Проект для детей старшего возраста " Ах уж эти сказки"
Автор: Федотова Анна Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Д/С Россияночка" Населённый пункт: город Тихвин Наименование материала: проект Тема: Проект для детей старшего возраста " Ах уж эти сказки" Раздел: дошкольное образование
Проблема :
Резкое снижение уровня речевого развития детей. Детям стали мало читать.
Электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу.
11 миллионов человек заболели немыслимой болезнью – интерноманией.
Цель : Приобщение детей к сказкам, формирование у них запаса
литературных художественных впечатлений, привитие интереса к
театральной деятельности, совместному творчеству.
Задачи проекта:
Познавательное развитие:
Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать
персонажи сказок, знать название и автора.
Речевое развити е.
Пересказывать содержание, высказывать свое мнение и отношение к героям
сказки, развивать диалогическую и монологическую речь. Активизировать
словарь детей сказочные герои, волшебство, загадочность, и т.д.
Социализация:
Закреплять умение использовать средства выразительности (позы, жесты,
мимику, интонацию, движения) и разные виды театров ( пальчиковый театр,
кукольный, настольный). Совершенствовать навыки самостоятельно
выбирать сказку для постановки драматизации, готовить необходимые
атрибуты и декорации для будущего спектакля, распределять между собой
обязанности и роли.
2. Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус
дошкольника, в организации театральных игр, в создании и передаче образов,
отчетливость произношения, традиции семейного чтения
. 3. Воспитывать партнерские отношения между детьми, коммуникативные
качества, создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять
творческую инициативу.
Художественно-продуктивная деятельность:
Закреплять умение детей рисовать образ героя, развивать фантазию,
воображение. Закреплять умение пользоваться красками.
Формировать умение детей создавать образ героев из сказок, закреплять
приемы лепки раскатывание, сплющивание, создавать изделие из разных
деталей.
Участники проекта:
Воспитанники группы «Реченька», родители, воспитатели, музыкальный
работник.
Вид проекта:
Краткосрочный, группой, иформационно-творческий.
Срок реализации:
2 неделя
Актуальность проекта.
Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами.
Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и
воображение, но примеры истинного поведения честного человека,
умеющего постоять за свое достоинство.
Сказка играет важную роль в развитии воображения – способности, без
которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период
дошкольного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки
прививают интерес к чтению художественной литературы.
Огромной любовью пользуется у детей сказка.
Сказка – древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека
жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За
фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения.
Отсюда и идет огромное воспитывающее значение сказки.
Что такое сказка?
Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок
стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у
жителей Руси были: Иван Царевич, Иван Дурак и т. д. Злыми героями были
перевоплощённые бусурмане: Баба - Яга (по татарски "Бабай - ага" - мудрый
старец) , Кощей Бессмертный (возможно, татаро - монгольский хан) и Змей
Горыныч (несметное войско татарское) . Сказка, как правило, имела
счастливый конец.
Это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать,
что лучше быть добрым, честным. В некоторых сказках авторы осмеивают
действительность, одновременно предлагая свой вариант решения проблемы.
Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем
чувство грусти, радости.. . Сказка - это чудо!
Сказка – отдельный вид из широкой полоски всей народной
повествовательной литературы: такое произведение выполнено в виде прозы
или используемое достаточно редко - в стихах. В таком произведении
повествуется о вымышленных событиях, используются характерные
фантастические приемы.
Сказки различаются на народные сказки и литературные сказки отдельных
авторов.
Народные сказки – самая древняя из распространенных форм устного
народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов,
такая сказка отражает убеждения, воззрения, главенствующие черты
национального характера, обличает классовые отношения, одновременно
обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных
произведениях - бытовых сказках.
По своему внутреннему содержанию сказки весьма разнообразны: народные
богатырские, бытовые, былинные, волшебные, сказки о животных и т.п.
Также сказки различают как фантастические, юмористические и
сатирические. Любая сказка преследует определенные цели, они могут быть
поучительные, либо сказочное повествование служит для развлечения
слушателей – детей и взрослых, иными словами такая сказка служит
развлекательным целям.
Сказки литературные – сказки рожденные благодаря отдельному автору, а не
народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские
и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные
народные сказочн ые сюжеты, мотивы или создают свои собственные
оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными
персонажами, героями.
