Автор: Романюк Ольга Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Цветик - семицветик" Населённый пункт: ХМАО-Югра г.Когалым Наименование материала: методическая разработка Тема: Игра в плане воспитателя Раздел: дошкольное образование
Романюк Ольга Владимировна
старший воспитатель первой категории МАДОУ «Цветик – семицветик»
628481, Россия, ХМАО-Югра г.Когалым, ул.Бакинская 43
E-mail: Wamp69@yandex
АННОТАЦИЯ
В условиях реализации ФГОС основным видом деятельности ребёнка в детском саду остаётся ИГРА.
В ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение,
дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольнику
способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности
ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к
новой, более высокой стадии развития.
ABSTRACT
Ключевые слова: руководство сюжетно-ролевыми играми детей, структура сюжетно-ролевой игры.
Keywords:
Сегодняшнее мероприятие мне хочется начать словами известного
педагога В.А.Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра
для
детей
дошкольного
возраста.
Из
всех
видов
детской
игры
наиболее
значимой является сюжетно-ролевая игра, как особая форма удовлетворения его
потребности занять определенное место в окружающем мире.
В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в
том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в
образовательный
процесс
современных
развивающих
педагогических
технологий. Поэтому в последнее время, наиболее актуальной, определяется
проблема
внедрения
в
образовательную
практику
дошкольных
учреждений
современных
игровых
технологий.
Известно,
что
сюжетно-ролевая
игра
в
классификации
игровой
деятельности
считается
наиболее
сложной,
но
и
наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир
социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного
руководства
игрой,
от
своевременного
обогащения
сюжетно-ролевых
игр,
зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином
детском коллективе, развитие кругозора речи детей.
Сюжетно-ролевыми называют игры, которые создаются самими детьми,
активность в игре детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.
Все, кто работает с детьми, понимает, что игра имеет огромное значение для
воспитания и развития личности, что она составляет основное содержание
жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и
учением.
Многие
педагоги,
особенно
начинающие,
затрудняются
при
планировании и руководстве сюжетно-ролевыми играми детей, относятся к
этому
формально
(указывают
при
планировании
только
название
игры,
не
планируют подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного
опыта дошкольников).
Сюжетно-ролевая
игра
дошкольника
развивается
под
влиянием
воспитания
и
обучения,
зависит
от
приобретения
знаний
и
умений,
от
воспитания интересов.
Основные
задачи,
которые
стоят
перед
воспитателем
при
руководстве
сюжетно-ролевыми играми: развитие игры как деятельности и использование
игры в целях воспитания детского коллектива и личности ребенка.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских
игр углубление их содержания. Хорошая игра отличается выдумкой, творческим
подходом,
активностью,
самостоятельностью
играющих,
проявлением
инициативы.
Чем
организованнее
игра,
тем
выше
ее
воспитательное
воздействие.
Иногда игра может быть источником формирования и отрицательного опыта,
когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут на себя главные
роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; возможно и отражение
в игре отрицательных сторон жизни, либо поведение детей не соответствует
роли.
Причины такого явления различны. Может быть, ребенок плохо
представляет себе деятельность, характер изображаемого лица и наделяет его
качествами, которые наблюдал у других людей. А может быть обнаруживаются
его
собственные
недостатки,
грубость,
недисциплинированность.
Во
всех
случаях необходимо повлиять на ребенка через образ, дать ему представление о
том, как поступает человек, которого он изображает, как он относится к своей
работе,
к
людям.
Педагог
может
воздействовать
своим
примером,
стать
участником игры. В других случаях на помощь приходят наблюдения, чтение
книги на данную тему.
Дети
сталкиваются
в
жизни
не
только
с
хорошими
людьми, с благородными поступками. Порой затеваются игры, в которых дети
изображают,
например,
пьяных,
ссоры
между
соседями.
Нельзя
допустить
этого. Необходимо отвлечь детей от такой игры, создать интерес к другой теме,
а главное, вызвать у них отрицательное отношение к дурному, чтобы им самим
не хотелось изображать это в игре.
Руководя
игрой,
педагог
всегда
должен
помнить
о
том,
что
нужно
развивать
инициативу,
само стоятельно сть
детей,
сохранять
и х
непосредственность, радость игры.
Из
приемов
руководства
игрой
следует
исключить
всякого
рода
принуждение, никогда не фантазировать за ребенка, не придумывать за него
игру. Нужно очень деликатно влиять на развитие интересов, на чувства детей,
направлять работу их мысли и воображения. Только при таком руководстве
успешно развивается игровое творчество.
Постоянное
расширение
знаний
детей
об
окружающей
жизни,
обогащение
их
впечатлений
-
одно
из
важнейших
условий
развития
полноценной игры в той или иной группе детей.
Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически
целесообразный
подбор
игрушек
и
игровых
материалов,
что
создаёт
«материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
При
подборе
игрушек
и
организации
игрового
пространства
воспитателю
следует принимать во внимание возраст детей.
В игре, как во всякой деятельности детей, педагогу принадлежит ведущая
роль. В игре взрослые многому учат детей, формируют их моральные качества.
Однако
попытки
обучать
детей
намеченному
педагогом
сюжету
игры,
разыгрывание
роли
по
показу
приводит
к
скучному
шаблону,
подавляют
воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Самое сложное и важное – обдумать задачи и приемы воспитания детей в
игре: как способствовать объединению детей, как научить распределять роли,
доводить
до
конца
задуманное.
При
этом
ставятся
задачи
как
ко
всему
коллективу и к отдельным детям.
Для
правильного
руководства
играми
необходимо
умение
наблюдать
детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Педагогу необходимо
завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в
том случае, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним
интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
Такому педагогу дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему
за советом и помощью.
Известно, что игра возникает в том случае, когда у ребенка имеются яркие,
конкретные представления о каком-либо событии или явлении, которое ему
интересно и которое оказывает на него большое эмоциональное воздействие.
Поэтому основной путь влияния на выбор темы игры – создание у детей таких
представлений. Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной
жизни,
чтение
и
рассказывание
художественных
произведений,
сказок,
просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение.
Часто хорошие игры возникают по инициативе детей. В таком случае важно
вовремя поддержать интересную идею, направить усилия дошкольников на ее
осуществление.
Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время
подготовки к ней, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет игры
только
намечается,
педагог
с
уважением
относится
к
замыслу
участников,
может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми. Иное
дело
в
ходе
игры,
когда
неосторожным
вмешательством
можно
разрушить
созданный ребенком образ. Далеко не всегда дети прислушиваются к советам
взрослых во время игры. Педагог не может быть равнодушным зрителем, он
выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает
рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может
дать
совет
относительно
дальнейшего
развития
игры,
и
ребенок
прислушивается
к
его
словам,
особенно
когда
к
нему
обращаются
как
к
действующему лицу. Маме можно посоветовать пойти с больной дочкой к
врачу. Такие советы обогащают замысел игры.
Иногда педагог становится участником игры, берет на себя какую-нибудь
роль, часто совсем не главную, эпизодическую, но и в этой роли он может
незаметно
руководить
игрой,
направлять
ее,
будить
воображение
детей,
в
результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не
догадывались.
Руководство играми детей
средней
группы
педагог
проявляет
в
обогащении содержания игр, в формировании умения организованно играть
небольшими группами, и поддерживать в игре дружелюбные отношения.
Для решения этих задач воспитатель в основном должен использовать
косвенные
приемы
руководства:
обогащать
знания
детей
в
связи
с
темой
возникшей
игры.
У
детей
средней
группы
часто
одновременно
возникает
несколько игр на разные темы. В таких случаях педагог сначала помогает детям
расширить
знания
для
одной-двух
игр,
а
затем
постепенно
переходит
к
углублению содержания других. Проявляя интерес, к играм детей и задавая
отдельным группам вопросы, педагог постепенно приучает детей обдумывать
тему и содержание игры, договариваться, распределять роли.
Воспитатель помогает детям расширить знания об играх, а затем
постепенно
переходит
к
углублению
содержания.
Перед
игрой
проводится
беседа с детьми.
В среднем возрасте игру затрудняют главным образом распределение ролей
и развитие новых сюжетных линий в знакомых играх. Задача педагога - учить
детей при сговоре на игру вспоминать что-то интересное из своей жизни,
рассказывать товарищам, а затем - вносить в игру. Присутствуя при обсуждении
детьми
содержания
предстоящей
игры,
воспитатель
репликой,
советом,
напоминанием актуализирует их личный опыт. Например, дети собираются
играть
в
семью,
а
педагог,
зная,
что
у
Веры
родилась
сестренка,
может
стимулировать сюжетную линию «в семье появился малыш». Или в теплое
время года, когда большинство семей выезжает за город на выходные дни,
педагог вовлекает детей, сговаривающихся на игру в семью, в беседу о выездах
на дачу, на пикник и т.п. Игра обогащается изображением семейного отдыха,
работы в саду, на огороде. Появляются новые сюжетные линии, варианты их
развития, и значит, возникает потребность вводить дополнительные роли, а
«постоянные»
разыгрывать
по-иному.
В
результате
спокойнее
проходит
распределение ролей: появляется возможность участия в игре в новой роли,
становится привлекательнее прежняя роль с обновленным содержанием, можно
соглашаться на нежеланную роль, потому что в следующей игре тебе дадут
другую.
