Напоминание

"ЦДЮТ как целостная система организационного, научно-методического сопровождения образовательно-воспитательного процесса".


Автор: Шайхатарова Светлана Евгеньевна
Должность: директор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр детско-юношеского творчества"
Населённый пункт: РТ, г.Альметьевск
Наименование материала: Статья
Тема: "ЦДЮТ как целостная система организационного, научно-методического сопровождения образовательно-воспитательного процесса".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Центр детско-юношеского творчества как целостная система

организационного, научно-методического сопровождения образовательно-

воспитательного процесса.

_____________________________________________________________________

Аннотация:

Для гармоничного развития личности необходимо

максимально занять ребенка полезной деятельностью, развить его

способности и таланты. В статье рассматривается особенности

работы всех отделов учреждения дополнительного образования, как

особая среда. При этом среда отделов рассматривается как фактор

формирования творческой личности ребенка. Приводятся примеры работ

студий и объединений.

Ключевые слова: дополнительное образование, многопрофильное учреждение,

социальный заказ, одаренные дети, дети с ОВЗ.

____________________________________________________________________

Дополнительное

образование

детей

является

уникальным

социально-

педагогическим институтом, связующим звеном между школьным образованием и

социальной средой, где ребенок черпает знания, умения и навыки социального

опыта, образцов поведения, творческой самореализации.

Муниципальное

бюджетное

учреждение

дополнительного

образования

«Центр детско-юношеского творчества» г.Альметьевск – единственное в городе

многопрофильное,

многофункциональное

учреждение

дополнительного

образования детей, которое отметит в 2019 году своё 65-летие. Центр сегодня –

это

адресные

образовательные

услуги,

ориентированные

на

специфику

социальных

потребностей

разных

категорий

детей

и

подростков,

социальных

групп.

Выполняя

социальный

заказ

жителей

города,

мы

ориентируемся

на

обеспечение высокого уровня качества знаний, реализацию мотивации учащихся к

дальнейшему

получению

образования,

удовлетворение

разносторонних

культурных и духовных потребностей, сохранение здоровья детей. Таким образом

главной

целью

деятельности

Центра

является

-

обеспечение

стабильного

и

устойчивого развития учреждения, как неотъемлемой части единой городской

системы образования и воспитания, необходимой для полноценного обеспечения

гарантий в сфере дополнительного образования детей в интересах формирования

духовно богатой, физически здоровой, социально активной, творческой личности

ребенка.

Названия

одних

студий

и

объединений

знакомы

не

одному

поколению

жителей

города.

Другие

«новички»,

которые

уже

успели

завоевать

любовь

учащихся и добились успехов в своей работе, что подтверждается победами в

конкурсах

различных

уровней.

Хотелось

бы

отметить

тот

факт,

что

бывшие

учащиеся

получив

базовые

знанияв

Центре,

отучившись

в

высших

о б р а з о в а т е л ь н ы х

у ч р е ж д е н и я х

в о з в р а щ а ю т с я

в

Ц е н т р

высококвалифицированными

специалистами.

Так

заместитель

директора

по

учебно-воспитательной работе воспитанник театральной студии «Скоморошек»,

заведующая

отделом

по

работе

со

старшеклассниками

постигала

азы

хореографического искусства в известной как в городе, так и в республике студии

танца

«Импровизация».

Педагоги

дополнительного

образования

и

методист

учреждения активисты Детского общественного объединения «Вега».

Одним из самых востребованных направлений среди родителей города

является отдел «Школа развития дошкольников «Страна Любознайка». Маленькие

любознайки получают здесь необходимые знания по предметам: окружающий

мир, обучение грамоте, начальная математика, английский язык, что является

стартовой площадкой к дальнейшемууспешному обучению в школе.

В Центре успешно работает Студия творческого развития «Пластилин»,

являющаяся

экспериментальным

объединением,

направленным

на

творческое

развитие детей дошкольного возраста (4-7 лет). Занятия по вокалу, хореографии,

актерскому мастерству, ИЗО и декоративно-прикладному творчеству преподаются

талантливыми педагогами Школы, где создаются все необходимые условия для

всестороннего

творческого

развития

дошкольников.

Образцовый

театральный

коллектив

«Скоморошек»,

вокальная

студия

«Купава»,

хореографическое

объединение

«Счастливчики»,

студия

«Изобразительное

искусство»,

студия

декоративно-прикладного

творчества

«Чудеса

своими

руками»

формируют

художественно-эстетический вкус, вокально-хореографические навыки, развивают

артистизм, режиссерские навыки, умение выражать свою индивидуальность через

рисование и изготовление поделок из различных материалов.

Большое

внимание

в

Центре

уделяется

спортивно-оздоровительному

направлению.Педагоги

умело,

используя

творческий

подход,

обучают

ребят

города

плаванию,

волейболу,

благодаря

чему,

учащиеся

достигают

высоких

результатов

на

соревнованиях

различного

уровня.В

бассейне,

в

течение

года

проводятся

развлекательно-игровые

программы

как

для

учащихся,

так

и

совместно с родителями. Дети с удовольствием посещают бассейн, ведь умение

плавать,

помимо

получения

удовольствия

от

игр

в

воде,

дает

уверенность

в

собственных силах и является эффективным средством нормального развития

ребенка.

