Напоминание

Система работы объединения по формированию композиционных навыков при выполнении работ в технике "гобелен"


Автор: Прищепова Тамара Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦДОД "Заречье"
Населённый пункт: город Казань Кировский район
Наименование материала: статья
Тема: Система работы объединения по формированию композиционных навыков при выполнении работ в технике "гобелен"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей «Заречье»

Кировского района города Казани

Методические рекомендации по организации учебного процесса

«Система

работы

объединения

по

формированию

композиционных

навыков при выполнении работ в технике «гобелен»

для учащихся от 10 до 15 лет

Педагог дополнительного образования

Прищепова Тамара Николаевна

2018

Аннотация

Формирование

творческой

личности

-

одна

из

важных

задач

педагогической

теории

и

практики

на

современном

этапе.

Занятия

художественно-творческой

деятельностью

способствуют

познанию

окружающего

мира,

эстетическому

воспитанию,

развитию

мышления,

художественных

способностей,

играющих

важную

роль

в

формировании

разносторонне

развитой

личности.

Занятия

художественно-творческой

деятельностью

создают

основу

для

полноценного

содержательного

общения детей между собой и с взрослыми. Кроме того, художественно-

творческая

деятельность

выполняет

терапевтическую

функцию:

отвлекает

детей

от

грустных

событий,

снимает

нервное

напряжение,

страхи,

вызывает

радостное,

приподнятое

настроение,

обеспечивает

положительное

Декоративно

-

прикладное

творчество

тесно

связано

с

народным

прикладным

искусством,

издавна

украшающим

быт

и

труд

человека,

искусством

глубоко

национальным,

ярким,

жизнерадостным,

богатым

выдумкой.

Занятия

прикладными

видами

творчества

-

это

прекрасное

времяпровождение

и

лекарство

от

стрессовых

ситуаций,

которые

более

или

менее

часто

случаются

в

жизни

у

каждого

человека.

Кроме

того,

находиться

среди

ярких

цветных

ниток,

волокон

и

богато

украшенных

тканей - само по себе большое удовольствие.

Одним

из

направлений

в

художе ственно

-

т в о рч е с ко й

деятельности

является

занятия

по

ознакомлению

с

техникой

«гобелен».

Д а н н ы е

р е ко м е н д а ц и и

п р е д н а з н а ч е н ы

д л я

п е д а г о г о в

д о п ол н и т е л ь н о го

о б р а з о ва н и я

о бъ ед и н е н и й

худ о ж е с т в е н н о й

направленности, работающих с учащимися от 10 до 15 лет.

В

данной

рекомендации

подробно

говорится

о

истории

техники

«гобелен»,

даются

практические

советы

по

методике

проведения

занятий,

пошаговая

инструкция

в

процессе

самостоятельной

работы.

Даны

методические

разработки

проведения

открытых

за н ят и й :

«Восприятие

цвета»,

«Цветочная

композиция»,

«Цветик-семицветик»,

«Изображение

животные

в

технике

нетканого

гобелена»,

«Цветы

родного

края»,

«Натюрморт».

2

«Система

работы

объединения

по

формированию

композиционных

навыков

при выполнении работ в технике «гобелен»

Гобелен

(фр. gobelin)

-

один

из

видов

декоративно-прикладного

искусства,

стенной

безворсовый

ковёр

с

сюжетной

или

орнаментной

композицией,

вытканный

вручную.

Гобелены

ткутся

из

цветных

шелковых

или

шерстяных

нитей.

Слово

«гобелен»

возникло

во

Франции

в

XVII

веке,

когда

там

открылась

королевская

мануфактура

братьев

Гобеленов,

продукцию

мануфактуры

стали

называть

гобеленами.

Родоначальник

этого

семейства

красильщик

Жилль

Гобелен.

Техника

гобелен

известна

под

названиями

«набивка»,

«вышивка

петлей»

или

«нетканый

гобелен».

«Нетканый

гобелен»

или

«вышивка

петлей»

-

сравнительно

молодой

вид

рукоделия.

Образовался

в

первой

половине 20 века.

Техника

нетканого

гобелена

-

одно

из

н ап р а вл е н и й

прикладного

творчества.

Изучение

техники

нетканого

гобелена

-

важный этап в процессе творческого обучения.

