Напоминание

Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру


Автор: Богданова Любовь Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАУ ДО Детский сад "Малышок" с.Демьянское
Населённый пункт: Тюменская область,Уватский район,с.Демьянское
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактическую игру

Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая

игра. По мнению ряда авторов, основная особенность дидактических игр

определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию

познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих

собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача,

которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить

игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры

не

овладеет

знаниями,

умственными

операциями,

которые

определены

обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.

Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной

для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Автор

одной

из

первых

педагогических

систем

дошкольного

воспитания

Фридрих

Фребель

был

убежден,

что

задача

первоначального

образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в

организации

игры.

В

разработанную

Фридрихом

Фребелем

систему

дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом,

кубиками,

шарами,

цилиндрами

и

прочим).

Обязательным

элементом

большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки,

написанные Фребелем.

Е.И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических

систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим

играм.

По

ее

мнению

дидактические

игры

являются

лишь

одним

из

компонентов

воспитательно-образовательной

работы

с

детьми

наряду

с

чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом. Обучающие

задачи в предлагаемых Е.И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения

внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование

мыслительных

операций

(сравнение,

классификация,

обобщение),

совершенствование

речи

(обогащение

словаря,

описание

предметов,

составление

загадок),

развитие

умения

ориентироваться

в

расстоянии,

времени, пространстве. Решение этих задач (развитие памяти, внимания,

коммуникативных

умений)

потребовало

изменения

содержания

игр,

расширения

арсенала

дидактических

материалов.

Содержанием

дидактических

игр

стала

окружающая

жизнь

со

всем

богатством

мира

природы, социальных связей, рукотворных предметов. Тихеева разработала

дидактические материалы, настольные печатные игры, которые и сегодня

используются в дошкольных учреждениях .

Л.А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному

воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и

расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения

(цвет, форма, величина, расположение в пространстве).

В последнее время поиски ученых З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко,

Е.О.

Смирнова

и

другие

идут

в

направлении

создания

серии

игр

для

полноценного

развития

детского

интеллекта,

которые

характеризуются

инициативностью

мыслительных

процессов,

переносом

сформированных

умственных

действий

на

новое

содержание.

В

таких

играх

часто

нет

фиксированных

правил,

напротив

дети

ставятся

перед

необходимостью

выбора способов решения задачи.

А.В. Запорожец, А.П. Усова указывали, что среди игр с предметами

особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки.

В

сюжетно-дидактических

играх

дети

выполняют

определенные

роли,

например, продавца, покупателя в игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных

бытовых

ситуациях

(«Устроим

кукле

комнату»),

о

литературных

произведениях («Путешествие в страну сказок»), о нормах поведения («Что

такое

хорошо

и

что

такое

плохо»).

Для

развития

координации

мелких

движений и зрительного контроля за ними организуются игры с бирюльками,

кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр

на границе перехода к школьному обучению.

Игры

с

природным

материалом

(семена

растений,

листья,

разнообразные цветы, камешки, ракушки) позволяют закрепить знания детей

об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы

(анализ,

синтез,

классификация).

Воспитатель

организует

такие

игры

во

время

прогулки,

непосредственно

соприкасаясь

с

природой:

деревьями,

кустарниками, цветами, листьями, семенами.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки.

В

них

ярко

выражены

цвет,

форма,

назначение,

величина,

материал,

из

которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из

которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники

соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание

(изображение сценок из мультфильмов, животных, замков). Словесные игры

отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в

мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.

Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста.

Н.Н.

Палагина

указывала,

что

дидактическая

игра

имеет

определенную

структуру,

характеризующую

игру

как

форму

обучения

и

игровую

деятельность одновременно. Выделяются следующие составные элементы

игры: дидактическая задача; игровая задача; игровые действия; правила игры;

результат (подведение итогов).

Дидактическая

задача

по

Н.Н.

Палагиной

определяется

целью

обучающего и воспитательного воздействия. Она формулируется педагогом и

отражает его обучающую деятельность.

В дидактических играх действующими лицами являются и педагог и

дети. В этом отношении игра открывает несравненно большие возможности

для повышения инициативы, обогащения замысла, возникновения со стороны

детей

вопросов,

предложений.

Держать

игру

в

пределах

предлагаемого

времени

-

большое

искусство.

Ясность,

краткость

описаний,

рассказов,

реплик

детей

является

условием

развития

игры.

