Автор: Демидова Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания социальный приют для детей "Транзит"
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Деструктивное поведение ребёнка, как следствие жестокого с ним обращения.
Раздел: среднее профессиональное
Деструктивное поведение ребёнка, как следствие
жестокого с ним обращения.
Жестокое обращение с детьми — это одна из главных проблем
современного общества. Как показывает практика, даже в благополучных
семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к
своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы
воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение
ребенка общения или прогулок. При этом, большинство родителей хорошо
понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а
также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии
ребенка.
Хорошие качества в ребенке бывает очень непросто развить, а вот плохие
приживаются легко и быстро. Конечно, все появляется не на пустом месте.
Если ребенок растет в атмосфере любви и уважения к личности, то и у него
будет развиваться доброжелательное отношение к окружающим. Но если
родители воспринимают ребенка как игрушку или как объект собственных
амбиций, не уделяют ему достаточного общения, у него возникает недостаток
любви. Из-за этого он сначала интуитивно, а потом вполне сознательно
начинает мстить окружающим. Часто приходится слышать, что дети стали
жестокими
и
агрессивными,
дети
зачастую
отстаивают
свою
позицию
с
помощью насилия, устраивают разборки, которые заканчиваются жестоким
избиением друг друга. Бьют безжалостно, и ни у кого не возникает желания
заступиться за того, кто слабее. К проявлению агрессии у детей приводят
условия семейного воспитания. Подражание взрослым, безысходность, страх
перед жестокостью окружающего мира и самых близких людей - родителей.
Жестокое обращение с детьми может иметь различные виды и формы:
1.Физическое насилие
представляет собой нанесение ребенку родителями
или
лицами,
их
заменяющими,
физических
травм,
различных
телесных
повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его
развитие и в крайней степени проявления лишают его жизни.
Многие родители пытаются оправдать свое поведение (если бы ребенок вел
себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его
не нужно было бы наказывать, то есть, по их мнению, получается, что
именно поведение ребенка приводит к насилию).
2
. Эмоциональное
(психологическое)
насилие
представляет
собой
периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или
лиц, их замещающих, на ребенка, приводящее к формированию у ребенка
патологических
черт
характера
или
нарушению
психического
развития.
Проявляется
в оскорбление ребенка, обвинение его в том, в чем он не
виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию
относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет
доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не
соответствующие его возрастным возможностям.
3. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного
обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье,
воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей в силу
объективных
причин
(бедность,
пьянство,
психические
болезни,
неопытность) и без таковых.
4 . Сексуальное
насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без
такового
взрослым
в
сексуальные
действия
с
целью
удовлетворения
сексуальных
потребностей
или
получения
выгоды. Под
это
определение
подходит любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально
стимулируется
или
используется
для
сексуальной
стимуляции.
Под
определение
сексуальных
посягательств,
насилия
подпадают
все
виды
сексуальных
действий:
изнасилование,
вовлечение
детей
в
сексуальную
активность
взрослых,
развратные
действия,
вовлечение
в
занятия
проституцией или в создание и (или) распространение порнографической
продукции.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным
последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или
опасность для его жизни.
Существуют
различные
типы
классификаций
последствий
жестокого
обращения с детьми, в основу которых могут быть положены:
- время проявления последствий,
- сфера, в которой проявляются последствия,
- вид жестокого обращения, вызвавший последствия.
По времени проявления различают ближайшие и отдаленные последствия
жестокого обращения с детьми:
- к ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а
также
рвота,
головные
боли,
потеря
сознания
и
другие
физические
проявления.
Также
к
ближайшим
последствиям
можно
отнести
острые
психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Как правило, это
реакции,
проявляющиеся
в
виде
возбуждения,
стремления
убежать,
спрятаться или в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия.
Однако в обоих случаях ребенок остро переживает страх, тревогу, гнев.
-
к
отдаленным
последствиям
жестокого
обращения
с
детьми
относятся
нарушения
физического
и
психического
развития
ребенка,
различные
соматические
заболевания,
личностные
и
эмоциональные
нарушения,
социальные последствия.
В зависимости от сферы, в которой проявляются последствия жестокого
обращения, можно выделить следующие классификационные категории:
1.Нарушения
физического
и
психического
развития.
Наиболее
распространенной формой нарушения физического и психического развития
ребенка
в
результате
жестокого
обращения
с
ним
является
задержка
в
развитие. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто отстают в
росте
и
массе
от
своих
сверстников.
У
них
позже
формируются
такие
жизненные показатели, как умение ходить, говорить. Они значительно хуже
успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдается
нервно-психическая симптоматика: сосание пальцев, кусание ногтей.
2.Различные заболевания. Заболевания, возникающие у детей в результате
жестокого
обращения,
могут
быть
специфическими
для
отдельного
вида
насилия или психосоматическими, проявляющимися независимо от характера
насилия.
Например,
при
физическом
насилии
специфиче скими
заболеваниями
будут
являться
повреждения
частей
тела
и
внутренних
органов
различной
степени
тяжести,
переломы
костей.
При
сексуальном
насилии
–
заболевания,
передающиеся
половым
путем:
инфекционно-
воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и
хронические
инфекции
мочеполовых
путей,
травмы,
кровотечения
из
половых органов и прямой кишки. Среди психосоматических заболеваний,
характерных для детей, подвергшихся жестокому обращению, наиболее часто
встречаются
ожирение
или,
наоборот,
резкая
потеря
веса,
кожные
сыпи,
аллергическая патология, язва желудка, боли внизу живота. Часто у детей
развиваются
такие
нервно-психические
заболевания,
как
нервные
тики,
заикание, энурез.
