Напоминание

"Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО"


Автор: Исмагилова Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №258"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы с родителями в условиях ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формы взаимодействия воспитателя логопедической группы

с родителями в условиях ДОО»

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.

Проблема воспитания в исследованиях отечественных учёных …….4

1.1. Великие педагоги прошлых эпох о воспитании в семье…………… 4

1.2.Воспитание детей с отклонением в развитии в семье……………….6

1.3.Особенности воспитания детей с речевой патологией………………9

2. Организационные формы и содержание работы ДОО с семьями

воспитанников…………………………………………………………………12

3.Рекомендации по совершенствованию работы с родителями………...17

Заключение…………………………………………………………………….20

Список используемой литературы…………………………………………...22

2

Введение

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного

сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно семья

является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как

большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств

существования, дети проводят очень много времени в детских садах. По сути,

их воспитанием занимаются педагоги, действующие по

специально разработанным программам.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования перед ДОО поставлены цели,

предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие

с родителями. Родители являются активными участниками образовательного

процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая

деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь

дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат

семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей

деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности

семьи.

Семья

и

детский

сад

две

сферы

жизни

ребенка.

Определяющей

чертой взаимодействия детского сада и семьи является то, что детский сад

служит организующим центром в этой работе.

Наряду

с

единой

задачей

повышения

педагогической

культуры

родителей

актуальной

проблемой

настоящего

времени

является

осуществление

дошкольными

учреждениями

дифференцированного

индивидуального подхода к работе с семьей.

Взаимосвязь

детского

сада

и

семьи,

их

реальные

контакты

предусматривают организацию такого воспитания, при котором педагоги и

родители

внедряют

в

практику

наиболее

оптимальные

приемы

воспитательного воздействия на детей.

3

I. Проблема воспитания в исследованиях отечественных ученых.

1.1 Великие педагоги прошлых эпох о воспитании в семье.

Проблемы воспитания волновали умы многих известных ученых и

общественных деятелей в прошлом.

Большое

значение

вопросам

воспитания

ребенка

в

семье

уделяли

В.Г.Белинский, А. Н. Радищев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А.

Амонашвили и другие.

Александр

Николаевич

Радищев

считал,

что

основной

задачей

воспитания

является

формирование

человека,

обладающего

гражданским

сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего

свое Отечество. Радищев считал, что отношения родителей к детям должны

быть основаны на взаимном уважении, любви, разумной требовательности; в

этом

одинаково

заинтересованы

все

общество

и

каждый

отдельный

гражданин.

Главное в формировании человека, согласно А.Н. Радищеву, не его

природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы,

которые окружают человека. Он считал, что в условиях изолированного от

общества

воспитание

нельзя

сформировать

человека

с

общественными

стремлениями, интересами или наклонностями.

Виссарион Григорьевич Белинский – известный публицист, философ,

автор

педагогической

теории

о

гармоничном

развитии

человека.

Он

утверждал, что природа щедро одаряет людей способностями, дарованиями, а

бездарные и тупые люди – такое же редкое исключение, как физические

уроды.

В.Г.

Белинский

сделал

педагогические

выводы

о

необходимости

воспитания детей в духе любви к своей родине.

Много

внимания

уделял

В.Г.

Белинский

вопросам

семейного

воспитания.

В

любви

родителей

к

детям

не

должны

преобладать

4

родительское

самолюбие,

эгоистические,

тщеславные

расчеты.

Родители

должны любить в ребенке прежде всего будущего человека, и потому основой

любви родителей к детям должна быть не любовь к себе, а любовь к истине и

человечеству.

Правильные отношения между родителями и детьми должны покоится

на уважении взрослых к личности ребенка, к его человеческому достоинству.

Антон

Семенович

Макаренко

педагог-новатор,

обогативший

отечественную педагогику ценными педагогическими идеями, методами и

приемами.

Главнейшим

условием

семейного

воспитания

А.С.

Макаренко

считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец и мать живут

дружно между собой и с детьми, где царствует любовь и взаимное уважение,

где имеет место четкий режим и трудовая деятельность.

