Автор: Милешина Елена Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ " Оболенский детский сад комбинированного вида " Лесная сказка"
Населённый пункт: п. Оболенск
Наименование материала: проект
Тема: "Семья года"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Оболенский детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»
Проект «Семья года»
Разработала:
Милешина Елена Валерьевна,
воспитатель.
2017 – 2019г.г.
п. Оболенск,
Серпуховский муниципальный район,
Московская область.
Проект «Семья года»
Актуальность темы
.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ», одной из основных
задач, стоящих перед дошкольными организациями является
«взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности
ребенка». В условиях ФГОС ДО, работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи, родительские запросы и степень их заинтересованности
деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности
семьи.
В начале учебного года педагогами методического объединения
«Физкультурно – оздоровительная работа» разработали и стали внедрять в
деятельность нашего учреждения проект «Семья года», т. к. увеличение
заинтересованности родителей и их вовлечение в образовательный процесс,
в рамках приобщения к здоровому образу жизни всегда остается актуальным.
В основе проекта мы использовали некоторые современные
здоровьесберегающие технологии:
- технологию валеологического просвещения родителей.
Цель: привлечение родителей к совместным систематическим усилиям по
оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в ДОУ,
- физкультурно – оздоровительную технологию по формированию ЗОЖ
и ОБЖ.
Цель: развитие физических качеств, двигательной активности, укрепление
здоровья дошкольников, накопление знаний по ЗОЖ и ОБЖ, формирование
осознанного отношения к здоровью и умение оберегать его.
Содержание материально – технической базы и предметно – развивающая
среда в ДОУ позволяет внедрять проект «Семья года» в работу со всеми
участниками образовательного процесса. Физкультурный зал оснащен
современным спортивным и игровым оборудованием (мягкий модуль,
тактильные диски, скейтборды, балансировочные дорожки…). На
территории д/с спортивная площадка оборудована щитами для метания,
рукоходом, дугами для лазания и развития координации движений. Также
имеется «Тропинка здоровья» для выполнения упражнений по профилактике
плоскостопия и босохождения. В каждой группе оборудован спортивный
уголок.
Совместная работа со всеми участниками образовательного процесса в
проектной деятельности позволит совершенствовать двигательную
активность дошкольников и их родителей, мотивировать на ведение
здорового образа жизни в семье, накопить опыт проведения безопасного
досуга в домашних условиях и повышать физический и познавательный
потенциал семьи.
Тип проекта: практико – ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный, массовый,
Срок реализации: 2017 – 2019г.г.
Цель: создание модели партнерства семьи и ДОУ в рамках приобщения к
ЗОЖ, ее внедрение в проектную деятельность в условиях ФГОС ДО.
Задачи: - повышать уровень профессиональной педагогической
компетентности педагогов по взаимодействию с родителями в рамках
физкультурно – оздоровительной работы;
- инициировать всех участников педагогического процесса к
активному участию в мероприятиях по приобщению к здоровому образу
жизни;
- установить доверительные отношения между педагогами,
родителями, детьми;
- внедрять нетрадиционные, интерактивные формы работы с
родителями по укреплению здоровья воспитанников.
Участники проекта:
- педагоги и специалисты МДОУ «Лесная сказка»,
- воспитанники ДОУ от 2 до 7 лет;
- родители воспитанников ДОУ (законные представители).
Направление деятельности:
- просветительское (представление информации для повышения
психологической, физической, правовой культуры родителей);
- практическое (повышение заинтересованности родителей в сотрудничестве
с педагогами ДОУ).
Принципы реализации проекта:
- личностно – ориентированный подход: учет индивидуальных и возрастных
особенностей физического развития, состояния здоровья, потребностей
каждого ребенка и его семьи;
- научность: мотивация и использование современных технологий в
организации оздоровительных и профилактических мероприятий с
дошкольниками;
- непрерывность деятельности и интеграция в сочетании с различными
оздоровительными мероприятиями;
- сознательность и активность семей воспитанников;
- доброжелательность и открытость.
Виды и формы совместной деятельности с семьями воспитанников:
аналитические:
- анкеты, тесты, опросы,
- индивидуальные беседы с детьми и родителями,
- написание эссе на тему: «Моя здоровая семья»,
наглядно – информационные:
- сайт ДОУ,
- профессиональные сайты педагогов ДОУ,
- создание семейного портфолио «Моя здоровая семья»,
- распространение опыта работы над проектом,
познавательные:
- совместная работа по перспективному плану проекта,
- консультативная работа на родительских собраниях,
- досуговая:
- совместные спортивные праздники и развлечения,
- турнир по шашкам,
- участие в конкурсном движении на разных уровнях.
