Напоминание

"Самостоятельная художественная деятельность дошкольников"


Автор: Горшенина Альбина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"
Населённый пункт: город Чистополь, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: "Самостоятельная художественная деятельность дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самостоятельная художественная деятельность дошкольников

Альбина ГОРШЕНИНА,

Воспитатель детского сада №27 г. Чистополь

Деятельность

ребенка

может

быть

названа

художественной,

если

она

н е п о с р ед с т в е н н о

с вя з а н а

с

р а з л и ч н ы м и

в и д а м и

и с к у с с т в а ,

театрализованными

играми,

художественно-словесным

творчеством,

музицированием, изобразительной и декоративно-прикладной практикой. Все

эти

виды

искусства

выступают

и

как

самостоятельные,

являя

собой

синтетическую художественную деятельность. Ведущим видом деятельности

является игра и упражнения, происходящие в игровой форме.

Самостоятельная

художественная

деятельность

возникает

по

инициативе

самого ребенка. Но если выявить мотивы и источники становления этой

деятельности,

то

можно

будет

найти

приемы

косвенных

воздействий,

способствующих развитию детской инициативы.

Особенности

рассматриваемой

самостоятельной

художественной

деятельности

в

том,

что

дети

по

своей

инициативе

активно

осваивают

доступные им виды искусства, то объединяя их, то занимались каким-либо из

них,

организуя

свои

действия

в

форме

игр,

упражнений

и

придавая

им

репродуктивный или творческий характер.

Деятельность

различается

по

разным

параметрам

по

формам,

способам

осуществления,

временной

и

пространственной

характеристике,

физиологическим

механизмам,

эмоциональной

напряженности

и

т.д.

Основным компонентам деятельности является действия.

Действия – это процесс, направленный на достижение сознательной цели.

А. В. Запорожец выделяет следующие компоненты предметного содержания

деятельности: условия (в том числе и средства достижения цели), цель,

конкретную задачу и мотив.

Самостоятельная

художественная

деятельность

представляется

как

реализация

отношения

ребенка

к

различным

видам

искусства

и

как

то

«среднее звено», которое связывает объект (искусство) и субъект (ребенка).

Таким образом, искусство не прямо влияет на ребенка, вызывая реакции, а

действует лишь в результате по активной деятельности, в процессе которой и

реализуются отношения детей.

Деятельность

следует

рассматривать

с

разных

позиций.

Поскольку

в

деятельности важны ее связи и с объектом, влияющим на ее возникновение, и

с субъектом, определяющим ее содержание и способы действия, то можно

выделить следующие условия.

Объективные условия:

а)

источники

различной

художественной

информации,

обогащающие

переживание детей: телевидение, радио, занятия, развлечения, праздники.

б)

наблюдения

детей,

вызывающие

их

самостоятельную

деятельность

на

основе стремления выразить свои художественные впечатления, принимать

имеющийся художественный опыт или усовершенствовать его, включится во

взаимоотношения с детьми.

В структуру деятельности входят способы реализации этих действии. Одни

из них носят общий характер и связаны с целостным процессом усвоения

художественного опыта, другие выступают как специальные, связанные с

конкретными видениями искусства.

Проблема

формирования

само стоятельно сти

у

детей

широко

рассматриваются в современных педагогических трудах. В теории педагогики

отличается,

что

деятельность

как

самостоятельную

можно

рассматривать

тогда, когда индивид способен выявить новые, все усложняющиеся задачи

или

действовать

в

незнакомых

ситуациях,

ориентируясь

в

них

без

посторонней помощи.

А. П. Усова отличала, что свободная деятельность оказывает значительное

влияние

на

развитие

способностей

ребенка,

его

наклонностей,

а

следовательно, и на весь складывающейся облик. Самостоятельную работу

ребенка

на

занятиях

она

рассматривала

главным

образом

как

метод

закрепленных

знаний,

подчеркивая

тем,

самым,

что

самостоятельность

действий

появляется

тогда,

когда

уже

накоплен

опыт.

В

современных

условиях в дошкольной педагогике применение способов самостоятельной

деятельности получает широкое распространение. На наш взгляд, следует

предусмотреть правильное соотношение способов самостоятельных действий

ребенка

и

способов

усвоения

по

инструкции,

показу

педагога

и

при

первоначальном ознакомлении с материалом, и в процессе его освоения, и

при его закреплении.

В

дошкольной

педагогике

подчеркивается

воспитательный

подход;

самостоятельные действия детей рассматриваются в разнообразных видах

деятельности, начинается также генетический подход к ней.

Самостоятельную

художественную

деятельность

мы

рассматриваем

как

«частное» подразделение в иерархии основных видов: игровой, трудовой,

учебной.

Поскольку

деятельность

состоит

из

законченных

действий,

подчиненных общей цели, то ее структуру следует рассматривать в связи с ее

процессом:

возникновением

замысла,

развертыванием

деятельности

и

ее

заключением.

Структура самостоятельной художественной деятельности.

1.

Возникновение

художественных

замыслов

(цели)

как

появление

интересов

ребенка,

продиктованных

внутренними

мотивами

и

обусловленных

имеющиеся

художественным

опытом.

Внешние

это

отражается в самостоятельном выборе ребенком того или иного вида

художественной

деятельности,

нахождении

формы

ее

организации,

п р и вл еч е н и и

с в е р с т н и ко в

к

у ч а с т и ю ,

к

у с т а н о в л е н и ю

взаимоотношений и распределению ролей, в подготовке материальных

условий к ее осуществлению.

2.

Реализация замысла, качество которой зависит от владения способами

переноса

имеющегося

опыта

в

новые

условия.

Проявляется

в

применении

адекватных

способов

действий

воспроизводящих

и

творческих – ранее усвоенных, но видоизмененных детьми.

3.

Самоконтроль

действий,

стремление

приблизиться

к

поставленной

цели. Выражается в совершенствовании ребенком своих действий по

ходу развития деятельности, в высказываемых предложениях по ее

дальнейшему ходу и окончанию.

Источник возникновения самостоятельной деятельности в окружающей

ребенка жизни. Мотивы, интересы обусловлены тем опытом, который

ребенок накопил в процессе обучения, участвуя в играх, развлечениях,

праздниках.

Самостоятельная художественная деятельность начинается по инициативе

детей и в основном проходит без непосредственной помощи взрослого.

Взрослый

выступает

как

руководитель,

использующий

субъективный

интерес ребенка. Это деятельность взрослого отличается активным, но

косвенным характером.



В раздел образования