Автор: Кузнецова Людмила Владимировна
Должность: учитель истории искусств
Учебное заведение: ОГАОУ "Губернаторский Светленский лицей"
Населённый пункт: город ТОмск
Наименование материала: Сборник методических разработок уроков истории искусств
Тема: "Постигаем искусство играя"
Раздел: полное образование
СБОРНИК
Методических разработок
по истории искусств
«Постигаем искусство играя»
8 класс
Кузнецова Л.В.
Федеральная инновационная площадка МОН РФ
Областное государственное автономное
общеобразовательное учреждение
ГУБЕРНАТОРСКИЙ СВЕТЛЕНСКИЙ ЛИЦЕЙ
СБОРНИК
Методических разработок
по истории искусств
«Постигаем искусство играя»
8 класс
Учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Кузнецова Людмила Владимировна
2017
Творить искусство может лишь избранник
- любить искусство – всякий человек!
Грюн
Сборник предназначен для учителей истории искусств,
МХК, классных руководителей. Уроки по истории изобрази-
тельного искусства занимают особое место среди предметов ху-
дожественно-эстетического цикла. Без них сложно рассчитывать
на полноценное формирование гармонично развитой личности.
Однако уроки истории искусства – это не уроки изучение био-
графий художников или исторических периодов развития куль-
туры, носящие чисто информационный, повествовательный ха-
рактер, это уроки–размышления, уроки–диалоги, задачей кото-
рых является соприкосновение учащихся с мировоззрением ху-
дожника, с его философией и жизненной позицией. Искусство
зародилось вместе с человеком, и вся история искусства есть не-
что иное, как история человека, творящего искусство. Человек
создает для себя, и в этом он осознает свое наивысшее назначе-
ние творца, преобразователя, который познает, чувствует, мыс-
лит.
Цель истории изобразительного искусства в школе: заин-
тересовать, увлечь учащихся этим предметом, познакомить их с
основными понятиями и этапами развития искусства, научить
анализировать художественные произведения, выделяя главные
средства выразительности. Вопрос о том, как учить искусству,
довольно сложный, уже в связи с пестротой современных худо-
жественных направлений и школ. Приобщение ученика к миру
искусства
происходит
постепенно,
переходя
от
простого
к
сложному на основе сравнений, сопоставлений с уже известным,
изученным
учебным
материалом
школы
искусств.
Основные
принципы методики обучения искусству не должны рассматри-
ваться в отрыве от творческих методов обучения.
Художник тонко чувствует жизнь во всех ее проявлениях,
видит и переживает не только ее прекрасные моменты, но и все,
что есть значимое для человека, все , что можно объяснить ем-
ким и значимым словом «жизнь». Прикосновение к творчеству
художника позволяет открывать для себя новый мир чувств,
настроений, переживаний и во многом глубже понимать самих
себя. Подросткам, вообще, свойственна жажда познания. От-
крывая по-новому жизнь, от простейших окружающих вещей до
глубины размышлений о смысле жизни, о своем назначении,
они находятся в постоянном поиске ценностей и идеалов, по-
этому школа должна представить возможность выбора. Основ-
ным видом урока по истории изобразительного искусства явля-
ются лекции. Для развития самостоятельности мышления, ини-
циативы, творческой активности школьников, пробуждения ин-
тереса к изобразительному искусству, его истории желательно
ряд уроков проводить в форме практических семинарских заня-
тий, как можно чаще устраивать диспуты и конкурсы на лучшее
знание
истории
изобразительного
искусства.
Этой
же
целью
может служить написание докладов и рефератов учащимися по
темам учебной программыльному искусству в целом
Для
проверки
знаний
учащихся
лучше
использовать
именно игровые формы уроков, которые позволят не только
приятно и интересно провести время, но на самом деле проде-
монстрировать кругозор учащихся, уровень знаний в той или
иной области. Игровые формы зачет в основном групповые, но
это не мешает выявить индивидуальные знания учащихся, но
также способствуют сплоченности коллектива, формируют та-
кие качества как находчивость, общительность, умение импро-
визировать и многие другие. Предложенные разработки уроков
уже не раз апробированы на практике, дети любят и ждут уроки-
зачеты.
Среди всего общего разнообразия уроков в них можно
отследить несколько общих черт – это обязательное знание ре-
продукций, тестовые вопросы, блиц-вопросы, вопросы на рас-
суждения и творческие задания.
Но на любом уроке хозяин – сам учитель. Надеюсь, мои
уроки вам пригодятся! Творческих успехов!
УРОК-ЗАЧЕТ 8 КЛАСС
ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ИСКУССТВА
ДРЕВНЕГО МИРА
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся
по теме «Искусство Древнего мира».
Задачи:
1) Образовательная:
расширить и углубить знания по теме;
обобщить и закрепить изученный материал.
2)Развивающая:
способствовать развитию творческих способностей по-
знавательного интереса;
коммуникативных
умений
и
навыков;
личностных
ка-
честв.
3) Воспитательная:
воспитывать у учащихся уважение к истории искусств,
традициям, культуре народам Древней Греции;
воспитывать устойчивый интерес к искусству.
Оборудование: компьютер,
мультимедиа
проектор,
иг-
ровой и раздаточный материал.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Форма урока: нестандартный урок, урок – игра.
Предварительная подготовка: Класс делится на две ко-
манды, заранее готовятся название и домашнее задание. Игра
проходит в форме воображаемого восхождения на олимп. Семь
ступеней, семь заданий, с каждым этапом количества вопросов
становится
меньше
с
возрастанием
сложности.
Учителю
необходимо заранее определить время на выполнение каждого
конкурса, чтобы уложиться в рамки одного урока и подвести
итоги. По итогам каждого конкурса команды получают жето-
ны – лавровые листья, из которых составляют лавровый венок.
Соответственно чем больше жетонов, тем больше и богаче
лавровый венок.
I тур. «Всего по немногу»
Каждая команда получает список с названием произведений ис-
кусства, задача определить к какой культуре будет относиться
то или иное произведение.
Акведук
Древний Рим
Колизей
Древний Рим
Мастаба
Древний Египет
Парфенон
Древняя Греция
Акрополь
Древняя Греция
Пирамида
Древний Египет
Ласко
Первобытное искусство
Пагода
Древняя Индия
Зиккурат
Передняя Азия
Термы
Древний Рим
Сфинкс
Древний Египет
Кносский дворец
Древняя Греция
Пантеон
Древний Рим
Ступа в Санчи
Древняя Индия
Триумфальная арка
Древний Рим
Эрехтейон
Древняя Греция
Кориатида
Древняя Греция
Капитолийская волчица
Древний Рим
Лаакоон
Древняя Греция
Шеду
Передняя Азия
Дольмены,
Первобытное искусство
II тур «Шестое чувство»
Правда ли, что...
1.
Правда ли, что Стоунхендж – это буддийский храм в Ин-
дии? (нет)
2.
