Напоминание

"Физическое воспитание детей через свободную игру в организованном пространстве"


Автор: Рукинова Оксана Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Физическое воспитание детей через свободную игру в организованном пространстве"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический опыт

Рукиновой Оксана Сергеевны,

инструктора по физической культуре

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

16 «Ласточка»

«Физическое воспитание детей через свободную игру в организованном

пространстве».

Цель: Развивать познание себя, своих сил и возможностей, в свободной игре в

организованном пространстве через физическую культуру.

Условия формирования опыта.

Физкультура для меня – не просто физическая нагрузка, совершенствование

физических способностей. Образование человека должно проходить

одновременно в двигательном, эмоциональном и интеллектуальном

направлениях. Все компоненты, в том числе и физический, - только средство для

решения жизненных задач, а физическое воспитание детей через свободную

игру в организованном пространстве, это повод находить, налаживать связь

между детьми, постигать связь между предметами и явлениями, проявлять

внутренние ценности ребенка и для него самого, и для окружающих. Основной

момент в том, что через физическую культуру возможно осознание себя и мира.

Теоретическая база опыта.

В основу опыта положены следующие теоретические материалы:

- «Дифференцированные занятия по физической культуре» М.А. Руновой.

2008г;

- «Физкультура про другое» С. Реутский. Санк- Петербург 2006 г;

- «Лучшие развивающие игры для детей» А.Кузнецова Москва 2008г;

- «Подвижные игры для школьников» Л. Фатеева Ярославль Академия развития

2007г;

- «Развивающая педагогика для оздоровления» В. Кудрявцев,Б. Егоров. Москва

2000г;

- «Познавательные процессы: от теории к практике физического воспитания»

И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. Тюменский государственный университет

2007г.

Актуальность и перспективность опыта.

У каждого ребенка заметна прирожденная потребность во все усложняющемся

движение. Но, наверное, неправильно рассматривать это явление как чисто

физиологическое? Вернее предположить, что ребенок стремится проживать

двигательные аналогии типичных жизненных ситуаций дружбы – вражды,

преодоления – отступления, напряжения – расслабление и т.д.

Но для этого ребенку нужна двигательная среда. Хорошо, чтобы эта среда была

настоящая: горы, ручьи, поля, леса, пустыни, звери, птицы, путешествия,

приключения. На улице мы можем ничего особо и не предпринимать –

воспитывают обстоятельства. Зато в помещении именно от взрослых зависит,

создадут ли они детям разнообразную двигательную среду, в которой те могли

бы индивидуально или коллективно удовлетворять свои самые фантастические

физкультурно – культурные потребности.

Мы можем назвать такую среду физически воспитывающим пространством:

оно, с одной стороны, провоцирует ребенка на разнообразную двигательную

деятельность, с другой затрудняет ее – а еще дает возможность выбора (по

силам, по интересам и т.д.).

Цели и задачи, можно классифицировать по – разному. Можно исходить о

представлении о ребенке как носителе телесного, душевного, и духовного.

На занятии традиционной физкультуры основное внимание уделяется

тренировке исполнительских способностей ребенка. А здесь же предпочтение

отдается и творческому поиску ребенка. Так нарабатывается личный опыт

двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом

пространстве и обстоятельствах, через физическую культуру развивать познание

себя, своих сил и возможностей:

Телесное

развитие ребенка, развитие физических качеств: выносливость,

ловкость, быстрота, гибкость, сила.

Развитие

душевного

состояния

ребенка

можно

представить

как

эмоционально – образное, абстрактно – логическое и волевое начало.

Духовное развитие в ребенке это тайна.

Внешне мы можем судить только

по

поступкам

ребенка,

по

его

«практическому

мировоз зрению»

(нравственности).

У дошкольников между занятием и игрой в свободном пространстве нет резкой

границы. Но в любом случае продолжается работа на выстраивание детьми

своих «внутренних рамок», а не взрослому. Чем прочнее их внутренние рамки,

тем меньше взрослому нужно устанавливать внешние.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в том, что создана внешне очень простая, но хитроумная

последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей

сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно сложных. В

традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке

исполнительских способностей ребенка. Здесь же предпочтение отдается

творческому поиску каждого ребенка, а значит, его ответственности за принятый

выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного

самообразования, в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах. Так

через физическую культуру происходит общее развитие ребенка, в

сотрудничестве со всеми явлениями, которые вокруг нас.

ИПМ 6. Адресность опыта.

Опыт может быть использован в детском саду, в семье, в начальной школе, для

педагогов, которые через физическую культуру развивают в ребенке творческий

поиск, познание себя и своих сил.

Трудоемкость опыта.

Очень интересно наблюдать за самостоятельными занятиями детей, отмечая,

что им интересно, как они выдерживают рамки правил и насколько

самоорганизовываются. Можно даже проводить тестирование:

что им самим хочется делать из того, чему мы их обучили;

какие рамки они при этом держат (мешают ли друг другу или нет, бросают

предмет или кладут на место, учатся у других или замыкаются на себе).

Ведь единственный способ вырастить свои внутренние рамки – это научиться

жить и действовать в условиях свободы.

Возникает особый вопрос о той или иной степени безопасности, которая нужна

в каждом конкретном случае.