Создание

работ

из

живописных

волокон

-

занятие

творческое,

с п о с о б н о е

п о бужд ат ь

и

р а зв и ват ь

д е т с ку ю

фа н т а зи ю.

Д е т и

воспринимают

эту

технику

как

игру.

Иголки

заменяют

карандаш,

а

волокна

-

краски.

Эта

техника

и

напоминает

рисование

и

дает

полную

раскрепощенность, потому что в любое время можно исправить рисунок,

и

ребенок

уверенно

начинает

импровизировать

и

фантазировать,

работая

над

гобеленом.

Нетканый гобелен - это валяние из шерсти вошло в моду недавно,

хотя

история

чудесного

вида

рукоделия

уходит

корнями

в

далекое

прошлое.

Техника

валяния

пользовалась

популярностью

во

всех

государствах,

где

были

одомашнены

овцы

и

козы,

из

шерсти

которых

изготовляли первые валяльные изделия - одеяла, ковры, одежду и обувь.

Существует красивая легенда о том, что первый на земле ковер появился

на

Ноевом

ковчеге:

у

овец,

которые

на

нем

плыли,

были

очень

тесные

стойла,

они

терлись

боками

друг

об

друга,

шерсть

падала

на

пол,

намокала,

и

ее

утаптывали

копытами

овец.

Когда

потоп

закончился

и

овцы

вышли

из

ковчега,

то

на

полу

остался

прекрасный

ковер.

А

археологи

датируют

возникновение

первых

валяных

изделий

8000-

летним

возрастом.

Древние

люди

начинали

валять

из

найденной

шерсти

диких, а затем одомашненных животных. И только потом они научились

войлока

-

овечья

шерсть

с

небольшим

добавлением

ягнячей,

верблюжей

и

козьей

шерсти,

конского

волоса

и

волоса,

выпадающего

при

линьке

крупного

рогатого

скот а.

Само

слово

«войлок»

-

т ю р кс ко го

происхождения,

что

в

переводе

означает

покрывало.

Это

вид

рукоделия

подходит

как

малышам,

так

и

детям

школьного

возраста.

Шерсть

-

мягкий

пластичный

материал

работать

с

ней

сложно.

Занятия

художественным

валянием

развивают

вкус,

моторику,

учат

творчески

3

мыслить.

Основное

внимание

на

занятиях

по

выполнению

работ

в

технике

гобелен

целесообразно

уделять

формированию

практических

умений

и

навыков

работы,

развитию

самостоятельного

подхода

в

выполнении

той

или иной работы.

Планируя

занятия,

руководитель

учитывает

общий

уровень

п од гото в к и

у ч а щ и хс я ,

н а л и ч и е

мат е р и а л о в ,

и н с т руме н то в

и

приспособлений

для

работы.

В

плане

руководитель

объединения

отмечает

наличие

необходимых

факторов,

влияющих

на

проведение

занятия,

предусматриваются

даже

некоторые

отклонения

от

плана.

Руководителю

занятий

объединения

необходимо

учитывать

возрастные

особенности

и

специфику

внеклассной

работы,

которая

организуется

после

активного

умственного

труда

детей

на

уроках

в

школе.

Обычно

новую

информацию

нужно

сообщать

небольшими

порциями,

вновь

полученные

знания

сразу

закрепляют

практическими

уме н и я ми ,

п о вто р е н и е

зн а н и й

и

с о ве р ш е н с т во ва н и е

у м е н и й

осуществляют

не

на

образцах,

а

на

разнообразных

изделиях,

которые

обязательно

несут

смысловую

нагрузку

начинают

с

простых

изделий

небольших

по

объёму

так,

чтобы

дети

могли

быстро

увидеть

результат

своего

труда,

старались

проявить

самостоятельность,

творческую

инициативу,

выдумку

при

выборе

отделки,

рисунка

и

т.д..

Практические

упражнения способствуют не только познанию законов композиций, но и

развитию

творческой

фантазии,

образного

мышления.

Теоретические

занятия

должны

чередоваться

с

практическими,

в

ходе которых учащимися выполняются задания по конкретной теме.

Вводное

занятие

можно

построить

в

виде

беседы,

в

процессе

которой

руководитель

объединения

выясняет,

что

учащиеся

уже

знают,

и

дополняет

эти

знания.

Готовясь

к

такому

занятию,

нужно

подготовить

небольшой

рассказ

о

вышивании,

который

заинтересует

детей,

показать

образцы - вышитые изделия.

