Автор: Дегтярева Наталья Юрьевна
Должность: воспитател
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37 "
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Заучивания стихотворений с детьми через использование вспомогательных приемов запоминания в практике работы воспитателя ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы заучивания стихотворений с детьми с особенностями запо-
минания в практике работы воспитателя ДОУ
Дегтярева Наталья Юрьевна , воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37», г.Новокузнецк
Дети любят стихи, любят их слушать и произносить. Стихотворная речь лучше запо-
минается. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и
природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор, обо-
гащает эмоции, воспитывает воображение и дает прекрасные образцы русского ли-
тературного языка. В них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают
музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее ритмическую и метриче -
скую организованность, созвучие стихотворных строк. Вот почему песни и стихи в
соответствующем, конечно, отборе, всегда производят впечатление на детей.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наи-
зусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к
обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас вы -
ученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и
разные правила, формулы.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и
обучающим моментом. (рисунок 1)
1
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длитель-
ному удерживанию стихотворения в памяти.
2. Учить детей читать стихи выразительно.
Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и
чувства, выраженные в произведении. Выразительное чтение требует дословного зна-
ния текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает художествен -
ную форму, причем эти задачи решаются одновременно.
Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ре -
бенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно.
С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит
задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения. Существуют
правила заучивания стихотворений:
Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ре-
бенка.
Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальностью, яркостью об-
разов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать жела-
ние пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать,
слышать еще раз и т. д.
Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до
конца.
Понимание
содержания
способствует
эффективному
запоминанию.
Если
взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите
внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются ис -
каженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок
постоянно забывает -
это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача
взрослых - доступно их объяснить.
Все дети имеют свои особенности запоминания.
Выделяют три основных типа:
аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух),
визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается)
2
кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информа-
ции)
От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания.
( таблица1)
вид
вспомогательные приемы
аудиалы
нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и ше-
потом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.).
визуалы
обязательным является увидеть картинку: или в книге, или
нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что
они
не
имеют
художественных
способностей,
сам
факт
рисования привлекает внимание ребенка.
кинестетики
помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут на-
поминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении.
Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим
путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится
и который в дальнейшем окажется более эффективным.
Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У
кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нуж-
но повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут
спокойны и уверены, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится
.Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким об-
разом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический
«сундучок» ребенка.
Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и
хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм.
Этим требованиям отвечают стихи А. Барто, С. Капутикян, С. Маршака и других.
Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существи-
тельных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. В старших
группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверости -
шия) с эпитетами и метафорами. На характер заучивания положительно влияет ин-
терес к содержанию стихотворения. Быстрое запоминание зависит от установки на
запоминание, мотивации (для чего нужно?). Это могут быть чтение стихов на утрен -
нике; чтение маме и бабушке, чтобы их порадовать; выступить перед малышами и
3
другие мотивы. Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее
и лучше запомнить текст.
Следует учитывать и то обстоятельство, что в непроизвольной деятельности, когда не
ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые
страницы. В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запо -
мнить стихотворение, дети испытывают трудности. Установлено, что способность к
произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4–5 лет. Задача
воспитателя – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необ -
ходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.
Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготов-
ка к их восприятию (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскур-
сии, наблюдения в природе и др.).
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл
стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произноше-
ние; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение
текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, ис-
кажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. Не следует
требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмеча-
ют, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в
течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять
форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятель-
ствах.
В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности де-
тей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии.
молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки.
застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на ме-
сто действующего лица.
Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово
звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи,
заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в тече -
ние года, развивать потребность слушать и запоминать.
С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведе-
нию проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведется с
4
опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и
особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства вырази-
тельности). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и
событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точ -
ным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понрави-
лось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявле-
ние музыкально-ритмической структуры произведения («Какими словами говорится
о зиме в стихотворении И. Сурикова «Зима»? Как описывается лес? Какими словами
начинается и заканчивается стихотворение?»).
Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их по -
слушать. Вопросы лучше формулировать так, чтобы дети могли отвечать на них сло-
вами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Для того
чтобы заучить стихотворение, ребенок должен овладеть приемами произвольного за -
поминания: неоднократно прослушивать текст, повторять его, устанавливать логиче-
скую связь между частями. После повторного чтения следует воспроизведение стихо-
творения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет жела -
ние прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помога-
ет детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не
следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не
очень удачна.
Занятие заканчивается выразительным чтением воспитателя или детей. После заучи-
вания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести
рисование на эту же тему, послушать музыку.
В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне заня-
тия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый
ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
игровые (стихотворение А. Барто «Мячик» читается и обыгрывается с куклой
и мячиком);
досказывание детьми рифмующегося слова;
чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица
коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырехсти-
шие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает
5
текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист».