С 2002 года «ЦДЮТ» организует внеурочную деятельность по программе

«Безопасность дорожного движения среди школьников». Стало доброй традицией

проводить

городские

мероприятия

в

рамках

Всероссийских,

Республиканских

акций:

«Внимание

дети!»,

«Письмо

водителю»,

«Помоги

первокласснику

безопасно прийти в школу». Ежегодно проводится городской конкурс-фестиваль

среди

образовательных

учреждений

города

и

района

«Безопасное

колесо»

и

профилактические мероприятия, посвященные Всемирному Дню памяти жертв

ДТП.

В

а в гу с т е

2 0 1 2

год а

с о вме с т н о

с

Д е п а рт а ме н том экологии и

природопользования под крышей МБУ ДО «ЦДЮТ» открылся «Дом природы»,

где созданы условия для привлечения учащихся к исследовательской деятельности

в области экологии и биологии – функционирует лаборатория по экологическому

мониторингу. В доме природы проводятся занятия экологического объединения

«Юннатик».

Базовой основой развития детско-юношеского движения в городе является

отдел

по

работе

со

старшеклассниками.

Детское

общественное

объединение

«Вега», в 2018 году отметит свое 55-летие, а с 2008 года начала свою работу

Детская

Дума

Альметьевского

муниципального

района.

Отдел

способствует

объединению учащихся разных школ города, помогает подросткам проявлять свой

творческий

потенциал,

формировать

активную

жизненную

позицию,

решать

проблемы

учащихся,

заниматься

разработкой

социальных

проектов

для

улучшения жизни учащихся и жителей города.

Насыщенным

периодом

воспитательной

работы

являются

каникулы.

На

основе разработанных воспитательных программ работают профильные смены

«Карусель» (младший школьный возраст), «Юниор» (старший школьный возраст),

где педагогическим коллективом создаются условия для полноценного отдыха,

укрепления здоровья детей, реализации их творческих способностей.

В стенах самого МБУ ДО «ЦДЮТ» проходит множество мероприятий,

конкурсов

и

фестивалей,

которые

давно

уже

являются

традиционными

и

становятся настоящим праздником для всех участников. Это театрализованные

новогодние представления для детей с ОВЗ, для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, для одаренных детей; открытый фестиваль театральных

коллективов

«Театр

как

театр»,

городской

и

районный

конкурс-выставка

декоративно-прикладного творчества «Россыпь творческих фантазий», городские

соревнования

по

спортивному

ориентированию,календарные

праздники,

фестиваль

детского

творчества

«Звенящая

капель»,

фестиваль

для

детей

с

ограниченными

возможностями

«Шаг

к

успеху»

и

многие

другие. Основную

работу по организации и проведению массовых мероприятий различного уровня

ведет организационно-массовый отдел «Праздник».

Основная задача отдела методической работы ЦДЮТ состоит в создании

таких

условий,

в

которых

педагоги

могли

бы

максимально

реализовать

свой

потенциал.

Отдел

предполагает

осуществление

методической

деятельности,

которая

направлена

на

обновление

содержания

образования,

повышение

профессиональной

компетентности

педагогов,

своевременное

оказание

им

методической помощи. Именно педагог дополнительного образования занимает

ключевую

позицию

в

образовательном

процессе:

от

его

квалификации,

личностных

качеств

и

профессионализма

зависит

качество

образовательно

процесса. Тесное взаимодействие методистов и педагогического коллектива дает

свои

положительные

результаты:

учащиеся

студий

и

объединений,

педагоги

неоднократные

победители

и

лауреаты

конкурсов

и

соревнований

различного

уровня.

Педагоги

и

методисты

ежегодно

становятся

победителями

гранта

Республики Татарстан «Лучший работник сферы воспитания и дополнительного

образования детей».

Ценностно-смысловая

среда

отделов

Центра

является

основным

фактором,

влияющим

на

поведение

каждого

учащегося

в

конкретной

ситуации,

определяя

общую

направленность

его

жизни,

помогая

осмысливать

свое

существование,

окружающие

явления,

и

мир

в

целом. Программы

позволяют

достичь

максимального

результата,

что

подтверждается

как

педагогическим

наблюдением,

так

и

количеством

дипломов и грамот различного уровня.

Словом, Центр детско-юношеского творчества активно, весело и динамично

развивается сам и помогает развитию во всех направлениях тем, кого приводят

сюда

мамы

и

папы,

и

тем,

кто

приходит

сам,

зная,

что

найдет

себе

здесь

интересное занятие по душе.

___________________________________________________________________

Литература:

1.

Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование

детей. –М.: ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

2.

МорозоваН.А. Дополнительное образование как одна из наиболее значимых

основ обеспечения формирования ключевых компетенций человека. М.: ВЛАДОС,

2002. – 352 с.

3.

Леонтович

А.

В.

Научно-практическое

образование.

Дополнительное

образование и воспитание. Москва: Витязь-М, 2010. .



В раздел образования