Напоминание

"Зима"


Автор: Юркова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ центра развития ребенка-детского сада №80
Населённый пункт: Московская область город Одинцово
Наименование материала: Конспект ООД
Тема: "Зима"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ООД

Образовательная область. Речевое развитие.

Тема. Зима.

Подготовила воспитатель высшей

квалификационной категории

Юркова Елена Александровна

Цель: закрепление знаний детей по теме «Зима»

Задачи:

образовательные:

Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Зима».

Совершенствовать грамматический строй речи.

Учить

образовывать

качественные

прилагательные,

существительные

с

уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Учить образовывать глаголы совершенного вида приставочным способом.

Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и

слова – действия.

развивающие:

Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь.

Развивать

тонкую

и

общую

моторику,

дыхание

и

правильный

речевой

выдох,

координацию речи с движением.

Развивать творческое воображение.

воспитательные:

Формирование

навыков

сотрудничества,

взаимопонимания,

доброжелательности,

самостоятельности,

инициативности,

ответственности,

воспитание

любви

и

бережного отношения к природе.

Оборудование: презентация для интерактивной доски, снеговик, санки (игрушка),

макет горки, стаканы с пенопластом и трубочками, разрезные картинки «снеговик»,

снежный ком, елки для декораций группы, бумажные снежинки, снежки из бумаги.

Ход ООД

№1. Приветствие.

(Дети стоят рядом со своими местами)

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться:

- «Доброе утро!»

- Доброе утро, дети и гости!

(Дети садятся на свои места)

№2. «Введение в тему»

- То, о чем мы сегодня поговорим, вам нужно будет узнать из загадки:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белой.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (О зиме)

-Но прежде чем, мы поговорим о зиме, выполним упражнения для развития

артикуляционного аппарата, т.е. артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

Сосулька. Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в

таком положении (под счет до «шести - восьми»)

Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы выгнуть спинку

языка «горочкой».

Саночки. Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним

коренным зубам, спинку прогнуть вниз кончик свободен. Движения вперед-назад,

боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя

челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

Ураганный ветер открывает и закрывает форточку. Рот оп крыт. Язык высунут

изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

-Молодцы.

Включается презентация.

- Дети, а какое сейчас время года?(зима)

- Что за скакуны в этой ехали в тройке в моей загадке? (Это зимние месяцы)

- Давайте вспомним названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)

- Ребята, назовите первый зимний месяц. (Декабрь)

- Назовите второй зимний месяц. (январь)

- Назовите третий месяц зимы. (февраль)

- А почему вы думаете, что сейчас зима? Давайте назовем признаки зимы. Как мы

определяем, что наступила зима? (Дети называют признаки зимы)

-Какое время года было до зимы?

-Какое время года будет после зимы?

-С какого времени года начинается год? Какое первое время года?( зима)

-А что делают животные зимой? (слайд про животных)

- А все ли птицы остаются зимовать в нашей стране?

-Как называются эти птицы? (зимующие)

-Назовите пожалуйста зимующих птиц ( воспитатель показывает на презентации,

дети называют)

Встают и выходят на ковер.

№3. «Рассказ о зиме»

- Ребята,

а

теперь

давайте

расскажем

о

зиме.

Свой

рассказ

мы

будем

сопровождать движениями и жестами:

Пришла зима.

(Обвести широким жестом всю картину)

Стало холодно.

(Обхватить себя руками и поежиться)

Ударили морозы.

(Стукнуть кулаком одной руки по ладони второй)

Реки покрылись льдом.

(Руки перед грудью, горизонтальным движением развести их в разные стороны.)

Пошел снег. Он падал белыми пушистыми хлопьями:

(Руки согнуть в локтях и поднять вверх, а затем зигзагообразными движениями не

спеша опустить их вниз)

на землю ...,

(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в разные стороны)

на дома …,

(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под углом друг к другу)

на деревья …,

(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)

на людей.

(Положить руки себе на голову).

Психогимнастика «Зима»

Выражение эмоционального и психофизического состояния

-Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы.