Предполагаемый результат
Дети могут:
– дети могут проявлять любовь к сказкам и театральной деятельности;
– знать и называть прочитанные сказочные произведения, их авторов, тексты,
персонажей, мораль;
– знать различные виды театров и уметь их показывать;
– уметь использовать различные средства выразительности;
– уметь самостоятельно выбирать сказку, проводить предварительную работу
к ее показу, вживаться в свою роль.
Презентация проекта
!. Показ сказки – спектакля: «Волк и семеро козлят».
2. Иллюстрирование сказки. Создание книги.
3. Участие в конкурсе детского рисунка «Мир сказок».
Реализация проекта
Подготовительный этап.
Определение темы проекта .
Намечается план движения к поставленной цели, который обсуждается и с
детьми, и с родителями. Задача детей на этом этапе является: вхождение в
проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей,
дополнение задач детьми. Формируется проблема о моральной стороне
сказок и привитии любви к сказкам и театральной деятельности. После чего
дети вовлекаются в решение проблемы «Чему учит сказка?», через игровую
ситуацию и дидактические игры, способствуя возникновения мотивации к
творческой деятельности.
Подготовка к решению задач
- сбор информаций, литературы, дополнительного материала;
– использование компьютерной технологии;
– подбор научной литературы, журналов, газет, иллюстрированного
материала;
– художественно литературы, пословиц, поговорок, загадок;
– обработка информационного материала.
Основной этап:
– решаются поставленные задачи всех мероприятий проекта;
–проведение занятий, игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и
индивидуальных);
– совместная деятельность воспитателя и детей, родителей, педагогов;
– оформление выставок поделок и рисунков. «В гостях у сказки»,
– подготовка консультации для родителей по данной тематике;
– викторина «Ах, уж эти сказки»
При реализации данного проекта использовать принципы интеграции
образовательных областей, связь с реальной жизнью, семьей.
Заключительный этап
Готовится и проводится презентация по деятельности данного проекта.
Оформление творческого проекта и его презентация.
Планируемые результаты
Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей
детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом, умению
слушать других и выражать отношение к его предложению.
Пути реализации проекта
1. Беседы с детьми и их родителями.
2. Ежедневное чтение сказок (разных жанров, русские народные).
3. Рассматривание иллюстраций художников и иллюстраций к сказкам.
4. Пересказ сказок.
5. Рисование иллюстраций к сказкам.
6. Лепка героев и сюжетов к сказкам.
7. Инценирование сказок, игры – драматизации.
8. Разучивание присказок, поговорок, пословиц, зачинок и концовок сказок.
9. Придумывание загадок, составление творческих рассказов и сказок.
10. Сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические,
коммуникативные игры с элементами волшебства, игры – ситуация.
11. Викторина «Ах, уж эти сказки»
12. Организация выставок рисунков детей по прочитанным сказкам.
13. Иллюстрирование сказок в режимных моментах, на занятиях.
14. Оформление и пополнение книжного уголка сказками разных жанров.
15. Изготовление вместе с родителями атрибутов, декораций, костюмов,
сказочных персонажей.
16. Оформление уголка для родителей, размещение рекомендаций и кон-
сультация для родителей по работе над проектом.
17. Театральный кружок.
18. Создание и иллюстрирование сказок.
19.. Фото-отчет проекта.
20. Участие в конкурсах рисунков «Мир сказок»
Перспективный план по реализации проектной деятельности
« Ах уж эти сказки»
Образовательные области. Виды деятельности
Речевое развитие.
– составление творческих рассказов «Сочини конец сказки», «Сочини
сказку», «Сказок и небылиц по рисункам, по замыслу, по памяти;
– придумывание загадок, заучивание народных скороговорок, считалок,
дразнилок;
– Викторина : « Ах уж эти сказки»
– игры «Кто, чем приметен», «Путаница»;
– чтение художественной литературы «Как аукнется, так и откликнется»,
«Снегурушка», «Лиса и петух», «Сивка-бурка», «Хаврошечка» и др.;
– заучивание пословиц, поговорок;
– рассматривание иллюстраций сказок.
Художественное творчество
– рисование героев сказок ; « Мой любимый герой».