Поэтому для себя я выработала:

Обостренное чувство того, что происходит в зале с каждым ребенком группы;

Умение выделять точки напряжения и включаться в эти игровые ситуации;

Умение включаться в конкретную ситуацию, не упуская из вида всю картину

происходящего и не забывать про нее.

В зависимости от ситуации, состояния ребенка разрешить или не разрешить

такую игру или договориться по каким правилам будет проходить игра.

Если

дети

перевозбужденные и

агрессивные,

то

можно,

разрешить

продолжить игру

только

успокоившись,

обычно

таким

детям

предлагается

заняться другим более спокойным видом деятельности.

Если конфликтующие дети в игре, стоит приостановить игру и договорится о

правилах (Так как играть интересней, чем сорится, обычно переговоры проходят

без участия педагога и довольно быстро.)

Технология опыта.

В нашем детском саду созданы очень хорошие условия для всестороннего

гармоничного развития ребенка, а именно, хороший спортзал, с неплохим

спортивным инвентарем. Очень много всевозможных фигур (целая система

комплексов) наполненная различным спортивным и игровым оборудованием

(зона из мягких разных модульных фигур, гимнастических скамеек,

лестниц, инвентаря для метания, барьеры для прыжков, наклонные доски,

батуты, разные мячи, валики и т.д.), которые детьми используются на

занятии и так же в свободной игровой деятельности. С детьми

выстраиваем из них большой «город», где у каждой зоны придуманы

названия «улиц», например: улица «метателей», «попрыгунчиков, «бегунов» и

т.д., также легко наш «город» перестраивается в непроходимый лес,

неприступные горы, где дети играют по всему пространству выстроенного

модульного комплекса, то есть это пространство где дети работать могут

без педагога, когда педагог не проводит занятия, а лишь задает внешние

условия. А дети в них существуют по собственному разумению. По - другому

его можно назвать свободно – двигательным пространством. Это

пространство провоцирующее движения, побуждающее физическую нагрузку

играя в нем и в него; в то же время его легко изменять и приспосабливать для

различных заданий детям, которые можно давать прямым и косвенным образом.

Оно создается для того, чтобы частично освободить занятие физкультуры от

необходимости заниматься развитием физических качеств. Но в процессе его

использования оказалось, что в нем можно создавать условия и для тренировки

умения преодолевать, терпеть, сотрудничать. Это место находится в свободном

доступе детей, побуждает их не только к ползанию и упражнению на

гимнастических снарядах, но и к метанию, прыжкам и другим видам

самостоятельной деятельности.

Например, если оборудовать «городок» «гнездами» возле гимнастической

стенки, то дети с пола «улетят» наверх. Проложить туннели – и они, как кроты,

исчезнут в них. Выставить барьеры – начнут прыгать и ползать.

Возможные этапы освоения элементов комплекса:

Преодоление препятствий любым способом.

Усложнение траектории движения.

Установление препятствия на пути движения.

Преодоление препятствий определенным, обусловленным способом.

Преодоление препятствий каждый раз новым способом, не повторяясь.

Выбирая себе игру, дети имеют возможность самостоятельно двигаться,

подбирая себе физическую нагрузку. В таком свободном двигательном

пространстве дети вырабатывают универсальные умения: умение выбирать дела

и замыслы по своим силам, умение в нужный момент отказаться от чего – то или

попробовать большую степень сложности выполняемого движения или

упражнения. Здесь ребенок учится оценивать ситуацию. И если рисковать, то

рисковать обоснованно.

Обычно, в начале года, не дается возможности детям свободно играть. Сначала

идет знакомство детей с пространством, дети учатся в нем действовать,

запоминают правила (что можно, а что нельзя делать). Потом появляются

элементы самостоятельности. Мы параллельно осваиваем пространство зала и

пространство свободы. Например, упражнение с мячом, можно поиграть, кто

как хочет.

Можно прыгать, но нужно прикинуть – по силам ли мне такой прыжок, вводится

каждый раз разный прыжок. Получается разный опыт свободы, но свобода пока

в определенных рамках, заданных взрослым. А через полгода в группе уже

складывается полноценное свободно – двигательное пространство: ребята

заказывают, что будут делать. Например, ребята предлагают путешествие по

улицам «городка», по джунглям и т. д.

Также в места для индивидуальных игр так сказать «свободные куски». Кто – то

говорит: «Хочу играть в мяч». Предлагается ребятам взять определенные мячи и

играть как угодно, выполнить некоторые правила (перебрось мяч любым

способом через веревку). Потом качественный сдвиг: дети только сообщают,

чем будут заниматься самостоятельно, получая на это разрешение и советы –

консультации.

Дети далее занимаются чем хотят – но под наблюдением взрослого педагога.

В этом смысле у дошкольников между занятием и игрой в свободном

пространстве нет резкой границы. Но в любом случае продолжается работа на

выстраивание детьми своих «внутренних рамок», а не взрослому. Чем прочнее

их внутренние рамки, тем меньше взрослому нужно устанавливать внешние.

Результативность опыта.

Дети научились преодолевать свои страхи, психологические зажимы.

Результатом данного опыта стало снижение уровня заболеваемости детей.



В раздел образования