На

вводном

занятии

объединения

целесообразно

обобщить

представления

учащихся

о

процессе

выполнения

работ

в

технике

«гобелен»,

инструментах

и

материалах;

дать

общие

сведения

о

подборе

игл,

показать

образцы

нитей

и

образцы

рисунков,

которые

дети

могут

вышить

на

занятиях.

На

следующем

занятии

педагог

дает

определение

понятию

«композиция»

-

построение

произведения

искусства,

расположение

о с н о в н ы х

э л е м е н т о в

и

ч а с т е й

в

о п р е д е л е н н о й

с и с т е м е

и

последовательности,

способы

соединения

образов

и

совокупность

всех

средств

их

раскрытия.

Тема

изучается

в

течение

двух

занятий

по

следующему

плану:

понятие

о

композиции;

роль

композиции

в

создании

высокохудожественных

произведений;

законы

композиции.

Педагог

последовательно

раскрывает

законы

композиции:

симметрия,

асимметрия,

равновесие

и

ритм,

статика

и

динамика,

подчинение

второстепенного

главному,

выделение

зрительного

центра,

4

контрастность

на

основе

наглядных

материалов

(таблиц,

слайдовой

презентации).

Затем

он

демонстрирует

картины,

изделия,

с

помощью

которых

иллюстрирует

эти

законы

и

их

реализацию

художниками.

У ч а щ и е с я

з а п и с ы в а ю т

н а и б о л е е

в а ж н ы е

п о л ож е н и я

и

п р и

необходимости

зарисовывают

схемы,

таблицы

и

рисунки.

В

содержание

занятий

целесообразно

включить

работу

над

изделиями

-

коврики,

подушки,

панно

и

др.

Поэтому

педагогу

объединения

следует

быть

в

по стоянном

творче ском

п о и с ке ,

фантазировать,

вносить

что-либо

новое,

продумывать

новые

темы.

Начинающим

знакомиться

с

техникой

«гобелен»

лучше

всего

начать

с

простых

композиций,

освоить

различные

виды

декоративных

панно.

Возможные

темы

для

панно:

«Фрукты

в

вазе»,

«Звездная

ночь»,

«Весна», «Осенний листопад» и др.

Прежде

чем

приступить

к

работе,

необходимо

научить

учащихся

выполнять

эскиз

будущего

панно

на

основе

законов

композиции,

на

котором

намечают

расположение

деталей,

цветовых

пятен.

Затем

в

зависимости

от

расположения

элементов

изображения

выбирают

форму

основы

-

квадрат,

круг,

эллипс,

прямоугольник.

Подбирая

цвет

ниток

можно

добиться

тонких

цветовых

переходов

от

светлых

до

темных

тонов.

Важно

учащихся

познакомить

с

тем,

что

композиции

панно

могут

быть

асимметричными

и

симметричными,

в

виде

о р н а м е н т а .

Необходимо

так

же

познакомить

с

законами

линейной

и

воздушной

перспективы.

На

первом,

ближнем,

плане

окраска

предметов

должна

быть

насыщенной,

на

дальнем

-

приглушенной.

Таким

приемом

усиливается

ощущение

глубины

пространства.

Учащимся

необходимо

дать

понять,

что

окраска

нитей

бывает

холодных

(голубые,

синие,

сине-зеленые,

серые,

фиолетовые)

и

теплых

(красные,

оранжевые,

желтые,

желто-зеленые,

коричневые)

тонов.

Панно

выглядит

лучше,

если

его

выполняют

в

единой

цветовой

гамме

-

холодной

или

теплой.

Эффектно

сочетание

цветов,

усиливающее

звучание

друг

друга,

например,

желтый

и

фиолетовый,

оранжевый

и

синий.

В

живописи

существует

закон

контрастов,

если,

требуется

подчеркнуть

какой-нибудь

цвет,

усилить

его

звучание,

необходимо

поместить рядом с ним контрастный цвет.

Следующий этап создания работ в технике «гобелен» - выполнение

изделий

-

ковриков,

подушек.

Следует

обратить

внимание

учащихся

на

то,

что

в

природе

очень

редко бывает состояние абсолютного покоя, поэтому очень важно ввести

в

планирование

темы

для

выполнения

работ,

в

которых

будет

присутствовать

ощущение

движения.

