Напоминание

"Методы и приемы к реализации учебно - методического комплекса "Этнокалендарь".


Автор: Бойко Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы и приемы к реализации учебно - методического комплекса "Этнокалендарь".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приемы к реализации учебно - методического

комплекса «Этнокалендарь».

В современных условиях требуется принципиально новый подход к нравственно-

эстетическому воспитанию дошкольников, осуществляемому на основе понимания того,

что ценности, к которым приобщаются и которые присваивают дети в разнообразной

деятельности под руководством воспитателя, являются аксиологической формой культуры.

Осознание дошкольниками ценности этнокультурных традиций, в структуре которых

находятся знания этнокультурного характера, должно стать отправной точкой для их

«проживания», что способствует понимать себя и другого как себя в качестве субъекта

этнокультуры.

В условиях дошкольного образования из наиболее конструктивных подходов к

этнокультурному развитию детей является использование «Этнокалендаря».

Работа с этнокалендарем:

направлена на укрепление положительных представлений о многонациональности

и многоконфессиональности нашего округа и предназначен для информирования о

культуре, обычаях, традициях, языках представителей различных

национальностей, проживающих в ЯНАО;

дает детям разных возрастов доступную для них информацию об основных

событиях этнокультурных и религиозных традиций народов России, чьи

представители живут в нашем городе, наряду с датами общегосударственного

значения, оставивших след в истории Отечества и города.

позволяет обогатить содержание существующей системы учебно-воспитательной

работы, открывает новые возможности для воспитания дошкольников.

В связи с этим хотелось бы остановиться на системе работы с «Этнокалендарём».

«Этнокалендарь…» знакомит с событиями международного календаря, дающими

представление о ценности воды («День воды»), общего дома всех людей нашей планеты

(«День земли»), о роли птиц в нашей жизни («День птиц»).

Исповедуя разные религии, говоря на разных языках, соблюдая разные обычаи,

ноябряне, как и вся Россия, как и весь мир, традиционно отмечают Новый год в ночь на 1-

е января, День Победы над фашизмом, которую принес наш народ народам мира - 9 мая,

День толерантности 16 ноября, многие другие события международного календаря. Но

всем народам нашей страны дороги День защитника Отечества 23 февраля, День России -

12 июня, День матери России 29 ноября и другие события, объединяющие всех нас.

На страницах «Этнокалендаря» дети:

- знакомятся с различными национальными праздниками;

- узнают про историю своего народа и жизнь других стран;

- вспоминают Героев Отечества, воинов – интернационалистов, битвы и героев Великой

Отечественной Войны;

- изучают значение разных дат в жизни своего народа и многое другое.

Ничто так не объединяет детей, родителей, педагогов, как совместная работа,

исследовательские проекты, научно – познавательная деятельность, которую учащиеся

проводят совместно.

Вот наиболее значимые разделы:

- Новый год в традициях народов мира (викторины, игры);

- Культурное наследие – наше общее достояние (день нефтяника, неделя книги,

Всемирный день театра);

- Мир, который мы бережём («День защитников Отечества», «Мы разные, но мы люди…»,

«Самый весенний праздник – день весны и труда», «День Победы», «Международный

день птиц»);

- Мир семейного очага (конкурс рисунков и сочинений «Самая, самая мама»,

«Международный день семьи», «День защиты детей»);

- Мы разные, но… (Масленица, Вороний день)

- Праздники, которые мы сочинили (День знаний, День учителя, День смеха, Всемирный

день приветствия).

С помощью народных праздников «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ой, ты,

Масленица», «Красная горка», дети знакомятся с праздничной культурой русского народа.

Материалы комплекса (плакаты, методическое пособие, DVD-приложение,

презентации) активно используются в непосредственно образовательной деятельности по

художественной литературе, окружающего мира, изобразительного искусства.

Формы работы самые разнообразные: беседы, ролевые игры, викторины, концерты,

путешествия и др.

Исходя из этого, можно выделить такие методы и приемы работы с «Этнокалендарем»:

обсуждение листов Этнокалендаря (чтение и комментирование текстов иллюстраций),

дискуссии;

• Тематические беседы с использованием этнокалендаря.

• проведение тематических недель, приуроченным общероссийским событиям;

• Знакомство с произведениями детской мировой литературы

• Составление фотоальбомов(на тематику, посвященную страницам «Этнокалендаря»);

• Подвижные игры народов мира;

• игровые технологии (викторины, турниры, конкурсы, ролевые игры и пр.);

• праздник, концерт, театральная постановка;

• творческая мастерская;

• экспериментальная деятельность;

• развивающие прогулки и образовательные путешествия;

• праздники, посвященные красным датам календаря;

• экспериментальная деятельность

• экскурсии или исследовательская работа на экспозиции музея;

• просмотр и обсуждение спектакля, концерта;

• психолого-педагогические тренинги.

Увеличивает воспитательный и образовательный эффект при работе с

Этнокалендарём и сетевое взаимодействие с культурными учреждениями города: Центром

национальных культур, Музейным ресурсным центром, Интеллект-центром,

православным Храмом, мечетью.

Стратегия деятельности воспитателя по работе с «Этнокалендарём» должна

строиться, через приобщение детей к этнокультурным традициям, основываться на

принципах национальной идеи, адекватности абсолютным нравственным ценностям,

находящихся в единстве и взаимосвязи.



В раздел образования