Напоминание

"Раннее обучение иностранному языку"


Автор: Малюга Татьяна Сергеевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 92
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Раннее обучение иностранному языку"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Раннее обучение иностранному языку

В настоящее время проблема раннего обучения иностранных языков становится все более

актуальной. Во многом это связано не столько с развитием педагогики и методики

преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и

трендами среди родителей. Если еще 20 лет назад знание языка требовалось лишь в работе

некоторых сфер, то сейчас владение хотя бы одним иностранным языком является

обязательным.

При этом среди ученых и практиков нет единого мнения относительно того, что следует

понимать под ранним обучением иностранному языку. Одни под ранним обучением

иностранному языку понимают такое обучение, которое осуществляется на основе

интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его

поступления в школу. Другие полагают, что раннее обучение иностранному языку - это

обучение детей младшего школьного возраста. Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко

предлагают различать раннее дошкольное обучение и раннее школьное обучение. Первое

осуществляется в детском дошкольном учреждении с 4-5 лет до поступления ребенка в

школу. Раннее школьное обучение - это первая ступень обучения младших школьников (с 1

или 2 по 4 класс).

Ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является, прежде всего,

развивающая цель. Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано

содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей,

развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения

выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Данная цель является

стратегической, она позволяет органично включать иностранный язык в контекст

жизнедеятельности дошкольника и определять конкретные пути осуществления

интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности ребенка

дошкольного возраста.

Реализация указанной цели предусматривает:

1) Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.),

которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;

2) Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного

отношения к ним; осознание детьми родной культуры;

3) Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к

определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения

и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;

4) Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии,

способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и

устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности;

Основные воспитательно-развивающие и образовательные цели состоят в следующем:

- в формировании у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и

интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

- в воспитании нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности,

коллективизма, терпимости и уважения друг к другу;

- в развитии у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения,

произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического

мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;

- в расширении общеобразовательного кругозора детей.

Учебно-образовательные цели состоят в следующем:

- в формировании навыков и умений самостоятельного решения элементарных

коммуникативных задач на иностранном языке;

- в формировании навыков межличностного общения и навыков самоконтроля;

- в приобретении элементарных лингвострановедческих знаний.

Кроме того, одной из важнейших психологических задач раннего обучения иностранным

языкам является формирование положительного отношения к изучению нового языка, а

также создание внутренней заинтересованности у детей в каждый момент обучения.

Содержание раннего обучения иностранным языкам включает:

- языковой материал: лексический и грамматический;

- коммуникативные умения, характеризующие уровень практического владения изучаемым

языком;

- сведения о некоторых национально-культурных особенностях стран изучаемого языка.

Содержание обучения должно отвечать следующим требованиям:

Во-первых, оно должно вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их

эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать

способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях и так далее.

Во-вторых, содержание обучения и его предметная сторона (о чем говорить, слушать, что

делать), должно учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь на

родном языке, и соотноситься с тем опытом, который они должны приобрести на занятиях

по иностранному языку.

В-третьих, содержание обучения должно давать возможность органично интегрировать в

учебный процесс по иностранному языку различные виды деятельности, типичные для

детей дошкольного возраста: изобразительную, музыкальную, трудовую и другие, и тем

самым создавать условия для гармоничного развития личности ребенка.

4. Принципы обучения иностранным языкам на раннем этапе

Принципы – это исходные, основополагающие положения, в которых отражаются и

обобщаются самые существенные стороны познавательной и практической деятельности.

Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели,

содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и

взаимообусловленности. В нашем случае принципы призваны определять стратегию и

тактику обучения иностранному языку на раннем этапе практически в каждой точке

учебного процесса.

Важным принципом обучения иностранным языкам на раннем этапе является обеспечение

абсолютной понятности для ребенка того, что происходит и говорится на занятии

педагогом и другими детьми.

Учет родного языка играет исключительно большую роль в овладении детьми как

средствами общения, так и деятельностью общения. Перевод с родного на иностранный и

с иностранного на родной язык рассматривается как важное средство обучения, которым

дети пользуются с первых шагов обучения иностранному языку. С помощью родного

языка дети осознают значение новых слов и речевых образцов. Поскольку дети заучивают

много рифмовок, считалок, стихотворений и песен, с их содержанием знакомятся лишь с

помощью перевода на родной язык.

Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных,

групповых, коллективных.

дошкольный возраст уникален для овладения языком в силу таких психических

особенностей ребенка как быстрое запоминание языковой информации, способность

анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки

и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера.

Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее

психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего

кругозора.

Обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном

языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким

уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.

Список литературы

1) Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для

учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2013. - 237 с.

2) Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа:

методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 240 с.

3) Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко,

П.К. Бабинский. - М.: АРКТИ, 2015. - 425 с.

4) Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:

Учебник для студентов вузов. 2-е изд. испр. и доп. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. -

378 с.

5) Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. / И.Г. Петсалоцци.

- М.: Педагогика, 2014. - 416 с.



В раздел образования