3.Психические
особенности.
Пережитая
психическая
травма,
являющаяся
результатом
жестокого
обращения
с
детьми,
приводит
к
тому,
что
их
дальнейшее
развитие
сопровождается
определенными
личностными,
эмоциональными
и
поведенческими
особенностями,
отрицательно
влияющими на их жизнь. Дети, подвергшиеся различного рода насилию,
сами зачастую испытывают плохо контролируемые вспышки гнева,
возникающие без видимой причины, проявляют агрессию по отношению к
более слабым: младшим детям, животным. Некоторые из них, напротив,
чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае
нарушается
контакт,
общение
со
сверстниками.
В
некоторых
случаях
стремление любым путем привлечь к себе внимание проявляется в виде
вызывающего,
эксцентричного
поведения.
Универсальной
и
с
трудом
поддающейся коррекции психологической реакцией на жестокое обращение
является снижение самооценки ребенка, которое способствует сохранению и
закреплению психологических нарушений, связанных с насилием.
Дети с низкой самооценкой переживают чувство вины, стыда, убеждены в
собственной неполноценности. Вследствие этого ребенку трудно добиться
уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Среди
детей,
подвергшихся
жестокому
обращению,
отмечается
высокая
частота депрессий, которые проявляются в приступах беспокойства, чувства
одиночества,
нарушениях
сна.
В
старшем
возрасте,
у
подростков,
могут
наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самаубийства.
Кроме того, среди проблем психического характера, к которым приводит
жестокое обращение, не последнее место по частоте встречаемости занимают
навязчивые страхи, речевые нарушения, девиантные формы поведения.
4. Социальные последствия. Дети, подвергающиеся жестокому обращению,
испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи с взрослыми,
нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают
достаточным
уровнем
знаний
и
эрудицией,
чтобы
завоевать
авторитет
в
школе и т.д. Попытки самоутверждения часто приводят их в асоциальную
среду,
формируют
пристрастие
к
алкоголю,
наркотикам,
подталкивают
к
совершению
уголовно
наказуемых
действий.
Многие
девочки
начинают
заниматься
проституцией.
У
мальчиков
может
нарушаться
половая
ориентация. Зачастую те взрослые люди, которые в детстве подвергались
жестокому обращению, впоследствии испытывают трудности при создании
собственной семьи и воспитании своих детей.
Для детей очень важно найти свое место в обществе, в кругу сверстников,
друзей,
ощутить
свою
значимость.
Замкнутость,
потеря
контакта
с
родителями,
нежелание
выходить
из
дома
это
скрытая
форма
агрессии.
Открытая форма может выражаться в драках, укусах, хулиганстве. Дети,
подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который
чаще
всего
изливают
на
более
слабых:
младших
по
возрасту
детей,
на
животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их
гнева ни имеют видимой причины.
Откуда же берется агрессия? Причин для ее появления не так уж мало.
- Усталость. Часто у детей из проблемных семей (родители не в ладах друг
с
другом
или
в
разводе,
ведут
асоциальный
образ
жизни)
возникает
разбалансировка
нервных
процессов.
Когда
такие
детки
устают,
их
возбуждение начинает нарастать, от этого они еще больше устают, и дело
кончается срывом.
- Страх. Любое насильственное вмешательство в жизнь ребенка вызывает в
нем агрессию как способ самозащиты. Сильное беспокойство и депрессия,
вызванные какими либо внешними причинами, переносят это чувство на
других людей.
-
Дефицит внимания. Дети, которые испытывают недостаток родительской
любви, начинают проявлять агрессивность, пытаясь напомнить о себе.
-
Жажда
власти.
В
какой-то
момент
ребенок
может
осознать,
как
это
приятно быть сильным, когда тебя все боятся. Добиваясь заветной цели,
такие дети способны нарушить любые правила.
-
Неудовлетворенная потребность в любви. Эта причина остается самой
главной. Нарушение эмоционального контакта с родителями представляет
для ребенка сильный травмирующий фактор.
Пережитая ситуация насилия откладывает негативный отпечаток на
детях.
Дети
часто
мучаются
от
противоречивых
чувств: некоторые
события они могут воспринимать как вполне допустимые, хотя и знают, что с
ними
поступили
«неправильно». Возникает
чувство
вины,
стыда,
страха,
которые
мешают
поделиться
со
взрослыми
и
попросить
помощи.
Самое
страшное, что решение своих проблем дети часто находят в криминальной,
асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них
пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать
другие уголовно наказуемые действия.
Поэтому дети, пострадавшие от насилия и пренебрежения, нуждаются в
длительной реабилитационной работе. Она должна концентрироваться на
преодолении негативных стереотипов в межличностных контактах и может
осуществляться
лишь
посредством
установления
безопасных
близких,
доверительных,
конструктивных
отношений
со
взрослыми
в
ходе
целенаправленного и регулярного взаимодействия. Дети, пострадавшие от
жестокого обращения, как правило, нуждаются в различных видах помощи:
медицинской, правовой, психологической, социальной.
Оказание комплексной помощи с привлечением разных специалистов,
позволит добиться положительных результатов в работе, а также повысить
эффективность профилактики агрессивного поведения ребёнка.