Правда ли, что по современным научным исследованиям
возраст сфинкса 12 000 лет, что старше египетских пира-
мид (да)
3.
Правда ли, что в 1969 г. чех Дербал обнаружил, что брит-
венные лезвия помещенные внутрь пирамид могут само-
затачиваться. (да)
4.
Правда ли, Колизей одно из семи чудес света? (Нет)
5.
Правда ли, что «художник» было самым почетным зва-
нием в древнем Риме? (нет)
6.
Правда ли, что до недавнего времени в Афинах суще-
ствовал закон запрещающий строить здания выше акро-
поля? (да)
7.
Правда ли, что античный храм мог одновременно быть и
банком? (да)
8.
Правда ли, что современные модницы берут уроки сти-
листики у критских «парижанок» (нет).
9.
Правда ли, что древнейшие жители Двуречья входили в
дом через трубу? (да)
10.
Правда ли, что черному быку с белым треугольным пят-
ном на лбу и с особым волоском на хвосте очень везло,
т.к. его помещали в
храм, обеспечивали специальный
уход и полный комфорт до самой смерти? (да)
11.
Правда ли, что еще 3500 лет назад в передней Азии
огромное развитие получила картография. До сих пор на
этой территории приходится каждый год рисовать новые
карты? (нет)
12.
Правда ли, что в Китае была изобретена первая система
канализационного водоснабжения? (нет)
13.
Правда ли, что афиняне поставили храм богине Афине,
обрезав крылья Нике, чтобы победа никогда ни по-
кидала афинян? (да)
III тур «5х5»
25 репродукций или изображений памятников культуры древне-
го мира расположенных по пять в ряд. Каждая команда по оче-
реди открывает картину и называет.
За каждую картинку можно давать от одного до трех баллов (название произ-
ведения, автор, культура, страна)
IV тур «Культ и культура»
Задание: Определить культ в культурах древнего мира
Культ первобытного человека…
(культ зверя)
Культ древнего Египта…
(культ загробной жизни)
Культ культуры Передней Азии…
(культ небесных светил, войны)
Культ в искусстве античности…
(культ человека)
В данном конкурсе можно давать дополнительный балл за правильное пояс-
нение причин возникновения культа.
V тур «Один из трех»
Каждая команда получает тестовые вопросы, где нужно вы-
брать один вариант ответа из трех.
Тесты по истории искусства 8 кл.
1.Из какого материала строились пирамиды?
а) кирпич
б) мрамор
в) известняк.
2. Какому фараону принадлежит большой сфинкс?
а) Хеопсу
б) Хефрену
в) Миккерину.
3. В древнейших изображениях, размер фигуры фараона, по
сравнению с размерами простого египтянина был…
а) больше
б) меньше
в) одинаковые.
4. «Солдат! Сорок веков смотрят на вас с высоты этих пира-
мид»,- сказал. Кто?
а) Суворов
б) Наполеон
в) Нельсон.
5. На чем писали жители Двуречья?
А) на пальмовых листьях
Б) на папирусе
В) на глиняных дощечках.
6. Кто имел право подниматься на вершину зиккурата?
А) раб
Б) жрец
В) царь.
7. Где была изобретена бумага?
а) в Индии
б) в Китае
в) в Вавилоне.
8. Что изобрели индусы при росписи храмовых пещер Аджан-
ты?
а) зеркало
б) восковые свечи
в) электричество.
9.Какогь великого скульптора Афиняне посадили в тюрьму?
а) Фидия
б) Праксителя
в) Поликлета.
10. Кто создал «Дискобола»?
а) Мирон
б) Лисипп
в) Агесандр.
11. Почему постройки Афинского акрополя дошли до наших
дней разрушенными?
А) из-за землятресения
Б) из-за варварского отношения людей,
В) из-за наводнения.
12. Какую богиню держала в руках богиня Афина Парфенос?
А) Нику
Б) Геру
В) Афродиту.
13. Статую какой богини нашли на острове Милос?
А) Афина
Б) ника
В) Афродита.
14. Погибло ли греческое искусство с падением Эллады?
А) погибло
Б) отразилось в римском искусстве
В) нет.
15. Остров, на утесе которого стояла статуя богини победы.
А) Крит
Б) Милос
В) Самофракия.
16. Построенное или временно оформление проезда в честь во-
енных побед и знаменитых событий.
А) триумфальная арка
Б) акведук
В) Парфенон.
17. Какая древнегреческая традиция сохранилась в олимпийских
играх до сих пор?
А) надевать оливковый венок
Б) зажигать огонь
В) устраивать пир.
18.Где была изобретена 60тиричная система измерения?
А) в Греции
Б) в Вавилоне
В) в Египте.
VI тур «Второе название»
1.
«Воробьиное письмо» (клинопись)
2.
«Стена слез» (Великая китайская стена)
3.
«Лестница в небо» (зиккурат)
4.
«Отец ужаса» (сфинкс)
5.
«Палеолетическая Венера» (женские статуэтки эпохи
палеолита)
6.
«Дом вечности». (пирамида)
VII «Один на один»
Конкурс капитанов
Конкурс капитанов – соревнование в красноречии. В течении 1
минуты капитаны должны представить свою позицию по теме -
«Творить искусство может лишь избранник, любить искусство –
всякий человек!»
КОНКУРС ЗНАТОКОВ
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
8 КЛАСС
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся
по теме «Искусство Древнего Востока».
Задачи:
1) Образовательная:
расширить и углубить знания по теме;
обобщить и закрепить изученный материал.
2)Развивающая:
способствовать развитию творческих способностей по-
знавательного интереса;
коммуникативных
умений
и
навыков;
личностных
ка-
честв.
3) Воспитательная:
воспитывать у учащихся уважение к истории искусств,
традициям, культуре народам Древней Греции;
воспитывать устойчивый интерес к искусству.
Оборудование: компьютер,
мультимедиа
проектор,
иг-
ровой и раздаточный материал.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Форма урока: нестандартный урок, урок – игра.
Ход урока:
Класс делится на две команды, каждая команда приду-
мывает себе название и эмблему. В конкурсе шесть туров, где
задания будут отдельно у каждой команды на выбор.
Привал эрудитов (блиц-вопросы)
Если команды хорошо подготовлены, можно этот конкурс про-
водить на время, например отводить каждой команде 1 – 3 ми-
нуты
Вопросы 1 команды
1.
Статуя изображающая льва с головой человека (Сфинкс)
2.
В древности художники не могла рисовать свободно, как
вздумается. Они должны были подчиняться строгим прави-
лам. Как можно это объяснить одним словом (канон)
3.
Зверь был источником жизни и смерти, врагом и другом,
жертвой и божеством. К какому периоду жизни человечества
можно отнести эти слова. (первобытному)
4.
Пятиногий бык. (Шеду)
5.
Его изображение требовало 32 обязательных признака. О ком
речь? Назовите некоторые из этих признаков. (Будда)
6.
