Автор: Корчикова Нина Васильевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ-детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Новосибирская область р.п.Краснообск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как научить ребенка любить и охранять природу"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Как научить ребенка любить и охранять родную природу»
« Природа учит нас понимать прекрасное.
Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе»
К.Г. Паустовский
Эти слова замечательного русского писателя наиболее точно подчеркивают
значение природы в нашей жизни. Именно в семье ребенок может получить первые
знания о том, как научиться любить и беречь родную природу.
«Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу,-
писал М.М. Пришвин,- и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так
сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
Мы привыкли к тому, что изо дня в день нас окружают растения, животные,
светит солнце, разливая вокруг нас свои золотые лучи. Нам кажется, что это было,
есть и будет всегда. На лугах всегда будут лежать зелёным ковром травы, будут
цвести цветы, раздаваться пение птиц. Но это всё не так. Если мы не научимся сами
и не научим своих детей воспринимать себя как часть мира живой природы, то
будущее поколение не сможет любоваться и гордиться красотой и богатством нашей
Родины.
С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры.
Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними
питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или
собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.
Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что
каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой «дом», в котором им
хорошо и комфортно.
В мире природы ребенок начинает свое путешествие в познание. Этот мир
волнует его, будит интересы, воображение, фантазию.
Много конкретных и доступных знаний приобретает ребенок, наблюдая за
работой старших на участке и принимая в ней посильное участие. Так в процессе
наблюдений, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребенку
становится понятно, например, что вредители уничтожают растения, что животные
нуждаются в тепле и уходе. Это – активно добытые и прочувствованные знания о
живой природе. Именно такой путь познания окружающего и является основой
умственного развития дошкольника.
Природа, которую наблюдает ребенок, оставляет в нем неизгладимое
впечатление формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребенка с самого
раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пестрым оперением
птиц, радоваться их пению, удивляться догадливости собаки.
В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к
родному краю. Еще одна важная задача: воспитание доброты, человечности.
Ребенок должен жалеть живое существо, если ему больно. Мы взрослые, отвечаем за
любые слова, произнесенные в присутствии детей, и за все поступки, совершенные
при них в отношении живых существ.
Нам надо научить малыша любить и уважать все живое: цветок, птицу,
щенка и лягушку, защищать их. Прежде всего, мы должны научиться любить
животных. Ребенок должен получить первоначальные знания о живых существах.
Источники этих знаний - художественная литература, рисунки, диафильмы,
а самое главное непосредственное общение с живыми существами. Детям
рассказывают о животных, беседуют с ними. И умом и сердцем учатся малыши
понимать животных, общаясь с ними. С ребенком можно пойти на прогулку. Сначала
посетить двор, ближайший сквер или парк, затем побывать на берегу речки, в лесу, в
поле. Понаблюдать за паутинкой – блестящей нежной ниточкой, за
муравьями, лягушкой, птицей с птенцами, за ежом, бабочками и т.д.
Любовь к природе воспитывается в деятельности – можно завести дома
кошку или собаку, чтобы и ребенок участвовал в уходе за животными.
Несомненно, общение с живой природой играет важную роль в становлении
личности ребенка.
Необходимо обращать внимание на красоту природы в разное время года,
суток и в любую погоду, научить детей слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга,
наслаждаться прохладой родника. Не это ли самая большая радость в жизни
человека. Это величайший подарок, который нам дарит матушка природа.
Зимой можно любоваться красотой русской берёзки, которая покрылась
инеем. Можно в доступной форме объяснить детям, что зимой деревья спят, и
только мы можем защитить их от холода, предложив им сделать доброе дело –
укрыть корни снегом, чтобы деревья «не замёрзли».
На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Целесообразно поиграть в
игру «Следопыты». По следам на снегу можно определить, кто здесь прошел, кто
куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).
Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением
первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру:«Найди
приметы весны».
Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что
птицам приходится тяжело после долгой зимы, и мы можем помочь им: построить
скворечники и не забывать кормить их.
Лучший отдых летом – это поездка в лес, поход в парк. Полюбуйтесь
деревьями – великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в
лесу, парке можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это
ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их
красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их,
объясните пользу.
Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, они нужны не только нам,
но и обитателям леса, парка. Некоторыми грибами животные не только питаются, но
и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб.
А придёт лось, и он пригодится ему для лечения.
Не заглядывайте в гнезда птиц – это их дома. Птица может испугаться и
покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.
Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и
раскапывать норы.
Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно
послушать и дома. И не обязательно на весь лес или парк разговаривать между
собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И она будет благодарна вам за
заботу и внимание.
Мы и природа – одна семья. Научите детей видеть красоту родной
природы, воспитывайте бережное отношение к ней. Если ребёнок будет бережно
относиться ко всему, что его окружает – ваше воспитание не пройдёт даром.
Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам –
взрослым.