Автор: Горшенина Альбина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"
Населённый пункт: город Чистополь, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Самостоятельная художественная деятельность дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Самостоятельная художественная деятельность дошкольников
Альбина ГОРШЕНИНА,
Воспитатель детского сада №27 г. Чистополь
Деятельность
ребенка
может
быть
названа
художественной,
если
она
н е п о с р ед с т в е н н о
с вя з а н а
с
р а з л и ч н ы м и
в и д а м и
и с к у с с т в а ,
театрализованными
играми,
художественно-словесным
творчеством,
музицированием, изобразительной и декоративно-прикладной практикой. Все
эти
виды
искусства
выступают
и
как
самостоятельные,
являя
собой
синтетическую художественную деятельность. Ведущим видом деятельности
является игра и упражнения, происходящие в игровой форме.
Самостоятельная
художественная
деятельность
возникает
по
инициативе
самого ребенка. Но если выявить мотивы и источники становления этой
деятельности,
то
можно
будет
найти
приемы
косвенных
воздействий,
способствующих развитию детской инициативы.
Особенности
рассматриваемой
самостоятельной
художественной
деятельности
в
том,
что
дети
по
своей
инициативе
активно
осваивают
доступные им виды искусства, то объединяя их, то занимались каким-либо из
них,
организуя
свои
действия
в
форме
игр,
упражнений
и
придавая
им
репродуктивный или творческий характер.
Деятельность
различается
по
разным
параметрам
по
формам,
способам
осуществления,
временной
и
пространственной
характеристике,
физиологическим
механизмам,
эмоциональной
напряженности
и
т.д.
Основным компонентам деятельности является действия.
Действия – это процесс, направленный на достижение сознательной цели.
А. В. Запорожец выделяет следующие компоненты предметного содержания
деятельности: условия (в том числе и средства достижения цели), цель,
конкретную задачу и мотив.
Самостоятельная
художественная
деятельность
представляется
как
реализация
отношения
ребенка
к
различным
видам
искусства
и
как
то
«среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка).
Таким образом, искусство не прямо влияет на ребенка, вызывая реакции, а
действует лишь в результате по активной деятельности, в процессе которой и
реализуются отношения детей.
Деятельность
следует
рассматривать
с
разных
позиций.
Поскольку
в
деятельности важны ее связи и с объектом, влияющим на ее возникновение, и
с субъектом, определяющим ее содержание и способы действия, то можно
выделить следующие условия.
Объективные условия:
а)
источники
различной
художественной
информации,
обогащающие
переживание детей: телевидение, радио, занятия, развлечения, праздники.
б)
наблюдения
детей,
вызывающие
их
самостоятельную
деятельность
на
основе стремления выразить свои художественные впечатления, принимать
имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включится во
взаимоотношения с детьми.
В структуру деятельности входят способы реализации этих действии. Одни
из них носят общий характер и связаны с целостным процессом усвоения
художественного опыта, другие выступают как специальные, связанные с
конкретными видениями искусства.
Проблема
формирования
само стоятельно сти
у
детей
широко
рассматриваются в современных педагогических трудах. В теории педагогики
отличается,
что
деятельность
как
самостоятельную
можно
рассматривать
тогда, когда индивид способен выявить новые, все усложняющиеся задачи
или
действовать
в
незнакомых
ситуациях,
ориентируясь
в
них
без
посторонней помощи.
А. П. Усова отличала, что свободная деятельность оказывает значительное
влияние
на
развитие
способностей
ребенка,
его
наклонностей,
а
следовательно, и на весь складывающейся облик. Самостоятельную работу
ребенка
на
занятиях
она
рассматривала
главным
образом
как
метод
закрепленных
знаний,
подчеркивая
тем,
самым,
что
самостоятельность
действий
появляется
тогда,
когда
уже
накоплен
опыт.
В
современных
условиях в дошкольной педагогике применение способов самостоятельной
деятельности получает широкое распространение. На наш взгляд, следует
предусмотреть правильное соотношение способов самостоятельных действий
ребенка
и
способов
усвоения
по
инструкции,
показу
педагога
и
при
первоначальном ознакомлении с материалом, и в процессе его освоения, и
при его закреплении.
В
дошкольной
педагогике
подчеркивается
воспитательный
подход;
самостоятельные действия детей рассматриваются в разнообразных видах
деятельности, начинается также генетический подход к ней.
Самостоятельную
художественную
деятельность
мы
рассматриваем
как
«частное» подразделение в иерархии основных видов: игровой, трудовой,
учебной.
Поскольку
деятельность
состоит
из
законченных
действий,
подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее
процессом:
возникновением
замысла,
развертыванием
деятельности
и
ее
заключением.
Структура самостоятельной художественной деятельности.
1.
Возникновение
художественных
замыслов
(цели)
как
появление
интересов
ребенка,
продиктованных
внутренними
мотивами
и
обусловленных
имеющиеся
художественным
опытом.
Внешние
это
отражается в самостоятельном выборе ребенком того или иного вида
художественной
деятельности,
нахождении
формы
ее
организации,
п р и вл еч е н и и
с в е р с т н и ко в
к
у ч а с т и ю ,
к
у с т а н о в л е н и ю
взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных
условий к ее осуществлению.
2.
Реализация замысла, качество которой зависит от владения способами
переноса
имеющегося
опыта
в
новые
условия.
Проявляется
в
применении
адекватных
способов
действий
–
воспроизводящих
и
творческих – ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.
3.
Самоконтроль
действий,
стремление
приблизиться
к
поставленной
цели. Выражается в совершенствовании ребенком своих действий по
ходу развития деятельности, в высказываемых предложениях по ее
дальнейшему ходу и окончанию.
Источник возникновения самостоятельной деятельности в окружающей
ребенка жизни. Мотивы, интересы обусловлены тем опытом, который
ребенок накопил в процессе обучения, участвуя в играх, развлечениях,
праздниках.
Самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе
детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого.
Взрослый
выступает
как
руководитель,
использующий
субъективный
интерес ребенка. Это деятельность взрослого отличается активным, но
косвенным характером.