Доброжелательность,

поддержка, радостная обстановка, выдумка и фантазия - только в этом случае

дидактические игры будут полезны для развития ребенка.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в

усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений, а

не просто выигрыш, полученный любым путём. Игровые задачи, действия,

правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих

составных

частей

нарушает

её

целостность,

снижает

воспитательное

воздействие.

Таким

образом,

дидактическая

игра

как

форма

обучения

детей

содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит

и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются

какие - либо знания, то в дидактической игре детям предлагаются задания в

виде загадок, предложений, вопросов, в ходе игровой деятельности у детей

происходит обогащение внутреннего мира.

Следовательно,

дидактическая

игра

это

сложное,

многогранное

явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний о

сенсорных эталонах, но и развиваются все психические процессы детей, их

эмоционально-волевая сфера, способности и умения.

Примеры игр

Игра: «Узнай фигуру»

Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-

воспринимаемому образцу.

Оборудование:

непрозрачный

мешочек;

два

набора

плоскостных

и

объемных

геометрических

фигур

(кубики,

конусы,

цилиндры,

овалы,

квадраты, треугольники и т.д.)

Ход

игры:

в

непрозрачном

мешочке

лежит

набор

геометрических

фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку

предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую

указал педагог.

Игра: «Найди пару»

Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.

Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой,

вельветом, фланелью, шелком, бумагой.

Ход игры: на столе находятся пары пластин. Ребенок закрывает глаза.

Педагог просит его ощупать пластины и найти парные.

Игры и упражнения с предметами

Игра: «Сложи матрешку»

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг

в друга кукол меньшего размера.

Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося:

«Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и

ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и

цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает

ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой. Мы – матрешки, мы

– сестрички, В прятки с нами поиграй, Все подружки-невелички. Нас скорее

собирай – Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться, Никому не

усидеть! Мы не будем закрываться! (С. Рещикова) Сначала игру следует

проводить с двусложной матрешкой, затем с трехсложной и т.д. Точно так же

вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики, открывающиеся

коробочки, вкладыши различных форм и т.п.

Игра: «Собери пирамидку»

Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по

величине.

Ход: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать

ее. Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму

и цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку

собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое большое

колечко

и

надеть

его

на

стержень

(малыш

выполняет

задание).

Далее

воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками до тех

пор,

пока

пирамидка

не

будет

собрана.

В

дальнейшем

ребенку

предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с пирамидкой,

стараясь собрать ее правильно. Можно собирать различные пирамидки в

зависимости

от

того,

какие

цели

преследуются.

Например:

пирамида,

состоящая из колец одного размера или цвета; из кубиков, шариков, призм

одного или разного размера и цвета; из предметов возрастающих по величине

и т.д.

Игра: «Собери бусы»

Оборудование:

Любые

предметы

с

отверстиями

для

нанизывания

различной величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на

шнур. Показывает, как это нужно делать и предлагает малышу продолжить.

Если

ребенок

затрудняется,

воспитатель

помогает

ему.

Можно

собирать

различные бусы в зависимости от того, какие цели преследуются. Например:

бусы,

состоящие

из

шариков

и

кубиков

различного

размера

и

цвета;

из

катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с отверстиями различных

цветов и размеров и т.д.

Игра: «Построй башенку»

Оборудование: Кубики различного цвета и размера.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая

кубики один на другой и возводя постройку вверх. Эту игру можно проводить

различными способами в зависимости от того, какие цели преследуются.

Например: построить башенку из кубиков одного цвета и разного размера; из

больших или маленьких кубиков разного цвета; из больших или маленьких

кубиков одного цвета и т.д.

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики

Прищепки

Можно использовать следующие упражнения с прищепками: «Ежик»,

«Елочка», «Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных из

картона, дети прицепляют колючки и лучики. Для закрепления цвета можно

использовать

разноцветные

силуэты

и

соответствующие

им

по

цвету

прищепки.

Пробочки

Можно использовать следующие упражнения с пробками: «Цветочки»,

«Жучок» - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых бутылок

к их горлышкам – серединки цветов или пятнышки на спине жука. Для

закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к соответствующим

по цвету горлышкам.

Застежки

Можно использовать следующие упражнения с застежками: «Застегни

сапожки», «Завяжи рубашку», «Пришей пуговицу» и т.д. – дети вдевают

шнурок в отверстия. Так же используются различные коврики, подушечки, на

которых

нашиты

пуговицы,

липучки,

молнии,

крючки,

кнопки

и

т.п.,

с

которыми манипулируют дети.



В раздел образования