Единственный памятник архитектуры видимый с луны. (Ки-
тайская стена)
7.
Семитысячная армия этого императора до сих пор охраняет
его покой. (Император Цинь Ши Хуанди)
8.
Каким образом скамья, а может несколько их стали связью
между земным и загробным миром. (Мастаба)
9.
Египетская письменность (иероглифы)
10.
Главенствующий жанр изобразительно искусства у пер-
вобытных художников. (анималистический)
11.
Что означает в религии Индии «Колесо закона»
12.
Красивое
архитектурное
произведение
возводимое
в
честь того или иного бога. (храм)
13.
Почему Египтяне называли свою землю черной?
14.
Жители
какой
страны
считали,
что
земля
квадратная,
небо
15.
в форме сферы, а их родины находится в центре и носит
название – поднебесной? (Китай)
16.
Ра, Амон, Атон – что общего? (бог Солнца в египетской
мифологии)
Вопросы 2 команды
1.
На
этой
земле
смерть
не
внушала
страх,
так
как
боги-
правители победили ее и бессмертие вошло в жизнь. О какой
стране идет речь?
2.
Первая египетская пирамида. (пирамида Джосера)
3.
Изображение этих зверей с ворот храма Будур в Санчи, стало
символом современной Индии (4 льва по сторонам света)
4.
Перечислите культуры каких государств вошли в понятие
культуры Передней Азии. (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавило-
ния)
5.
Он был супругом дочери царицы Нефертити. Весь в ожида-
нии бессмертия. Таков был смысл портретов тонких и пре-
красных, чтобы душа вселялась в них. Он умер в 18 лет (Ту-
танхамон)
6.
Это то, что имеет каждый народ, но не всегда имеет каждый
человек в отдельности. (культура)
7.
Фигурки молящихся, которые должны были денно и нощно
заменять хозяина в храме, пока тот занят делами (адорант)
8.
Кому принадлежит фраза: «Солдаты! – сорок веков смотрят
на вас, с высоты этих пирамид». (Наполеон)
9.
Жанр изобразительного искусства характерный для искусства
Передней Азии, посвященный военной тематике (батальный)
10.
На чем писали вавилоняне (на глиняных табличках)
11.
Изображение созданное с помощью объемов, выступаю-
щих над плоскостью фона. (рельеф) «Лестница в небо» - что
это? (зиккурат)
12.
Как
можно
объяснить
возникновение
реалистического
портрета в культуре Древнего Египта.
13.
Что такое «стена слез»? (Великая китайская стена)
14.
Что преобладало в изображениях первобытного худож-
ника? (зверь)
15.
Назовите священное животное египтян.
Исторический аукцион
По одному человеку от каждой команды получают карточки с
заданием:
- продемонстрировать каноны изображения человека в куль-
туре Передней Азии,
- продемонстрировать каноны изображения человека в куль-
туре Древнего Египта на выбор.
Черный ящик
Два
черных
ящика,
внутри
которых
лежат
предметы-
ответы на вопрос
1.
Здесь находится то, чего согласно древнему высказыва-
нию в пирамидах, было больше чем писка Египте (золо-
то).
2.
Здесь находится то, из чего в Передней Азии строили
дома, делали книги и даже первые люди по их мнению
были сделаны из этого же материла (глина)
Кроссворд
художественных
терминов
(см.
приложе-
ние)
Самый. Самая. Самое.
1.
Самая большая пирамида (пирамида Хеопса)
2.
Самая большая перевернутая чаша (ступа в Санчи – Индий-
ский храм)
3.
Самая прекрасная женщина Древнего Востока. Как ее звали?
(Нефертити – Египетская царица)
4.
Самые первые памятники архитектуры. (Менгиры, дольмены,
кромлехи)
5.
Самый большой сфинкс
6.
Самая богатая пирамида (пирамида Тутанхамона)
7.
Самые тяжелые книги (Вавилонская клинопись)
8.
Самая длинная стена (Великая китайская стена)
Музей
Проверка знаний произведений искусства (видоряд, слайд-
шоу, карточки, репродукции и т.д.) В этой игре лучше использо-
вать заранее приготовленные два одинаковых комплекта карто-
чек, позволяющих командам работать самостоятельно, незави-
симо друг от друга.
ЗАЧЕТ 8 КЛАСС
«ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся
по теме «Искусство Эпохи Возрождения».
Задачи:
1) Образовательная:
расширить и углубить знания по теме;
обобщить и закрепить изученный материал.
2)Развивающая:
способствовать развитию творческих способностей по-
знавательного интереса;
коммуникативных
умений
и
навыков;
личностных
ка-
честв.
3) Воспитательная:
воспитывать у учащихся уважение к истории искусств,
традициям, культуре народам Древней Греции;
воспитывать устойчивый интерес к искусству.
Оборудование: компьютер,
мультимедиа
проектор,
иг-
ровой и раздаточный материал.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Форма урока: нестандартный урок, урок – игра.
Ход урока:
Урок проходит в форме соревнования. Количество ко-
манд
не
ограничено,
последовательность
конкурсов
может
быть свободной ( например если название конкурсов спрятать
в свитки и вытягивать поочередно). Количество конкурсов и
вопросов может варьироваться в зависимости от времени от-
веденного на уроки ли конкретной ситуации, можно добавлять
вопросы из предыдущих тем. Главное чтобы было интересно и
разнообразно.
Примерные варианты конкурсов и заданий.
1.
Узнай картину по описанию
2.
Мифы и легенды
3.
Так называли…
4.
Что?
5.
Три автора - одно название
6.
Узнай картину по фрагменту
7.
О чем речь?
8.
Домашнее задание
9.
Знатоки репродукций.
1. Узнай произведение искусства по описанию.
«Мария идет по облакам, неся ребенка. Босонога. Слава
ее ничем не подчеркнута. Но как повелительницу встречают ее
папа Сикст, облаченный в парчу, Святая Варвава, два ангелочка
устремляют вверх мечтательный взор.»
«На огромном полотне запечатлены около 130 фигур,
сцена пиршества развертывается у роскошной дворцовой тер
расы с балконами, на фоне голубого неба. В многолюдной кра-
сочной толпе, помимо героев реальных событий жизни Иисуса
Христа помещены Европейские государи, современные деятели,
художники.»
«На фоне темной зелени фантастического сада выступа-
ют изящными силуэтами гибкие стройные фигуры. Цветущий
луг под их ногами напоминает яркий ковер. В глубине компози-
ции задумчиво стоит девушка. Ее окружает свита: амур нимфа,
фавн. На переднем плане еще одна прекрасная богиня в венке и
затканном цветами платье.»
«Мужчина в парадных одеждах величественный и стро-
гий, преклонил колено перед престолом богоматери с младен-
цем на руках. Вся группа помещена в великолепный интерьер
дворца – на дальнем плане прекрасный сад, где цветут роза, ли-
лии, гуляют павлины. И широкая рука неторопливо текущая к
горизонту, разделяя композицию на две части.»
