Автор: Терехина Светлана Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 87"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие лингвистического кружка "На машине времени-в прошлое русского языка"
Раздел: полное образование
Методическая разработка
учителя русского языка и литературы
МАОУ «Гимназия № 87» г. Саратова
Терехиной Светланы Витальевны
Занятие кружка «Лингвистический практикум»
Тема
занятия:
«На
машине
времени
–
в
прошлое
русского
языка»
(экскурс в историческую грамматику)
Пояснительная записка
Занятия лингвистического практикума преследуют общеобразовательные и
практические
цели
–
подготовку
к
муниципальному
туру
олимпиады
по
русскому языку, где происходит проверка знаний
всех областей русского
языка, одной из которых – наиболее далёкой и по времени, и по обращению к
ней
в
повседневной
практике,
а
потому
и
наиболее
трудной
–
является
историческая грамматика.
Упражнения
по
историче ской
грамматике
вызывают
большо е
интеллектуальное
напряжение
и
хорошо
способствуют
развитию
эвристических навыков, основанных на опыте и интуиции, то есть догадке, а
также
общих
исследовательских
приёмах:
наблюдении,
сопоставлении,
систематизации и обобщении.
Занятие построено в увлекательной форме путешествия в прошлое.
Цели занятия:
1.
Формирование и поддержание интереса к изучению родного языка
2.
Подготовка к муниципальному туру олимпиады по русскому языку
3.
Развитие эвристических навыков, а также общих исследовательских
приёмов: наблюдения, сопоставления, систематизации и обобщения.
Ход занятия
Здравствуйте,
ребята.
Сегодняшнее
занятие
посвящено
истории
фонетических изменений в русском языке и их отражения в алфавите.
Начнём с заданий невысокого уровня сложности, основанных на имеющихся
у вас знаниях по истории русского языка. Вы имеете представление о двух
основных реформах русского алфавита – реформе Петра Первого и реформе
1917-1918
годов.
Вам
предлагается,
опираясь
на
эти
знания,
выполнить
следующее задание.
В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё – пять букв.
Почему М. Цветаева говорит о 5 буквах фамилии поэта?
Ключ. Анализируем написание фамилии «Блок» в современной орфографии,
предполагаем, о какой пятой букве могла говорить М. Цветаева; для этого
вспоминаем исторический период, к которому принадлежит творчество поэта
(Серебряный век); анализируем, чем отличался дореволюционный алфавит от
современного; приходим к выводу, что М. Цветаева говорит о букве «ер» (Ъ),
которая писалась на конце слов после твёрдых согласных до реформы 1917 –
1918 годов.
Подведём
итог. Какие
знания
вам
понадобились
для
ответа
на
вопрос?
(Знание реформы алфавита)
Цель урока: Сегодня мы постараемся понять, чем были вызваны реформы
алфавита, каковы их фонетические предпосылки.
Актуализация знаний.
Для начала выясним, знаем ли мы кириллицу? Блиц-опрос.
1.
Могла ли возникнуть пословица
«Я последняя буква алфавита» до
октябрьской революции 1917 года?
2.
Какая из кириллических букв упразднена в результате реформы 1917-
1918 годов:
ферт или фита?
И – десятиричное, иже или ижица?
3.
А ещё раньше: зело или земля?
4.
Переведите слова и выражения на язык фразеологизмов с названием
кириллических букв:
Ходить подбоченясь – ходить ?
Шататься – выписывать ?
От начала до конца – от ? до ?
Начинать с малого – начинать с ?
5.
Восстановите пословицу: Сперва …, а там и науки.
6.
Покажите руками, как стояли столы? Столы стояли покоем.
Итак, мы с вами вспомнили кириллицу и те изменения, которые произошли в
русском алфавите. Но мы знаем, что эти изменения - лишь отражение тех
процессов,
которые
происходили
в
звуковом
строе
языка
–
в
фонетике.
Некоторые из них мы рассматривали на предыдущем занятии.
Давайте их вспомним и проверим домашнее задание.
1.
До 12 века гласных звуков в древнерусском языке было больше, чем
сейчас.
Так,
например,
существовали
звуки,
которые
и
после
их
изменения её долго обозначались на письме буквами ЕРЬ и ЕР. Какие
это звуки и что с ними произошло примерно во второй половине XII
века?
Ключ. Буквами
ЕР
и
ЕРЬ
обозначались
редуцированные
гласные:
Ер
обозначал краткий звук, близкий к о; ЕРЬ – краткий звук, близкий к И.
Примерно во второй половине XII века они утратились: в сильной позиции
перешли в О и в Э: в слабой – в нуль звука.
2.
Как же с этой точки зрения можно объяснить выпадение гласных Е и О
в разных морфемах: например, день – дня, снежок – снежка?
Ключ. «Э» в слове день был редуцированным: под ударением он сохранился,
а в слабой позиции – выпал.
3.
Как же писалось слово «день» и его форма родительном падеже в
старой орфографии? А как писалось слово снежок? А как писались
гласные О и Э полного образования, то есть нередуцированные?
Практикум
Задание. Запишите в старой орфографии слова камень, сон, ночь, рот, олень,
лоб, нос, лень, рожь, резать . Объясните своё решение. – на обороте доски
для проверки.
Сравните:
Посол(1) – посол(2)
Посла – посола
Послу – посолу.
Объясните лексическое значение каждого слова.
От каких слов они исторически образованы?
Почему в слове «посол» (1) при склонении звук <о> заменяется нулём
звука, а в слове «посол» (2) этого не происходит?
Как называются такие слова?
Сделайте вывод об одном из способов появления в русском языке
омонимов?
Следующий вопрос: как вы объясните чередования в словах: вить – вью, выть
– вою?
Ответ: в древнерусском языке существовали редуцированные звуки И и Ы –
И в слабой позиции утратился; а Ы в сильной позиции перешёл в О.
(продолжите ряды примеров: пить, шить, лить, бить, крыть, мыть)
Следующий
вопрос:
как
вы
с
исторической
точки
зрения
объясните
написание буквы ЕР на конце слов после согласных? -
закон открытого
слога.
Какой морфемой был Ер в период существования этого закона
Когда и в связи с чем этот закон перестал действовать? – в 12
веке в связи с падением редуцированных.
Какое окончание появилось в словах м. р., оканчивающихся на
согласный? (Нулевое)
Какие
ещё
следствия
падения
редуцированных
вы
можете
назвать? – закрытые слоги, односложные слова, беглые гласные,
ассимиляция.
Домашнее
задание: найдите
в
современном
русском
языке
«потомков»
древнерусских
слов
«кьде»,
«съдесь»,
«съдоровъ»,
« и с т ъ б а » ,
проанализировав, какие процессы произошли в данных словах в результате
падения редуцированных.
Спасибо за сотрудничество.