Педагогическое

творчество Василия Александровича Сухомлинского

проникнуто

глубоким

гуманизмом,

горячей

любовью

к

детям,

сердечной

заботой об их всестороннем развитии. Воспитание детей он видит в отдаче

особых сил, сил духовных. Человек создается любовью – любовью отца и

матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в

достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях,

где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и

уважают людей. Обращаясь к родителям говорил: «Уважайте детское желание

быть хорошим, берегите его, как самое тонкое движение человеческой души,

не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости человеческой

власти в деспотическое самодурство. Помните, что ваш сын, ваша дочь –

такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается

сделать его игрушкой своего произвола.» (1961)

Известный

грузинский

педагог Шалва

Александрович

Амонашвили

считает, что «характер воспитания детей в семье и в детском саду не должен

противостоять

друг

другу.

Детский

сад

вправе

предъявлять

родителям

требования к семейному воспитанию».

Задача воспитателей и взрослых – добровольно расположить ребенка к

5

нашим воспитательным намерениям в связи с его преобразованием, сделать

его нашим союзником и соратником в своем же воспитании, помочь ему

полюбить знания, пристраститься к самостоятельной учебно-воспитательной

деятельности.

Большое значение Ш. А. Амонашвили придает характеру отношений

родителей с детьми. Обращаясь к родителям, он пишет: «У нас два пути

заставить, принудить ребенка подчиняться воле своих воспитателей, или же

направить его на путь самовоспитания и самообразования. Я призываю вас,

уважаемые родители, выбрать второй путь!» (1988)

1.2.

Воспитание детей с отклонением в развитии.

Л.С.

Выготский

(«Мышление

и

речь»

1983г.)

считал

социальное

воспитание

аномального

ребенка,

основанное

на

методах

социальной

компенсации,

его

природного

недостатка,

единственным

научно

состоятельным и верным путем.

Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем

продуктивнее

развивается

коррекционный

процесс.

Коррекционно-

воспитательная

работа,

организованная

на

ранних

этапах

развития,

способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.

Существует две основные формы дошкольного воспитания и обучения

детей с отклонениями в развитии – в семье и в специальных дошкольных

учреждениях. Как на занятиях с целой группой в дошкольном учреждении,

так и при индивидуальной работе с аномальными дошкольниками педагогам

необходимо

уметь

варьировать

содержание

и

способы

обучения

детей

с

учетом всех аспектов коррекционного воздействия.

Педагогическая

помощь

аномальному

ребенку,

все

пути

его

разностороннего развития нуждаются в развитии, насыщении, интересном и

актуальном содержании. Это позволяет сделать жизнь каждого дошкольника

с отклонениями в развитии более комфортной, эмоционально окрашенной и

6

полезной.

Взрослые,

окружающие

аномального

ребенка,

должны

заботится

о

результативности своего воздействия. При этом важно помнить, что мера

воздействия и его эффективность не всегда будут совпадать.

Исследования, проведенные В.В.Ткачевой показали, что «от той или

иной позиции родителей зависит достигаемый ребенком уровень развития.

Позиция педагогов, участвующих в процессе воспитания и обучения детей с

отклонениями

в

развитии,

подвержена

влиянию

социальных

и

профессиональных

стереотипов.

Не

вызывает

сомнения,

что

позиция

специалиста, его умения видеть проблемы семьи и изменять родительское

отношение

к

ребенку

имеют

первоначальное

значение

для

успешного

развития ребенка с особыми нуждами» (1999).

Негативные социальные стереотипы чаще всего связаны со

следующими проблемами, которыми страдают дети:

– проблемами поведения;

– нарушениями речи;

– особенностями познавательной сферы;

– повышенными требованиями в области заботы и ухода.

Для того, чтобы создать в семье климат, способствующий развитию

ребенка,

специалисту

прежде

всего

следует

проанализировать

позиции,

которые занимают по отношению к ребенку с отклонениями в развитии его

родители и ближайшие родственники, и лишь после этого избирать ту или

иную тактику общения с ним.

Если отношения были хорошими, то прогноз значительно лучше.