«По
бесконечному
космическому
пространству
летит
Бог-отец,
окруженный
ангелами.
Позади
него
раздувается
огромный, надутый как парус плащ.»
2. Мифы и легенды
Задача определить, в каких произведениях искусства, кто их ав-
тор нашли отражения эти мифы и легенды:
-
Деве Марии, обрученной с неким человеком по имени Иосиф,
явился ангел с вестью о том, что ей предстоит быть матерью
мессии – спасителя человечества.
-
Во время войны между племенами израильтян и филистим-
лян из вражеского племени могучий великан, с которым
осмелился сразиться юный пастух . метко пущенный из пра-
щи камень сбил великана. Вражеское войско было поверже-
но, Юноша позже стал израильским царем.
-
Когда волхвы оповестили царя Ирода о том, в Вифлееме ро-
дился ребенок, который властителем земли. Боясь лишиться
престола,
Ирод
приказал
уничтожить
в
Вифлееме
и
его
окрестностях всех мальчиков в возрасте до двух лет.
-
По евангельскому мифу – блудница, которая раскаялась и
стала последовательницей Христа;
-
Молодая вдова отправилась в стан врагов, воины которого-
осаждали одну из крепостей, где укрылись люди из племени.
После пира, оставшись наедине с военачальником, она обез-
главила его. Вражеское войско после его гибели пришло в
замешательство, и осада была снята.
-
Легендарный афинский скульптор с сыном был заключен ца-
рем Миносом в башню на скале. Изобретательный герой,
скрепив воском птичьи перья и прикрепив их к сандалиям,
покинул с сыном темницу. Но сын не послушался отца, под-
летел слишком близко к солнцу – воск растаял и юноша по-
гиб в волнах.
-
Осужденный иерусалимскими жрецами Христос, следуя к
месту казни – на Голгофу, нес тяжелый крест, на котором и
был распят.
-
В ночь рождения Христа в небе зажглась звезда. Волхвы ис-
толковали появление нового светила, как весть о рождении
будущего царя человеческого. Они отправились к с богатыми
дарами в Вифлеем.
3. Так называли…
«Солнечный» - так называли художника эпохи Раннего Воз-
рождения.
«Певец женской красоты» - так называли художника эпохи
Высокого Возрождения
«Скульптура – светоч жизни» - так называл свой любимый
вид искусства один из титанов Высокого Возрождения
«Леонардовская улыбка» - так называли все самое прекрас-
ное и таинственно. Почему?
«Отцы Возрождения» - так называли трех видных деятелей
Эпохи Возрождения. Почему?
А кого называли «титанами Возрождения». Почему?
4. Что?
1.
Что
изображено
на
переднем
плане
картины
Тициана
«Кающаяся Мария Магдалина»?
2.
Что держит в руках Юдифь, героиня картины Джор-
джоне?
3.
Что стало виной очень плохого состояния фрески Лео
нардо да Винчи «Тайная вечеря»?
4.
Что натворил художник Веронезе, за что предстал перед
судом инквизиции?
5.
Что создал Микеланджело из испорченного куска мрамо-
ра, за который ни один из мастеров уже браться не ре-
шался?
5. Три автора – одно название
Вспомнить и назвать одного или нескольких авторов предло-
женных произведений. Каждый ответ засчитывается отдельно
1.
«Пьетта» – оплакивание Христа
2.
«Благовещенье»
3.
Статуя «Давид»
4.
«Мадонна»
5.
«Несение креста»
6.
«Венера»
6.
Узнай картину по фрагменту
Заранее приготовить используя мультимедиа либо просто
репродукции фрагменты картин, по которым ученикам нужно
узнать и назвать все произведение
7.
О чем речь?
Назвать о каких произведениях идет речь в этих крылатых вы-
ражениях и четверостишьях
-
«Наша жизнь воз сена и каждый стремится оторваться от
него кусок»
-
«Богу – богово, Кесарю Кесарево»
-
«Один из вас меня предаст»
-
«Летают по небу ей-ей,
там стаи жареных гусей.
И верите ли сразу
Они лентяям прямо в рот
Влетают по заказу.»
8.
Знатоки репродукций
Набор репродукций может быть разным, удобно также ис-
пользовать
мультимедиа
аппаратуру.
За
каждую
картинку
можно давать от одного до трех баллов (название произведе-
ния, автор, культура, страна)
9.
Домашнее задание
Живая картина. Изобразить картину эпохи
10.
(один из самых любимых конкурсов, оценивается точ-
ность воспроизведения и конечно творческий подход)
Словарь терминов (кроссворд)
По горизонтали
1.
Изображение созданное с помощью объемов, выступаю-
щих над плоскостью фона.
2.
Жанр изобразительного искусства, посвященной военной
тематике.
3.
Направление в Европейском искусстве 20-30х годов 19
века, пришедшее на смену неоклассицизму.
4.
Одна из форм общественного сознания в основе которой
лежит
образное
отражение
явлений
действительности,
переживаний и т.д.
5.
Вставленный в оконный проем орнамент, выполненный
из цветных стекол.
6.
Стиль Западно-Европейского искусства 2-ой половины
12-15 веков- эпохи наивысшего развития феодализма и
начала его разложения.
7.
Скульптурное изображение задрапированной женской
фигуры, которая служит опорой балки в здании.
8.
От французского - открытый воздух.
9.
Культовое здание, предназначенное для богослужения и
выполнения религиозных обрядов.
10.
Направление и стиль (17-19 век) , означает образцовый,
сложился в 17 веке во Франции.
11.
Движение в художественной культуре 20 века, порыва-
ющее с существующими нормами и традициями превра-
щающими новизну выразительных средств в самоцель.
Течение этого художественного движения: кубизм, футу-
ризм, сюрреализм…
По вертикали
12.
Исторически определенный уровень развития общества,
выраженный в типах и формах организации жизни и дея-
тельности людей, также в создаваемых ими материаль-
ных и духовных ценностях.
13.
Один из главных стилей в искусстве европейских стран
16-18 веков. Название стиля происходит от слов – при-
чудливый, странный.
14.
Служит
основой
для
правильного
перспективного
по-
строения пространства в произведении живописи и гра-
фики.
15.
Изображение, или узор, выполненный из однородных или
различных по материалу частиц.
16.
Учение о передаче на плоскости бумаги ощущения глу-
бины пространства.
17.
Образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведе-
ния литературы и искусства, имеющие непроходящую
ценность для национальной и мировой культуры.
18.
Произведение
живописи,
состоящее
из
трех самостоя-
тельных частей на общую тему.
19.
Разновидность
искусства,
в
основном
художественной
графики, имеющая своим назначением образное поясне-
ние печатного или рукописного текста.
20.
Разновидность
художественно-проектной
деятельности
по созданию промышленных изделий и формированию
целостной предметной среды, окружающей человека.
