Автор: Изотова Елена Константиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: КОУ "Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: г.Сургут, Ханты–Мансийский Автономный Округ–Югра
Наименование материала: Конспект урока по предмету: окружающий природный мир.
Тема: "Клюква"
Раздел: начальное образование
Конспект урока по предмету: окружающий природный мир.
Тема урока : Клюква.
Цель: уточнить и расширить представления детей о ягодах на основе знакомства со свойствами клюквы.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: - познакомить детей с ягодой-клюква. Дать начальные знания о месте произрастания, внешнем виде, вкусовых
качествах, использовании в пищу через практическую деятельность.
Коррекционно – развивающая: - развитие зрительного восприятия на основе упражнений в сопоставление формы, цвета; обогащение активного словаря
через знакомство с новыми словами (клюква, болото).
развитие мышления на основе упражнений в сравнении; развитие мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательная: - воспитывать положительную мотивацию к уроку через практическую деятельность, воспитание аккуратности при
выполнении практических заданий,
4.Предполагаемые результаты
5.
Тип урока: урок изучения нового.
6.Методы:
словесный,
наглядный,
практический.
Технологии
обучения:
приёмы
деятельностного
подхода,
технология
сотрудничества,
технология
проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.
7.Средства обучения: компьютер, доска; картинки ягод, иллюстрации по теме урока, шаблоны геометрических фигур, цветные полоски, муляжи (овощи,
фрукты, ягоды), фартуки, одноразовые тарелочки; ягоды клюквы (размороженные), сахар, сахарная пудра.
8.Ход урока
Предметные
результаты
Социальные
(жизненные)
Личностные
-знать о свойствах клюквы и
использовании в пищу
-знать где растёт.
-принимать учебную задачу
урока;
-применять полученные знания
в практической деятельности;
-проявлять терпение и
аккуратность при выполнении
практических заданий;
Мотивация
познавательной
деятельности
(2 минуты)
Вы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Готов к работе 2 «в»?
-Внимательно слушают учителя, отвечают на
вопрос о готовности к работе на уроке.
-Сейчас у нас урок окружающий природный мир (показываю
карточку)
- Прежде чем мы приступим к работе, я хочу узнать с каким
настроением мы начинаем урок.
Рефлексия настроения (смайлики)
-Выбирают смайлики относительно своего
настроения на начало урока.
Актуализация
необходимых
знаний
(4 минуты)
Артикуляционная гимнастика.
а) упражнение «Бегемот» (дети широко открывают и закрывают
рот)
б) «Качели» (язычок делают вверх-вниз)
в) «Хоботок» (губы вытягивают вперед)
г) « Я лошадка – серый бок (цокают 4 раза)
я копытцем постучу (цокают 4 раза)
если хочешь - прокачу (цокают 4 раза)
У п р а ж н е н и е в узнавании овощей, фруктов по их внешнему
виду: учитель называет (овощ, фрукт), учащиеся должны найти и
показать, затем учитель сам показывает предмет, а ученики должны
назвать, что это. Затем прошу объединить предметы в группы.
-Выполняют артикуляционную гимнастику,
повторяя за учителем.
Работают с предметами-муляжами (находят
предмет среди других, показывают, называют).
Организация
познавательной
деятельности
(23 минуты)
Введение в тему.
-Ребята посмотрите на доску (на доске картинки с изображением
ягод), назовите эти предметы.
-Как назвать, эти предметы одним словом?
- Правильно, это ягоды!
- Давайте вспомним, где растут эти ягоды (на столе картинки с
изображением: лес, огород, сад)
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одной ягодой
(показываю картинку с изображением клюквы).
Создание проблемной ситуации
- Что вы можете рассказать мне об этой ягоде?
-Называют предметы, объединяют в общую
группу, отвечают на вопросы учителя.
-Рассматривают картинку, высказывают свои
предположения.
-Отвечают на вопросы учителя
- Вы знаете, как она называется?
- Где она растёт?
- Вы видели, когда-нибудь эту ягоду?
- Ребята, а я знаю эту ягоду. Знаю, как она называется и где растёт. -
А вы хотите узнать?
Изучение нового материала.
Это - ягода клюква. Показываю ягоды, предлагаю детям
рассмотреть их.
* Уточнение формы.
