Напоминание

Занятие лингвистического кружка "На машине времени-в прошлое русского языка"


Автор: Терехина Светлана Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 87"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Занятие лингвистического кружка "На машине времени-в прошлое русского языка"
Раздел: полное образование





Назад




Методическая разработка

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия № 87» г. Саратова

Терехиной Светланы Витальевны

Занятие кружка «Лингвистический практикум»

Тема

занятия:

«На

машине

времени

в

прошлое

русского

языка»

(экскурс в историческую грамматику)

Пояснительная записка

Занятия лингвистического практикума преследуют общеобразовательные и

практические

цели

подготовку

к

муниципальному

туру

олимпиады

по

русскому языку, где происходит проверка знаний

всех областей русского

языка, одной из которых – наиболее далёкой и по времени, и по обращению к

ней

в

повседневной

практике,

а

потому

и

наиболее

трудной

является

историческая грамматика.

Упражнения

по

историче ской

грамматике

вызывают

большо е

интеллектуальное

напряжение

и

хорошо

способствуют

развитию

эвристических навыков, основанных на опыте и интуиции, то есть догадке, а

также

общих

исследовательских

приёмах:

наблюдении,

сопоставлении,

систематизации и обобщении.

Занятие построено в увлекательной форме путешествия в прошлое.

Цели занятия:

1.

Формирование и поддержание интереса к изучению родного языка

2.

Подготовка к муниципальному туру олимпиады по русскому языку

3.

Развитие эвристических навыков, а также общих исследовательских

приёмов: наблюдения, сопоставления, систематизации и обобщения.

Ход занятия

Здравствуйте,

ребята.

Сегодняшнее

занятие

посвящено

истории

фонетических изменений в русском языке и их отражения в алфавите.

Начнём с заданий невысокого уровня сложности, основанных на имеющихся

у вас знаниях по истории русского языка. Вы имеете представление о двух

основных реформах русского алфавита – реформе Петра Первого и реформе

1917-1918

годов.

Вам

предлагается,

опираясь

на

эти

знания,

выполнить

следующее задание.

В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Почему М. Цветаева говорит о 5 буквах фамилии поэта?

Ключ. Анализируем написание фамилии «Блок» в современной орфографии,

предполагаем, о какой пятой букве могла говорить М. Цветаева; для этого

вспоминаем исторический период, к которому принадлежит творчество поэта

(Серебряный век); анализируем, чем отличался дореволюционный алфавит от

современного; приходим к выводу, что М. Цветаева говорит о букве «ер» (Ъ),

которая писалась на конце слов после твёрдых согласных до реформы 1917 –

1918 годов.

Подведём

итог. Какие

знания

вам

понадобились

для

ответа

на

вопрос?

(Знание реформы алфавита)

Цель урока: Сегодня мы постараемся понять, чем были вызваны реформы

алфавита, каковы их фонетические предпосылки.

Актуализация знаний.

Для начала выясним, знаем ли мы кириллицу? Блиц-опрос.

1.

Могла ли возникнуть пословица

«Я последняя буква алфавита» до

октябрьской революции 1917 года?

2.

Какая из кириллических букв упразднена в результате реформы 1917-

1918 годов:

ферт или фита?

И – десятиричное, иже или ижица?

3.

А ещё раньше: зело или земля?

4.

Переведите слова и выражения на язык фразеологизмов с названием

кириллических букв:

Ходить подбоченясь – ходить ?

Шататься – выписывать ?

От начала до конца – от ? до ?

Начинать с малого – начинать с ?

5.

Восстановите пословицу: Сперва …, а там и науки.

6.

Покажите руками, как стояли столы? Столы стояли покоем.

Итак, мы с вами вспомнили кириллицу и те изменения, которые произошли в

русском алфавите. Но мы знаем, что эти изменения - лишь отражение тех

процессов,

которые

происходили

в

звуковом

строе

языка

в

фонетике.

Некоторые из них мы рассматривали на предыдущем занятии.

Давайте их вспомним и проверим домашнее задание.

1.

До 12 века гласных звуков в древнерусском языке было больше, чем

сейчас.

Так,

например,

существовали

звуки,

которые

и

после

их

изменения её долго обозначались на письме буквами ЕРЬ и ЕР. Какие

это звуки и что с ними произошло примерно во второй половине XII

века?

Ключ. Буквами

ЕР

и

ЕРЬ

обозначались

редуцированные

гласные:

Ер

обозначал краткий звук, близкий к о; ЕРЬ – краткий звук, близкий к И.

Примерно во второй половине XII века они утратились: в сильной позиции

перешли в О и в Э: в слабой – в нуль звука.

2.

Как же с этой точки зрения можно объяснить выпадение гласных Е и О

в разных морфемах: например, день – дня, снежок – снежка?

Ключ. «Э» в слове день был редуцированным: под ударением он сохранился,

а в слабой позиции – выпал.

3.

Как же писалось слово «день» и его форма родительном падеже в

старой орфографии? А как писалось слово снежок? А как писались

гласные О и Э полного образования, то есть нередуцированные?

Практикум

Задание. Запишите в старой орфографии слова камень, сон, ночь, рот, олень,

лоб, нос, лень, рожь, резать . Объясните своё решение. – на обороте доски

для проверки.

Сравните:

Посол(1) – посол(2)

Посла – посола

Послу – посолу.

Объясните лексическое значение каждого слова.

От каких слов они исторически образованы?

Почему в слове «посол» (1) при склонении звук <о> заменяется нулём

звука, а в слове «посол» (2) этого не происходит?

Как называются такие слова?

Сделайте вывод об одном из способов появления в русском языке

омонимов?

Следующий вопрос: как вы объясните чередования в словах: вить – вью, выть

– вою?

Ответ: в древнерусском языке существовали редуцированные звуки И и Ы –

И в слабой позиции утратился; а Ы в сильной позиции перешёл в О.

(продолжите ряды примеров: пить, шить, лить, бить, крыть, мыть)

Следующий

вопрос:

как

вы

с

исторической

точки

зрения

объясните

написание буквы ЕР на конце слов после согласных? -

закон открытого

слога.

Какой морфемой был Ер в период существования этого закона

Когда и в связи с чем этот закон перестал действовать? – в 12

веке в связи с падением редуцированных.

Какое окончание появилось в словах м. р., оканчивающихся на

согласный? (Нулевое)

Какие

ещё

следствия

падения

редуцированных

вы

можете

назвать? – закрытые слоги, односложные слова, беглые гласные,

ассимиляция.

Домашнее

задание: найдите

в

современном

русском

языке

«потомков»

древнерусских

слов

«кьде»,

«съдесь»,

«съдоровъ»,

« и с т ъ б а » ,

проанализировав, какие процессы произошли в данных словах в результате

падения редуцированных.

Спасибо за сотрудничество.



В раздел образования