– лепка героев из сюжетов сказок «Сказочные герои».
– самостоятельное детское творчество.
Социальное развитие
– проведение сюжетно-ролевых: «Мы идем в театр», театрализованных,
дидактических игр с элементами волшебства;
– помощь семьи, сотворчество детей и родителей в конкурсе поделок и
рисунков «В гостях у сказки»;
– занятия по правовому воспитанию, использование сказок (конвенция о
правах ребенка);
– участие в конкурсах детского рисунка «Мир сказок»
Здоровье и физическая культура
– проведение утренней гимнастики, занятий по физическому воспитанию,
прогулок с элементами игр из сказок;
– подвижные игры «Гуси-лебеди», «Два Мороза», «У медведя во бору»,
«Палочка выручалочка», «Хитрая лиса», «Зайцы и медведь», «Волк и
поросята» и др.
Познавательное развитие;
Занятие: «Мои любимые сказки»
– использование волшебства в познании окружающего мира (вопросы,
создание проблемы)
Занятие: «В Гостях у сказки» использование сказочности и сказочных
персонажей в формировании элементарных математических понятий, в
математических дидактических играх;
– дидактические игры – «Назови автора сказки», «Отгадай загадку», «Из
какой сказки герой?», «Чей костюм?», «Кто и в какой сказке использовал этот
предмет?», «Продолжи слова персонажа», «Кто это сказал?»;
Трудовое обучение
– подготовка атрибутов и декораций;
– оригами «Лиса», «Заяц».
Социализация. Театрализованная деятельность
– инсценировка сказок – «Колобок», «Три медведя», «Гуси-лебеди»,
(настольный театр, пальчиковый театр, кукольный театр).
Работа с родителями
– конкурс рисунков и поделок «В гостях у сказки» (сотворчество детей и
родителей);
– выставка рисунков и аппликаций по прочитанным сказкам;
– подготовка родителями атрибутов и декораций по мотивам сказок;
– консультация для родителей по данной теме «Сказотерапия».
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и
педагогов, дети приобщились к высокохудожественной литературе и
театральной деятельности. Расширили кругозор о сказках, их авторах,
персонажах, сформировали запас литературных впечатлений. Научились
сочинять сказки, иллюстрировать, инсценировать.
2. Родители проявили интерес к чтению художественной литературы, осо-
знали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка,
а так же стараются ежедневно читать детям вечером.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным
областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Викторина для детей старшей группы: «Ах уж эти сказки»
Цели : обобщить знания детей о сказках , развивать умения узнавать сказки и
их героев; развивать творческое воображение, ассоциативную память;
воспитывать потребность в чтении книг, воспитывать любовь к устному
народному творчеству, к сказкам различных писателей.
Ход занятия.
1 задание «Отгадай-ка».
Воспитатель: Ребята, мне срочно нужна ваша помощь. Незнайка перепутал
все страницы в книжках и герои сказок потерялись. Нужно им помочь найти
свою сказку, иначе сказки все уйдут. Согласны помочь?
Дети отвечают: Да!
Воспитатель: 1. Задние: «Угадай сказку»
1. Невод в море я кидал,
Рыбку волшебную поймал. (Дед из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. Она у деда с бабкой жила
И яичко им снесла.
Но яичко не простое,
А настоящее – золотое! (Курочка-ряба из одноимённой сказки)
3. Грустно дед и бабка жили.
И дочурку себе слепили.
Она всегда им помогала,
Только вот огня избегала. (Снегурочка из сказки «Снегурочка»)
4. По лесу катился он.
Волк его не съел.
Рыжая плутовка съела,
Пока он песню пел. (Колобок из сказки «Колобок»)
5. У него избушка тёплая-лубяная,
А у лисоньки ледяная.
Захотелось плутовке в тепле пожить.
И решила она хозяина выгнать. (Зайка и сказки «Заюшкина избушка»)
6.. Девочка красивая,
Мачехой нелюбимая.
На бал случайно попала
И туфельку там потеряла. (Золушка из сказки «Золушка»)
7. Он умеет мяу говорить.
Лучшим другом умеет быть.
Хозяину своему он помогает
И людоеда смело съедает! (Кот из сказки «Кот в сапогах»)
8. Девочка красавица
В лес попала.
