Автор: Демченко Ольга Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Колузаевская ООШ
Населённый пункт: х.Колузаево
Наименование материала: статья
Тема: "Методика работы над выразительным чтением"
Раздел: среднее образование
Методика работы над выразительным чтением
Выразительное
чтение
-
правильное,
осмысленное,
эмоциональное
чтение
художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество
усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового
материала.
Выразительное чтение предполагает выработку у читающего следующих
навыков,
связанных с произносительной культурой речи. Это: тон голоса, сила голоса, тембр
высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки,
перерывы
речи),
мелодика
тона
(повышение
и
понижение
голоса),
логические
и
синтагматические
ударения.
Процесс
выразительного
чтения
включает
в
себя
две
стороны: техническую и смысловую.
В техническую сторону входят: способ чтения, темп (скорость) чтения, динамика
(увеличение)
скорости
чтения,
правильность
чтения.
Смысловая
включает
выразительность и понимание (сознательность).
Правильное чтение – это чтение без ошибок: пропусков, замены, искажений. Это
качество необходимо формировать на всех этапах овладения навыком чтения, так как на
каждом этапе ребенок допускает ошибки.
Важную роль играет осознанность.
Этому компоненту принадлежит ведущая роль, так как чтение осуществляется ради
того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять
содержание.
Понимание прочитанного подразумевает осознание учеником значения всех слов. А
это
требует
соответствующего
словарного
запаса,
умения
правильно
строить
предложения, уяснения смысловой связи между ними. Получается, что осознанность
определяется
не
только
технической
стороной
навыка
(способом,
которым
читает
ребенок), но и уровнем развития речи. Это взаимосвязанный процесс: чем больше читает
ребенок, тем лучше развита у него речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче
понимание и глубже осознание прочитанного.
Следовательно, работая над осознанностью, надо особое внимание уделять развитию
речи. Следует отметить, что глубина осознанности зависит от возрастных запросов и
возможностей читателя, круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса
наблюдений. Поэтому одно и то же произведение может быть понято и осознано по
разному взрослым и ребенком, а также людьми одного возраста. С этой точки зрения
понимание прочитанного не имеет границ.
Особую роль в понимании прочитанного играет выразительность. Чтобы научить
читать выразительно, нужно автоматизировать технику чтения.
Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в
полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения.
Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо
силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл
предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.
Учитель может попросить учащихся прочитать записанные на доске или на карточках
предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения то на одном, то на
другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.
Можно
раздать
учащимся
карточки,
на
которых
написан
текст
из
нескольких
предложений, либо предложить уже прочитанный отрывок из изучаемого произведения.
Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к
выразительному чтению с соблюдением этих ударений.
Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы.
Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри
которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно
ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке,
будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть
художественными
и
психологическими.
Художественные
паузы
–
это
паузы
перед
словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу.
Чем
больше
значение
слова,
тем
длиннее
пауза,
соблюдаемая
перед
ним.
Речевые
разминки
при
работе
над
художественными
паузами
лучше
всего
проводить
с
пословицами.
Учитель
выразительно
читает
отрывок
произведения,
затем
идет
совместный
с
учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не
сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается
вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной
передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами,
которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность.
Для
формирования
выразительного
чтения
ученики
должны
овладеть
умениями,
которые
вырабатываются
в
процессе
анализа
произведения,
а
также
умениями
пользоваться интонационными средствами выразительности.
Из
ряда
умений,
связанных
с
анализом
текста,
выделяют
следующие:
умение
разбираться в эмоциональном настрое произведения, а также его героев, автора; умение
представлять в своем воображении картины, события, лица на основе так называемых
«словесных картин»; умение постигать смысл описанных событий и фактов, создавать о
них свои суждения и выражать к ним свое определенное от- ношение; умение определять
задачу своего чтения – что сообщается слушателям, какие мысли и чувства возникли у
героев и читателя.
Умение
проникнуть
в
эмоциональный
настрой
всего
произведения
(например,
стихотворения) или понять состояние героя включает в себя определенные микроумения:
способность находить в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя,
определять это состояние, соотносить героя с его поступками, проникаться сочувствием,
симпатией или антипатией к нему, т. е. умение определять свое отношение к герою,
отношение к нему автора, а затем решать, какие будут использованы интонационные
средства для передачи всего этого при чтении вслух.
Выразительность чтения в результате осознания его задачи значительно повышается,
так как ученик стремится донести до слушателей то, что понимает и чувствует сам, что
наиболее интересно и важно в тексте с его точки зрения. Необходимыми умениями,
связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие
творческое, воссоздающее воображение детей. Эти умения формируются с помощью
такого приема, как словесное рисование картин на основе прочитанного текста («видение
текста»), и развития у учеников определенного отношения к прочитанному. Необходимо
учить давать оценку героям, их поступкам, событиям, что возможно лишь в том случае,
если дети понимают текст и улавливают подтекст.
Выразительное чтение произведений на уроках литературы – один из путей
эмоционально-эстетического воздействия на учащихся. Хорошее чтение дает ученикам
нередко гораздо больше, чем тщательный и удачный анализ, оно говорит само за себя.
Для того, чтобы выразительное чтение стало в руках учителя эффективным средством
воспитания, необходимо тщательно подготовиться к уроку, избавиться от формального
подхода к этому. Далеко не все произведения, даже в лучшем исполнении, доходят до
сердца учеников. Особенно это касается лирических произведений. Ведь современные
дети в большинстве своем воспринимают стихи поверхностно, не задумываясь над их
глубоким смыслом. Вот здесь и нужно высокое мастерство учителя, его умение
выразительно и эмоционально передать ученикам содержание лирического произведения.
Работа по выразительному чтению в школе не требует специальных уроков, она органично
сочетается с различными видами работ не только на уроке литературы, но и на других
уроках тоже
В этом году учащиеся 9-х классов сдавали устный экзамен по русскому языку (говорение).
В первом задании нужно было прочитать текст выразительно с подготовкой в 2 минуты.
Не имея навыков и техники выразительного чтения, учащиеся не справились бы с этим
заданием. А во втором задании нужно было пересказать этот же текст, включив в свой
пересказ цитату. Поэтому я считаю, что начинать готовиться к этому экзамену нужно ещё
в начальных классах. А также читать все тексты вслух при подготовке к другим предметам
и обязательно их пересказывать. Таким образам, можно хорошо подготовиться к уроку и к
предстоящему экзамену.
Эффективность результата обучения зависит от мастерства учителя, его умения
своевременно использовать самые разнообразные методы для активизации творческого
мышления учащихся, их богатого воображения.