Автор: Колузанова Фаина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №8
Населённый пункт: Нижегородская область, г.Выкса
Наименование материала: Проект урока
Тема: "Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн"
Раздел: начальное образование
Проект урока русского языка
Преподаватель: Колузанова Фаина Алексеевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория.
Образовательное учреждение: МБОУ СШ №8 г. Выкса.
Предмет: Русский язык
Класс: 1
УМК: Развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова
Тип урока: постановка проблемы
Постановочный, или вводный, – это урок или часть урока, на котором перед детьми ставится учебная задача, то есть демонстрируется
несовершенство (ограниченность в применении) старого, освоенного способа действий и начинается поиск нового способа действий, подходящего
к поставленной задаче.
Этот этап учения всегда должен быть более или менее драматичен: иными словами, открытие должно быть открытием. Поэтому основная
задача учителя на таком уроке состоит в том, чтобы детям стало очевидно несовершенство того способа действий, которым они овладели.
Таким
образом,
первый
этап
постановочного
урока
–
демонстрация
детьми
владения
старым
способом.
Этот
момент
может
быть
организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом (если это займет небольшую часть урока), или в форме
вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и
создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы
большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия.
Задачи проблемного обучения:
Учиться мыслить логично, научно, творчески.
Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что
служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.
Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если
и забываются, то их легко восстановить, повторяя ход рассуждения, доказательства, аргументации.
Воздействовать
на
эмоциональную
сферу
школьников,
формируя
такие
чувства,
как
уверенность
в
своих
силах,
удовлетворение
от
напряженной умственной деятельности.
Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету, так и к учению вообще.
Этапы проблемного обучения.
Проблемное обучение включает в себя несколько этапов.
1.
Подготовка к восприятию проблемы.
На этом этапе производится актуализация знаний, которые необходимы для того, чтобы учащиеся могли решить проблему. При отсутствии
необходимой подготовки школьники не могут приступить к решению.
2.
Создание проблемной ситуации.
Это самый ответственный и сложный этап проблемного обучения, когда учащийся осознает, что не может выполнить поставленную задачу
только с помощью имеющихся у
него знаний и должен дополнить их новыми.
3.
Формулирование проблемы. Это итог возникшей проблемной ситуации.
4.
Процесс решения проблемы. Он состоит из нескольких ступеней.
5.
Доказательство правильного решения, подтверждение его, если возможно, на практике.
В зависимости от деятельности учителя и учащихся на каждом из рассмотренных этапов проблемного обучения выделяются
несколько уровней проблемного обучения.
Уровень
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
0
Ставит проблему, формулирует и решает ее
Запоминает решение проблемы
1
Ставит проблему, формулирует ее
Решает проблему
2
Ставит проблему
Формулирует и решает проблему
3
Проводит общую организацию, контроль и умелое руководство
Осознает проблему, формулирует и решает ее
Тема урока: Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн.
Цель урока:
Развитие УУД
Образовательная:
знакомство с новым материалом;
продолжение работы по формированию навыков учащихся:
- анализ источников информации;
- навыков экспериментальной работы;
- навыков работы в паре;
закрепление знаний и умений:
- ранее изученного материала;
Познавательные действия
Умение осознано строить речевое высказывание в устной
форме;
Выделение познавательной цели;
Выбор наиболее эффективного способа решения;
Логические действия
Анализ объектов
Доказательство;
Установление причинно-следственных связей;
Построение логической цепи рассуждений
Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД
Постановка вопросов;
Умение выражать свои мысли полно и точно;
Разрешение конфликтов;
Управление действиями партнера
Регулятивные УУД
Целеполагание;
Волевая саморегуляция;
Прогнозирование уровня усвоения;
Оценка.
Воспитательная:
воспитание мировоззренческих понятий:
- причинно-следственные связи;
- познаваемость;
нравственное воспитание:
- воспитание чувства товарищеской взаимовыручки;
- воспитание этики парной работы.
Развивающая:
развитие навыков и умений:
- умение классифицировать и обобщать;
- составлять схемы;
- умение формулировать выводы по изученному материалу;
развитие самостоятельности мышления и интеллекта;
развитие грамотной устной речи;
развитие навыков практической работы.
План урока
Поставленная цель
каждого этапа
Этапы урока
Ход урока
оборудование
Формы работы
Методы
работы
Подготовить учащихся к
работе: обеспечить
внешнюю благоприятную
обстановку для работы,
психологически
настроить ребят на
совместную деятельность.
