Автор: Рукинова Оксана Сергеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №16 "Ласточка"
Населённый пункт: станицы Новорождественской, Тихорецкого района, Краснодарского края
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Физическое воспитание детей через свободную игру в организованном пространстве"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический опыт
Рукиновой Оксана Сергеевны,
инструктора по физической культуре
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
16 «Ласточка»
«Физическое воспитание детей через свободную игру в организованном
пространстве».
Цель: Развивать познание себя, своих сил и возможностей, в свободной игре в
организованном пространстве через физическую культуру.
Условия формирования опыта.
Физкультура для меня – не просто физическая нагрузка, совершенствование
физических способностей. Образование человека должно проходить
одновременно в двигательном, эмоциональном и интеллектуальном
направлениях. Все компоненты, в том числе и физический, - только средство для
решения жизненных задач, а физическое воспитание детей через свободную
игру в организованном пространстве, это повод находить, налаживать связь
между детьми, постигать связь между предметами и явлениями, проявлять
внутренние ценности ребенка и для него самого, и для окружающих. Основной
момент в том, что через физическую культуру возможно осознание себя и мира.
Теоретическая база опыта.
В основу опыта положены следующие теоретические материалы:
- «Дифференцированные занятия по физической культуре» М.А. Руновой.
2008г;
- «Физкультура про другое» С. Реутский. Санк- Петербург 2006 г;
- «Лучшие развивающие игры для детей» А.Кузнецова Москва 2008г;
- «Подвижные игры для школьников» Л. Фатеева Ярославль Академия развития
2007г;
- «Развивающая педагогика для оздоровления» В. Кудрявцев,Б. Егоров. Москва
2000г;
- «Познавательные процессы: от теории к практике физического воспитания»
И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. Тюменский государственный университет
2007г.
Актуальность и перспективность опыта.
У каждого ребенка заметна прирожденная потребность во все усложняющемся
движение. Но, наверное, неправильно рассматривать это явление как чисто
физиологическое? Вернее предположить, что ребенок стремится проживать
двигательные аналогии типичных жизненных ситуаций дружбы – вражды,
преодоления – отступления, напряжения – расслабление и т.д.
Но для этого ребенку нужна двигательная среда. Хорошо, чтобы эта среда была
настоящая: горы, ручьи, поля, леса, пустыни, звери, птицы, путешествия,
приключения. На улице мы можем ничего особо и не предпринимать –
воспитывают обстоятельства. Зато в помещении именно от взрослых зависит,
создадут ли они детям разнообразную двигательную среду, в которой те могли
бы индивидуально или коллективно удовлетворять свои самые фантастические
физкультурно – культурные потребности.
Мы можем назвать такую среду физически воспитывающим пространством:
оно, с одной стороны, провоцирует ребенка на разнообразную двигательную
деятельность, с другой затрудняет ее – а еще дает возможность выбора (по
силам, по интересам и т.д.).
Цели и задачи, можно классифицировать по – разному. Можно исходить о
представлении о ребенке как носителе телесного, душевного, и духовного.
На занятии традиционной физкультуры основное внимание уделяется
тренировке исполнительских способностей ребенка. А здесь же предпочтение
отдается и творческому поиску ребенка. Так нарабатывается личный опыт
двигательного самообразования. Самообразования в непредсказуемом
пространстве и обстоятельствах, через физическую культуру развивать познание
себя, своих сил и возможностей:
✓
Телесное
развитие ребенка, развитие физических качеств: выносливость,
ловкость, быстрота, гибкость, сила.
✓
Развитие
душевного
состояния
ребенка
можно
представить
как
эмоционально – образное, абстрактно – логическое и волевое начало.
✓
Духовное развитие в ребенке это тайна.
Внешне мы можем судить только
по
поступкам
ребенка,
по
его
«практическому
мировоз зрению»
(нравственности).
У дошкольников между занятием и игрой в свободном пространстве нет резкой
границы. Но в любом случае продолжается работа на выстраивание детьми
своих «внутренних рамок», а не взрослому. Чем прочнее их внутренние рамки,
тем меньше взрослому нужно устанавливать внешние.
Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в том, что создана внешне очень простая, но хитроумная
последовательность освоения детьми физических упражнений нарастающей
сложности, от самых простых до вроде бы чрезвычайно сложных. В
традиционной физкультуре основное внимание уделяется тренировке
исполнительских способностей ребенка. Здесь же предпочтение отдается
творческому поиску каждого ребенка, а значит, его ответственности за принятый
выбор того или иного пути. Так нарабатывается личный опыт двигательного
самообразования, в непредсказуемом пространстве и обстоятельствах. Так
через физическую культуру происходит общее развитие ребенка, в
сотрудничестве со всеми явлениями, которые вокруг нас.
ИПМ 6. Адресность опыта.
Опыт может быть использован в детском саду, в семье, в начальной школе, для
педагогов, которые через физическую культуру развивают в ребенке творческий
поиск, познание себя и своих сил.
Трудоемкость опыта.
Очень интересно наблюдать за самостоятельными занятиями детей, отмечая,
что им интересно, как они выдерживают рамки правил и насколько
самоорганизовываются. Можно даже проводить тестирование:
✓
что им самим хочется делать из того, чему мы их обучили;
✓
какие рамки они при этом держат (мешают ли друг другу или нет, бросают
предмет или кладут на место, учатся у других или замыкаются на себе).
