Напоминание

Использование новых технологий в образовательном процессе для детей с ОВЗ


Автор: Жданова Зинаида Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Школа№ 75"
Населённый пункт: город Ижевск Удмуртия
Наименование материала: статья Использование новых технологий в образовательном процессе для детей с ОВЗ
Тема: Использование новых технологий в образовательном процессе для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Ждановой Зинаиды Владимировны учитель – предметник средних и старших

классов

по

предмету

«Социально

бытовой

ориентировки»

первая

квалификационная

общеобразовательное

учреждение

для

обучающихся,

воспитанников

с

ограниченными

возможностями

здоровья

«Специальная

(коррекционная) общеобразовательная школа № 75 город Ижевск»

Использование новых технологий в обучении в процессе для детей с ОВЗ

Главная задача коррекционного учреждения - подготовка учащихся с

нарушением интеллектуального развития к самостоятельной жизни и труду в

обществе. Эта задача решается комплексно в ходе всего учебно-

воспитательного процесса. Большая роль при этом отводится предмету

«Социально-бытовая ориентировка» (СБО). На уроках СБО применяются

различные методы: практические работы, беседы, экскурсии. Действенным

методическим приемом является использование ролевых и деловых игр,

предполагающих наличие сюжета, распределение ролей между учащимися,

которые вступают в определенные отношения между собой.

Сюжетно-ролевые игры применяются при изучении различных разделов

программы: «Семья», «Культура поведения», «Транспорт», «Средства связи»,

«Медицинская помощь», «Учреждения и организации», «Экономика

домашнего хозяйства», «Трудоустройство». По каждому разделу программы

подбирается большое количество сюжетов.

Дети с нарушением интеллекта не умеют анализировать обстановку, в

которую они попали. Многие из них живут в школах-интернатах. В этих

условиях не возникает необходимости, как это бывает в семье, посещать

различного рода учреждения, предприятия службы быта, магазины. Дети,

как правило, не выполняют каких-либо постоянных домашних обязанностей

и, следовательно, не сталкиваются с необходимостью обращаться куда-либо

для удовлетворения хозяйственно-бытовых нужд.

Как показывают исследования, дети нередко боятся общаться с

посторонними людьми, особенно в незнакомой обстановке. Зная о чем надо

спросить, например, у работника почты, многие не умеют сформулировать

вопрос, робеют, пытаются уйти от выполнения задания. Поэтому участие детей

в обыгрывании ситуаций имеет большое значение для развития у них навыков

общения, умения строить свои отношения с другими людьми, позволяют

формировать у них привычку обдумывать условия, в которых приходится

действовать и находить верное решение.

Например, урок «Чистка одежды» в 8 классе проходит после экскурсии в

химчистку. Учащимся предлагается разыграть сюжет: мама просит сына

получить пальто из химчистки. Чтобы довести игру до логического конца,

сделать всё как в жизни, ученику-сыну нужно обдумать: знает ли он, где

расположен пункт химчистки, в какие часы работает, есть ли у него квитанция.

Лишь после этого спланировать свои действия и начать игру. Если ученик не

сможет предусмотреть всего, ведущий (учитель) репликами направляет

ученика на обдумывание того или иного шага, на выбор нужного решения.

Выполнение роли требует подчинения определённым правилам, нормам

поведения, которые служат как бы эталоном для играющего. Наличие

партнёров повышает необходимость соблюдения этих правил. Таким

образом, можно считать, что, участвуя в играх со специально подобранным

содержанием, ученики в определенной мере приобретают навыки культуры

общения, привычку соблюдать нормы поведения в различных ситуациях.

Содержание игр требует совместных действий детей, помощи друг другу,

что. несомненно, способствует воспитанию коллективиетских черт

характера.

Игры, предлагаемые учащимся, различаются не только содержанием, но и

степенью сложности. На 1-м уровне разыгрываются ситуации с участием

двух, трех человек, выполняющих простые действия без реплик. Например,

урок на тему «Продовольственный магазин. Порядок приобретения товаров»

в 5 классе. Перед учениками столы-прилавки, на которых выложены продукты:

молочные, бакалейные, хлебные, гастрономические. Ученики получают

задание распределить продукты по группам. Следующее задание дается бри-

гаде: подобрать продукты для завтрака согласно меню.

В конце игры совет бригадиров вместе с учителем оценивает правильность

покупки. Члены бригады должны объяснить, почему

были куплены те или иные продукты.