I.
Мобилизующий
этап.
1. Организацион-
ный момент
Настроимся на рабочую волну и вспомним наш
девиз (дети хором читают):
наблюдаю,
замечаю,
размышляю,
делаю вывод.
доска,
компьютер
(презен-
тация)
Коллективная.
Чистописание
-
Отгадайте мои загадки.
1. Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом, словно жук,
Издает жужжащий звук.
Учитель букву вывешивает на доску.
2. Буква эта велика:
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё.
3. Да! Вы правильно решили:
Буква та похожа на четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
4. На расческу так похожа:
Три зубца всего. Ну что же?
- А какие звуки обозначают эти буквы?
( Шипящие звуки.)
- На какие группы можно разделить эти буквы?
на доске:
карточка с
буквой,
образец
правильно-го
написа-ния
буквы
Индивидуальная
(Можно разделить на 2 группы.
В первую группу отнесем- согл., парные, только
твердые.
Во вторую группу- согл., непарные, только
мягкие.)
Составьте цепочку из букв, которые обозначают
согласные непарные, только мягкие звуки.
Запишите их в тетради.
Приобщение к важным
навыкам жизни
(действенное общение,
умение слушать, умение
стать на точку зрения
другого. Обеспечить в
самом начале урока
высокий уровень
вовлечённости учеников в
учебную деятельность.
Развитие логических
операций (задания
подобраны так, чтобы
дети смогли повторить
ранее изученный
материал). Подвести
учащихся к
формулированию темы
урока.
2.
Актуализация
опорных знаний
В институте робототехники создали робота Сам
Самыча. Ему нравиться учиться, читать и писать.
Он просит вас ребята взять его в ученики. Только
учить робота - дело совсем непростое. Сам Самыч
делает, так как ему объясняют. Поэтому объяснять
ему нужно четко и без ошибок.
- Запишите буквами: [ч’улок], [рощ’а], [щ’ав’эл’],
[щ’ука], [ч’ашка], [ч’.угун]. Подчеркните
сочетания, которые знаете и помните по правилам.
Чулок, роща, щавель, щука, чашка, чугун.
На доске появляется знак – «работа в парах».
Дети записывают слова.
Проверяют выполненное задание друг у друга.
- Трудно было проверять?
- Что помогло проверить быстро?
- Какие звуки обозначают буквы ч и щ?
(Буквы ч и щ обозначают согласный, глухой,
непарный, мягкий звук)
Физкультминутка.
Ча, ча, ча.
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)
Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)
Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)
Печет печка калачи (4 приседания)
на доске
появляется
картинка с
роботом.
Слайд 2
таблички с
правилами
появляются
по мере
ответов детей
музыкаль-
ная пауза
Фронтальная.
Работа в парах
Беседа.
Диалог.
Наглядн
ый.
Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)
Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)
Осторожно, горячо (ходьба на месте).
Формирование
мотивации учения и
обучения.
Реализация принципа
деятельности.
Знакомство детей со
способами решения
проблемы
Соотнесение работы на
слайде, на доске и в
заданном порядке по плану
готовит учащихся к
одновременной работе с
книгой, тетрадью, не
забывая основной цели
работы (метод
«виртуальной памяти»
II. Постановка
проблемы
Робот Сам Самыч любит рассматривать картинки в
книжках.
Он хотел бы узнать из какой она сказки и
записать высказывание к ней.
.
.
( Из сказки о царе Салтане.)
Расскажите про схему.
(В предложении 4 слова: предмет, предлог,
предмет. действие предмета. Первое слово в
предложении пишется с большой буквы. Слова в
предложении связаны по смыслу. В конце
предложения ставится точка.)
Составим предложения (не менее 5).
У робота возникла проблема. Он не знает, как
писать слово бочка.
- Какой у нас возник вопрос?
(Нужен ли ь знак после Ч?)
Фиксируется вопрос.
а) Ч ? К ? б) Ч ? К
Ь Ь
- Какая задача стоит перед нами?
Слайд3
Схема на
доске
Слайд 4
Фронтальная
Проблемн
ый
Наглядны
й
Исследова
-тельский
Практиче
с-кий.
Данная форма
способствует
формированию
положительной мотивации
учения познавательной
активности, воспитывает
чувство ответственности
не только за себя, но и за
своего товарища,
активизирует учебную
деятельность, создаёт
комфортные условия для
развития
коммуникативных умений,
повышает эффективность
урока.