Например:

«Порыв

ветра»,

«Птицы

кружат», «Воздушный змей» и др. Наклоны, повороты линий, отдельных

элементов

композиции

создают

определенный

ритм,

который

может

быть

подчеркнут

асимметричным

расположением

отдельных

элементов

композиции.

5

Далее можно перейти к выполнению пейзажа в технике «гобелен».

Перед

тем

как

перейти

к

этому

жанру,

необходимо

опять

разобраться,

как строится линейная и воздушная перспектива в пейзаже.

Ознакомление

учащихся

с

законами

композиции

осуществляется

последовательно,

каждое

правило

закрепляется

в

творческой

работе

соответствующей

тематики.

Придерживаясь

данной

системы

можно

не

только

познакомить

учащихся

с

технологией

выполнения

работ

в

технике

«гобелен»,

но

и

показать,

как

важно

учитывать

законы

композиции.

Процесс

выполнения

работ

в

технике

«гобелен»

увлекателен.

Занятия

развивают

у

школьников

эстетический

вкус,

творческое

воображение,

композиционные

навыки,

прививают

аккуратно сть,

усидчивость,

трудолюбие.

Занятия

объединения

по

ознакомлению

детей

с

техникой

«гобелен»

строятся

по

принципу

добровольности,

поэтому

их

содержание

в

большей

степени

должно

отвечать

индивидуальным

устремлениям

учащихся.

Это

дает

педагогу

возможность

проводить

разнообразные

занятия,

развивающие

способности

детей,

воспитывающие

у

них

интерес и любовь к творчеству.

При

организации

работы

объединения

необходимо

соблюдать

следующие принципы:

-

обеспечивать

добровольность

выбора

учащимися

содержания

занятий с учётом личных склонностей детей;

-

опираться

на

самостоятельную

творческую

инициативу

детей;

- знакомить детей с новыми видами творчества.

Наиболее эффективными методами и приемами на занятиях являются:

эмоциональный рассказ педагога;

личный пример;

использование игры;

упражнения,

направленные

на

формирование

композиционных

навыков;

комплексное

занятие,

на

котором

происходит

взаимодействие

различных искусств (музыки, литературы, хореографии).

Приемы и методы, которые можно использовать для ознакомления с

законами композиции:

пояснение;

сравнение

(данный

прием

повышает

мыслительную

активность

детей,

способствует

развитию

мыслительных

действий:

анализа,

синтеза,

умозаключения);

акцентирование деталей;

связь

обучения

с

жизнью

(это

значит,

что

изобразительная

деятельность

должна

опираться

на

впечатления,

полученные

ребенком

от

действительности);

принцип наглядности (опираясь на него, необходимо обеспечивать

наглядное познание детьми законов композиции);

6

выполнение практических заданий (дает возможность закрепить

изученный материал).

Для ознакомления детей с законами композиции и для развития их

изобразительных

способностей

большое

значение

имеет

знакомство

с

произведениями

изобразительного

искусства.

Знакомство

с

ними

строится

на

основе

бесед.

Беседы

обогащаются

использованием

кинофильмов,

диафильмов,

диапозитивов,

показом

репродукций

и

их

фрагментов,

проведением

экскурсий

в

художественные

галереи,

музеи,

на

выставки

по

декоративно-прикладному

искусству.

Источником

для

художественного

творчества

детей

является

окружающая

жизнь.

Создание

гобеленов

относится

к

о бл а с т и

художественного

творчества,

поэтому

следует

помнить

и

о

законах

композиции.

Композиция

-

важнейший

структурный

принцип

любого

художественного

произведения,

организующий

взаимное

расположение

его

частей,

их

соподчинение

друг

другу

и

целому,

что

придает

произведению

единство,

целостность

и

завершенность.

Основа

композиции

-

одна

из

важнейших

частей

в

общей

системе

художественно-творческого

образования

учащихся.

Работа

н ад

композицией

-

неординарный

сложный

процесс

восприятия

явлений

Слово

«композиция»

происходит

от

латинского composition

-

составлять,

связывать.

Композиция

-

сочинение,

соединение

элементов

в

единое

целое

по

законам

гармонии.

В

современном

понимании

композиция

-

это

по строение

художе ственного

п р о и з в ед е н и я ,

обусловленное

спецификой

вида

искусства,

содержанием,

назначением

произведения

и

замыслом

мастера.