Крайне

неблагоприятные

влияния

на

семейную

атмосферу

и

на

развитие ребенка с дефектом оказывают грубые, неуважительные отношения

между супругами, применение физических наказаний.

Если в семье применяются физические наказания по отношению к

детям,

родителям

надо

попробовать

проанализировать

свое

отношение

к

наказываемому ребенку. Попытаться честно ответить на вопросы: не считаете

7

ли

вы

ребенка

хуже,

чем

он

есть

на

самом

деле?

Возможно,

теплое

материнское отношение к ребенку, вы пытаетесь подменить заботой о его

физическом благополучии? Таким отношением вы даете ему понять, что он

плохой

и

не

достоин

родительской

любви.

При

этом

родители

наносят

ребенку

огромный

вред.

У

ребенка

формируется

низкая

самооценка,

неуверенность

в

себе,

пассивность,

а

иногда

и

агре ссивно сть.

«Отверженные» дети часто страдают задержкой развития речи и медленно

приобретают социальные навыки.

Родителям следует взглянуть на свой образ жизни и взаимоотношения в

семье с точки зрения потребностей ребенка, структурировать собственное

поведение.

Не

менее

негативно

влияет

на

развитие

чрезмерная

протекция

и

контроль

за

ребенком.

Ребенок

тонко

воспринимает

все

нюансы

и

настроения. Эффективная напряженность матери не только плохо влияет на

супружеские отношения, но прежде всего наносит ущерб здоровью ребенка,

страдающего теми или иными отклонениями в развитии. Он обычно растет

нервным, возбудимым и терроризирует всех окружающих, требуя к себе

постоянного внимания, не отпуская мать ни на шаг. Но ее присутствие не

успокаивает его, а возбуждает еще больше. И в дальнейшем у него отмечают

снижение адаптационных возможностей.

Наиболее

благоприятные

отношения

складываются

в

тех

семьях,

в

которых мать старается лучше понять проблемы своего ребенка, не забывая

при этом о потребностях здоровых членов семьи. При этом остальные члены

семьи не должны думать, что она целиком в их распоряжении, и не имеет

права на свои собственные интересы.

По началу многие родители маленьких детей, страдающих тяжелыми

речевыми расстройствами, в первую очередь обеспокоены, сможет ли их

ребенок обучаться в массовой школе, а не в речевой.

Воспитание в семье требует больших физических и духовных сил.

Поэтому важно, чтобы на протяжении жизни родители сохраняли физическое

8

здоровье, душевное равновесие и оптимистический взгляд на будущее.

1.3

Особенности

воспитания

детей

с

речевой

патологией

в

специализированном детском саду

Дети

с

речевыми

нарушениями

нередко

страдают

личностными

и

поведенческими

особенностями.

Работникам

коррекционных

групп

приходится иногда выступать в роли психолога, чтобы разрешить конфликт,

вспыхнувший между детьми, или погасить необоснованное недовольство

родителей.

Нельзя

забывать,

что

успех

продолжительной

и

напряженной

коррекционной деятельности логопеда и воспитателей может быть зачеркнут

несколькими конфликтами в группе.

Остановимся на некоторых проблемах воспитания детей с речевыми

нарушениями и путях их разрешения.

Адаптация

ребенка

в

новом

коллективе.

Логопедические

группы

комплектуются обычно из разных детей:

– никогда не посещавших детский сад;

– посещавших эпизодически;

– обучавшихся в массовых группах постоянно.

Адаптационный

период

ребенку

во

многом

обе спеч ивает

психологическая

подготовка,

соответствующий

настрой,

который

создают

родители, в особенности мама малыша. Важно успокоить малыша, снять

тревогу, опасения, связанные с ожиданием неизведанного. Иногда у части

ребятишек,

как

следствие

нервной

перегрузки,

связанной

с

адаптацией,

возникают болезненные реакции, например, ежедневный продолжительный

плач утром, невротические рвоты, энурез, потеря аппетита, агрессивность по

отношению к сверстникам и прочее.

В

подобных

случаях

недовольство

ребенка

(капризы,

регулярные

конфликты,

аффективные

вспышки,

отказ

от

занятий,

сниженный

фон

настроения)

может

быть

следствием

функционального

расстройства

или

9

резидуально-органического

поражения

центральной

нервной

системы;

такому малышу необходима помощь врача-психоневролога.

