Автор: Ишманова Татьяна Геннадьевна
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Серовский техникум сферы обслуживания и питания"
Населённый пункт: г. Серов, Свердловская область
Наименование материала: УМО практик студентов СПО
Тема: "Учебно-методическое обеспечение практик студентов СПО"
Раздел: среднее профессиональное
Учебно-методическое обеспечение практики обучающихся техникума как одно их
условий реализации ФГОС СПО
Руководствуясь
целями
и
задачами
среднего
профессионального
образования,
зафиксированными
в
Законе
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
техникум
обеспечивает
достижение
поставленной
цели
соответствующим
содержанием
профессионального
образования,
которое
отражено
в
основной
профессиональной
образовательной программе по реализуемой специальности.
В
ФГОС
СПО
сформулировано
одно
из
условий
реализации
ОПОП
–
это
обеспеченность
учебно-программной
документацией
по
всем
дисциплинам,
междисциплинарным
комплексам
и
профессиональным
модулям.
Практика
является
обязательным разделом образовательной программы и представляет собой вид учебных
занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. Поэтому
учебно-методическое обеспечение практики обучающихся техникума представляет собой
совокупность
средств
обучения
и
технологий
их
использования,
организационно-
педагогических
условий,
проектируемых
руководителем
практики
в
целях
достижения
обучающимися запланированных результатов.
Структура
учебно-методического
обеспечения
практики
обучающихся
состоит
из
трёх
блоков: блок нормативной и программной документации, блок методических материалов,
блок средств контроля.
В блок нормативной и программной документации входят следующие документы: ФГОС
СПО; Положение о практике обучающихся, осваивающих ОПОП СПО; Порядок организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
образовательным
программам
СПО.
Указанные документы являются основополагающими для разработки рабочих программ
учебной
и
производственной
практик.
Целью
разработки
рабочей
программы
практики
является
конкретизация
требований
ФГОС
СПО
к
результатам
освоения
программы
практики и объёма практики, необходимых для достижения обучающимися запланированных
результатов по практике. Рабочая программа практики разрабатывается в соответствии с
требованиями,
закреплёнными
в
локальном
положении.
Далее
программа
проходит
техническую
и
содержательную
экспертизу,
которую
осуществляют
эксперты
из
числа
преподавателей техникума и работодателей; требования к уровню компетентности экспертов
и порядок проведения экспертизы регламентированы положением об экспертном совете
колледжа.
Затем
программа
практики
представляется
на
заседание
экспертного
совета
колледжа,
в
ходе
которого
рассматривается
вопрос
о
рекомендации
для
использования
программы
в
практике
обучающихся.
В
обязательном
порядке
программа
практики
проходит
процедуру
согласования
с
работодателями;
по
итогам
данной
процедуры
оформляется лист согласования. Дополнения и изменения в рабочую программу практики
оформляются приказом директора колледжа.
Рабочая
программы
практики
является
основополагающим
документом
для
разработки
методических материалов и средств контроля.
Блок методических материалов составляют: методические рекомендации по организации и
проведению конкретного вида практики для обучающихся колледжа, руководителей практики
от техникума и баз практики; методические рекомендации по выполнению задания практики
обучающимися
колледжа;
методические
рекомендации
по
заполнению
форм
отчётной
документации обучающимися и др.
Блок
средств
контроля
предназначен
для
осуществления
контроля
и
оценки
качества
выполнения задания практики. При разработке содержания данного блока руководитель
практики учитывает требования, изложенные в ФГОС СПО и рабочей программе практики.
Контроль и оценка практики обучающихся проводится на основе: результатов выполнения
задания практики, аттестационного листа оценки освоения компетенций по итогам практики,
характеристики практиканта, дневника практики, отчёта практиканта о выполнении задания
практики.
Задание
на
практику
составляется
в
соответствии
с
рабочей
программой
практики
и
направлено
на
формирование
практического
опыта,
общих
и
профессиональных
компетенций
в
рамках
освоения
профессиональных
модулей
ОПОП
по
специальности.
Задание на практику согласовывается с организацией (базой практики).
Аттестационный лист оценки освоения компетенций содержит сведения об уровне освоения
обучающимися компетенций и формируется руководителем практики от организации (базы
практики) и техникума.
Характеристика на практиканта составляется руководителем практики от организации и
техникума на основании аттестационного листа. Аттестационный лист и характеристика
заполняется на каждого обучающегося.
По
результатам
практики
обучающимся
составляется
отчёт,
который
утверждается
организацией
(базой
практики).
В
отчёте
практикант
указывает
результаты
выполнения
задания практики и трудности, возникшие при его выполнении.
Итоговая отметка по практике выставляется на основании разработанных критериев.
По итогам практики руководитель практики от техникума заполняет ведомость, в которой
указывает
уровень
освоения
компетенций,
наличие
положительной
или
отрицательной
характеристики,
своевременность
и
качество
заполнения
дневника,
отчёта
и
качество
выполнения задания практики и выставляет общую отметку на основании вышеизложенных
критериев.
Руководитель
практики
составляет
отчёт,
в
котором
указывает
проблемы,
возникшие
в
процессе прохождения практики и предложения, направленные на улучшение подготовки
специалистов.
Таким
образом,
нормативное,
программное
и
методическое
обеспечение
практики
обучающихся
техникума
представляет
собой,
с
одной
стороны,
необходимое
условие
реализации
образовательной
программы,
а
с
другой
стороны
–
способ
реализации
содержания
образования,
обеспечивающий
соответствие
индивидуальных
достижений
обучающихся требованиям ФГОС СПО.