Чтобы

ярко

и

полно

выразить

свой

замысел

в

произведении,

необходимо

знание

закона

целостности

-

основного

закона

композиции.

Главная черта закона целостности - неделимость композиции, т.е. связь и

взаимная

согласованность

всех

элементов

композиции.

Исходя

из

конструктивной

идеи

выделяется

центр

внимания,

подчиняющий

себе

второстепенное.

Все

составляющие

композицию

элементы

должны

работать на общую идею.

Закон

контрастов

-

один

из

основных

законов

композиции.

Термин

«контраст»

обозначает

резкую

разницу,

противоположность

сторон.

Основными

контрастами

в

изобразительном

искусстве

являются

тоновой

(светлотонный)

и

цветовой

природные

контрасты.

На

их

основе

возникают

и

действуют

другие

виды

контрастов

-

контрасты

линий,

форм,

размеров,

характеров,

состояний.

А

также

контрасты,

связанные

с

идеями

(контрасты

идей,

положений),

контрасты

в

построении

сюжета

(контрасты в нахождении конструктивной идеи) и т.д.

В с я к а я

п р а в и л ь н о

п о с т р о е н н а я

ко м п о з и ц и я

я в л я е т с я

уравновешенной.

Равновесие

-

это

размещение

элементов

композиции,

при

котором

каждый

предмет

находится

в

устойчивом

положении.

Его

местонахождение

не

вызывает

сомнения

и

желания

передвинуть

его

по

изобразительной

плоскости.

7

Равновесие

бывает

двух

видов:

1.

статиче ское

равнове сие

возникает

при

с имме т ричном

расположении

фигур

на

плоскости

относительно

вертикальной

и

горизонтальной

осей

формата

композиции

симметричной

формы;

2.

динамическое

равновесие

возникает

при

асимметричном

расположении

фигур

на

плоскости,

т.е.

при

их

сдвиге

вправо,

влево,

вверх,

вниз.

При

компоновке

форм

на

плоскости

большое

значение

играют

масштаб

и

пропорции

изображаемых

величин.

От

правильного

их

использования

зависит

выразительность

композиции.

Всякая

композиция

начинается

с

установления

размеров

изображения:

крупное

изображение

зрительно

уменьшает

формат

изобразительной

плоскости,

Для

достижения

выразительности

в

композиции

немаловажную

роль

играет

ритмическая

организация

и

взаимосвязь

изобразительных

элементов

на

плоскости.

Чередование

изобразительных

элементов

и

свободных

пространств,

их

частота,

сгущенность

и

разреженность

называются

ритмом.

Ритм

в

жизни

и

в

искусстве

проявляется

через

большую

или

меньшую

периодическую

повторяемость

какого-либо

элемента.

Ритм может быть спокойным и беспокойным, направленным в одну

сторону

или

сходящимся

к

центру,

направленным

как

по

горизонтали,

так

и

по

вертикали.

Чередовать

можно

элементы,

объемы,

цветовые

пятна, какие-либо детали и др. Главный признак ритма - это повторяемое

закономерное

чередование

сопоставляемых

элементов

и

интервалов

между

ними.

Ритмические

повторы

могут

быть

равномерными,

убывающими

или

нарастающими.

В

зависимости

от

расположения

фигур

композиция

может

быть

статичной

или

динамичной.

В

первом

случае

элементы

располагаются

симметрично

относительно

осей

формата.

Во

втором

случае

возможны

следующие

варианты:

1.

при

одинаковости

мотивов

динамичность

достигается

за

счет

различного

расстояния

между

элементами

композиции,

а

также

за

счет

сгущения их на одних участках композиции и разреженности на других.

2.

элементы

одинакового

мотива

имеют

различные

размеры

и

располагаются

на

разном

расстоянии

друг

от

друга.

Динамичность

достигается

благодаря

контрасту

по

трем

параметрам:

расстоянию

между элементами, их размерам и поворотам.

Для

того

чтобы

любая

композиция

стала

выразительной,

она

должна

иметь

композиционный

центр,

доминанту,

которая

может

с о с т о я т ь

и з

н е с ко л ь к и х

э л е м е н т о в

и л и

о д н о г о

б о л ь ш о г о .

Композиционный

центр

должен

в

первую

очередь

привлекать

внимание

зрителя. Центр композиции включает сюжетную завязку с главными

Можно выделить следующие варианты организации доминанты:

1 .

