Напоминание

"Психологическая готовность к школьному обучению"


Автор: Мурашко Людмила Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АН ДОО "Алмазик" д⁄с № 46 "Сказка"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, г. Удачный
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологическая готовность к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

доктор психологических наук,

Леонид Абрамович Венгер

Психологическая готовность к школьному обучению

Школа – это естественный этап в жизни ребенка.

А помощь родителей выражается– в понимании ребенка, в умении направить его и

поддержать.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет

хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и

учиться он будет на пятерки. Оправдание детских и родительских ожиданий зависят от

того, как ребенок психологически подготовлен к школе.

Можно выделить основные составляющие психологической готовности к школе:

. Личностно – социальная готовность. Готов к общению и взаимодействию – как со

взрослыми, так и со сверстниками. У малыша к моменту поступления в школу должен

быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать

ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской

площадке, в магазине и т.д.

2. Мотивационная готовность. Желание идти в школу, вызванное адекватными причинами

(учебными мотивами).

Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и

поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных

порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет

учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка,

конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.

3.Интеллектуальная готовность. Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний,

понимает основные закономерности.

Умение писать, читать, считать, решать

элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте

исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в

школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать

ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи –

одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

4. Эмоционально – волевая готовность. Умеет контролировать эмоции и поведение.

Формированию этих качеств поможет игра!!! Игры учат спокойно дожидаться своей

очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при

этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня. Важно проявлять

веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок

разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!

Ребенку необходимо будет включиться в новые отношения со сверстниками,

научиться работать коллективно и в определенном темпе. Коллективная деятельность в

классе предполагает интенсивное общение и совместную работу как с другими учениками,

так и с учителем.

Анализируя литературу можно сделать вывод, что психологическая готовность -

это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала

освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется

постепенно:

в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками, в процессе

формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтения).

Из всего выше сказанного психологическая готовность формируется у ребенка на

протяжении всего дошкольного детства, включает в себя несколько компонентов. Чтобы

определить готов ли ребенок к школе или нет, необходимо обратить на следующие

моменты:

- коммуникабельность ребенка (как вступает в

контакт – свободно или чувствует скованность);

- развитие речи, грамматическая правильность,

развитие словарного запаса;

- восприятие инструкций к заданиям (быстрота

выполнения, сосредоточенность);

- темп выполнения задания;

- может ли ребенок работать длительно или

быстро утомляется.



В раздел образования