- Радуемся первому снегу,

ёжимся от холодного ветра,

нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Пластические этюды.

-Изображаем зимние забавы:

Вся земля в снегу,

Я на лыжах бегу.

Ты бежишь за мной.

Хорошо зимой:

Небо ярко-синее,

Ели, сосны в инее,

Снег сверкает под ногами.

Эй, ребята, кто за нами?

«Массаж биологически активных зон»

- Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы

сделаем массаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком

(прикладывают ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны –

вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, помассируй ушки , шею

(раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за

ушами)

Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!

(потирают ладони)

Игра «Подбери слова – признаки» ( в кругу)

- Ребята, а теперь расскажите – зима какая? ( передают снежинку друг другу и

называют, игра проводится в кругу)

Зима (какая?) – холодная, белая, красивая

Снег (какой?) – искристый, серебристый, холодный

Снежинки (какие?) – красивые, резные, маленькие

Мороз какой?

Лед какой?

Метель какая?

-А почему зиму еще называют волшебной?

Игра «Подбери слова – действия»

Снежинки на улице (что делают?) – кружатся, летаю, порхают и т.д.

Мороз что делает?

Метель что делает?

Холод что делает?

Сосульки что делают?

Развитие речевого дыхания и голоса

Вьюга. Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой Ягой. Воет вьюга:

«З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.) Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо,

высоким голосом.) Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)

Стонут березы «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.) Шумят ели: «Ш-ш-п: Ш-

Ш-Ш-Ш». Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

-Молодцы, присаживайтесь на свои места

(садятся на места)

-А что делают животные зимой?

- А все ли птицы остаются зимовать в нашей стране?

-Как называются эти птицы? (зимующие)

-Назовите пожалуйста зимующих птиц ( воспитатель показывает на презентации,

дети называют)

Вступительное слово воспитателя

- Говорят,

что

зимой

природа

как

будто

отдыхает,

спит,

но

остаётся

очень

красивой и завораживающей. Зиму очень часто изображали на своих полотнах

живописцы: Шишкин, Грабарь, Рерих; о ней любили писать стихи русские

поэты: С.Есенин, А.Пушкин. Для того, чтобы передать красоту русской зимы,

используются образные выражения, которые помогают более полно и наглядно

её представить. Образные выражения позволяют более точно выразить мысль,

украсить нашу речь. Они часто используются в сказках, стихах, рассказах,

загадках.

Отгадывание загадок…..(встают и идут в круг)

-Представьте, что мы оказались в зимнем лесу. Наши ели покрыты снегом, но

снежинки на елях не простые, а с секретом….вы сейчас по одному будете подходить,

выбирать себе снежинку и все вместе отгадывать загадку, которая там есть….

(отгадывают загадки о зиме)

Игра «Назови ласково»

-А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру («Назови

ласково»)

-

Комочек маленький поймай и словечко приласкай

! (бросается

снежок)

Снег – снежок

Мороз –

Зима –

Сосулька –

Горка –

Ветер –

Снежинка –

Дерево –

Месяц –

Игра «Скажи наоборот» (образование антонимов)

- Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Летом дни жаркие, а зимой,….

Снег мягкий, а лед …

Одни сосульки длинные, а другие …

Одна снежинка большая, а другая ….

Весной лед на реке тонкий, а зимой ….

Дидактическая игра «Чего не бывает зимой?»

-Сейчас я назову то, что бывает и то, чего не бывает зимой. Ваша задача такая: если

я называю то, что бывает зимой- вы хлопаете в ладошки, если назову то, чего не

бывает зимой- молчите..

(садятся на места)

«4-й лишний» (на презентации)

- Ребята, а вы любите зимние прогулки?

- Я тоже люблю. Посмотрите на мои картинки. Я предлагаю вам взять на прогулку

санки, велосипед, коньки, лыжи.

- Нет ли здесь лишней картинки? Почему?

