходимо
выработать
умения
в
создании
оценочного
инструментария и разработке контрольно-измерительных материалов по
биологии для оценки уровня подготовки выпускников основной школы.
При подготовке учеников к государственной итоговой аттестации по
биологии педагогам необходимо:
- Включать в проверочные задания вопросы, которые по своей структуре
приближены к заданиям государственной итоговой аттестации.
- Тематическое повторение на индивидуальных консультациях.
- Проработка рисунков, таблиц, схем, тестов, терминов.
- Оформить в кабинете биологии стенд по размещению информации ГИА.
- Разработать системный контроль подготовки учащихся, который построен
на принципах и материалах ГИА, и позволяющий учащимся не только
проверить собственный уровень усвоения знаний, но иметь возможность
тренироваться при решении типичных заданий.
- Рассмотреть методические и теоретические проблемы подготовки к ГИА
по биологии, оказать необходимую помощь в подготовке школьников.
Система контроля качества подготовки учащихся к государственной
итоговой аттестации по биологии:
Виды
контроля
Краткая характеристика
Средства
диагностики
Входной
Диагностика начального или
исходного уровня качества
биологических знаний.
Предпосылка для руководства
учебным процессом и успешного
планирования.
-Заполнение анкет по
изучению мотивации,
-Выполнение тестовых
заданий по биологии,
определение
биологических
понятий.
Тематический
Проверка
прочности
усвоения
п о л у ч е н н ы х
з н а н и й
п о
определенной
теме
школьного
курса.
Охватывает значительные по
объему темы курса.
Выявление:
-Терминологические
тесты с одним ответом.
-
Тесты
с
выбором
одного
ответа,
трех
ответов.
- Тесты на соответствие
и на установление
-усвоения знаний темы в целом;
- системности знаний темы;
- качества, глубины и объема
восприятия учебного материала;
-стимулирование интереса
учащихся к предмету и их
активность в познании;
- уровня овладения навыками
самостоятельной работы,
определение путей их развития;
-текущее наблюдение за работой
каждого ученика в отдельности и
класса в целом;
- определение имеющихся
пробелов в знаниях и нахождение
путей их устранения.
последовательности.
-Тесты повышенной
сложности для
самоконтроля.
- Задания с
использованием текста.
- Задания для
развернутого ответа.
- Задания на
нахождение ошибок в
тесте.
Итоговой
(за 9 класс)
Выявление качества усвоения
содержания всего пройденного
материала за 9 класс.
- Тестовые задания по
биологии, которые
определяют базовый,
повышенный, высокий
уровень подготовки
учащихся за 9 класс;
Пробный ГИА
(прогноз,
д о п у с к
к
ГИА)
Выявление
качества
усвоения
содержания
материала
за
весь
учебный
курс
по
биологии
о с н о в н о й ,
о с н о в а т е л ь н а я
п о д г о т о в к а
к
с д а ч е
го суд а р с т в е н н о й
и т о г о в о й
аттестации.
- Контрольно-
измерительные
материалы ГИА по
биологии за
предыдущий учебный
год;
Государствен
ная
итоговая
аттестация
–
ГИА.
Соответствие
государственным
стандартам
Контрольно-
измерительные
материалы
ГИА
по
биологии.
Список использованной литературы:
1.
Асылбекова
Г.Е.
Основы
подготовки
школьников
к
олимпиаде
по
биологии/ Г.Е.Асылбекова, В.Н.Алиясова, И.В.Болдишор// Альманах. – 2016.
- №8 (8). – С. 3-6
2. Семчук Н.М. Методика подготовки к ГИА по биологии/ Н.М.Семчук//
Альманах современной науки и образования. – 2013. - №11. – С.102-111
4. Смирнова Л.В. Некоторые методические рекомендации по проведению
курсов подготовки к ЕГЭ по биологии/ Л.В.Смирнова, Т.В.Чаплынская//
Альманах современной науки и образования. – 2014. – №3 (82). – С.162-16