(коллективное чтение заставляет
прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом
месте);
драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использо-
вать игрушку;
воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского,
«Сказка о глупом мышонке» С. Маршака)
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка,
оценка чтения,
подсказ нужной интонации.
напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые
чувства;
объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
В практике своей профессиональной деятельности использую разнообразные ме -
тоды заучивания стихов :
Визуальный
Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не
одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам при-
суще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах
у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого
ведущей является зрительная память. Итак, после предварительной работы, после
рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоми -
нание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а
я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворе -
ние и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую
строчку-картинку вертикальной чертой.
Двигательный
Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на
запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из
стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку
6
за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и
разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком
за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-
кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать),
мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигатель-
ным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо
шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть, или нанизывать
пирамидку, бусы
Слуховой
Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы го -
ворите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он
включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизво -
дить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок
вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обра-
тить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух
предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет
слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одно -
именным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучи-
вания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так,
разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком
Логический
Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предла-
гается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки
произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами
рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остано-
вился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что
было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз,
после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит,
какими словами, об этом явлении или событии .Постепенно увеличиваем объем
заучиваемого материала. Метод позволяет сделать процесс заучивания легким и не -
принужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который
можно запомнить чуть ли не «с первого предъявления». Начинать нужно всегда с про-
чтения стихотворения - от начала до конца. Затем заучивается первая строка: взрос -
лый ее читает и просит ребенка повторить (строчку из 4-5 слов несложно повторить
7
даже пятилетнему малышу). Желательно повторить несколько раз подряд, затем сде-
лать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторов предложите
малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом
слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.
д.). Для запоминания это важно, и хорошо, если бы взрослый показал малышу, как
это делается. Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое.
После паузы просите малыша повторить обе строки - первую и вторую, они также по-
вторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т. д. Лучше овладевать
этим способом на стихотворениях, состоящих из четырех строк. В этом случае ребе -
нок «обречен» на успех, ему понравится способ запоминания, и он не побоится взять-
ся за более «твердый орешек»
Пересказываем стихи своими словами.
Читается все стихотворение, и ребенок рассказывает, о чем в нем говорится, кто дей-
ствующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими
вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в
смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи
между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно
облегчает его последующее запоминание .
Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог исполь-
зовать их одновременно. Лучше соблюдать такую последовательность:
Вопрос о заучивании детьми стихотворений должен быть связан с развитием эстети -
ческого восприятия поэзии, художественного слова. В дошкольном возрасте важно
учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать худо-
жественный вкус.
Последовательность
заучивания
стихотворений
сначала читается
стихотворение
потом оно
«пересказывается»
заучивание по строкам с
параллельным
«переводом» текстовой
информации в образную
форму
8
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г.
Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их
приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного,
пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
ЛИТЕРАТУРА
1.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литерату-
рой в детском саду // Методика развития речи и обучения родному языку до-
школьников. – 2010. - № 5.
2.
Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание
в детских садах. - М.: Логос, 2010.
3.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культу-
ры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое
пособие. – М.: Айрис пресс, 2012.
4.
Бондаренко А.К. Дидактическая игра в детском саду. – М.: Просвещение,
2011.
5.
Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2009.
6.
Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М.: Просвещение,
2011.
7.
Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб.: Питер, 2010.
8.
Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М.: Пе-
дагогика, 2010
9.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Методиче-
ские рекомендации. Конспекты занятий. - М.: Академия, 2010.
10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного
возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2010.
9
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
10
Памятки для родителей
Как учить стихи с ребенком?
Практические советы
Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворе-
н
ий является проблемой. Но есть и такие детки, кото-
р
ым запоминать стихи сложно, для которых это просто
каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправиль-
но. Мы же хотим рассказать вам, как правильно учить с ребенком стихи.
Способ №1
Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знако мить его с
«мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Когда чадо подрастет,
этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к
процессу заучивания. Наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотво-
рений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро
развиваться память малыша. Причем учить нужно как можно больше - это самый
лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.
Способ №2
Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответ-
ствовать возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоми -
нания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Ребен-
ку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, кото-
рый «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязатель -
но должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда
Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то,
что знать стихи наизусть нужно и для себя.
Способ №3
11
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская
природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Малыш, не
проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым,
вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Способ №4
Взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его
с выражением. Найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяс-
нить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз,
медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите
ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно напи-
сано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре
заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации,
которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо
будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша
формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы
приступайте непосредственно к заучиванию.
Способ №5
Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно
нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в
ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолют ная неподвижность. Су-
ществуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти
различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку
легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у
малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими метода-
ми или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от
общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.
Способ №6
Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную
иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в
отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими,
вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный
способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.
12
.
13