сгущение

элементов

на

одном

участке

плоскости

по

сравнению

с

довольно

спокойным

и

равномерным

их

рассредоточением

8

на

других

участках;

2 .

выделение

элемента

цветом,

остальные

параметры,

размеры

и

форма

одинаковы;

3 .

контрастность

форм,

например,

среди

округлых

по

очертанию

фигур

располагается

остроугольная

и

наоборот;

4 .

увеличение

в

размерах

одного

из

элементов

композиции

или

на

оборот:

среди

более

крупных

элементов

располагается

мелкий,

который также будет резко отличаться, и доминировать.

Способ

гармонии,

при

котором

изображение

слева

подобно

правому,

верх

аналогичен

низу

по

диагонали,

горизонтали,

вертикали

или

по

другой

ломаной

оси,

называется

симметрией,

а

сама

композиция

д л я

с и м м е т р и ч н о й

о р г а н и з а ц и и

к о м п о з и ц и и

х а р а к т е р н а

уравновешенность ее частей по массам, по тону, цвету и даже по форме.

В

таких

случаях

одна

часть

почти

зеркально

похожа

на

другую.

В

симметричных

композициях

чаще

всего

имеется

ярко

выраженный

статизм.

Асимметрия

по

структуре

своей

противоположна

явлению

с и м м е т р и я .

Ас и м м е т р и я

п о з в ол я е т

д о б и т ь с я

д и н а м и ч н о с т и ,

напряженно сти

композиции,

не

теряя

гармонии

целого.

При

использовании

асимметрии

композиция

становится

выразительнее,

интереснее.

При

асимметрии

ось

или

плоскость

симметрии

отсутствует.

Если

симметричная

форма

во спринимается

легко

и

сразу,

то

асимметричная

читается

постепенно.

Составляя

композицию

важно

правильно

выбрать

и

цветовое

решение.

От

интенсивности

цвета

основного

фона

зависят

цвета

изображений.

Поиск

гармоничных

и

выразительных

сочетаний

цветовых

пятен

-

одна

из

главных

задач

работы.

Цвет

должен

создавать

настроение,

с о от ве т с т ву ю щ е е

содержанию

гобелена.

Он

может

быть

реальным,

условным

или

чисто

декоративным.

Любая художественная работа, в том числе и выполнение гобелена,

начинается

с

эскиза.

Выполняя

эскиз

необходимо

учитывать

основные

закономерности

его

композиционного

построения:

В

эскизе

особое

внимание

уделяют

его

общей

композиции.

С

помощью

композиции

определяется

положение

фигур

и

предметов

в

пространстве.

При

работе

под

готовый

формат

важно

сохранить

пропорциональные

соотношения

главных

и

второстепенных

частей

композиции.

Затем

выделяют

композиционный

центр,

основное

действие,

вокруг

которого

группируются

предметы.

Они

помогают

раскрыть

Не

следует

усложнять

эскиз

излишними,

а

также

мелкими

деталями,

так

как

это

осложняет

точность

воспроизведения.

Работа

по

выполнению

изделия

в

технике

«гобелен»

предполагает

в

первую

очередь

наличие

специальных

композиционных

знаний,

умений

и

навыков.

Для

решения

этой

проблемы

и

направлен

учебный

проце сс

объединения,

где

о сновно е

ме сто

имеет

т в о рч е с к а я

композиционная

деятельность.

Обучение

созданию

гобеленов

9

целесообразно начинать с изучения и освоения законов композиции. При

определении

методов

обучения

выполнению

работ

в

технике

«гобелен»

следует

выделить

два

основных

направления

работы

педагога:

подготовка к предстоящему занятию и обучение на занятии.

Учащиеся

в

процессе

обучения

овладевают

определенными

знаниями,

умениями,

навыками.

Одно

и

то

же

содержание

материала

может

быть

усвоено

различными

способами

с

помощью

различных

средств

обучения.

Поэтому

перед

педагогом

стоит

проблема

выбора

тех

путей,

которые

помогут

более

успешно

и

продуктивно

обучать.

Решение

этой

проблемы

педагог

организует,

когда

рассказывает,

объясняет

ученикам,

беседует,

показывает

наглядные

пособия,

привлекает

к

наблюдению,

демонстрирует

примеры

действий,

организует

выполнение

упражнений,

контролирует

работу

детей.