В средней группе воспитатель берет на себя не основную роль для того,
чтобы направить игру или оказать детям помощь в преодолении затруднений.
Воспитателям необходимо помнить, что игра, как и любая деятельность,
имеет свою структуру.
Структура сюжетно ролевой игры:
1. Выбор игры.
Воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, а
также использовать темы игр, отражающих общественные события и явления,
окружающую бытовую жизнь людей.
2. План игры.
Воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению игры
интересным
содержанием,
способным
увлечь
ребёнка,
и
определить
предполагаемые роли и средства игровой организации.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
Воспитатель должен так вести беседу, чтобы как можно больше привлекать
детей к обсуждению плана игры, к разработке содержания ролевых действий.
4. Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения
окружающих предметов переносными значениями: стулья - поезд,
кубики -
корабль. Чем младше дети, тем у них меньше потребность приблизить игровые
предметы к реальным. Дети более старшего возраста нуждаются в оснащении
игры предметами, более близкими по их значению к реальным, жизненным.
5. Распределение ролей.
Воспитателю необходимо стремиться удовлетворить игровые потребности
детей, то есть
каждому предложить желаемую роль, а также установить
очерёдность
разыгрывания
ролей
разной
степени
активности,
искать
возможности для утверждения положения ребёнка в коллективе через игровую
роль.
Воспитателю необходимо создать интересную игровую ситуацию. Для этого
можно использовать некоторые методические приёмы. Например, подготовить
группу детей к разыгрыванию игрового эпизода; в начале игры распределить
главные
роли
между
активными
детьми
с
хорошо
развитым
творческим
воображением.
В развёрнутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и
непринуждённо развивают сами играющие дети. Воспитатель помогает этому с
помощью
некоторых
приёмов:
в
общении
с
детьми
употребляет
условную
игровую терминологию, старается обыграть любое дело детского коллектива,
все
меры
педагогического
воздействия
(требования,
поощрения,
наказания)
осуществляет в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.
Воспитателю необходимо позаботится о таком окончании игры, которое
вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в
жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.
Успешность
сюжетно-ролевой
игры
зависит
от
организационной
деятельности педагога.
Во-первых педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета,
создания
предметно
-
игровой
среды
происходит
с
учётом
возрастных
и
индивидуальных
особенностей
дошкольника.
Атрибутами
для
сюжетно-
ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними
будет взаимодействовать ребёнок.
Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения
воспитателем
программной
задачи
развития
детского
творчества
в
игровой
деятельности.
Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае,
если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей
последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.
Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения
понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать
игровую деятельность с дошкольниками.
И наконец, в-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог
должен
активно
использовать
методы
и
приёмы
обучения
детей
игровым
действиям.
Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в
том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая
их
задумываться
над
темой
игры,
самостоятельно
выбирать
наиболее
интересное. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами
или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию
ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это
сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при
умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру
увлекательным процессом. В ходе, которого, происходит полноценное развитие
ребёнка-дошкольника.
Таким образом, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми
детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры,
расширение игрового опыта, а также разнообразить тематику игр в течении
всего учебного года. В этом Вам может помочь структурированная в таблицах
система подбора тематики для игр.
Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность
педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.
Предлагаем Вам таблицу «Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми»,
которая поможет грамотно осуществлять это планирование.
Рекомендации для воспитателей по организации сюжетно-ролевой игры
1.Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.
2.Изучайте теоретические и практические знания по формированию
сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.
3.Выполняйте требования СанПин 2.4.1.1249-03 о режиме дня.
4.Планирование организуйте так, что бы в нем отражалась не только
сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.
5.Необходимо создавать в группе условия для развития активной,
разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.
6.Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр с мужскими и женскими
ролями.
7.Обагащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о
жизни, труде людей, их отношений с помощью экскурсий, бесед на
производстве.
8.Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями, а затем
способствуйте организации сюжетно-ролевой игры по данной тематике.
9.Побуждайте детей к ведению разных ролевых диалогов: к совместной игре с
воспитателем, а в конце средней группы - в совместной игре со
сверстниками.
10.Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.
11.Придерживайтесь позиции воспитателя в совместной игре «играющий
партнер» и «умеющий интересно играть».
12.В игре ориентируйте ребенка на сверстника, втягивайте ненавязчиво
нескольких детей.
13.Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной
сюжетно-ролевой игре.
14.В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности,
самостоятельности.
Список литературы:
1.
Ядешко В.И. Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М.; Просвещение, 1978.
2.
Харламов И.Ф. Педагогика. Минск,1979.
3.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
4.
Краснощёкова Н.В. Феникс.2014
5.
Гогоберидзе А.Г.,Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
лбучения.
СПб.: Питер, 2013.