Семь гномов она
В лесу повстречала. (Белоснежка и сказки «Белоснежка и семь гномов»)
2 задание «Волшебные предметы».
Воспитатель: Ой, какие вы все умненькие, да разумненькие. Совсем не
похожи на Незнайку. Вот сейчас я вам расскажу о волшебстве, вы знаете, что
у сказочных героев бывают волшебные предметы, помогающие им творить
волшебство. А Незнайка не смог ответить на мои вопросы, он всё перепутал.
Воспитатель, показывает волшебные предметы, а дети называют обладателя
этого волшебства. Отвечает тот ребёнок, который первый поднял руку.
. Метла. (Баба-Яга)
. Картинка «Печь» (Емеля)
· Волшебная палочка. (Фея из сказки «Золушка»)
· Сапоги (Кот в сапогах)
· Волосы из бороды. (Старик Хоттабыч)
. Цветик-Семицветик (Женя, сказка «Цветик-семицветик»)
. Яблоня. ( Гуси-лебеди)
. Белый чепчик. (Доктор Айболит)
.Сани (Снежная королева)
Воспитатель: Молодцы все ребята, сколько вы всего знаете! Даже все нашли
хозяев для волшебных предметов!
В.: Ребята, а вы умете танцевать?
Дети отвечают.
В.: А сейчас мы и проверим.
Звучит песня «Красная Шапочка», Подготовленный ребенок показывает
движения, дети повторяют.
Воспитатель: Ой, какие вы молодцы, и танцевать замечательно умеете. Ну
что, продолжаем играть? Впереди вас ждёт следующее задание
3. «Угадай-ка».
В.: Ребята, сейчас я буду говорить словами героев сказок, а вы должны
отгадать, кто это сказал и в какой сказке. Будьте внимательны и не забывайте
поднимать руку.
Вопросы:
1. «…Ну что же ты простофиля, попросил у рыбки корыто! Возвращайся
обратно к синему морю»
(Старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»)
2. «…..Не ешь меня волк, я тебе песенку спою!»
(Колобок из сказки «Колобок»)
3. «…. Ой, детушки, ой ребятушки, Отопритеся, отворитеся,
Это я пришла, молока принесла…..»
(Коза из сказки «Волк и семеро козлят»)
4. «…Не плачь дед, не плачь баба, я вам новое яичко снесу, не золотое, а
простое».
(Курочка Ряба из сказки «Курочка Ряба»)
5. «…Ловись рыбка большая и маленькая, ловись рыбка большая и
маленькая….»
(Волк из сказка «Волк и лиса»)
6. «…Щас как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)
7. «- Коровушка, голубушка, дай скорее молока, из молока хозяюшка собьет
маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым
зернышком.….»
(Курочка из сказки «Петушок и бобовое зёрнышко»)
8. «Ох, Иван-царевич! Что же ты наделал? Зачем шкурку лягушачью сжёг!
Если б немножко ты подождал, я бы вечно была твоею; а теперь прощай!
Ищи меня за тридевять земель в тридесятом царстве — у Кощея
Бессмертного»
(Лягушка из сказки «Царевна - лягушка»)
4 задание Ребята , давайте поможем заблудившимся словам попасть в сказку.
Крот, нора, ласточка, мышь, скорлупка, эльф.( Дюймовочка)
Снег, розы, зима, сани, зеркало, королева (Снежная королева)
Море, принц, хвост, голос, колдовской напиток (Русалочка)
Лебедь, утка, птичий двор, яйцо, мечты (Гадкий утёнок)
Дед, внучка, жучка, мышка (Репка)
Мышка, бабка, дед, яичко (Курочка Ряба)
Царь, три сына, стрела, болото (Царевна лягушка)
5 задание. «Покажи героев сказки» (дети встают в круг)
1 Конёк-горбунок
2 Баба-Яга
3 Кощей Бессмертный
4 Иванушка дурачок
5 Василиса Прекрасная
6 Царевна лягушка
7 Илья Муромец
8 Гуси лебеди
9.Винни Пух
Подводятся итоги игры, все участники игры-викторины получают
утешительные призы.
Воспитатель: Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам. До встречи скажем мы всем друзьям!!!