Автор: Малышева Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №22 центр развития ребенка"
Населённый пункт: г.Петропавловск - Камчатский
Наименование материала: учебно-методический материал по духовно нравственному воспитанию
Тема: "КРАСНАЯ ГОРКА".
Раздел: дошкольное образование
«КРАСНАЯ ГОРКА».
ЦЕЛЬ: формировать интерес к народной культуре в процессе изучения
семейных традиций.
Обучающие: Познакомить детей с историей возникновения русского
народного календарно-обрядового праздника «Красная горка», приобщать
детей к истокам русской культуры через народные игры
Развивающие: Создать возможность соприкосновения детей с историческим
прошлым русского народ, при этом научить творчески самовыражаться,
свободно общаться с сверстниками и взрослыми.
Развивать у детей смекалку, быстроту движений, сообразительность, силу и
ловкость, посредством участия в народных играх и забавах.
Воспитатель: воспитывать уважительное отношения к церковным и
народным праздникам
Словарная работа:
трезвон,
молодецкой удалью «Красная горка»; «Фома
неверующий».
Оборудование: мультимедийная установка, магнитофон с записью перезвона
колоколов
Наглядный материал: презентация по теме «праздники».
Раздаточный материал: заготовки для аппликации «Весенний венок»
Предварительная работа: беседа о празднике «Пасха»
Индивидуальная работа: помощь детям при затруднении выполнении
работы
Методы и приемы:
Наглядный: показ иллюстраций
Практический: игры, физминутка
Словесный: рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей,
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! У нас сегодня необычное
занятие. А поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет
поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек
славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.
- Расскажите, какие праздники вы знаете?
Дети: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха.
Воспитатель: это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются
соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество –
ходят по домам с рождественским песнопением и колядками, на Масленицу
обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают
чучело Масленицы, прощаясь с зимой. Давайте с вами вспомним, что делают
с крашеным яичком на Пасху?
Дети: На Пасху яичками обмениваются.
Воспитатель: А зачем это нужно делать?
Дети: мы дарим добро друг другу.
Воспитатель: правильно, затем, чтобы только добро и свет приставали к
душам нашим, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а
наружу смогло бы проклюнуться все лучшее, что есть в человеке.
Пасха -
самый главный праздник для православных христиан.
Помните, мы говорили с вами о том, что на пасху бьют во множество
колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна
подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы
человека. Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.
Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
Дети: Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное
Основная часть
Воспитатель: сегодня я хочу познакомить с еще одним праздником. Первое
воскресенье после Пасхи, последний день пасхальной недели, носит название
Красная горка, или Радостное воскресенье.
Этот праздник отмечается всегда
на восьмой день после пасхи. В этот день церковь вспоминает встречу
апостола Фомы и воскресшего Христа. Он был одним из 12 учеников
Христа..
Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после
Воскрешения. Фома ответил им так: «Если не увижу на руках Его ран от
гвоздей и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю», На восьмой день после
Воскресения Господь явился апостолу Фоме и показал свои раны. «Господь
мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол.»
—В народе даже есть определение «Фома неверующий». Так говорят о
человеке, который во всём сомневается. Этот праздник так же связывают с
весенним обновлением природы. Раньше слово «красный» употреблялось в
значении «красивый, нарядный, весёлый». Кстати, в словосочетаниях
«Красная площадь» и «красная девица» это слово имеет тот же смысл.
Природа является во всей красе с тёплыми солнечными деньками. Поэтому
во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной на
гулянья, называли красными. А потом и праздник получил название «Красная
горка».
Церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на
супружество.
На Красную горку было принято наряжаться в самые красивые наряды и
одежды. Девушки и женщины разными способами пытались привлечь к себе
внимание парней: вплетали в волосы цветные яркие ленты, накидывали на
плечи расписные платки. А парни пытались поразить своих избранниц
молодецкой удалью, участвуя в различных играх и состязаниях.
Ребята, я предлагаю вам немного расслабиться и отдохнуть. Я хочу с вами
поиграть в игры, которые играли наши предки. Дети встают в круг.
Игра «Курочки и петушки»
Цель: Формировать у детей желание участвовать в играх;
Ход игры: Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох,
тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше
собрал.
«Клубок». Хороводная игра
Цель: координация речи с движением.
Ход игры: Дети выстраиваются в ряд и берутся за руки. Впереди всех
становится самый высокий из игроков. Ему отводится роль ведущего. До
слов «нитка тянется» все дети вместе идут за ведущим в разных
направлениях – по диагонали, змейкой, по кругу. Затем все останавливаются
на словах «нитка рвется». После дети должны «распутать нить» идут в
обратном направлении.
Хоровод "По малину"
Цель: координация слова с движением, развитие творческого воображения.
Ход игры: дети в кругу выполняют движения и поют песню
Заключительная часть
Ребята, все мамы любят получать в подарок цветы. А из пестрых луговых
цветов можно сплести красивый венок - украшение на голову, которое с
удовольствием будут носить наши мамы. Я предлагаю вам сейчас, сделать в
подарок маме красивый, весенний венок.
На столах у детей лежат заготовки для работы.
Наклейте лепестки по всей длине полоски, направляя в разные стороны.
Можно использовать зелёную бумагу разных оттенков.
Поверх листочков, по всей полоске, примерно через каждые 5 см. приклейте
цветочки из цветной бумаги.
Склейте концы полоски в обруч-веночек. Наша работа готова.
Рефлексия
Воспитатель: А теперь я предлагаю рассмотреть наши работы (дети приносят
свои веночки, воспитатель организовывает выставку) Какие все молодцы!
Какие красивые и яркие получились весенние веночки.
Какое у вас настроение?
Что мы сегодня с вами делали?
Понравилось ли вам занятие?
Что было трудно?
О каком празднике мы сегодня говорили?