Задания для индивидуальных зачетов
КТО ЕСТЬ КТО В АНТИЧНОМ МИРЕ?
Соотнесите богов римского и греческого пантеона
Греческий
Римский
Место в пантеоне
покровитель искусств
бог войны
богиня охоты
богиня мудрости
богиня любви
супруга Зевса (Юпитера), боги-
ня брака
герой-победитель,обладающий
нечеловеческой силой
бог торговли, покровитель пу-
тешественников
богиня домашнего очага
бог ремесла, бог-кузнец
богиня плодородия
верховный бог-громовержец
бог всепожирающего времени,
отец богов
покровитель леса, стад
бог морей и океанов
сын богини любви, животвор-
ная сила
бог врачевания
богиня победы
Музы, покровительницы искусств, назовите их
Имя музы
Область покровительства
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Заполните таблицу
Кто
Область деятельно-
сти
Наиболее известные
достижения
Платон
Эвклид
Еврипид
Софокл
Сократ
Пифагор
Архимед
Геродот
Эзоп
Пракситель
Гомер
Аристотель
Перикл
Фидий
Эсхил
Цезарь
Александр Ма-
кедонский
Апулей
Цицерон
Диоген
Плутарх
Спартак
Индивидуальный зачет по истории ИЗО
«ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ» 8 КЛАСС
Ответь на вопросы:
1.
Какие века охватывает эпоха Возрождения_________________
2.
На какие периоды делиться Эпоха Возрождения____________
_________________________________________________________
3.
Где зародилась эпоха возрождения________________________
4.
Что возрождала Эпоха Возрождения______________________
_________________________________________________________
Выбери правильный вариант ответа:
1.
Человек ЭВ – это:
А) представитель победоносного, разумного и прекрасного ро-
да;
Б) человек неудовлетворенный, жаждущий недосягаемой
справедливости;
В) образ волевого, интеллектуального человека – творца своей
судьбы, творца самого себя
2.
Этот «Титан Возрождения» главным средством своей фило-
софии считал человеческое тело, пластику его позы и жеста,
мимику.
А) Микеланджело
Б) Тициан
В) Донателло
3.
Термин «Возрождение» означает:
А) продолжение средневековой традиции;
Б) усвоение античного наследия;
В) создание принципиально нового, отличного от эпохи сред-
невековья и античности
4.
В основе его мадонны лежит тип женщины с продолговатым
овалом лица, поднятыми бровями, как бы заплаканным,
окаймленными длинными ресницами глазами, тяжелыми нис-
падающими косами, сочетающими с тонкими линиями тела:
А) Боттичелли,
Б) Рафаэль,
В) Тициан.
5.
Задачей гуманистов эпохи Возрождения становится:
А) воспроизводить образ не реального, а потустороннего мира,
пользуясь языком символов и аллегорий,
Б) напряженное внимание к собственному внутреннему миру,
неустанная работа, самопознание.
В) учение о жизни в согласии с природой и ограничение
насущных потребностей.
Третий лишний (ответь пояснить)
1.
«Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Спящая Венера»
___________________________________________________________
2.
«Афинская школа», «Тайная вечеря», «Динарий Кесаря»
___________________________________________________________
3.
Донателло, Джотто, Брунеллески
____________________________________________________________
4.
Тинторетто, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти
___________________________________________________________
5.
«Мадонна Бенуа», «Мадонна Констебеле», «Мадонна Литта»
___________________________________________________________
6.
Микеланджело, Донателло, Джотто
____________________________________________________________
7.
Тинторетто, Веронезе, Рафаэль
____________________________________________________________
Объясни понятия:
Ренессанс - ________________________________________________
___________________________________________________________
Проторенессанс - ___________________________________________
___________________________________________________________
Фреска - __________________________________________________
___________________________________________________________
Гуманизм - ________________________________________________
___________________________________________________________
Пьетта - ___________________________________________________
___________________________________________________________
Сфумато - __________________________________________________
____________________________________________________________
Колорит - ___________________________________________________
____________________________________________________________
Мифологический сюжет - _____________________________________
____________________________________________________________
Библейский сюжет - __________________________________________
____________________________________________________________
«Титаны Возрождения»- ______________________________________
____________________________________________________________
«Отцы Возрождения» - ________________________________________
____________________________________________________________
Каких еще деятелей культуры (поэтов, ученых, филосо-
фов, политиков и тд) Эпохи Возрождения вы знаете:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Вопросы- рассуждения:
1.
Можно ли назвать первобытных художников реалиста-
ми?
2.
Что изобрели жители Египта, Передней Азии, Индии,
Китая?
3.
Как географические условия повлияли на культуру Егип-
та, Месопотамии?
4.
Что из пройденного материала вам понравилось больше
всего? Что было совершенно новым?
Тематическая подборка стихов
для использования на уроках истории искусств
о художниках и их произведениях по темам 8 класса
Послание Нефертите
(выгравировано на гробнице Эхнатона)
Я люблю сладкое дыхание твоего рта,
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
Мое желанье – слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветра.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтоб я смог принять его и жить им.
Называй меня моим именем вечно, а мне же
Без тебя всегда не будет хватать.
К. Бальмонт
Сфинкс
Среди песков пустыни вековой,
Безмолвный Сфинкс царит на фоне ночи,
В лучах Луны гигантской головой
Встает, растет,-- глядят, не видя, очи.
С отчаяньем живого мертвеца,
Воскресшего в безвременной могиле,
Здесь бился раб, томился без конца,--
Рабы кошмар в граните воплотили.
И замысел чудовищной мечты,
Средь Вечности, всегда однообразной,
Восстал как враг обычной красоты,
Как сон, слепой, немой, и безобразный.
К.Бальмонт
(О древней Элладе)
Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи
Под вашу мраморную сень,
Где пены волн морских белели
Когда, священный Парфенон
Я увидал в лазури чистой
Впервые мрамор золотистый
Твоих божественных колонн.
Твой камень, солнцем весь облитый,
Прозрачный, теплый и живой,
Как тело юной Афродиты,
Рожденной пеною морской
Д. Мережковский
***
Камень паросский – вакханка.
Но камню дал душу воятель.
И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она.
Эту менаду создав, в исступленье, с убитой козою
Боготворящим резцом чудо ты сделал Скопас
Древнегреческий поэт
Колизей
Прообраз Рима древнего! Святыня,
Роскошный знак высоких созерцаний,
Оставленный для Времени веками
Похороненной пышности и власти.
О, наконец, чрез столько-столько дней
Различных странствий, жажды ненасытной,
(Той жажды, что искала родников
Сокрытых знаний, здесь, в тебе лежащих),
Смиренным измененным человеком,
Склоняюсь я теперь перед тобой,
Среди твоих теней, и упиваюсь,
Душой своей души, в твоем величьи,
В твоей печали, пышности, и славе.
Обширность! Древность! Память неких дней!
Молчание! И Ночь! И Безутешность!
