Напоминание

"Использование современных подходов для формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования в условиях введения ФГОС ДО".


Автор: Тюкова Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 46"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных подходов для формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством экспериментирования в условиях введения ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование современных подходов для формирования

познавательных способностей у детей дошкольного возраста

посредством экспериментирования в условиях введения ФГОС

ДО».

В

настоящее

время

в

России

идет

становление

новой

системы

образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное

пространство.

Происходит

смена

образовательной

парадигмы:

предлагаются

иное

содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение,

иной педагогический менталитет.

При

этом

важна

организация

своего

рода

диалога

различных

педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике

новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе

образования, использование в современных российских условиях целостных

педагогических систем прошлого.

В

этих

условиях

педагогу необходимо

ориентироваться

в

широком

спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений,

не тратить время на открытие уже известного.

Примером

является

принятие

Федерального

государственного

образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС

ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает

формирование

познавательных

интересов

и

познавательных

действий

ребёнка в различных видах деятельности.

Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств

дошкольников.

Согласно

ему

программа

должна

обеспечивать

развитие

личности

детей

дошкольного

возраста

в

различных

видах

деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную

область,

сущность

которой

раскрывает

следующим

образом:

развитие

любознательности

и

познавательной

мотивации;

формирование

познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и

творческой

активности;

формирование

первичных

представлений

о

себе,

других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.

Об интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с

определёнными предметами или явлениями свидетельствуют:

- внимание и повышенная заинтересованность;

-эмоциональное отношение (удивление, волнение, смех и др.);

-действия, направленные на выяснение строения и назначения предмета

(тут важно учитывать качество и разнообразие действий по обследованию, а

также паузы для раздумывания);

-постоянное притяжение к этому объекту.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание

образовательных

областей

на

реализацию

в

определённых

видах

деятельности,

особое

внимание,

уделяя

познавательно-исследовательской

(исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Характерными

видами

деятельности

для

реализации

данного

направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

Актуальным

методом

познавательного

развития

детей

дошкольного

возраста

является

экспериментирование,

которое

рассматривается

как

практическая деятельность поискового характера, направленная на познание

свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя,

который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя

разнообразные формы воздействия на него.

В соответствие с требованиями ФГОС основная задача ДОУ - развитие

личности

ребенка на

основе

освоения

«деятельностного

подхода».

Деятельностный подход

предполагает, что человек в процессе обучения

должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять

деятельность.

На первый план здесь выходит дело, а знания играют второстепенную роль,

являясь средством выполнения этого дела и средством обучения. В основе

развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а

активное и непрерывное взаимодействие с ней.

Принципы деятельностного подхода:

принцип учета сензитивных периодов развития;

принцип учета ведущих видов деятельности и их смены;

принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;

принцип субъектности воспитания;

принцип

проектирования,

конструирования

и

создания

ситуации

воспитывающей деятельности;

принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;

принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;

принцип обязательной рефлективности всякой деятельности;

принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов

деятельности;

принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами

деятельности

принцип

активности

ребенка

в

образовательном

процессе,

который

заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых

явлений, их осмыслении, переработке и применении.

В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи:

создать условия для того, чтобы сделать процесс освоения образовательного

материала ребенком (в том числе и освоение движений) мотивированным;

обеспечить интеграцию разнообразных видов детской деятельности детей

(интегрирующей

основой

является

игровая

деятельность,

как

ведущая

деятельность в дошкольном возрасте);

побуждать ребенка ставить перед собой цель и находить пути и средства ее

достижения;

способствовать развитию у детей умений контроля и самоконтроля, оценки и

самооценки (рефлексии).

Основные компоненты деятельностного подхода:

1. Интеграция.

2. Развивающие технологии, методы и приёмы развивающего образования

(проектная деятельность, ИКТ, игровые технологии).

3. Структура непосредственно образовательной деятельности

«Золотые

правила»

деятельностного

подхода,

которых

мы

придерживаемся при внедрении ФГОС:

-Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.

-Веди ребенка от собственного опыта к общественному.

-Будь не «НАД», а «РЯДОМ».

-Радуйся вопросу, но отвечать не спеши.

-Учи анализировать каждый этап работы.

-Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Организуя

экспериментальную

деятельность

детей

на

практике,

мы

стараемся придерживаться следующих моментов:

-Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь

видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения.

-Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую

успех оценку.

-Воспитывать

настойчивость

в

выполнении

задания,

доведении

эксперимента до конца.

-Заканчивать

обсуждение

по

решаемой

проблеме

до

появления

признаков потери интереса у детей.

-Подводить

итоги

эксперимента.

Педагог

может

задавать

наводящие

вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить

все

предложенные

гипотезы,

ход

проверки

каждой,

сформулировать

правильный вывод и оценить свою работу.

-Критика

-

враг

творчества.

Мы

стараемся

избегать

отрицательной

оценки детских идей.

В

работе

с

дошкольниками

используются

познавательные

задачи.

Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который

состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и

способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

«Неживая природа»: почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на

улице? Почему снег тает в помещении? и т.д.; «Живая природа: могут ли

растения расти без света (влаги и тепла)7 Почему осенью увядают растения,

теряют

листья?

Зачем

черепахе

панцирь?

После

принятия

детьми

познавательной

задачи

под

руководством

воспитателя

осуществляется

её

анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети

выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его

причинах.

Воспитатель

должен

выслушать

и

учесть

все

предположения,

обратить внимание на их противоречивость.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится

проектная

деятельность,

обеспечивающая

развитие

познавательных

интересов

детей,

умений

самостоятельно

конструировать

свои

знания

и

ориентироваться

в

информационном

пространстве.

В

практике

работы

детского

сада

проектную

деятельность

целесообразно

организовывать

с

привлечением родителей воспитанников и по тем темам, которые не всегда

возможно проработать в ДОО. В качестве примеров проектной деятельности

с целью познавательного развития мы

использовали

индивидуальные и

групповые проекты «Мир камня», «Почему не тонут корабли?», «Времена

года», «Достопримечательности родного города».

Заключая

вышесказанное,

можно

сделать

вывод

о

том,

что

на

современном

этапе

развития

дошкольного

образования

проблеме

познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание, что в

свою очередь требует особого отношения со стороны педагога к данной

проблеме.

Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи

и проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития

детей

дошкольного

возраста,

педагог

обеспечивает

стадийный

переход,

качественные

изменения

в

развитии

познавательной

деятельности

дошкольников.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

17 октября 2013 г. № 1155.

2.

Дыбина

О.В.

Неизвестное

рядом:

занимательные

опыты

и

эксперименты для дошкольников. - М.: Просвещение, 2005.

3.

Организация

экспериментальной

деятельности

дошкольников.

Под

ред. Прохоровой Л.Н. - М.: АРКТИ, 2004.

4.

Педагогическая

энциклопедия:

актуальные

понятия

современной

педагогики. Под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В., Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом

«Восток», 2003.



В раздел образования