Проблемы:
- развитие семейной гиподинамии,
- отсутствие учета индивидуальных проявлений двигательной активности в
семьях воспитанников,
- рост негативных факторов в условиях биологических, экологических,
психологических воздействий,
- влияние компьютерных игр и технологий,
- недостаточное формирование мотивации на ведение здорового образа
жизни, снижен уровень педагогической культуры у родителей.
Целевые ориентиры:
у детей:
- укрепление опорно – двигательного препарата и общее закаливание;
- развитие предпосылок к ЗОЖ;
у родителей:
- увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества,
- повышение динамики уровня компетентности родителей, их
заинтересованности в вопросах ведения ЗОЖ;
у педагогов:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников,
- внедрение модели партнерства семьи и ДОУ, проекта «Семья года» в план
работы методического объединения «Физкультурно – оздоровительное
направление» и годового плана работы МДОУ.
- выявление особенностей профессионального педагогического
взаимодействия педагогов ДОУ и родителей по приобщению к ЗОЖ.
Для правильной и планомерной организации работы над проектом мы
придерживались следующих этапов:
- подготовительный этап, предусматривающий изучение нормативных
документов и инновационных технологий, анализ новинок методической
литературы и интернет – ресурсов, преобразование материально –
технического оснащения, совершенствование предметно – развивающей
среды,
- практический этап включает в себя все виды практической деятельности
всех участников реализации проекта,
- итоговый этап, предполагающий показ презентации продуктов
практической деятельности по тематике проекта, размещение информации на
сайте ДОУ, своем профессиональном сайте, участие в Международном
конкурсе педагогического мастерства «Педагог года - 2018».
Перспективный план работы по проекту «Семья года»
на 2017 – 2019г.г.
Этапы.
Форма работы.
Содержание.
Подготовительный
1.Составление социального
паспорта групп.
2.Организация работы
методического объединения по
направлению «Физкультурно –
оздоровительная работа»
1.Сбор данных о семьях
воспитанников,
антропометрические данные,
группы здоровья дошкольников.
2.Развитие учебно –
методических компетенций
педагогов в проектной
деятельности в условиях ФГОС
3.Родительские собрания.
4.Создание благоприятных
условий для ведения
оздоровительной работы.
5.Составление семейного
портфолио «Моя здоровая
семья».
6.Разработка перспективного
плана работы.
ДО»
3.Ознакомление с нормативной
документацией ДОО, задачами,
возрастными особенностями.
4.Формирование РППС в группах
и на территории д/с,
методического оснащения по
вопросам ЗОЖ И ОБЖ.
5.Формирование
здоровьесохраняющих традиций
семьи.
6.Разработка цикла
оздоровительных мероприятий,
совместных с родителями.
Практический
1.Анкетирование родителей
«Здоровый образ жизни в
семье»
2.Консультации для педагогов
и родителей:
- «Пути формирования ЗОЖ у
дошкольников»,
- «Использование мягкого
модуля в ДОО».
3.Занятие – практикум для
родителей и детей среднего
возраста «Игры с водой и
песком в д/с и дома».
4.Мастер – класс для
родителей группы раннего
возраста «Применение
массажеров су – джок».
5.Спортивные праздники на
улице «Масленица», «День
защиты детей».
6.Спортивные развлечения
«Мягкие забавы»,
«Семейная Олимпиада».
7.Турнир по шашкам.
8.Фотоконкурс на сайте ДОУ
«Здоровая семья – круглый
год»
1.Выявление уровня ведения
ЗОЖ, заинтересованности
оздоровительной деятельностью
ДОО.
2.Просвещение педагогов и
родителей по вопросам ведения
ЗОЖ. Распространение
педагогического опыта.
3.Просвещение родителей по
активизации семейного досуга.
4.Просвещение родителей по
применению массажеров, их
воздействие на пальцы рук.
5.Развитие двигательной
активности детей в рамках
социального партнерства с ДК
поселка.
6.Совместная физкультурно –
оздоровительная работа
родителей и детей.
7.Организация совместного
досуга для родителей и
воспитанников старшего
возраста.
8.Распространение лучшего
семейного опыта по
популяризации здорового образа
жизни.
Итоговый.
1.Мониторинг сотрудничества
с родителями.
2.Размещение в рубрике
«новости» материала о
проведенных мероприятиях на
сайтах ДОУ, собственных
профессиональных,
социальных страницах.
3.Презентация семейных
портфолио, проекта «Семья
года» за 2018г..
4.Сдача комплекса норм ГТО
на уровне ДОУ.
1.Выявление активности
родителей в проектной
деятельности и конкурсном
движении.
2.Просвещение родителей о
физкультурно – оздоровительной
работе в ДОУ. Повышение
интерактивной компетенции
родителей и педагогов.
3.Отчет методического
объединения, распространение
опыта среди коллег на
педагогическом совете ДОУ.
4.Привлечение всех участников
воспитательно –
образовательного процесса к
участию в программе сдачи
комплекса норм ГТО.