Психоневролог

корректирует

внимание

и

память

ребенка,

его

упражняемость и обучаемость, отношение к себе и его взаимоотношения в

коллективе.

Итак, логопед группы направляет ребенка на лечение тогда, когда меры

педагогического воздействия исчерпаны и не принесли результата.

Причины

конфликтности

ребёнка

могут

быть различными:

деспотичный

отец,

отсутствие

ласки

со

стороны

матери,

ссоры

между

родителями,

повышенные

требования

к

ребенку

со

стороны

родных,

появление в семье младшего братика или сестры и многие другие. Помимо

них важно учитывать анамнестические данные (сведения о рождении и ходе

развития

ребенка),

полученные

от

матери,

а

также

личностные

и

характерологические

особенности

малыша

(например,

впечатлительность,

подчиняемость,

немотивированное

упрямство,

жестокость,

драчливость,

склонность к аффектам, замкнутость и так далее). Только суммируя все

данные об особенностях воспитания ребенка в семье, ходе его развития с

момента рождения, а также результаты наблюдений за поведением в разных

ситуациях, можно делать вывод о причинах конфликтности.

В

коррекционных

группах

воспитатель

подчас

сталкивается

с

нестандартным

поведением

ребенка

(отказ

идти

на

прогулку,

нежелание

танцевать на музыкальном занятии, полное отсутствие дистанции в общении

со

взрослыми

и

так

далее).

Использование

традиционных

приемов

в

подобных случаях безрезультатно.

Здесь

уместно

вспомнить

мудрое

древнее

изречение,

которое

удивительно

подходит

к

деятельности

педагогов

дефектологов.

Суть

высказывания в следующем: нам нужно терпение, чтобы изменить то, что

можно изменить, мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить, и

мудрость, чтобы отличать первое и второе.

В

педагогике

вообще,

а

в

коррекционной

в

особенности,

готовых

10

рецептов не существует. Незыблемо одно – бережный, вдумчивый, сугубо

индивидуальный подход к проблемному ребенку.

Психологическая

атмосфера

коррекционной

группы складывается из

отношения к детям каждого педагога, а также из взаимоотношений самих

педагогов. Комфортным для ребенка является доброжелательный, ласковый и

эмоционально-приподнятый

тон

педагога,

взрослого.

При

таком

стиле

поведения педагога необходимость порицания сводится к минимуму. А как

важно педагогу в манере общения с детьми достичь разумного сочетания

требовательности мудрого учителя и тонкого понимания заботливого друга!

11

II. Организационные формы и содержания работы ДОО с семьями

воспитанников

Работа

с

детьми,

имеющими

речевое

нарушение,

включает

в

себя

коррекционно-воспитательное

воздействие

со

стороны

специального

дошкольного учреждения и родителей. Сотрудничество семьи и детского сада

является необходимым условием успешности воздействия на ребенка.

Непрерывная

связь

с

родителями

осуществляется

с

помощью

коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Коллективные формы

Коллективная работа проводится в тех случаях, когда родителей можно

объединить

по

общности

проблем,

возникающих

в

связи

с

тяжелыми

нарушениями речи у ребенка. В работе ДОО коллективные формы работы –

это общие и групповые собрания, конференции.

Задача

общего

собрания

обсудить

с

родителями

проблемы

воспитания,

имеющие

важное

значение

для

повышения

педагогической

культуры

всех

родителей

независимо

от

возраста

их

детей. Групповые

собрания – целесообразная и действенная форма работы воспитателей с

коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами,

содержанием

и

методами

воспитания

детей

определенного

возраста

в

условиях

детского

сада

и

семьи.

На

них

перед

родителями

ставятся

конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие

этапу обучения ребенка в детском саду.

Примерные темы собраний:

1. «Развитие психических функций у дошкольников»

2. «Готовность к школе»

3. «Нарушения поведения»

4. «Развитие речи»

5. «Возрастные особенности детей. Основные задачи воспитания»

12

Задача

конференции

пропагандировать

лучший

опыт

семейного

воспитания. Она включает обмен опытом родителей. В ходе конференции

используется

комплекс

методов

наглядные

материалы,

презентации,

выступления специалистов.