- Выберите среди шаблонов геометрических фигур, только те, на
которые похожа клюква (на парте разложены шаблоны
геометрических фигур) - Проверим, на какую же фигуру похожа
клюква (учитель прикрепляет к доске картинку клюквы и под ней
шаблон круга).
* Уточнение цвета.
- Среди цветных полосок на парте выберите ту, какого цвета
клюква. Учитель прикрепляет на доску цвет клюквы: полоска
красного цвета.
- Какого цвета клюква?
* Уточнение вкуса:
- А сейчас предлагаю всем попробовать клюкву, и узнать какая она
на вкус.
- Какая на вкус клюква?
Пальчиковая гимнастика
Ягоды – это клубника, малина, брусника, черника (указательным
пальцем одной руки пересчитываем пальцы другой руки)
Запомнили ягоды мы, наконец. Что это значит? (Приподминаем
плечи, удивляемся).
Я- молодец!(Большой палец вытягиваем вперёд.)
Работа в тетрадях
(детям предлагается раскрасить клюкву)
-Ребята, клюква-очень полезная. Она даёт нам силу и здоровье.
-Дети ходят по классу и выбирают, похожие на
клюкву, фигуры (круг).
-По заданию учителя, выбирают полоску такого
же цвета как клюква.
- Пробуют клюкву и узнают, какая она на вкус.
-Отвечают на вопросы учителя
-Выполняют движения, повторяя за учителем.
-Выполняют работу в тетрадях.
- Отвечают на вопросы учителя, раскрашивают
ягоды
- А вы будете есть клюкву, чтобы не болеть и быть сильными?
-Почему?
-Да, клюква кислая.
-А может клюква стать сладкой?
- А я знаю, как клюкву сделать сладкой.
-Но сейчас я предлагаю нам немного отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
«Клюква»
По болоту я хожу,
Во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь,
Клюковкой питаюсь.
Я схожу на ручеек,
Заварю себе чаек,
Буду пить-попивать,
Красно лето вспоминать!
-Ребята, мы с вами уточнили какой формы, какого цвета и какая на
вкус клюква.
-А вот где растёт клюква, нам прочитает Саша:
«Клюква растёт в лесу на болоте. Показ иллюстрации леса
(болота).
-Так, где растёт клюква?
-А сейчас мы с вами узнаем, сможем ли мы сделать клюкву
сладкой.
Из клюквы варят морс, варенье, пекут пироги, а чтобы было
вкусно добавляют сахар.
(Слайды). А так же можно
приготовить вкусные конфеты
с клюквой.
Показываю заранее приготовленные мною конфеты. Раздаю по
одной конфете детям (пробуют на вкус).
-Какая на вкус клюква?
-Так можно кислую клюкву сделать сладкой
-А такую клюкву вы будете есть?
-Выполняют движения, повторяя за учителем.
-Внимательно слушают учителя. Узнают, где
растёт клюква. Рассматривают иллюстрацию
(отвечают на вопрос), слайды (узнают, что
можно приготовить с клюквой).
-Рассматривают конфеты, пробуют на вкус,
анализируют, отвечают на вопрос.
Закрепление
нового материала.
(10 минут)
Практическая работа.
Предлагаю приготовить вкусные конфеты с клюквой. Объясняю,
зачем нужно надевать фартук, шапочку. Моем руки.
Рассказываю о том, что находится на столе, для чего это нужно. Все
свои действия сопровождаю речью. Показываю
способ действия: «Берите по одной ягоде, окунайте в сахаре и
кладите на свое блюдце, затем окунаем в сахарную пудру».
*Упражнение в составлении описания клюквы.
– Сегодня на уроке я помогала вам, познакомиться с новой ягодой.
-А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о этой ягоде.
Учитель задает вопросы:
- Из какой ягоды приготовили конфеты?
- Какой формы клюква?
- Какого цвета клюква?
- Какая на вкус?
-Какой клюква стала на вкус, когда мы приготовили конфеты?
-Внимательно слушают инструкцию,
выполняют практическую работу, повторяя
действия за учителем.
-Составляют описание ягоды, отвечая на
вопросы учителя, анализируют, сравнивают.
Подведение итогов
урока
(1минута)
-Вам понравился урок?
- Было интересно?
Рефлексия настроения (смайлики)
- Спасибо, вы молодцы!
-Отвечают на вопросы учителя.
-Выбирают смайлики относительно своего
настроения на конец урока.