В процессе занятия при выполнении работ в технике «гобелен» по

ознакомлению

с

законами

композиции

педагог

использует

практические

и

словесные

методы.

Вначале

занятия

педагог

проводит

беседу,

где

под

ее

руководством

дети

осмысливают

новый

материал,

устанавливают

связь

между

теорией

и

практикой.

Во

время

занятия

проводится

объяснение

последовательности

выполнения

работы.

Занятия объединения по выполнению работ в технике гобелен обычно

проводятся по следующему плану:

1 .

Беседа на выбранную тему.

2 .

Анализ

формы

объекта

труда,

выбранного

для

изготовления.

3 .

Показ

и

обсуждение

возможных

сюжетов,

мотивов

для

вышивки

в

технике

«гобелен».

4 .

Составление

плана

работы.

5 .

Самостоятельная

работа

учащихся:

Составление

эскиза

композиции

Выбор

колорита

Перенос

изображения

на

ткань

Выполнение

работы

Оформление

готовой

работы

6 .

Обсуждение

готовых

работ

(выставка).

Ознакомление

школьников

с

законами

композиции

при

выполнении

работ

в

технике

«гобелен»

начинается

с

объяснительноиллюстративного

метода,

который

состоит

в

предъявлении

учащимся

информации

разными

способами

-

зрительным,

речевым

и

др.

Возможные

формы

этого

метода

-

сообщение

информации

(рассказ,

лекции),

демонстрация

разнообразного

наглядного

материала,

в

том

числе

с

помощью

технических

средств.

Демонстрационные

методы,

реализующие

принципы

наглядности

обучения,

помогают

детям

во

время

занятия

воспринять

конкретные

образы

изучаемых

объектов,

облегчить

усвоение

материала.

Использование

пособий

педагог

сопровождает

объяснением,

что

делает

обучение

более

доходчивым,

пробуждает

в

детях

творческую

инициативу.

Педагог

в

качестве

наглядного

материала,

на

основе

10

которого

можно

рассмотреть

основные

законы

композиции,

предлагает

образцы

работ.

Занятия

по

выполнению

работ

в

технике

«гобелен»

но сят

художественно-творческий

характер,

что,

прежде

всего,

предполагает

создание

ребенком

работы,

выражающей

индивидуальные

желания

и

умения.

Вместе

с

тем,

педагог

помогает

ребятам

вызвать

в

воображении

соответствующий

образ,

который

не

может

возникнуть

на

пустом

месте.

Поэтому

педагог

предлагает

образцы

не

для

копирования,

а

для

того,

чтобы

пробудить

фантазию,

актуализировать

имеющиеся

умения.

Педагог

организует

восприятие,

дети

пытаются

осмыслить

новое

содержание,

выстроить

доступные

связи

между

понятиями,

запомнить

информацию

для

дальнейшего

оперирования

ею.

Объяснительно-иллюстративный

метод

направлен

на

усвоение

знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать

репродуктивный

метод,

то

е сть

многократно

в о с п р о и з в е с т и

(репродуцировать)

действия.

Его

формы

многообразны:

упражнения,

эскизирование,

беседа,

повторение,

описания

наглядного

изображения,

в ы п ол н е н и е

з а д а н и я

п о

з а р а н е е

з а д а н н о й

схе м е

и

д р у г о е .

Предполагается

как

самостоятельная

работаучащихся,

так

и

совместная

деятельность

с

педагогом.

Репродуктивный

метод

допускает

применение

тех

же

средств,

что

и

объяснительно-иллюстративный:

слово,

средства

наглядности,

практическая

работа.

Работа

над

композицией

гобелена

представляет

собой

процесс

индивидуального

образного

мышления

учащего ся.

Такой

р од

деятельности

предполагает

наличие

у

него

художественного

мышления,

интуиции

и,

естественно,

наличие

определенных

знаний.

Для

успешного

освоения

программы

объединения

художественной

направленности

немаловажную

роль

играют

психолого-педагогические

условия,

которые

включают

в

себя

следующие

компоненты:

создание

комфортной,

доброжелательной

атмосферы

на

побуждение

творческого

воображения

ребят

к

практической

и

творческой

деятельности;

поощряется

отход

от

шаблона,

привнесения

в

каждую

работу

собственных

образов;

важно

«расковать»

детей,

высвободить

их

творческую

формирование

знаний

ребят

на

разных

психологических

уровнях

(конкретно-чувственные

представления,

понятия,

обобщающие

образы,

«открытия»

и

т.д.);

применение

индивидуальных

и

групповых

форм

обучения.

