Напоминание

"Гигиена и здоровый образ жизни дошкольника"


Автор: Степанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Гигиена и здоровый образ жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

« Гигиена и здоровый образ жизни дошкольника»

Чистота — залог здоровья (рус. нар. пословица).

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только

двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать

приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит

огромный

путь

развития,

на

котором

закладывается

как

его

физическое

здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом,

поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу

знаний и навыков здорового образа жизни.

Сам термин «гигиена» обозначает «приносящая пользу», «целебная»

(перевод из греческого языка). Это такая область медицины, которая изучает,

как влияют условия внешней среды на человека и его жизнедеятельность.

Благодаря

гигиене

обеспечиваются

оптимальные

условия

для

сохранения

здоровья и существования человека.

Очень важно знать и придерживаться правил гигиены детей, потому что у

них слабый неокрепший организм и они сильнее подвержены негативному

влиянию окружающей среды.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его

гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а

гигиенические

навыки

-

это

неотъемлемая

часть

культурного

поведения.

Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний

и

привитие

им

гигиенических

навыков

является

делом

медицинских

работников. Это кровное дело родителей и воспитателей! Все

правила и

обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения,

систематического воспитания.

Соблюдение правил личной гигиены играет большую роль в

профилактике

заболеваний.

Такие

элементарные

правила

как

мыть

руки

перед едой, после посещения туалета, не употреблять немытые овощи и

фрукты являются профилактикой кишечных инфекций, глистных инвазий.

Обязательное мытьё рук после улицы – профилактика многих заболеваний

(туберкулез,

инфекции

наружных

покровов,

некоторые

респираторные

инфекции).

Неиспользование

чужих

предметов

ухода,

одежды,

обуви

профилактика кожных заболеваний, педикулёза, чесотки. Уход за полостью

рта

профилактика

кариеса,

стоматитов.

Соблюдение

гигиены

половой

жизни – профилактика ЗППП. Соблюдение гигиены тела – профилактика

многих гнойничковых заболеваний кожи. Водные гигиенические процедуры

также оказывают закаливающий эффект. Гигиенические навыки необходимо

прививать с раннего детского возраста, т.е. вырабатывать привычку к их

соблюдению.

Большую

роль

в

этом

играет

личный

пример

взрослых,

в

первую очередь, родителей и воспитателей. Детская гигиена – соблюдение

гигиенических требований, как в ДОУ, так и дома. Включает в себя хорошую

2

освещенность (профилактика нарушений зрения), правильно подобранную

мебель

для

занятий

(профилактика

искривлений

позвоночника),

температурный

и

кислородный

режим

в

помещении

(профилактика

простудных заболеваний, для улучшения работоспособности). Необходимо

соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви детей. К детской

гигиене относятся также рациональная организация режимных моментов.

Использование физминуток – тоже элементы гигиены. Чистота помещений –

профилактика многих заболеваний.

Когда ребенок немного подрастет, приходит время приучать его заботиться

о чистоте своего тела самостоятельно. Педиатры советуют начинать обучение

гигиеническим навыкам в возрасте 1,5-2 лет. Что может ребенок делать сам в

этом возрасте? Учиться самостоятельно умываться и мыть ручки с мылом.

Малышу

нужно

дать

свое

отдельное

полотенце

и

детское

мыло.

Задача

родителей — объяснить ребенку, как правильно мыть ручки и приучить

делать

это

каждый

раз

после

посещения

туалета,

игр

с

домашними

животными, после прогулки и обязательно — перед едой. Начать овладевать

искусством пользования зубной щеткой. Даже взрослые не все умеют чистить

зубы правильно. Нужно с раннего детства показывать малышу правильные

приемы чистки зубов. У ребенка должна быть своя детская щеточка, удобная

для его маленькой ручки и маленького ротика. Зубную пасту тоже нужно

выбирать специальную детскую. Но не стоит останавливать свой выбор на

самых вкусных пастах: слишком приятный вкус может вызвать у ребенка

желание съесть пасту, а она для этого все-таки не очень годится. Учиться

пользоваться расческой. И расческа у ребенка должна быть своя. Малыш

д о л ж е н

п р и в ы к н у т ь

п р и в од и т ь

в

п о р я д о к

с в о и

в о л о с и к и .

По мере взросления малыша нужно прививать ему новые навыки: мытье

своего

тела

в

душе

или

ванной,

навыки

пользования

мочалкой,

умение

обсушивать

тело

полотенцем;

самостоятельное

пользование

салфетками

после дефекации и мочеиспускания; формирование привычки к ежедневной

смене

нижнего

белья;

обучение

приемам

ухода

за

половыми

органами.

Как же приучить детей к гигиене?

Дети – не маленькие взрослые: порой им бывает очень трудно уловить связь

между

грязными

руками

и

последующей

болезнью.

Взрослый

человек

хорошо осознает, для чего он делает то или иное действие (моет руки,

умывается, вытирает нос платком и т.д.), для ребенка же эти правила кажутся

пустой

тратой

времени.

Поэтому,

когда

речь

идет

о

детях

младшего

школьного возраста – не достаточно просто рассказать о необходимости

соблюдать гигиену, нужно учитывать возрастные особенности детей.

1.

Раскраски.

Дети

любят

рисовать:

красками,

карандашами,

фломастерами. Почему бы не использовать это увлечение для пропаганды

здорового образа жизни и личной гигиены. Просто распечатать раскраски

соответствующей тематики и предоставьте ребенку возможность творить. А

пока он будет занят делом, расскажите ему простым языком о важности ухода

за собой.

3

2.

Стихи, рассказы, сказки.

В настоящее время существует множество

книг,

посвященных

теме

детской

гигиены

и

здоровья.

В

доступной

и

понятной

форме

малышам

объясняются

основные

правила

гигиены,

что

бывает с теми, кто «По утрам не умывался и грязнулею остался» и многое

другое.

3.

Мультфильмы.

Дети обожают смотреть мультики и могли бы смотреть

телевизор хоть целый день, но смотреть телевизор маленьким детям дольше

30 минут в день – не рекомендуется. Впрочем, и это время можно провести с

пользой.

Существует

огромное

количество

мультфильмов,

посвященных

данной тематике.

Таким образом, личная гигиена-совокупность гигиенических правил,

выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.

Обучение

дошкольников

гигиене

-

задача

не

только

родителей,

но

и

воспитателей,

поэтому

желательно

обеспечить

полную

согласованность

требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки

отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения

вещей,

игрушек,

порядок

их

уборки

и

хранения.

Для

малышей

особое

значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой

нужной

ему

в

течение

дня

вещи.

Дошкольникам

необходимо

сообщать

элементарные

знания

о

рациональных

правилах

личной

гигиены

детей,

раскрывать

их

значение

для

каждого

и

для

окружающих,

воспитывать

соответствующее

отношение

к

гигиеническим

процедурам.

К

главным

научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные,

игровые

и

практические.

Осваивая

навык,

ребенок

обычно

стремится

многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все

более

самостоятельно

и

быстро

справляться

с

поставленной

задачей.

Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то

или

иное

задание,

а

в

дальнейшем

предоставляет

ему

большую

самостоятельность.

Но

проверять,

правильно

ли

ребенок

все

выполнил,

следит

ли

он

за

личной

гигиеной

детей,

нужно

на

протяжении

всего

дошкольного возраста.



В раздел образования