Я с вами - я вас вижу в вашей славе -
О, чары, достовернее тех чар,
Что были скрыты садом Гефсиманским, -
Властней тех чар, что, с тихих звезд струясь,
Возникли над Халдеем восхищенным!
Где пал герой, колонна упадает!
Где вился золотой орел, там в полночь -
Сторожевой полет летучей мыши!
Где Римские матроны развевали
По ветру сеть волос позолоченных,
Теперь там развеваются волчцы!
Где, развалясь на золотом престоле,
Сидел монарх, теперь, как привиденье,
Под сумрачным лучом луны двурогой,
В свой каменистый дом, храня молчанье,
Проскальзывает ящерица скал!
Но подожди! ужели эти стены -
И эти своды в сетке из плюща -
И эти полустершиеся глыбы -
И эти почерневшие столбы -
И призрачные эти архитравы -
И эти обвалившиеся фризы -
И этот мрак - развалины - обломки -
И эти камни - горе! эти камни
Седые - неужели это все,
Что едкие Мгновенья пощадили
Из прежнего величия и славы,
Храня их для Судьбы и для меня?
"Не все - мне вторят Отклики - не все.
Пророческие звуки возникают
Навеки, громким голосом, из нас,
И от Развалин к мудрому стремятся,
Как звучный голос от Мемнона к Солнцу.
Мы властвуем сердцами самых сильных,
Влиянием своим самодержавным
Блюдем все исполинские умы.
Нет, не бессильны сумрачные камни.
Не вся от нас исчезла наша власть,
Не вся волшебность светлой нашей славы -
Не все нас окружающие чары -
Не все в нас затаившиеся тайны -
Не все воспоминанья, что, над нами
Замедлив, облекли нас навсегда
В покров того, что более, чем слава".
Перевод К. Бальмонта
Колизей
Вступаю при луне в арену Колизея.
Полуразрушенный, великий и безмолвный,
Неосвещенными громадами чернея,
Он дремлет голубым, холодным светом полный.
Здесь пахнет сыростью подземных галерей,
Росы, могильных трав и мшистых кирпичей.
Луна печальная покрылась облаками,
Как духи прошлого, как светлые виденья,
Они проносятся, с воздушными краями,
Над царством тишины, и смерти, и забвенья.
В дворце Калигулы заплакала сова...
На камне шелестит могильная трава.
Как будто бы скользят по месяцу не тучи,
А тени бледные... сенаторские тоги...
Проходят ликторы - суровы и могучи,
Проходят консулы - задумчивы и строги...
Не буря на полях к земле колосья гнет,
Пред императором склоняется народ...
И месяц выглянул, и тучи заблестели:
Вот кроткий Антонин и Август величавый,
Воинственный Траян и мудрый Марк Аврелий...
В порфирах веющих, в мерцаньи вечной славы
Грядут, блаженные!.. И складки длинных риз -
Подобны облакам... И тени смотрят вниз
На семихолмный Рим. Но в Риме - смерть и тленье:
Потухли алтари, и Форум спит глубоко,
И в храме Юлиев колонна в отдаленьи
Обломком мраморным белеет одиноко.
И стонет в тишине полночная сова.
На камне шелестит могильная трава...
И взоры Кесарей омрачены тоскою.
Скрывается луна, безмолвствует природа...
Я вспоминаю Рим, и веет надо мною
Непобедимый дух великого народа!..
Мне больно за себя, за родину мою...
О Тени прошлого, пред вами я стою, -
И, горькой завистью душа моя томима!
И обратив назад из бесконечной дали
Прощальный взор на Рим, они все мимо, мимо
Проносятся, полны таинственной печали...
И руки с жалобой я простираю к ним:
О слава древних дней, о Рим, погибший Рим!..
Д. Мережковский
Пантеон
Путник с печального Севера к вам, Олимпийские боги,
Сладостным страхом объят, в древний вхожу Пантеон.
Дух ваш, о люди, лишь здесь спорит в величьи с богами!
Где же бессмертные, где - Рима всемирный Олимп?
Ныне кругом запустение, ныне царит в Пантеоне
Древнему сонму богов чуждый, неведомый Бог!
Вот Он, распятый, пронзенный гвоздями, в короне терновой.
Мука - в бескровном лице, в кротких очах Его - смерть.
Знаю, о боги блаженные, мука для вас ненавистна.
Вы отвернулись, рукой очи в смятеньи закрыв.
Вы улетаете прочь, Олимпийские светлые тени!..
О, подождите, молю! Видите: это - мой Брат,
Это - мой Бог!.. Перед Ним я невольно склоняю колени...
Радостно муку и смерть принял Благой за меня...
Верю в Тебя, о Господь, дай мне отречься от жизни,
Дай мне во имя любви вместе с Тобой умереть!..
Я оглянулся назад; солнце, открытое небо...
Льется из купола свет в древний языческий храм.
В тихой лазури небес - нет ни мученья, ни смерти:
Сладок нам солнечный свет, жизнь - драгоценнейший дар!..
Где же ты, истина?.. В смерти, в небесной любви и страданьях,
Или, о, тени богов, в вашей земной красоте?
Спорят в душе человека, как в этом божественном храме, -
Вечная радость и жизнь, вечная тайна и смерть.
Д. Мережковский
***
Видя Киприду на Книде,
Киприда стыдливо сказала:
Горе мне, где же нагой
Видел Пракситель меня?
Мрамор кто оживили? Кто воочию видел Киприду?
Страсти желание в камень холодный вложил?
Рук ли Праксителя это творенье, или богиня
В Книд удалилась сама, сирым оставив Олимп?
***
Полный отважности взор Александра и весь его облик
Вылил из меди Лисипп. Словно живет эта медь.
Кажется глядя на Зевса, ему говорит изваянье:
«Землю беру я себе, ты же Олимпом владей!»
***
Видел Апеллес Киприду, рожденною матерью-морем.
В блеске своей наготы встала она над волной
Так и в картине она: с своих кудрей, тяжелых от влаги,
Снять она нежной рукой пену морскую спешит.
Венера Милосская
И целомудренно и смело,
До чресл сияя наготой,
Цветет божественное тело
Неувядающей красой.
Под этой сенью прихотливой
Слегка приподнятых волос
Как много неги горделивой
В небесном лике разлилось!
Так, вся душа пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
А. Фет
Рим
Где лягушки фонтанов, расквакавшись
И разбрызгавшись, больше не спят
И, однажды проснувшись, расплакавшись,
Во всю мочь своих глоток и раковин
Город, любящий сильным поддакивать,
Земноводной водою кропят,--
Древность легкая, летняя, наглая,
С жадным взглядом и плоской ступней,
Словно мост ненарушенный Ангела
В плоскоступьи над желтой водой,--
Голубой, онелепленный, пепельный,
В барабанном наросте домов --
Город, ласточкой купола лепленный
Из проулков и из сквозняков,--
Превратили в убийства питомник
Вы, коричневой крови наемники,
Италийские чернорубашечники,
Мертвых цезарей злые щенки...
