Напоминание

Деструктивное поведение ребёнка, как следствие жестокого с ним обращения.


Автор: Демидова Юлия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания социальный приют для детей "Транзит"
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Деструктивное поведение ребёнка, как следствие жестокого с ним обращения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Деструктивное поведение ребёнка, как следствие

жестокого с ним обращения.

Жестокое обращение с детьми — это одна из главных проблем

современного общества. Как показывает практика, даже в благополучных

семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к

своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы

воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение

ребенка общения или прогулок. При этом, большинство родителей хорошо

понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а

также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии

ребенка.

Хорошие качества в ребенке бывает очень непросто развить, а вот плохие

приживаются легко и быстро. Конечно, все появляется не на пустом месте.

Если ребенок растет в атмосфере любви и уважения к личности, то и у него

будет развиваться доброжелательное отношение к окружающим. Но если

родители воспринимают ребенка как игрушку или как объект собственных

амбиций, не уделяют ему достаточного общения, у него возникает недостаток

любви. Из-за этого он сначала интуитивно, а потом вполне сознательно

начинает мстить окружающим. Часто приходится слышать, что дети стали

жестокими

и

агрессивными,

дети

зачастую

отстаивают

свою

позицию

с

помощью насилия, устраивают разборки, которые заканчиваются жестоким

избиением друг друга. Бьют безжалостно, и ни у кого не возникает желания

заступиться за того, кто слабее. К проявлению агрессии у детей приводят

условия семейного воспитания. Подражание взрослым, безысходность, страх

перед жестокостью окружающего мира и самых близких людей - родителей.

Жестокое обращение с детьми может иметь различные виды и формы:

1.Физическое насилие

представляет собой нанесение ребенку родителями

или

лицами,

их

заменяющими,

физических

травм,

различных

телесных

повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его

развитие и в крайней степени проявления лишают его жизни.

Многие родители пытаются оправдать свое поведение (если бы ребенок вел

себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его

не нужно было бы наказывать, то есть, по их мнению, получается, что

именно поведение ребенка приводит к насилию).

2

. Эмоциональное

(психологическое)

насилие

представляет

собой

периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или

лиц, их замещающих, на ребенка, приводящее к формированию у ребенка

патологических

черт

характера

или

нарушению

психического

развития.

Проявляется

в оскорбление ребенка, обвинение его в том, в чем он не

виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию

относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет

доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не

соответствующие его возрастным возможностям.

3. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – это отсутствие должного

обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье,

воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей в силу

объективных

причин

(бедность,

пьянство,

психические

болезни,

неопытность) и без таковых.

4 . Сексуальное

насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без

такового

взрослым

в

сексуальные

действия

с

целью

удовлетворения

сексуальных

потребностей

или

получения

выгоды. Под

это

определение

подходит любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально

стимулируется

или

используется

для

сексуальной

стимуляции.

Под

определение

сексуальных

посягательств,

насилия

подпадают

все

виды

сексуальных

действий:

изнасилование,

вовлечение

детей

в

сексуальную

активность

взрослых,

развратные

действия,

вовлечение

в

занятия

проституцией или в создание и (или) распространение порнографической

продукции.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным

последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или

опасность для его жизни.

Существуют

различные

типы

классификаций

последствий

жестокого

обращения с детьми, в основу которых могут быть положены:

- время проявления последствий,

- сфера, в которой проявляются последствия,

- вид жестокого обращения, вызвавший последствия.

По времени проявления различают ближайшие и отдаленные последствия

жестокого обращения с детьми:

- к ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а

также

рвота,

головные

боли,

потеря

сознания

и

другие

физические

проявления.

Также

к

ближайшим

последствиям

можно

отнести

острые

психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Как правило, это

реакции,

проявляющиеся

в

виде

возбуждения,

стремления

убежать,

спрятаться или в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия.

Однако в обоих случаях ребенок остро переживает страх, тревогу, гнев.

-

к

отдаленным

последствиям

жестокого

обращения

с

детьми

относятся

нарушения

физического

и

психического

развития

ребенка,

различные

соматические

заболевания,

личностные

и

эмоциональные

нарушения,

социальные последствия.

В зависимости от сферы, в которой проявляются последствия жестокого

обращения, можно выделить следующие классификационные категории:

1.Нарушения

физического

и

психического

развития.

Наиболее

распространенной формой нарушения физического и психического развития

ребенка

в

результате

жестокого

обращения

с

ним

является

задержка

в

развитие. Дети, подвергающиеся жестокому обращению, часто отстают в

росте

и

массе

от

своих

сверстников.

У

них

позже

формируются

такие

жизненные показатели, как умение ходить, говорить. Они значительно хуже

успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдается

нервно-психическая симптоматика: сосание пальцев, кусание ногтей.

2.Различные заболевания. Заболевания, возникающие у детей в результате

жестокого

обращения,

могут

быть

специфическими

для

отдельного

вида

насилия или психосоматическими, проявляющимися независимо от характера

насилия.

Например,

при

физическом

насилии

специфиче скими

заболеваниями

будут

являться

повреждения

частей

тела

и

внутренних

органов

различной

степени

тяжести,

переломы

костей.