III. Решение
проблемы
(Нужно ли писать ь в сочетаниях чк )
− Какова же цель нашего урока?
(Научиться писать слова с сочетаниями чк)
Ребята, я предлагаю вам этот вопрос обсудить с
товарищами
в группах и попробовать доказать
пишется или не пишется Ь знак после
буквы Ч
перед К? (даю время для обсуждения)
Д ет и
работ ают
в группах
и
по
ана логии
доказательства написания сочетаний жи- ши, ча
-ща, чу-щу пишут транскрипцию слова бочка.
Представитель
каждой группы
листочек с
транскрипцией
слова
бочка
прикрепляет
на
магнитную доску.
[боч’ка]
Ч ? К
Ь
(Буква ч обозначает мягкий звук [ч], поэтому не
надо придавать дополнительную мягкость с
помощью мягкого знака.)
Запишем слово бочка в тетрадь.
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр. 61, прочитайте задание
к упр.37.
В слове бочка замените первый звук так, чтобы
получились другие слова. Запишите эти слова.
Один ученик у доски, остальные записывают в
Схема на
доске
Работа в группах
Коллективная
Упражне-
ние
тетрадях.
- Какая орфограмма встретилась в этих словах?
( В сочетаниях чк ь не пишется)
На столе у каждого ребенка лежит листочек
со словами
Прочтите слова в столбиках и карандашом
подчеркните буквы Ч, Щ и стоящего соседа справа.
почта мочка ручной поощрить
почти ручки ночник помощник
мачта печка мучной хищник
учтём почки начни мощный
- Что вы обнаружили?
(Мы выделили ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩР и
обнаружили что по соседству с буквой Ч « живут»
ещё знаки- буквы Т, Н, также заметили , что, звук
[ Щ ] - обозначен буквой Щ без Ь знака , а по
соседству буквы Н, Р. Обнаружили, что, звуки [Ч’]
и [Щ’] встречаются перед твёрдыми и перед
мягкими согласными К, Н, Т, Р, Ь знак не
пишется).
Учитель: Какой можно сделать вывод?
(В сочетаниях ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩР Ь мягкий
знак не пишется.)
– Кто может вывести сам правило из наших
наблюдений?
(Звук [ч'] всегда мягкий, поэтому на письме его
мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -
чт-, -рщ-, -чн-, -щн-пишутся без мягкого знака.)
Работа в парах
Упражне-
ние
IV.
Практическая
работа по
закреплению.
– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-,
-чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)
На доску вывешивается правило: -чк-, -чн-, -чт-,
-нч-, -щн-, -рщ- без ь.
Физкультминутка.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания —
руки вверх.)
Ручки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в
стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки. (Потопали ножками,
прогнули спинку.)
Какие слова на наше правило есть в
физкультминутке? (тучки, ручки)
Разноуровневая самостоятельная работа.
На столе у каждого ребенка лежит листочек
с заданиями разных уровней.
- Выберите задание для себя по силам.
Уровень 1.
Спишите слова. Выделите
орфограмму ЧК, ЧН.
Булочная, встречный, белочка, спичка, бочка, кр
ошечный, удачный, ёлочка, лисичка, грибочки, ло
дочка, огуречный,
Снегурочка, сливочный, дачный.
Уровень 2.
Напишите
шесть
разных
слов
с
данными
Даётся устная оценка о
работе учащихся на уроке,
проводится рефлексия
Подводятся итоги урока.
V. Рефлексия.
сочетаниями. Выделите орфограммы. С одним
из слов составьте и запишите предложение.
…очка, …очка, …очка, …очка, …очка, …
очка
Уровень 3.
Придумайте и запишите с этими словами
небольшое стихотворение.
Сестричка, лисичка, птичка, косичка.
Три ученика у доски выполняют задания.
- Проверим работу 1 уровня.
-Покажите сигналами правильно ли выполнено
задание 1 уровня,
2 уровня, 3 уровня
-Заполни карточку в учебнике на стр 55
- Какое же новое правило вы теперь знаете?
(-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.)
– Какую цель вы ставили на уроке?
- Удалось вам достичь поставленной цели?
Оцените свою работу.
Для оценивания учащимися своей активности и
качества своей работы на уроке предложено на
листочке условно подчеркнуть свои ответы:
1. На уроке я работал
активно/пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен/не
доволен
3. Урок мне показался
коротким/длинным
4. За урок я не
устал/устал
5. Моё настроение стало
лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/ не
понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7.Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересно/не интересно