Автор: Абакумова Анжелика Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 214
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Методы и приемы, обеспечивающие эффективную организацию образовательного процесса формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Методы и приемы, обеспечивающие эффективную
организацию образовательного процесса формирования
основ правовой культуры детей дошкольного возраста.
Педагогический
смысл
правового
воспитания
детей
дошкольного
возраста
заключается
в
закладывании
о снов
свободной
лично сти,
о бл а д а ю щ е й
чувством
собственного
достоинства
и
умеющей
с
уважением
относиться
к
другим людям и формировании правовой
культуры.
В а ж н о
п р е д о с т а в л я т ь
д е т я м
возможность ежедневного реализовывания
своих прав: на милосердие, оказание помощи и принятие ее, на собственное
мнение и уважительное отношение к мнению других, в частности своих
сверстников, потому, что они тоже обладают такими правами; на принятие
решения,
на
выбор,
без
чего
не
могут
развиваться
такие
необходимые
качества
гражданина,
как
самостоятельность,
ответ ственно сть,
решительность; на национальную самобытность и познание культуры других
народов, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и
приблизился к пониманию того, что он - единица вселенной.
В
содержание
работы
правового
воспитания
воспитателям
можно
использовать следующие методы и приемы:
Словесные:
чтение и пересказы произведений устного народного творчества,
произведений детской литературы, например, пособие А. Усачева
«Приключения маленького человека».
беседы
о
сложных
нравственно-правовых
понятиях,
которая
сопровождается серией репродуктивных и поисковых вопросов.
Практические:
педагогические ситуации, специально организованные педагогом.
Проблемные
ситуации
-методы
обучения,
направленный
на
коррекцию и уточнение представлений детей о социальном мире.
Воображаемая ситуация- игровой прием обучения дошкольников,
содействующий развитию эмоциональной активности детей.
Игровые задания, направленные на то, чтобы побуждать детей
высказывать отношение к происходящим событиям, поступкам.
игры-путешествия для закрепления детьми основ прав человека,
формирования правовой культуры.
домашние задания,
например, воспитатель предлагает детям выступить в роли исследователя и
выяснить, соблюдается ли то или иное право человека.
ролевые, театрализованные и дидактические игры;
игры
и
упражнения
на
развитие
эмоциональной
сферы,
эмпатии,
коммуникативных навыков и умений.
проблемно-поисковая деятельность детей;
продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.
п.)
данные
методы
и
приемы,
способствую
закреплению
на
практике
представлений о правах человека, способствуют формированию правовой
культуры.
Наглядные:
выставки любимых вещей, чтобы дети закрепили представление о том,
что у каждого ребенка могут быть личные вещи, приучаются бережно
относиться к своим и чужим вещам.
Рассматривание альбомов и иллюстраций, картин правовой тематики.
Просмотр
мультипликационных
фильмов,
фильмов-сказок,
презентаций.
Кроме того, Н.Ю. Майданкина приводит в своих работах следующие
методы и приемы:
Знакомство
с
адатированными
текстами
документов,
раскрывающих права и свободы человека.
Рассматривание
плакатов-
картин
из
серии
«Разрешающие
и
запрещающие знаки поведения».
Демонст рирование
материалов,
от ражающих
о б щ и е
представления об истории и культуре.
Занимательные упражнения «Братания»
Упражнение на развитие понимания эмоциональных состояний
окружающих
Игры
типа
«Похвала»,
«Мечтатели»,
«Раскрашивание
и
украшение».
Сочинение историй, рассказов и сказок на нравственно- правовую
тематику.
Демонстрация детьми своих работ
Упражнение «Сказочные правила»
Ведение детьми совместно с родителями альбомов о себе и своей
семье
Участие вместе со взрослыми в полезных делах
Прием «Выбор президента группы»
Праздник «Права человека», проводится 10 декабря.
Таким образом, в современной педагогической науке имеется целый
арсенал
методов
и
приемов,
который
можно
использовать
в
работе
с
дошкольниками по формированию правовой культуры.