На 2-м уровне предлагаются ситуации с участием нескольких человек,

произносящих реплики и вьтолняющих различные действия.

3-й уровень сложности - ситуация с выбором решения, в котором участвуют

несколько человек. В 5 - 7 классах учителю приходится до урока распределять

роли, проигрывать разные ситуации, а на уроке, по мере необходимости,

руководить действиями. В 8 - 10 классах сюжетно-ролевая игра проводится

без предварительного разучивания ролей. Дети самостоятельно

разыгрывают ситуации на заданные темы. Учитель помогает лишь по мере

необходимости. Действует принцип: «Чем старше класс, тем больше

самостоятельности».

Тема «Трудоустройство», урок «Профессии. Поиск работы. Устройство

па работу» в 9-м классе. На этом занятии должны активно работать все

ученики. Для этого класс делится на две группы - актеров и зрителей. Актеры

выполняют роль соискателя рабочего места. Зрители анализируют действия

своих одноклассников. В дальнейшем группы меняются ролями. У

учащихся имеются вакансии рабочих мест, которые они получили через

службу занятости, объявления в газетах, где указано название учреждения,

требуемая должность, адрес, телефон.

Для выявления дальнейших действий учащихся проводятся две игры;

«Разговор по телефону с работодателем» и « Прием на работу». Подростки

затрудняются вести диалог с незнакомыми людьми, задавать им вопросы.

Преодолению этих проблем коммуникативной деятельности помогает памятка

«Разговор с работодателем при встрече». Можно дать памятку для анализа и

зрителям, арбитрам, игры. Поддерживая постоянный контакт с участниками

игры, учитель побуждает их к диалогу, к обоснованию своих действий, к

рассуждению по поводу встречающихся затруднений. Деловые игры способ-

ствуют не только мыслительной, но и речевой активности игроков.

В процессе игры школьники получают реальные представления о характере

беседы работодателя с претендентом на вакантную должность при

трудоустойстве, учатся адекватному поведению в обстоятельствах.

Деловые игры бывают со взаимодействием участников и без него.

Например, игра без активного взаимодействия игроков может быть

насыщенна расчетными операциями.

Тема «Торговля», урок «Защита прав потребителя» в 10 классе. Деловая

игра «Незадачливый продавец». Участники игры на конкретном материале

изучают права потребителя, предъявившего законную претензию продавцу о

приобретении товара со скрытым дефектом. Одна группа учеников (семья)

выступает в роли потребителя и хочет отстоять свои права на возврат товара.

Другая группа (продавцы) принимает претензии покупателя и должна

рассчитать размер неустойки за некачественный товар. Работа с цифровым

материалом в данной игре позволяет ученикам по-новому оценить по-

лученные знания, увидеть их практическую направленность. Данная игра

способствует не только экономическому, но и правовому просвещению,

вызывает эмоциональный отклик у десятиклассников, т. к. приближена к

реальным условиям.

Сюжетно-ролевые и деловые игры проводятся в кабинете СБО. Большое

значение в обучающих играх имеет реквизит. В «продовольственном

магазине» на прилавке должны быть упаковки из-под продуктов (коробки,

пакеты, банки), продукты (соль, крупа, хлеб). В «театре» стулья стоят в том же

порядке, что и в зрительном зале с указанием рядов и мест. Правдоподобие в

деловой игре достигается через использование реальных форм документов,

процедур принятия решений и т. д. В то же время набор «атрибутов

достоверности» не должен утяжелять игру, затягивать её продолжительность. В

деловой игре за короткое время воспроизводится то, на что в жизни уходят

месяцы и годы. Включение сюжетда-ролевых и деловых игр в учебный

процесс приносит не только практическую пользу учащимся, но и оказывает

коррекционно-развивающее воздействие, что отвечает задачам

вспомогательной школы.

Литература

1.Алиев Ю. Б.Эмоционально- ценносная деятельность школьников как

дидактическая основа их приобщения к искусству//Современные проблемы

образования:Сборник – Тула 1997г.

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду М.

Просвящение1991г.

3.Осипова Е.Ю.Дидактические игры для развития психических процессов с

умственной отсталостью.

4.Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №3, 2010г.

5. Воспиттание и обучение детей с нарушениями развития №3,4,5,6 –

М.2010г.



В раздел образования