Напоминание

"Как научить ребенка любить и охранять природу"


Автор: Корчикова Нина Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п.Краснообск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как научить ребенка любить и охранять природу"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Как научить ребенка любить и охранять родную природу»

« Природа учит нас понимать прекрасное.

Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»

К.Г. Паустовский

Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчеркивают

значение природы в нашей жизни. Именно в семье ребенок может получить первые

знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.

«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу,-

писал М.М. Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так

сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».

Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные,

светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было,

есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут

цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами

и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то

будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей

Родины.

С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры.

Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними

питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или

собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что

каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им

хорошо и комфортно.

В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир

волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.

Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая за

работой старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе

наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку

становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные

нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о

живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой

умственного развития дошкольника.

Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое

впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого

раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением

птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.

В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к

родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности.

Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за

любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные

при них в отношении живых существ.

Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу,

щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить

животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.

Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы,

а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям

рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши

понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала

посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в

поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за

муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.

Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома

кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.

Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении

личности ребенка.

Необходимо обращать внимание на красоту природы в разное время года,

суток и в любую погоду, научить детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга,

наслаждаться прохладой родника. Не это ли самая большая радость в жизни

человека. Это величайший подарок, который нам дарит матушка природа.

Зимой можно любоваться красотой русской берёзки, которая покрылась

инеем. Можно в доступной форме объяснить детям, что зимой деревья спят, и

только мы можем защитить их от холода, предложив им сделать доброе дело –

укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».

На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Целесообразно поиграть в

игру «Следопыты». По следам на снегу можно определить, кто здесь прошел, кто

куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением

первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру:«Найди

приметы весны».

Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что

птицам приходится тяжело после долгой зимы, и мы можем помочь им: построить

скворечники и не забывать кормить их.

Лучший отдых летом – это поездка в лес, поход в парк. Полюбуйтесь

деревьями – великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в

лесу, парке можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это

ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их

красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их,

объясните пользу.

Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, они нужны не только нам,

но и обитателям леса, парка. Некоторыми грибами животные не только питаются, но

и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб.

А придёт лось, и он пригодится ему для лечения.

Не заглядывайте в гнезда птиц – это их дома. Птица может испугаться и

покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и

раскапывать норы.

Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно

послушать и дома. И не обязательно на весь лес или парк разговаривать между

собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И она будет благодарна вам за

заботу и внимание.

Мы и природа – одна семья. Научите детей видеть красоту родной

природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребёнок будет бережно

относиться ко всему, что его окружает – ваше воспитание не пройдёт даром.

Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам –

взрослым.



В раздел образования