Индивидуальные формы

Индивидуальные формы работы являются наиболее продуктивными в

установлении

взаимосвязи

между

ДОО

и

родителями.

Эти

формы

представлены:

– беседой;

– консультациями;

– индивидуальными рекомендациями.

Беседы

педагогов

с

родителями

наиболее

до ступная

и

распространенная

форма

установления

связи

с

семьей,

систематического

общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи.

Ведущая

роль

в

организации

и

проведении

бесед

принадлежит

педагогу. Активность логопеда и воспитателя вызывает ответную активность

родителей. Обсуждать педагогические проблемы, искать совета и поддержки

становится потребностью родителей. Родители должны получить в результате

беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников,

повысить чувство ответственности за воспитание детей.

Беседа

является

средством

установления

контакта

с

родителями,

позволяет изучить формы семейного воспитания ребенка и оказать влияние

на характер воспитания.

Консультации,

к а к

о д н а

и з

ф о р м

и н д и в и д у а л ь н о й ,

дифференцированной

работы

с

родителями,

помогает,

с

одной

стороны,

ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего

нужна, с другой, – побуждает родителей серьезно присматриваться к своим

детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями

их лучше всего воспитывать. При проведении консультации очень важно,

13

чтобы

родители

чувствовали

искреннюю

заинтересованность

педагога

в

формировании личности ребенка, чтобы были уверенны, что воспитатель не

ради

любопытства

расспрашивает

и

советует,

а

хочет

помочь

родителям

вырастить ребенка хорошим человеком.

Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, полезное,

расширять их педагогические знания.

Успех

консультаций

во

многом

зависит

от

такта,

чуткости

и

отзывчивости педагога по отношению к родителям, от умения убеждать.

Примерные темы консультаций:

1. Воспитание единственного ребенка в семье.

2. Какие книги покупать ребенку.

3. Какие игрушки нужны детям.

4. Родительский авторитет, из чего он складывается.

Наглядные формы

Особое

место

в

пропаганде

педагогических

знаний

занимают

наглядные средства, которые знакомят родителей с условиями, задачами,

содержанием и методами воспитания детей в детском саду, способствуют

преодолению у части родителей поверхностного суждения о роли детского

сада в жизни дошкольников, оказывают практическую помощь семье.

Наглядное

знакомство

родителей

с

жизнью

детей

в

детском

саду

осуществляется при проведении дней открытых дверей.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском

саду, чем занимаются. В эти дни родители могут свободно побывать в своей

группе детского сада.

Дни открытых дверей позволяют взрослым членам семьи ознакомиться

с воспитательной работой детского сада, ее содержанием, методами.

Традиционные

средства

наглядной

педагогической

пропаганды

разнообразные стенды. В каждой группе есть уголок для родителей, где

помещаются

материалы

информационного

характера:

сведения

об

14

антропометрических

данных

детей;

режим

дня

группы;

правила

для

родителей; список сотрудников, которые работают с детьми в данной группе;

объявления различного характера. На стенде помещают краткое описание

наиболее интересных игр, экскурсий, конкретные рекомендации родителям.

Родительский

уголок

привлекает

внимание

родителей,

если

он

периодически пополняется.

Особой формой и ценным средством наглядной пропаганды являются

тематические выставки, цель которых дополнить словесную информацию для

родителей рисунками, фотографиями, поделками, сделанными руками детей,

родителей, воспитателей. Они могут быть организованны под различными

рубриками: «Осенний букет», «Поделки из овощей», «Кормушка для птиц» и

другие.

Эти

выставки

дополняются

конкретными

рекомендациями

для

родителей с целью выполнения данного задания дома.

К

оформлению

выставок

привлекаются

семьи

воспитанников,

им

рекомендуется литература (газеты, журналы, книги).

Более подробно познакомить родителей с тем или иным вопросом

воспитания

позволяют папки–передвижки. В практике работы дошкольных

учреждений используются разные формы подбора материалов для папок. В

папках

помещают

материалы

по

разным

проблемам

воспитания

детей

определенного возраста.