Все твои, Микель Анджело, сироты,
Облеченные в камень и стыд,--
Ночь, сырая от слез, и невинный
Молодой, легконогий Давид,
И постель, на которой несдвинутый
Моисей водопадом лежит,--
Мощь свободная и мера львиная
В усыпленьи и в рабстве молчит.
И морщинистых лестниц уступки --
В площадь льющихся лестничных рек,--
Чтоб звучали шаги, как поступки,
Поднял медленный Рим-человек,
А не для искалеченных нег,
Как морские ленивые губки.
Ямы Форума заново вырыты
И открыты ворота для Ирода,
И над Римом диктатора-выродка
Подбородок тяжелый висит.
О. Мандельштам
Notre dame
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика,- и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.
О. Мандельштам
Микель-Анжело
Тебе навеки сердце благодарно,
С тех пор, как я, раздумием томим,
Бродил у волн мутно-зеленых Арно,
По галереям сумрачным твоим,
Флоренция! И статуи немые
За мной следили: подходил я к нем
Благоговейно. Стены вековые
Твоих дворцов объяты были сном,
А мраморные люди, как живые,
Стояли в нишах каменных кругом:
Здесь был Челлини, полный жаждой славы,
Боккачио с приветливым лицом,
Макиавелли, друг царей лукавый,
И нежная Петрарки голова,
И выходец из Ада величавый,
И тот, кого прославила молва,
Не разгадав, - да Винчи, дивной тайной
Исполненный, на древнего волхва
Похожий и во всем необычайный.
Как счастлив был, храня смущенный вид,
Я - гость меж ними, робкий и случайный.
И, попирая пыль священных плит,
Как юноша, исполненный тревоги,
На мудрого наставника глядит, -
Так я глядел на них: и были строги
Их лица бледные, и предо мной,
Великие, бесстрастные, как боги,
Они сияли вечной красотой.
Но больше всех меж древними мужами
Я возлюбил того, кто головой
Поник на грудь, подавленный мечтами,
И опытный в добре, как и во зле,
Взирал на мир усталыми очами:
Напечатлела дума на челе
Такую скорбь и отвращенье к жизни,
Каких с тех пор не видел на земле
Я никогда, и к собственной отчизне
Презренье было горькое в устах,
Подобное печальной укоризне.
И я заметил в жилистых руках,
В уродливых морщинах, в повороте
Широких плеч, в нахмуренных бровях -
Твое упорство вечное в работе,
Твой гнев, создатель Страшного Суда,
Твой беспощадный дух, Буонаротти.
И скукою бесцельного труда,
И глупостью людскою возмущенный,
Ты не вкушал покоя никогда.
Усильем тяжким воли напряженной
За миром мир ты создавал, как Бог,
Мучительными снами удрученный,
Нетерпелив, угрюм и одинок,
Но в исполинских глыбах изваяний,
Подобных бреду, ты всю жизнь не мог
Осуществить чудовищных мечтаний
И, красоту безмерную любя,
Порой не успевал кончать созданий.
Упорный камень молотом дробя,
Испытывал лишь ярость, утоленья
Не знал вовек, - и были у тебя
Отчаянью подобны вдохновенья:
Ты вечно невозможного хотел.
Являют нам могучие творенья
Страданий человеческих предел.
Одной судьбы ты понял неизбежность
Для злых и добрых: плод великих дел -
Ты чувствовал покой и безнадежность,
И проклял, падая к ногам Христа,
Земной любви обманчивую нежность,
Искусство проклял, но пока уста,
Без веры, Бога в муках призывали, -
Душа была угрюма и пуста.
И Бог не утолил твоей печали,
И от людей спасенья ты не ждал:
Уста навек с презреньем замолчали.
Ты больше не молился, не роптал,
Ожесточен в страданьи одиноком,
Ты, ни во что не веря, погибал.
И вот стоишь, непобедимый роком,
Ты предо мной, склоняя гордый лик,
В отчаяньи спокойном и глубоком,
Как демон безобразен - и велик.
Д. Мережковский
***
Однажды скульптор мне показывал гравюры,
Сикстинский Страшный суд и расписной плафон,
И я, смотря в упор на странные фигуры,
Остолбенел и сник, их видом поражен:
У них обличья львов и взбыченные шеи,
И мышцы их канат напором перервут,
Но корчатся тела, что мрамора мощнее,
И гнутся костяки, закрученные в жгут.
Ни свод не тяготит, ни арочные дуги,
Но с изнемогших плеч тяжелый краплет пот,
Но все же мускулы им сводит от натуги -
Какой соперник их, какая сила гнет?
Геракла подомнет подобная обуза:
Твой замысел им лег на спины, словно кладь.
О мастер, этого невиданного груза
Кариатиде бы вовек не удержать
Д.Мережковский
из лирики Микеланджело
***
Здесь сердце разрывалось, был гоним,
Страдал и власть утратил над собою,
Там сызнова был окрылен мечтой,
Но грезы сладкие рассеялись как дым,
То раб закованный, то снова господин,
Как горько я рыдал над собственной судьбой,
Когда из камня вышло чудо созданное мной,
И в вечность кануло,
остался я один.
***
Я чувствую небо своей бородой ,
Затылок коснулся спины.
Я краской залит,
я какой-то кривой,
но чудные лики видны.
***
Отрадно спать. Отрадно камнем быть.
О, в этот век преступный и постыдный
Не жить, не чувствовать – удел завидный.
Прошу – молчи. Не смей меня будить.
***
От ветра пламя пуще полыхает,
Так и талант,
дарованный нам свыше,
Не чахнет в испытаньях,
а мужает.
***
Удел искусства более велик,
Чем естества! В ваянье мир постичь,
Что смерть, что время
здесь не побеждает.
Вот почему могу бессмертье дать
Я… в краске или в камне.
Маяки (отрывок)
Рубенс, море забвенья, бродилище плоти,
Лени сад, где в безлюбых сплетениях тел,
Как воде в половодье, как бурям в полете,
Буйству жизни никем не поставлен предел.
Леонардо да Винчи, в бескрайности зыбкой
Морок тусклых зеркал, где сквозь дымку видны
Серафимы загадочной манят улыбкой
В царство сосен, во льды небывалой страны.
Рембрандт, скорбная полная стонов больница,
Черный крест, почернелые стены и свод,
И внезапным лучом освещенные лица
Тех, кто молится небу среди нечистот.
Микеланджело, мир грандиозных видений,
Где с Гераклами в вихре смешались Христы,
Где восстав из могил исполинские тени
Простирают сведенные мукой персты.
Эти вопли титанов, их боль , их усилья,
Богохульства, проклятья, восторги, мольбы, -
Дивный опиум духа, дарящий нам крылья,
Перекличка сердец в лабиринтах судьбы.