Ведь единственный способ вырастить свои внутренние рамки – это научиться
жить и действовать в условиях свободы.
Возникает особый вопрос о той или иной степени безопасности, которая нужна
в каждом конкретном случае.
Поэтому для себя я выработала:
✓
Обостренное чувство того, что происходит в зале с каждым ребенком группы;
✓
Умение выделять точки напряжения и включаться в эти игровые ситуации;
✓
Умение включаться в конкретную ситуацию, не упуская из вида всю картину
происходящего и не забывать про нее.
✓
В зависимости от ситуации, состояния ребенка разрешить или не разрешить
такую игру или договориться по каким правилам будет проходить игра.
✓
Если
дети
перевозбужденные и
агрессивные,
то
можно,
разрешить
продолжить игру
только
успокоившись,
обычно
таким
детям
предлагается
заняться другим более спокойным видом деятельности.
✓
Если конфликтующие дети в игре, стоит приостановить игру и договорится о
правилах (Так как играть интересней, чем сорится, обычно переговоры проходят
без участия педагога и довольно быстро.)
Технология опыта.
В нашем детском саду созданы очень хорошие условия для всестороннего
гармоничного развития ребенка, а именно, хороший спортзал, с неплохим
спортивным инвентарем. Очень много всевозможных фигур (целая система
комплексов) наполненная различным спортивным и игровым оборудованием
(зона из мягких разных модульных фигур, гимнастических скамеек,
лестниц, инвентаря для метания, барьеры для прыжков, наклонные доски,
батуты, разные мячи, валики и т.д.), которые детьми используются на
занятии и так же в свободной игровой деятельности. С детьми
выстраиваем из них большой «город», где у каждой зоны придуманы
названия «улиц», например: улица «метателей», «попрыгунчиков, «бегунов» и
т.д., также легко наш «город» перестраивается в непроходимый лес,
неприступные горы, где дети играют по всему пространству выстроенного
модульного комплекса, то есть это пространство где дети работать могут
без педагога, когда педагог не проводит занятия, а лишь задает внешние
условия. А дети в них существуют по собственному разумению. По - другому
его можно назвать свободно – двигательным пространством. Это
пространство провоцирующее движения, побуждающее физическую нагрузку
играя в нем и в него; в то же время его легко изменять и приспосабливать для
различных заданий детям, которые можно давать прямым и косвенным образом.
Оно создается для того, чтобы частично освободить занятие физкультуры от
необходимости заниматься развитием физических качеств. Но в процессе его
использования оказалось, что в нем можно создавать условия и для тренировки
умения преодолевать, терпеть, сотрудничать. Это место находится в свободном
доступе детей, побуждает их не только к ползанию и упражнению на
гимнастических снарядах, но и к метанию, прыжкам и другим видам
самостоятельной деятельности.
Например, если оборудовать «городок» «гнездами» возле гимнастической
стенки, то дети с пола «улетят» наверх. Проложить туннели – и они, как кроты,
исчезнут в них. Выставить барьеры – начнут прыгать и ползать.
Возможные этапы освоения элементов комплекса:
✓
Преодоление препятствий любым способом.
✓
Усложнение траектории движения.
✓
Установление препятствия на пути движения.
✓
Преодоление препятствий определенным, обусловленным способом.
✓
Преодоление препятствий каждый раз новым способом, не повторяясь.
Выбирая себе игру, дети имеют возможность самостоятельно двигаться,
подбирая себе физическую нагрузку. В таком свободном двигательном
пространстве дети вырабатывают универсальные умения: умение выбирать дела
и замыслы по своим силам, умение в нужный момент отказаться от чего – то или
попробовать большую степень сложности выполняемого движения или
упражнения. Здесь ребенок учится оценивать ситуацию. И если рисковать, то
рисковать обоснованно.
Обычно, в начале года, не дается возможности детям свободно играть. Сначала
идет знакомство детей с пространством, дети учатся в нем действовать,
запоминают правила (что можно, а что нельзя делать). Потом появляются
элементы самостоятельности. Мы параллельно осваиваем пространство зала и
пространство свободы. Например, упражнение с мячом, можно поиграть, кто
как хочет.
Можно прыгать, но нужно прикинуть – по силам ли мне такой прыжок, вводится
каждый раз разный прыжок. Получается разный опыт свободы, но свобода пока
в определенных рамках, заданных взрослым. А через полгода в группе уже
складывается полноценное свободно – двигательное пространство: ребята
заказывают, что будут делать. Например, ребята предлагают путешествие по
улицам «городка», по джунглям и т. д.
Также в места для индивидуальных игр так сказать «свободные куски». Кто – то
говорит: «Хочу играть в мяч». Предлагается ребятам взять определенные мячи и
играть как угодно, выполнить некоторые правила (перебрось мяч любым
способом через веревку). Потом качественный сдвиг: дети только сообщают,
чем будут заниматься самостоятельно, получая на это разрешение и советы –
консультации.
Дети далее занимаются чем хотят – но под наблюдением взрослого педагога.
В этом смысле у дошкольников между занятием и игрой в свободном
пространстве нет резкой границы. Но в любом случае продолжается работа на
выстраивание детьми своих «внутренних рамок», а не взрослому. Чем прочнее
их внутренние рамки, тем меньше взрослому нужно устанавливать внешние.
Результативность опыта.
Дети научились преодолевать свои страхи, психологические зажимы.
Результатом данного опыта стало снижение уровня заболеваемости детей.