Нетрадиционные формы.

В настоящее время существует много интересных современных форм

работы ДОО с родителями:

Информационно-аналитические

(выпуск

стенгазет,

создание

мини-библиотек, социологические срезы, опросы, анкетирование,

сайты

ДОО

и

педагогов)

предназначены

для

выявления

интересов,

запросов,

потребностей

родителей

для

уровня

их

педагогической грамотности.

15

Досуговые

(совместные

праздники,

развлечения,

клубы

выходного

дня,

участие

родителей

в

выставках,

конкурсах,

акциях, спартакиады, совместные зарядки и т. д.) необходимы для

установления

эмоционального

контакта

между

педагогами,

родителями и детьми.

Познавательные

(мастер-классы,

практикумы)

формируют

у

родителей практические навыки в воспитании детей.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению

педагогических знаний родителей и интереса к делу воспитания, побуждает

их пересматривать методы и приемы дошкольного воспитания, правильно

оценивать разностороннюю деятельность детского сада.

Вывод:

изучение

организационных

форм

работы

ДОО

позволило

определить следующие виды направлений работы с родителями:

коллективные формы;

индивидуальные формы;

наглядные формы.

16

III. Рекомендации педагогам по совершенствованию работы с родителями.

Работа воспитателя с родителями в ДОО.

В группах для детей с общим недоразвитием речи, как во всех группах

компенсирующего типа, существует два направления работы воспитателей –

коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое является

ведущим.

Практически ежедневно воспитатель знакомит родителей с проблемами

детей: нарушениями пальцевой моторики, как собирать мозаику, работать с

конструктором,

как

застегивать

и

расстегивать

пуговицы

без

помощи

взрослого,

собирать

рассыпанные

мелкие

предметы

и

тому

подобное.

В

группе для этого оборудован соответствующий уголок, в которым ребенок

всегда может выбрать игру или занятие по душе. То же должно быть сделано

и дома.

Возраст от пяти до шести лет – новый важный этап в развитии и

воспитании

ребенка-дошкольника.

Однако

он

далеко

не

всегда

верно

оценивается

родителями,

не

представляется

им

столь

значимым,

как,

например, седьмой год жизни. Между тем изменение структуры школы и

перестройка

ее

работы

повышают

значение

данного

возрастного

этапа,

готовящего ребенка к поступлению в школу, с одной стороны, с другой –

обеспечивающего его дальнейшее развитие и воспитание.

Шестой год жизни дошкольника характерен нарастанием физических и

интеллектуальных

сил,

развитием

способности

к

целенаправленной

систематической коллективной деятельности, произвольной регуляции своего

поведения.

Используя

разные

формы

педагогического

общения,

воспитатель

объясняет родителям, что воспитание пятилетних детей является качественно

новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного

возраста, нельзя упускать эти новые возможности. Успехи их ребенка в

17

подготовительной

группе

или

школе

во

многом

будут

зависеть

от

того,

насколько

внимательно

родители

будут

относиться

к

решению

воспитательно-образовательных задач в этом году.

В докладах, беседах, на консультациях воспитатели показывают роль

игр, труда, и других видов детской деятельности в формировании личности

ребенка, как организуются они в детском саду, что целесообразно делать

дома.

Рекомендации воспитателям.

Воспитатель любой возрастной группы детского сада использует при

организации педагогических контактов с родителями единые формы работы

(собрания, беседы, оформление педагогических стендов).

