Автор: Сысенко Татьяна Инокентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Дет.сад №398 "Ласточка"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Лепка из соленого теста "Жаворонки"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска "Детский сад № 398 "Ласточка"
комбинированного вида"
«Жаворонки»
Лепка из соленного теста
Воспитатель 1 категории:
Сысенко Т.И.
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа
через
изготовление
традиционной
народной
куклы
-
п т и ч ка
Задачи:
Знакомить
детей
с
обычаями
и
обрядами
русского
н а р о д а .
У ч и т ь
и з г о т о в л я т ь
т р а д и ц и о н н у ю
н а р о д н у ю
к у к л у .
Развивать
мелкую
моторику,
усидчивость,
внимание,
умение
работать
с
с о л е н ы м
т е с т о м ,
в ы з в а т ь
и н т е р е с
к
о б р я д а м
и
к ул ьт у р е
р у с с ко го
н а р о д а .
Воспитывать:
"Душа народа, жизнь и быт, его культура и обряды.
Его поэтика и песни, его ремёсла и наряды.
В чём суть его? Постичь придется поколеньям нашим молодым,
Всё это отголоском отзовётся и близким станет и родным."
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам о том, как наши предки ждали
и
встречали
весну.
Большинство
славянских
обычаев
было
связано
с
природными явлениями и одним из удивительных обрядов было закликание
весны. Смысл этого обряда заключался в приглашении весны. Весна была
для славян символом жизни, воскрешения природы. Закликали весну дети,
д е в у ш к и ,
ж е н щ и н ы .
Весну закликали несколько раз. В первый раз начинали тогда, когда природа
сама показывала это: таял снег, капало с крыш домов, птицы начинали петь
по-весеннему. В эти дни обряд проводили замужние женщины. Они надевали
нарядные одежды, украшения и выходили в поле, закликали весну.
Проговаривали заклички:
Ой, весна моя
Ты, весняночка!
Из-за темных лесов,
Из-за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Второй раз весну закликали 22 марта. Назывался этот день – Сорок Сороков.
Этот день совпадает с днём весеннего равноденствия. В этот день длина
светлого времени суток равна длине тёмного времени суток. Считалось, что с
этого дня свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. В этот
день на Руси праздновали праздник - Жаворонки. В русском народе говорят,
что птицы на своих крыльях приносят настоящую весну. Они верили, что 22
марта из тёплых стран прилетают сорок разных птиц и первая из них -
жаворонок.
Хозяйки
в
этот
день
пекли
птичек
"жаворонков".
Птичек
раздавали детям и они с криками и смехом бежали закликать жаворонков и
весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки, на
плетень, подбрасывали к верху и выкрикивали песенки-заклички:
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сеситрички,
Тетки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Вот такие праздники были у наших предков в ожидании весны. Как для
праздников,
так
и
для
игр
они
изготовляли
птичек
из
лоскутков
ткани.
Р а з в е ш и в а л и
и х
н а
д е р е в ь я х
и
в
р а з н ы х
у г л а х
д о м о в .
Ребята, давайте и мы сделаем птичку из теста, чтобы ускорить приход весны.
Воспитатель показывает детям последовательность изготовления птички из
соленого теста.
Приготовление теста.
Существуем
много
способов
приготовления
солёного
теста. В
состав
солёного теста для лепки входят мука, соль и вода, а также некоторые
добавки,
которые
улучшают
качество
материала
(масло
подсолнечное,
крахмал). Вот рецепт приготовления теста:
Смешайте в миске 2 стакана муки с 1 стаканом мелкой соли и добавьте
немного воды (лучше недолить, чем перелить). Хорошо вымесите.
Для хранения солёное тесто лучше положить в полиэтиленовый пакет. И
поместить в холодильник на 2-3 часа.
1.Скатываем шар.
2.Раскатываем небольшую колбаску, примерно 15 см.
3.Делаем петлю. Берём правый конец колбаски и накладываем его на
левый. Получается петелька.
4.Формируем тело птички. Для этого правый конец продеваем под петлю
в отверстие, получается узелок.
5. В верхнем конце оформляем головку птицы.
Вытягиваем пальцами носик, делаем хохолок, вставляем глазки –
горошины.
6. Нижний конец птицы – это хвостик. Мы его расплющиваем и рисуем
стекой перышки.
Птичка наша готова. Теперь наша птичка должна высохнуть
Физкультминутка:
Подвижная игра «Жаворонок».
Дети становятся в круг.
Дети идут по кругу и поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в вышине,
Спрятал песенку в траве.
«Жаворонок»
(водящий
ребенок)
с
колокольчиком
двигается
поскоками
внутри круга. С концом песни останавливается и кладет колокольчик на пол
между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все
говорят:
«Тот, кто песенку найдёт, будет счастлив целый год!»
Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первым
схватит колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.