Напоминание

"Особенности ребенка 2-3 летнего возраста"


Автор: Игнатова Гузель Равгатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №94 г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности ребенка 2-3 летнего возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности ребенка 2-3 летнего возраста.

Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со взрослым

по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности

создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и

явлений окружающего мира.

Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых

и формируется собственная

активная

речь

ребенка.

В

общении

со взрослым

ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в

сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю

ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых

начинают

по-настоящему

регулировать

его

действия, оказывать не только

непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений,

выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным

приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство

познания действительности.

Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его

восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение

значения слов, что является одной из важнейших сторон

умственного развития

ребенка.

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его

точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может

определить

точно

форму,

величину,

цвет

предмета,

узнает

сами

предметы

по

отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным

и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями

предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств.

Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление –

выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты

своих

действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи.

Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) –

отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем

же

словом

предметы, которые используются для одной и той же цели. По

мере

накопления

ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление

ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы

в

уме,

представляя

себе

их

результаты.

Так

возникает

наглядно-образное

мышление.

Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать

активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием

интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств.

Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта,

дает

возможность

знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не

воспринимал.

Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет

решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание –

результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям

этого

возраста.

Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин, Венгер,

Миллер, Выготский и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности и характер

человека не предопределены от рождения, а большей частью формируются в

определенный период его жизни. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и

детской психологии –

с

другой,

показали,

что

ключ

к развитию умственных

способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые 3 года жизни, т.е. в

период развития мозговых клеток. Все зависит от стимуляции и степени развития

головного

мозга

в

решающие

годы

жизни ребенка. Это годы с рождения до

трехлетнего возраста.

Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и

строгим и ласковым. А когда он начинает развиваться сам, нужно постепенно

научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние должно прекратиться до

детского сада. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в

более позднем может погубить в нем талант и вызвать сопротивление. В развитии

ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.

Окружающая среда, которую создали родители, становится средой ребенка. Она

развивает его способности к профессии родителей, пробуждая интерес к ней.

Жан Плаже создал теорию фаз роста, наблюдая над развитием своих троих детей.

Ребенок, по его наблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и физически и

умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на

каждой стадии. Родители должны внимательно наблюдать за ребенком, знать, что и

когда необходимо малышу, что ему интересно.

Специалисты

по

дошкольному

воспитанию

считают,

что

отказываясь

удовлетворить любое желание своего ребенка, родители проявляют не

недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его же интересах. Когда вокруг

ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться

на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая

разнообразные игры с ней.

Т.о.,

если

родители

хотят

развить

у

ребенка

нестандартное

мышление

и

изобретательность,

они

не

должны

покупать

все,

что

он

просит.

Этим

можно

достигнуть

прямо

противоположного эффекта. Готовые игрушки редко нравятся

детям,

поскольку

они

имеют

мало общего с окружающим их миром. Им

недостаточно, чтобы игрушка была красивая или забавная.

У взрослых часто бывают искаженные представления о ценности той или иной

игрушки, основанные на их собственных

детских

впечатлениях.

Малыш

с

любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те,

которые удовлетворяют его потребность

в

творчестве.

Для

ребенка

игровой

материал – все, что он трогает и видит. Нет особой нужды, по мнению М. Ибуки,

вообще покупать ему игрушки и настаивать, чтобы он обязательно играл, как

«положено».

Глина, бумага для вырезания, цветная бумага для складывания фигур – лучшие

игрушки для развития творческих способностей ребенка. Эти материалы имеют одну

общую характеристику – они не имеют определенной формы или назначения.

Именно поэтому они являются

идеальными

игрушками

для

ребенка раннего

возраста, когда интеллект развивается быстрее всего. Он может делать с этими

материалами все, что ему заблагорассудится.

Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих

собратьев

в

освоении

различных

навыков:

лепка

рано

разбудила

его

интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение – первые,

но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод что, В раннем детстве

развиваются и другие способности ребенка: желание что-то создавать, стремление к

познанию и преобразованию окружающего

мира.

Это важно

для

развития

интеллекта и формирования характера ребенка. Мозг ребенка в раннем детстве

очень пластичен, способен усвоить одновременно системы мышления 2-х языков.

Цель раннего развития – не сделать из ребенка гения, а дать ему такое

образование, чтобы он имел

пытливый

ум,

здоровое

тело,

сделать

ребенка

сообразительным и добрым.

Итак, развитие детей раннего возраста – тонкий и требующий особого подхода к

каждому ребёнку процесс. Унифицировать программы раннего развития нельзя, ибо

это

чревато

возникновением

быстрых

(неврозы)

и

отложенных

(зависимости

в

подростковом возрасте) патологических реакций.

На

наш

взгляд

каждый

ребёнок

это

уникальный

человек,

к

которому

должны

подобрать идеальный подход не только воспитательские группы, но и сами родители.

Более того, раннее развитие ребёнка нельзя ставить во главу всей жизни малыша –

общение со взрослыми, вот важнейший критерий успешного развития любого ребёнка.

Никто не может сказать, насколько обучение «сейчас» будет успешным «потом» —

ведь мир динамичен и постоянно меняется. Однако почему бы не попробовать понять

своего ребёнка и почаще играть с ним? Почему бы не помочь ему в развитии его

интересов – ведь так вы и сами столкнётесь с большим объёмом новых знаний.

Обучение

и

развитие

своего

ребёнка

это

ещё

и

мощнейший

инструмент

самопознания и саморазвития.

Ни один педагог и воспитатель не скажет – будет ли ваш ребёнок успешен в будущем,

но грамотно и индивидуально составленная программа раннего развития для ребёнка –

это залог будущего интереса к неизведанному и стремление к познанию мира вокруг

себя.

Кто

знает,

может

быть

именно

ваш

ребёнок

это

второй

Эйнштейн

или

Хемингуэй?



В раздел образования