А среди этих картинок нет ли лишней? (Ребенок катается на санках, ребенок лепит

снеговика, ребенок катается на лыжах, ребенок летом ловит рыбу)

- А что еще можно делать зимой? Расскажите о деятельности людей в зимнее

время

( рассказывают о деятельности людей)

-Назовите пожалуйста зимние виды спорта

( называют зимние виды спорта)

«Пальчиковая гимнастика»

-Давайте расскажем о наших зимних забавах и выполним пальчиковую

гимнастику:

Пальчик – мальчик, где ты был? (сжимать и разжимать кулачки)

Где ты с братцами ходил?

С этим я в снегу валялся,

С этим с горочки катался, (загибать пальцы по одному)

С этим по лесу гулял,

С этим я в снежки играл,

Все мы пальчики – друзья, (сжимать и разжимать кулачки)

Где один – там и я!

Игра «Собери картинку»

-Теперь наши пальчики стали послушными и ловкими. Они без труда смогут собрать

сломанную картинку.

(собирают сломанного снеговика)

Кто у вас получился? (снеговик)

(Достается снеговик)

Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мы решили слепить…… снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему….. (снеговику).

Мы показали соседям нашего …..(снеговика).

Мы играли со….. (снеговиком).

Мы рассказали о….. (снеговике).

«Образование глаголов совершенного вида приставочным способом»

-Посмотрите – ка, а вот и он сам пришел к нам , да не просто пришел, а приехал на

санках. ( снеговик сажается на санки)

-Снеговик ехал, ехал и к горке (что сделал?) – подъехал.

-На горку (что сделал?) – въехал.

-С горки (что сделал?) – съехал.

-Вокруг горки (что сделал?) – объехал.

-И к нам (что сделал?) – приехал.

№14. Игра «Доскажи словечко»

-Он приехал к нам в детский сад и привез для вас игру «Доскажи словечко».

-Поиграем?

1) Словно в сказке, как во сне

Землю всю укутал ….. (снег)

2) С неба все скользят пушинки,

Серебристые …. (снежинки)

3) На поселки, на лужок

Тихо падает ….. (снежок)

4) Все бегут вперегонки

Все хотят играть в …. (снежки)

5) Словно в белый пуховик

Нарядился …. (снеговик)

Выходят на ковер

Динамическая пауза под музыку «Снег и елки»

(садятся на места)

Дыхательная гимнастика «Метель» ( проводится со стаканами и

пенопластовыми шариками)

-А сейчас я предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Показ и обсуждение картин художников о зиме.

-Художники тоже очень любили зиму и каждый старался запечатлеть это прекрасное

время года на своей картине.

-

Сейчас посмотрите на картину о зиме, которую написал И. И. Шишкин

(дети внимательно рассматривают картину).

- Красота зимнего заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого

снега.

- Старый, дремучий, непроходимый лес.

- Огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко в наверху.

Это лесные богатыри.

-

А чуть дальше, что мы видим?

-

Частый лес, или по другому чащоба – не проберешься сквозь нее.

-

А что мы видим на земле? Что лежит под снегом?

- Огромные стволы упавших старых деревьев. Кое – где стволы елей уже

наклонились, но еще не упали.

-

А есть ли тут маленькие елочки и кусты?

- Да, они чуть виднеются из под снежных шубок.

- Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы даже не видим

верхушек деревьев?

-

Потому что они высокие и тянутся высоко к небу.

-

Что больше всего привлекло его внимание?

- Снег в этом еловом бору!

-

Как вы думаете, где стоял художник, когда писал эту картину?

-

Он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел их верхушек, а видел

только стволы.

- На первом плане перед ним была чуть приоткрытая поляна с поваленными

деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между

елями.

- Посмотрите на цвет снега. Какой он?

- Необыкновенный: коричневато – белый, - это от коричневых стволов деревьев.

- Холодно, морозно и кажется, что все в этом лесу заснуло, застыло, замерло. И

только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он

живой.

-Какие краски использовал художник?

-

Какая же настроение создает у вас эта картина?

- Картина тихая, спокойная.

Прослушивание музыкального фрагмента Вивальди

Итог



В раздел образования