Воспитатель должен соблюдать следующие условия:

быть всегда добрым, отзывчивым, справедливым по отношению ко

всем детям и родителям;

быть внимательным и терпеливым с каждой семьей воспитанников;

но и не позволять фамильярности в отношении с родителями;

быть активным во взаимосвязи с родителями, то есть инициатором

контактов;

быть внимательным, чутким, всем своим поведением воспитатель

подчеркивает, что он уважает родителей, относится к ним как к равным

коллегам, опыт которых ему также важен, как и свой собственный;

не давать негативную оценку деятельности детей. Ребенку нельзя

говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать» и так далее. В этих случаях

ребенок

не

может

сохранить

побуждение

к

данному

виду

деятельности,

утрачивает уверенность в себе, это блокирует развитие ребенка и формирует

комплекс неполноценности. Невротическое развитие ребенка начинается с

переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых;

воспитателю недопустимо сравнивать ребенка (его дела, поступки) с

18

кем-то

другим,

его

нельзя

никому

противопоставлять,

такие

сравнения

являются,

с

одной

стороны,

психотравмирующими,

а

с

другой,

они

формируют негативизм, эгоизм и зависть;

регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая

не должна превышать его возможностей;

рекомендовать

родителям

не

допускать

в

отношениях

к

ребенку

резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от

наказующего тона к ласковому задабриванию.

Следует поставить перед родителями вопросы, заставляющие думать о

правильности своих методов воздействия на поведение ребенка, например:

1. Понаблюдайте за ребенком и выясните, в каких случаях он проявляет

недисциплинированность.

2. Проанализируйте свое поведение в конкретном случае, вызвавшее

недисциплинированность ребенка.

3.

Какие

меры

(поощрения,

наказания)

помогли

вам

исправить

поведение сына или дочери?

Можно заинтересовать родителей литературой по данному вопросу,

предложив,

например,

книги

Л.Ф.Островской

«Почему

ребенок

не

слушается» М., 1989. А. Луговская «Если малыш плачет» М., 2001., В.В,

Ткачева «Гармонизация внутрисемейных отношений» М., 2000

19

Заключение

Используемые формы организации работы являются достаточными для

оказания оптимальной коррекционной помощи детям и их родителям.

Формирование специалистами ДОО адекватной родительской позиции

по

отношению

к

речевому

дефекту

детей

заметно

улучшает,

как

внутрисемейную

атмосферу,

межличностные

отношения,

так

и

условия

развития детей.

В

структуре

коррекционно-образовательной

работы

воспитателей

должно

быть

четко

определено

и

детализировано

содержание

работы

с

родителями.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с

родителями, свидетельствуют:

• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного

процесса с детьми;

• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности

ребенка, его внутреннего мира;

• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

• размышление родителей о правильности использования тех или иных

методов воспитания;

• повышение их активности в совместных мероприятиях.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

• Информировать родителей и общественность с целями дошкольного

образования, о Программе;

• Обеспечить и создать условия для участия родителей в образовательной

деятельности;

20

• поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их

здоровья;

• вовлечь семьи в образовательную деятельность;

• поддерживать образовательную инициативу семьи;

• Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов

для обеспечения реализации Программы, в том числе в информационной

среде.

21

Список литературы

1.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М., 1980.

2.

Выготский Л.С. Собрание сочинений – М.,1983.

3.

Зажигина М. А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно

делают. Родительская библиотека. – М.: генезис, 2010.

4.

Константинов

Е.Н.,

Медынский

Е.Н.,

Шабаева

М.Ф.

История

педагогики. М., Просвещение 1974.

5.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению

в школе. – М., Педагогика, 1991.

6.

Курбатова Р.А. За единство принципов воспитания детей в дошкольном

учреждении и семье. М., Изд-во, 1982.

7.

Макаренко А.С. О воспитании. М., Политиздат., 1990.

8.

Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., Изд-во, 1998.

9.

Микляева Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье. Бибилиотека воспитателя

– М.: Генезис, 2010.

10.

Млодик

И.

Книга

для

неидеальных

родителей.

Родительская

библиотека. – М..: Генезис, 2010.

11.

Панфилова М.А. Игротерапия общения. М., 2000.

12.

Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. М., 2000.

13.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. М., 1978.

14.

Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений. М., 2000.

15.

Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими

детей с отклонениями в развитии. М., 2000.

16.

Филичева

Т.Б.,

Туманова

Т.В.

Дети

с

общим

недоразвитием

речи.

Воспитание и обучение. М., 1999.

17.

Шитова

Е.

В.

Работа

с

родителями:

практические

рекомендации

по

воспитанию детей 2-7 лет. – Издательство: Учитель, 2011.

22



В раздел образования