Автор: Тюкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных подходов для формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования в условиях введения ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование
«Использование современных подходов для формирования
познавательных способностей у детей дошкольного возраста
посредством экспериментирования в условиях введения ФГОС
ДО».
В
настоящее
время
в
России
идет
становление
новой
системы
образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное
пространство.
Происходит
смена
образовательной
парадигмы:
предлагаются
иное
содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение,
иной педагогический менталитет.
При
этом
важна
организация
своего
рода
диалога
различных
педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике
новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе
образования, использование в современных российских условиях целостных
педагогических систем прошлого.
В
этих
условиях
педагогу необходимо
ориентироваться
в
широком
спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений,
не тратить время на открытие уже известного.
Примером
является
принятие
Федерального
государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС
ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает
формирование
познавательных
интересов
и
познавательных
действий
ребёнка в различных видах деятельности.
Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств
дошкольников.
Согласно
ему
программа
должна
обеспечивать
развитие
личности
детей
дошкольного
возраста
в
различных
видах
деятельности.
Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную
область,
сущность
которой
раскрывает
следующим
образом:
развитие
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой
активности;
формирование
первичных
представлений
о
себе,
других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с
определёнными предметами или явлениями свидетельствуют:
- внимание и повышенная заинтересованность;
-эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);
-действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета
(тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а
также паузы для раздумывания);
-постоянное притяжение к этому объекту.
Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание
образовательных
областей
на
реализацию
в
определённых
видах
деятельности,
особое
внимание,
уделяя
познавательно-исследовательской
(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).
Характерными
видами
деятельности
для
реализации
данного
направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
Актуальным
методом
познавательного
развития
детей
дошкольного
возраста
является
экспериментирование,
которое
рассматривается
как
практическая деятельность поискового характера, направленная на познание
свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя,
который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя
разнообразные формы воздействия на него.
В соответствие с требованиями ФГОС основная задача ДОУ - развитие
личности
ребенка на
основе
освоения
«деятельностного
подхода».
Деятельностный подход
предполагает, что человек в процессе обучения
должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять
деятельность.
На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль,
являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. В основе
развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а
активное и непрерывное взаимодействие с ней.
Принципы деятельностного подхода:
•
принцип учета сензитивных периодов развития;
•
принцип учета ведущих видов деятельности и их смены;
•
принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
•
принцип субъектности воспитания;
•
принцип
проектирования,
конструирования
и
создания
ситуации
воспитывающей деятельности;
•
принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
•
принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
•
принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;
•
принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов
деятельности;
•
принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами
деятельности
•
принцип
активности
ребенка
в
образовательном
процессе,
который
заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых
явлений, их осмыслении, переработке и применении.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:
•
создать условия для того, чтобы сделать процесс освоения образовательного
материала ребенком (в том числе и освоение движений) мотивированным;
•
обеспечить интеграцию разнообразных видов детской деятельности детей
(интегрирующей
основой
является
игровая
деятельность,
как
ведущая
деятельность в дошкольном возрасте);
•
побуждать ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее
достижения;
•
способствовать развитию у детей умений контроля и самоконтроля, оценки и
самооценки (рефлексии).
Основные компоненты деятельностного подхода:
1. Интеграция.
2. Развивающие технологии, методы и приёмы развивающего образования
(проектная деятельность, ИКТ, игровые технологии).
3. Структура непосредственно образовательной деятельности
«Золотые
правила»
деятельностного
подхода,
которых
мы
придерживаемся при внедрении ФГОС:
-Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
-Веди ребенка от собственного опыта к общественному.
-Будь не «НАД», а «РЯДОМ».
-Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.
-Учи анализировать каждый этап работы.
-Критикуя, стимулируй активность ребенка.
Организуя
экспериментальную
деятельность
детей
на
практике,
мы
стараемся придерживаться следующих моментов:
-Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь
видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.
-Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую
успех оценку.
-Воспитывать
настойчивость
в
выполнении
задания,
доведении
эксперимента до конца.
-Заканчивать
обсуждение
по
решаемой
проблеме
до
появления
признаков потери интереса у детей.
-Подводить
итоги
эксперимента.
Педагог
может
задавать
наводящие
вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить
все
предложенные
гипотезы,
ход
проверки
каждой,
сформулировать
правильный вывод и оценить свою работу.
-Критика
-
враг
творчества.
Мы
стараемся
избегать
отрицательной
оценки детских идей.
В
работе
с
дошкольниками
используются
познавательные
задачи.
Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который
состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и
способам видов деятельности.
Примерами познавательных задач могут быть следующие:
«Неживая природа»: почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на
улице? Почему снег тает в помещении? и т.д.; «Живая природа: могут ли
растения расти без света (влаги и тепла)7 Почему осенью увядают растения,
теряют
листья?
Зачем
черепахе
панцирь?
После
принятия
детьми
познавательной
задачи
под
руководством
воспитателя
осуществляется
её
анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети
выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его
причинах.
Воспитатель
должен
выслушать
и
учесть
все
предположения,
обратить внимание на их противоречивость.
К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится
проектная
деятельность,
обеспечивающая
развитие
познавательных
интересов
детей,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания
и
ориентироваться
в
информационном
пространстве.
В
практике
работы
детского
сада
проектную
деятельность
целесообразно
организовывать
с
привлечением родителей воспитанников и по тем темам, которые не всегда
возможно проработать в ДОО. В качестве примеров проектной деятельности
с целью познавательного развития мы
использовали
индивидуальные и
групповые проекты «Мир камня», «Почему не тонут корабли?», «Времена
года», «Достопримечательности родного города».
Заключая
вышесказанное,
можно
сделать
вывод
о
том,
что
на
современном
этапе
развития
дошкольного
образования
проблеме
познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в
свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной
проблеме.
Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи
и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития
детей
дошкольного
возраста,
педагог
обеспечивает
стадийный
переход,
качественные
изменения
в
развитии
познавательной
деятельности
дошкольников.
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 г. № 1155.
2.
Дыбина
О.В.
Неизвестное
рядом:
занимательные
опыты
и
эксперименты для дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.
3.
Организация
экспериментальной
деятельности
дошкольников.
Под
ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2004.
4.
Педагогическая
энциклопедия:
актуальные
понятия
современной
педагогики. Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В., Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом
«Восток», 2003.