Автор: Малюга Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 92
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Раннее обучение иностранному языку"
Раздел: дошкольное образование
Раннее обучение иностранному языку
В настоящее время проблема раннего обучения иностранных языков становится все более
актуальной. Во многом это связано не столько с развитием педагогики и методики
преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и
трендами среди родителей. Если еще 20 лет назад знание языка требовалось лишь в работе
некоторых сфер, то сейчас владение хотя бы одним иностранным языком является
обязательным.
При этом среди ученых и практиков нет единого мнения относительно того, что следует
понимать под ранним обучением иностранному языку. Одни под ранним обучением
иностранному языку понимают такое обучение, которое осуществляется на основе
интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его
поступления в школу. Другие полагают, что раннее обучение иностранному языку - это
обучение детей младшего школьного возраста. Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко
предлагают различать раннее дошкольное обучение и раннее школьное обучение. Первое
осуществляется в детском дошкольном учреждении с 4-5 лет до поступления ребенка в
школу. Раннее школьное обучение - это первая ступень обучения младших школьников (с 1
или 2 по 4 класс).
Ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является, прежде всего,
развивающая цель. Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано
содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей,
развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения
выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Данная цель является
стратегической, она позволяет органично включать иностранный язык в контекст
жизнедеятельности дошкольника и определять конкретные пути осуществления
интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности ребенка
дошкольного возраста.
Реализация указанной цели предусматривает:
1) Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.),
которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;
2) Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного
отношения к ним; осознание детьми родной культуры;
3) Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к
определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения
и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;
4) Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии,
способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и
устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности;
Основные воспитательно-развивающие и образовательные цели состоят в следующем:
- в формировании у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и
интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
- в воспитании нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности,
коллективизма, терпимости и уважения друг к другу;
- в развитии у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения,
произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического
мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;
- в расширении общеобразовательного кругозора детей.
Учебно-образовательные цели состоят в следующем:
- в формировании навыков и умений самостоятельного решения элементарных
коммуникативных задач на иностранном языке;
- в формировании навыков межличностного общения и навыков самоконтроля;
- в приобретении элементарных лингвострановедческих знаний.
Кроме того, одной из важнейших психологических задач раннего обучения иностранным
языкам является формирование положительного отношения к изучению нового языка, а
также создание внутренней заинтересованности у детей в каждый момент обучения.
Содержание раннего обучения иностранным языкам включает:
- языковой материал: лексический и грамматический;
- коммуникативные умения, характеризующие уровень практического владения изучаемым
языком;
- сведения о некоторых национально-культурных особенностях стран изучаемого языка.
Содержание обучения должно отвечать следующим требованиям:
Во-первых, оно должно вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их
эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать
способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях и так далее.
Во-вторых, содержание обучения и его предметная сторона (о чем говорить, слушать, что
делать), должно учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь на
родном языке, и соотноситься с тем опытом, который они должны приобрести на занятиях
по иностранному языку.
В-третьих, содержание обучения должно давать возможность органично интегрировать в
учебный процесс по иностранному языку различные виды деятельности, типичные для
детей дошкольного возраста: изобразительную, музыкальную, трудовую и другие, и тем
самым создавать условия для гармоничного развития личности ребенка.
4. Принципы обучения иностранным языкам на раннем этапе
Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и
обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности.
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели,
содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и
взаимообусловленности. В нашем случае принципы призваны определять стратегию и
тактику обучения иностранному языку на раннем этапе практически в каждой точке
учебного процесса.
Важным принципом обучения иностранным языкам на раннем этапе является обеспечение
абсолютной понятности для ребенка того, что происходит и говорится на занятии
педагогом и другими детьми.
Учет родного языка играет исключительно большую роль в овладении детьми как
средствами общения, так и деятельностью общения. Перевод с родного на иностранный и
с иностранного на родной язык рассматривается как важное средство обучения, которым
дети пользуются с первых шагов обучения иностранному языку. С помощью родного
языка дети осознают значение новых слов и речевых образцов. Поскольку дети заучивают
много рифмовок, считалок, стихотворений и песен, с их содержанием знакомятся лишь с
помощью перевода на родной язык.
Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных,
групповых, коллективных.
дошкольный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических
особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, способность
анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки
и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера.
Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее
психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего
кругозора.
Обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном
языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким
уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.
Список литературы
1) Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для
учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2013. - 237 с.
2) Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа:
методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 240 с.
3) Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко,
П.К. Бабинский. - М.: АРКТИ, 2015. - 425 с.
4) Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
Учебник для студентов вузов. 2-е изд. испр. и доп. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. -
378 с.
5) Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. / И.Г. Петсалоцци.
- М.: Педагогика, 2014. - 416 с.