Автор: Степанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Гигиена и здоровый образ жизни дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
1
« Гигиена и здоровый образ жизни дошкольника»
Чистота — залог здоровья (рус. нар. пословица).
Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только
двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать
приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит
огромный
путь
развития,
на
котором
закладывается
как
его
физическое
здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом,
поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу
знаний и навыков здорового образа жизни.
Сам термин «гигиена» обозначает «приносящая пользу», «целебная»
(перевод из греческого языка). Это такая область медицины, которая изучает,
как влияют условия внешней среды на человека и его жизнедеятельность.
Благодаря
гигиене
обеспечиваются
оптимальные
условия
для
сохранения
здоровья и существования человека.
Очень важно знать и придерживаться правил гигиены детей, потому что у
них слабый неокрепший организм и они сильнее подвержены негативному
влиянию окружающей среды.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его
гигиеническому обучению и воспитанию.
Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а
гигиенические
навыки
-
это
неотъемлемая
часть
культурного
поведения.
Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний
и
привитие
им
гигиенических
навыков
является
делом
медицинских
работников. Это кровное дело родителей и воспитателей! Все
правила и
обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения,
систематического воспитания.
Соблюдение правил личной гигиены играет большую роль в
профилактике
заболеваний.
Такие
элементарные
правила
как
мыть
руки
перед едой, после посещения туалета, не употреблять немытые овощи и
фрукты являются профилактикой кишечных инфекций, глистных инвазий.
Обязательное мытьё рук после улицы – профилактика многих заболеваний
(туберкулез,
инфекции
наружных
покровов,
некоторые
респираторные
инфекции).
Неиспользование
чужих
предметов
ухода,
одежды,
обуви
–
профилактика кожных заболеваний, педикулёза, чесотки. Уход за полостью
рта
–
профилактика
кариеса,
стоматитов.
Соблюдение
гигиены
половой
жизни – профилактика ЗППП. Соблюдение гигиены тела – профилактика
многих гнойничковых заболеваний кожи. Водные гигиенические процедуры
также оказывают закаливающий эффект. Гигиенические навыки необходимо
прививать с раннего детского возраста, т.е. вырабатывать привычку к их
соблюдению.
Большую
роль
в
этом
играет
личный
пример
взрослых,
в
первую очередь, родителей и воспитателей. Детская гигиена – соблюдение
гигиенических требований, как в ДОУ, так и дома. Включает в себя хорошую
2
освещенность (профилактика нарушений зрения), правильно подобранную
мебель
для
занятий
(профилактика
искривлений
позвоночника),
температурный
и
кислородный
режим
в
помещении
(профилактика
простудных заболеваний, для улучшения работоспособности). Необходимо
соблюдение гигиенических требований к одежде и обуви детей. К детской
гигиене относятся также рациональная организация режимных моментов.
Использование физминуток – тоже элементы гигиены. Чистота помещений –
профилактика многих заболеваний.
Когда ребенок немного подрастет, приходит время приучать его заботиться
о чистоте своего тела самостоятельно. Педиатры советуют начинать обучение
гигиеническим навыкам в возрасте 1,5-2 лет. Что может ребенок делать сам в
этом возрасте? Учиться самостоятельно умываться и мыть ручки с мылом.
Малышу
нужно
дать
свое
отдельное
полотенце
и
детское
мыло.
Задача
родителей — объяснить ребенку, как правильно мыть ручки и приучить
делать
это
каждый
раз
после
посещения
туалета,
игр
с
домашними
животными, после прогулки и обязательно — перед едой. Начать овладевать
искусством пользования зубной щеткой. Даже взрослые не все умеют чистить
зубы правильно. Нужно с раннего детства показывать малышу правильные
приемы чистки зубов. У ребенка должна быть своя детская щеточка, удобная
для его маленькой ручки и маленького ротика. Зубную пасту тоже нужно
выбирать специальную детскую. Но не стоит останавливать свой выбор на
самых вкусных пастах: слишком приятный вкус может вызвать у ребенка
желание съесть пасту, а она для этого все-таки не очень годится. Учиться
пользоваться расческой. И расческа у ребенка должна быть своя. Малыш
д о л ж е н
п р и в ы к н у т ь
п р и в од и т ь
в
п о р я д о к
с в о и
в о л о с и к и .
По мере взросления малыша нужно прививать ему новые навыки: мытье
своего
тела
в
душе
или
ванной,
навыки
пользования
мочалкой,
умение
обсушивать
тело
полотенцем;
самостоятельное
пользование
салфетками
после дефекации и мочеиспускания; формирование привычки к ежедневной
смене
нижнего
белья;
обучение
приемам
ухода
за
половыми
органами.
Как же приучить детей к гигиене?
Дети – не маленькие взрослые: порой им бывает очень трудно уловить связь
между
грязными
руками
и
последующей
болезнью.
Взрослый
человек
хорошо осознает, для чего он делает то или иное действие (моет руки,
умывается, вытирает нос платком и т.д.), для ребенка же эти правила кажутся
пустой
тратой
времени.
Поэтому,
когда
речь
идет
о
детях
младшего
школьного возраста – не достаточно просто рассказать о необходимости
соблюдать гигиену, нужно учитывать возрастные особенности детей.
1.
Раскраски.
Дети
любят
рисовать:
красками,
карандашами,
фломастерами. Почему бы не использовать это увлечение для пропаганды
здорового образа жизни и личной гигиены. Просто распечатать раскраски
соответствующей тематики и предоставьте ребенку возможность творить. А
пока он будет занят делом, расскажите ему простым языком о важности ухода
за собой.
3
2.
Стихи, рассказы, сказки.
В настоящее время существует множество
книг,
посвященных
теме
детской
гигиены
и
здоровья.
В
доступной
и
понятной
форме
малышам
объясняются
основные
правила
гигиены,
что
бывает с теми, кто «По утрам не умывался и грязнулею остался» и многое
другое.
3.
Мультфильмы.
Дети обожают смотреть мультики и могли бы смотреть
телевизор хоть целый день, но смотреть телевизор маленьким детям дольше
30 минут в день – не рекомендуется. Впрочем, и это время можно провести с
пользой.
Существует
огромное
количество
мультфильмов,
посвященных
данной тематике.
Таким образом, личная гигиена-совокупность гигиенических правил,
выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Обучение
дошкольников
гигиене
-
задача
не
только
родителей,
но
и
воспитателей,
поэтому
желательно
обеспечить
полную
согласованность
требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки
отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения
вещей,
игрушек,
порядок
их
уборки
и
хранения.
Для
малышей
особое
значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой
нужной
ему
в
течение
дня
вещи.
Дошкольникам
необходимо
сообщать
элементарные
знания
о
рациональных
правилах
личной
гигиены
детей,
раскрывать
их
значение
для
каждого
и
для
окружающих,
воспитывать
соответствующее
отношение
к
гигиеническим
процедурам.
К
главным
научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные,
игровые
и
практические.
Осваивая
навык,
ребенок
обычно
стремится
многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все
более
самостоятельно
и
быстро
справляться
с
поставленной
задачей.
Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то
или
иное
задание,
а
в
дальнейшем
предоставляет
ему
большую
самостоятельность.
Но
проверять,
правильно
ли
ребенок
все
выполнил,
следит
ли
он
за
личной
гигиеной
детей,
нужно
на
протяжении
всего
дошкольного возраста.