То пароль повторяемый цепью дозорных;
То приказ по шеренгам безвестных бойцов;
То сигнальные вспышки на крепостях горных,
Маяки для застигнутых бурей пловцов.
Ш. Бодлер (пер. В. Левика)
Леонардо да Винчи
О Винчи, ты во всем – единый:
Ты победил старинный плен
Какою мудростью змеиной
Твой страшный лик запечатлен!
Уже, как мы, разнообразный
Сомненьем дерзким ты велик,
Ты в глубочайшие соблазны
Всего, что двойственно проник.
И у тебя, во мгле иконы
С улыбкой Сфинкса смотрят вдаль
Полуязыческие жены, -
И небезгрешна их печаль:
Они и девственны, и страстны;
С прозрачной бледностью чела
Они кощунственно прекрасны;
Они познали прелесть зла.
С блестящих плеч упали ризы,
По пояс грудь обнажена,
И златоокой Мона Лизы
Усмешка тайною полна
Все дерзновения свободы,
Вся мудрость вещая в устах,
И то, о чем лепечут воды
И ветер полночи в листах.
Пророк, иль демон, иль кудесник,
Загадку вечную храня
О, Леонардо, ты предвестник,
Еще неведомого дня.
Смотрите, вы, больные дети.
Больных и сумрачных веков:
Во мраке будущих столетий,
Он, непонятен и суров, -
Ко всем земным страстям бесстрастный,
Таким останется на век, -
Богов презревший, самовластный,
Богоподобный человек.
Д.С. Мережковский
Тайная вечеря
Небо вечери в стену влюбилось,--
Все изрублено светом рубцов --
Провалилось в нее, осветилось,
Превратилось в тринадцать голов.
Вот оно -- мое небо ночное,
Пред которым как мальчик стою:
Холодеет спина, очи ноют.
Стенобитную твердь я ловлю --
И под каждым ударом тарана
Осыпаются звезды без глав:
Той же росписи новые раны --
Неоконченной вечности мгла...
О. Мандельштам
***
Еще не видно лица на портрете,
Ни рук на нем, ни одежды нет.
Как выполняется замысел в цвете?
Как возникает женский портрет?
Художник не отрывает взора
От натурщицы от полотна.
- Можете шевелится, синьора,
Ваша скованность мне вредна.
Смуглая женщина в свете зыбком,
Прост и чудесен ее наряд
Неуловима ее улыбка
Необъясним ее чистый взгляд.
То ли улыбка, то ли догадка,
То ли намек, то ли укор.
Бежит пробор посередке гладко
И пропадает толпой среди гор.
Еще кантилена, еще два аккорда.
Послеобеденный ровный свет.
Музыку слушает Джоконда.
Леонардо пишет портрет.
Н. Озеров
Джоконда
Музыка: Д. Тухманов
Стихи: Т. Сашко
Рабочий день окончен, можно отдохнуть,
В тени бульваров вволю воздуха глотнуть.
На перекрестке шумных улиц, у витрин
Я как и прежде, как и прежде все один
Ведь у меня одна она, она одна,
Ни незнакомка, ни девчонка, ни жена
Как в сновиденьях - будто есть, и будто нет,
Одна на этот весь огромный белый свет.
Упали бесшумно шторы,
Закрыли глаза портреты,
Дремлет картинная галерея.
Окутал туман пейзажи,
И сторож угрюмый, важный,
Давно уж спит за бронзовой дверью.
Лишь она не спит, я знаю,
И, приду ли, все гадает
Этот странный, этот нежный взгляд.
Словно тот далекий мастер,
Я в твоей незримой власти
И теперь мне нет путей назад.
Джоконда Мона Лиза,
В ночных туманах этих -
Одна Джоконда на целом свете !
И я бегу от рук твоих, от глаз твоих.
Я должен, наконец, избавиться от них.
За коридором - коридор, за этажом - этаж,
Прадо и Лувр, Питти, Уффици, Эрмитаж.
Наказан я судьбой и увлечен твоей игрой,
И вот, как вкопанный, опять я пред тобой.
За веком век, за годом год, за часом час,
Ты ждешь меня все так же верно, как сейчас.
Упали бесшумно шторы,
Закрыли глаза портреты,
Дремлет картинная галерея.
Окутал туман пейзажи,
И сторож угрюмый, важный,
Давно уж спит за бронзовой дверью.
Но она улыбкой, лаской
То ли адской, то ли майской
Все зовет сквозь сонные века.
Закружились непонятно,
Чьи-то краски, чьи-то пятна
И ко мне придвинулась, слегка
Джоконда Мона Лиза
В ночных туманах этих -
Одна Джоконда на целом свете !
Мадонна
На нас глядят два озера печали,
И в каждом по звезде отражено,
В эпоху Возрождения писали
Так лишь Мадонн на фоне синей дали,
Земных или небесных – все равно,
Вот почему, извечный лик Мадонны
Лик женщины с ребенком на руках,
Сияньем материнства озаренный,
Стал обликом не фрески иль иконы,
А вечности, земной презревшей прах!
Р. Рождественский
Мадона
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем. Средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах.
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания, Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.
А.С. Пушкин
Портрет мужчины
Картина в Лувре работы неизвестного
Его глаза - подземные озера,
Покинутые царские чертоги.
Отмечен знаком высшего позора,
Он никогда не говорит о Боге.
Его уста - пурпуровая рана
От лезвия, пропитанного ядом.
Печальные, сомкнувшиеся рано,
Они зовут к непознанным усладам.
И руки - бледный мрамор полнолуний,
В них ужасы неснятого проклятья,
Они ласкали девушек-колдуний
И ведали кровавые распятья.
Ему в веках достался странный жребий -
Служить мечтой убийцы и поэта,
Быть может, как родился он - на небе
Кровавая растаяла комета.
В его душе столетние обиды,
В его душе печали без названья.
На все сады Мадонны и Киприды
Не променяет он воспоминанья.
Он злобен, но не злобой святотатца,
И нежен цвет его атласной кожи.
Он может улыбаться и смеяться,
Но плакать... плакать больше он не может
***
Я, - это тот, кем угасшая живопись снова воскресла,
Чья сколь же тонкой рука, сколь и легкой была.
В чем недостаток искусства, того не дала и природа,
Больше никто не писал, лучше никто не умел
( надпись на могильной плите Джотто)
Жалобы Икара
(П. Брейгель « Падение Икара»)
В объятиях любви продажной
Жизнь беззаботна и легка,
Я безумный и отважный –
Вновь обнимаю облака
Светил, невиданный от века,
Огни зажглись на высоте,
Но солнца луч, слепой калека,
Я сберегаю лишь в мечте.
Все грани вечного простора
Измерить – грудь желанье жгло,
И вдруг растаяло крыло
Под силой огненного взора.
В мечту влюбленный, я сгорю,
Повергнут в бездну взмахом крылий,
Но имя словного могиле,
Как ты, Икар, не подарю!