Автор: Бойко Наталия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы и приемы к реализации учебно - методического комплекса "Этнокалендарь".
Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы к реализации учебно - методического
комплекса «Этнокалендарь».
В современных условиях требуется принципиально новый подход к нравственно-
эстетическому воспитанию дошкольников, осуществляемому на основе понимания того,
что ценности, к которым приобщаются и которые присваивают дети в разнообразной
деятельности под руководством воспитателя, являются аксиологической формой культуры.
Осознание дошкольниками ценности этнокультурных традиций, в структуре которых
находятся знания этнокультурного характера, должно стать отправной точкой для их
«проживания», что способствует понимать себя и другого как себя в качестве субъекта
этнокультуры.
В условиях дошкольного образования из наиболее конструктивных подходов к
этнокультурному развитию детей является использование «Этнокалендаря».
Работа с этнокалендарем:
направлена на укрепление положительных представлений о многонациональности
и многоконфессиональности нашего округа и предназначен для информирования о
культуре, обычаях, традициях, языках представителей различных
национальностей, проживающих в ЯНАО;
дает детям разных возрастов доступную для них информацию об основных
событиях этнокультурных и религиозных традиций народов России, чьи
представители живут в нашем городе, наряду с датами общегосударственного
значения, оставивших след в истории Отечества и города.
позволяет обогатить содержание существующей системы учебно-воспитательной
работы, открывает новые возможности для воспитания дошкольников.
В связи с этим хотелось бы остановиться на системе работы с «Этнокалендарём».
«Этнокалендарь…» знакомит с событиями международного календаря, дающими
представление о ценности воды («День воды»), общего дома всех людей нашей планеты
(«День земли»), о роли птиц в нашей жизни («День птиц»).
Исповедуя разные религии, говоря на разных языках, соблюдая разные обычаи,
ноябряне, как и вся Россия, как и весь мир, традиционно отмечают Новый год в ночь на 1-
е января, День Победы над фашизмом, которую принес наш народ народам мира - 9 мая,
День толерантности 16 ноября, многие другие события международного календаря. Но
всем народам нашей страны дороги День защитника Отечества 23 февраля, День России -
12 июня, День матери России 29 ноября и другие события, объединяющие всех нас.
На страницах «Этнокалендаря» дети:
- знакомятся с различными национальными праздниками;
- узнают про историю своего народа и жизнь других стран;
- вспоминают Героев Отечества, воинов – интернационалистов, битвы и героев Великой
Отечественной Войны;
- изучают значение разных дат в жизни своего народа и многое другое.
Ничто так не объединяет детей, родителей, педагогов, как совместная работа,
исследовательские проекты, научно – познавательная деятельность, которую учащиеся
проводят совместно.
Вот наиболее значимые разделы:
- Новый год в традициях народов мира (викторины, игры);
- Культурное наследие – наше общее достояние (день нефтяника, неделя книги,
Всемирный день театра);
- Мир, который мы бережём («День защитников Отечества», «Мы разные, но мы люди…»,
«Самый весенний праздник – день весны и труда», «День Победы», «Международный
день птиц»);
- Мир семейного очага (конкурс рисунков и сочинений «Самая, самая мама»,
«Международный день семьи», «День защиты детей»);
- Мы разные, но… (Масленица, Вороний день)
- Праздники, которые мы сочинили (День знаний, День учителя, День смеха, Всемирный
день приветствия).
С помощью народных праздников «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ой, ты,
Масленица», «Красная горка», дети знакомятся с праздничной культурой русского народа.
Материалы комплекса (плакаты, методическое пособие, DVD-приложение,
презентации) активно используются в непосредственно образовательной деятельности по
художественной литературе, окружающего мира, изобразительного искусства.
Формы работы самые разнообразные: беседы, ролевые игры, викторины, концерты,
путешествия и др.
Исходя из этого, можно выделить такие методы и приемы работы с «Этнокалендарем»:
• обсуждение листов Этнокалендаря (чтение и комментирование текстов иллюстраций),
дискуссии;
• Тематические беседы с использованием этнокалендаря.
• проведение тематических недель, приуроченным общероссийским событиям;
• Знакомство с произведениями детской мировой литературы
• Составление фотоальбомов(на тематику, посвященную страницам «Этнокалендаря»);
• Подвижные игры народов мира;
• игровые технологии (викторины, турниры, конкурсы, ролевые игры и пр.);
• праздник, концерт, театральная постановка;
• творческая мастерская;
• экспериментальная деятельность;
• развивающие прогулки и образовательные путешествия;
• праздники, посвященные красным датам календаря;
• экспериментальная деятельность
• экскурсии или исследовательская работа на экспозиции музея;
• просмотр и обсуждение спектакля, концерта;
• психолого-педагогические тренинги.
Увеличивает воспитательный и образовательный эффект при работе с
Этнокалендарём и сетевое взаимодействие с культурными учреждениями города: Центром
национальных культур, Музейным ресурсным центром, Интеллект-центром,
православным Храмом, мечетью.
Стратегия деятельности воспитателя по работе с «Этнокалендарём» должна
строиться, через приобщение детей к этнокультурным традициям, основываться на
принципах национальной идеи, адекватности абсолютным нравственным ценностям,
находящихся в единстве и взаимосвязи.