При

сексуальном

насилии

заболевания,

передающиеся

половым

путем:

инфекционно-

воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и

хронические

инфекции

мочеполовых

путей,

травмы,

кровотечения

из

половых органов и прямой кишки. Среди психосоматических заболеваний,

характерных для детей, подвергшихся жестокому обращению, наиболее часто

встречаются

ожирение

или,

наоборот,

резкая

потеря

веса,

кожные

сыпи,

аллергическая патология, язва желудка, боли внизу живота. Часто у детей

развиваются

такие

нервно-психические

заболевания,

как

нервные

тики,

заикание, энурез.

3.Психические

особенности.

Пережитая

психическая

травма,

являющаяся

результатом

жестокого

обращения

с

детьми,

приводит

к

тому,

что

их

дальнейшее

развитие

сопровождается

определенными

личностными,

эмоциональными

и

поведенческими

особенностями,

отрицательно

влияющими на их жизнь. Дети, подвергшиеся различного рода насилию,

сами зачастую испытывают плохо контролируемые вспышки гнева,

возникающие без видимой причины, проявляют агрессию по отношению к

более слабым: младшим детям, животным. Некоторые из них, напротив,

чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае

нарушается

контакт,

общение

со

сверстниками.

В

некоторых

случаях

стремление любым путем привлечь к себе внимание проявляется в виде

вызывающего,

эксцентричного

поведения.

Универсальной

и

с

трудом

поддающейся коррекции психологической реакцией на жестокое обращение

является снижение самооценки ребенка, которое способствует сохранению и

закреплению психологических нарушений, связанных с насилием.

Дети с низкой самооценкой переживают чувство вины, стыда, убеждены в

собственной неполноценности. Вследствие этого ребенку трудно добиться

уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди

детей,

подвергшихся

жестокому

обращению,

отмечается

высокая

частота депрессий, которые проявляются в приступах беспокойства, чувства

одиночества,

нарушениях

сна.

В

старшем

возрасте,

у

подростков,

могут

наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самаубийства.

Кроме того, среди проблем психического характера, к которым приводит

жестокое обращение, не последнее место по частоте встречаемости занимают

навязчивые страхи, речевые нарушения, девиантные формы поведения.

4. Социальные последствия. Дети, подвергающиеся жестокому обращению,

испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи с взрослыми,

нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают

достаточным

уровнем

знаний

и

эрудицией,

чтобы

завоевать

авторитет

в

школе и т.д. Попытки самоутверждения часто приводят их в асоциальную

среду,

формируют

пристрастие

к

алкоголю,

наркотикам,

подталкивают

к

совершению

уголовно

наказуемых

действий.

Многие

девочки

начинают

заниматься

проституцией.

У

мальчиков

может

нарушаться

половая

ориентация. Зачастую те взрослые люди, которые в детстве подвергались

жестокому обращению, впоследствии испытывают трудности при создании

собственной семьи и воспитании своих детей.

Для детей очень важно найти свое место в обществе, в кругу сверстников,

друзей,

ощутить

свою

значимость.

Замкнутость,

потеря

контакта

с

родителями,

нежелание

выходить

из

дома

это

скрытая

форма

агрессии.

Открытая форма может выражаться в драках, укусах, хулиганстве. Дети,

подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который

чаще

всего

изливают

на

более

слабых:

младших

по

возрасту

детей,

на

животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их

гнева ни имеют видимой причины.

Откуда же берется агрессия? Причин для ее появления не так уж мало.

- Усталость. Часто у детей из проблемных семей (родители не в ладах друг

с

другом

или

в

разводе,

ведут

асоциальный

образ

жизни)

возникает

разбалансировка

нервных

процессов.

Когда

такие

детки

устают,

их

возбуждение начинает нарастать, от этого они еще больше устают, и дело

кончается срывом.

- Страх. Любое насильственное вмешательство в жизнь ребенка вызывает в

нем агрессию как способ самозащиты. Сильное беспокойство и депрессия,

вызванные какими либо внешними причинами, переносят это чувство на

других людей.

-

Дефицит внимания. Дети, которые испытывают недостаток родительской

любви, начинают проявлять агрессивность, пытаясь напомнить о себе.

-

Жажда

власти.

В

какой-то

момент

ребенок

может

осознать,

как

это

приятно быть сильным, когда тебя все боятся. Добиваясь заветной цели,

такие дети способны нарушить любые правила.

-

Неудовлетворенная потребность в любви. Эта причина остается самой

главной. Нарушение эмоционального контакта с родителями представляет

для ребенка сильный травмирующий фактор.

Пережитая ситуация насилия откладывает негативный отпечаток на

детях.

Дети

часто

мучаются

от

противоречивых

чувств: некоторые

события они могут воспринимать как вполне допустимые, хотя и знают, что с

ними

поступили

«неправильно». Возникает

чувство

вины,

стыда,

страха,

которые

мешают

поделиться

со

взрослыми

и

попросить

помощи.

Самое

страшное, что решение своих проблем дети часто находят в криминальной,

асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них

пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать

другие уголовно наказуемые действия.

Поэтому дети, пострадавшие от насилия и пренебрежения, нуждаются в

длительной реабилитационной работе. Она должна концентрироваться на

преодолении негативных стереотипов в межличностных контактах и может

осуществляться

лишь

посредством

установления

безопасных

близких,

доверительных,

конструктивных

отношений

со

взрослыми

в

ходе

целенаправленного и регулярного взаимодействия. Дети, пострадавшие от

жестокого обращения, как правило, нуждаются в различных видах помощи:

медицинской, правовой, психологической, социальной.

Оказание комплексной помощи с привлечением разных специалистов,

позволит добиться положительных результатов в работе, а также повысить

эффективность профилактики агрессивного поведения ребёнка.



В раздел образования