Полученные

знания,

умения

и

навыки

помогают

учащимся

в

повседневной

жизни,

подготовки

к

урокам,

в

оформлении

класса

перед

праздничными

мероприятиями,

учат

видеть

красоту

окружающего

мира,

ценить

свой

и

чужой

труд,

способствует

расширению

кругозора,

формируют

вкус.

Современный

художественный

войлок

-

это

изобразительное

11

произведение,

созданное

не

красками

на

холсте,

а

цветной

непряденой

синтетикой на некой основе - ворсонит. Своего рода живопись цветными

волокнами

на

основе

ворсонита.

Различают

несколько

основных

направлений:

1 .

традиционно

-

мокрое

валяние

-

путем

механического

смешивания шерсти в щелочной среде. Эта техника позволяет делать как

плоские, так и объемные;

2 .

иглопробивная

техника

(здесь

для

закрепления

рисунка

к

текстильной

основе

используется

прибивка

иглой

-

вручную

или

на

фабрике);

3 .

экспериментальная

(это

смешанная

техника

или

совмещение

иглопробивной

техники

мокрого

валяния)

Работы

из

художественного

войлока

все

чаще

украшают

нашу

современную

жизнь

наравне

с

другими

видами

прикладного

искусства,

соседствуя

с

живописью,

украшениями

из

камня,

дерева

и

металла,

одухотворяя

и

утепляя

современное

жилье

и

общественные

интерьеры.

Пошаговая инструкция в процессе самостоятельной работы:

1.

Из

волокон

вытянуть

тонкие

прядки

и

выложить

из

них

лепестки.

2.

Сверху от середины к внешнему уголку положить прядку

более

темного

цвета.

Кончики

лепестка

подкрутить

пальцами.

3.

Таким

же

образом

сделать

лепестки

другого

цвета.

Вспомнить

детскую

считалку

«Каждый

охотник

желает

знать,

где

сидит фазан». Укладывать цветы с небольшим нахлестом.

4.

Собрать

из

зеленой

шерсти

разных

оттенков

3

плотных

листика

для

чашелистика

и

2

тонких

для

стебелька,

украсить

их

шелковым

топсом.

Для

веточки

прядку

длиной

30см

разделите

на

три

части и сформируйте на кончиках листики. Два тонких листика прибейте

иглой для фильцевания в стебелек.

5.

Собрать

три

тычинки

в

виде

кружочков

(свалять

в

стакане

с

мылом)

и

сформировать

их

иглой

для

скорости

валяния.

Валять

до

уплотнения.

6.

Готовые части цветка разложите на пленке.

7.

Накройте

их

капроновой

тканью

и

увлажните

мыльным

раствором.

Притирайте

около

15

минут,

периодически

поднимая

ткань

и

переворачивая

заготовки.

С

усилием

притирайте

только

внешние

края лепестков, середину цветка, стебель и три листика на трите.

8.

Объемную

часть

тычинок

смочите

каплей

мыльного

раствора и валяйте до уплотнения.

9.

Готовые

тычинки

вложите

в

цветок

и

соедините

крайние

лепестки.

10.

Положите

под

эти

лепестки

щетку

-

подушку

и

проколите

иголкой с двух сторон по месту соединения.

11.

Сверните цветок в кулек. Осторожно пробейте иголкой 1,5-

12

2

см,

поворачивая

и

прошивая

насквозь

мест

соединения

лепестков

с

тычинками.

12.

Заверните

цветок

в

листья

ля

чашелистика,

концы

тычинок

спрячьте

в

стебле.

Соедините

части

цветка

между

собой,

пробивая

иголкой

для

фильцевания.

13.

Разверните

и

поправьте

каждый

лепесток

и

листик,

прид а ва я

им

пра вильную

форму.

По

контуру

р а с т я г и в а й т е

образовавшиеся

«барашки»

и

подкручивайте

кончики.

14.

Приступайте

к

валянию

в

руках:

свернутый

в

кулек

цветок

осторожно мните в ладонях.

15.

Стебелек

катайте

пальцами

по

пупырчатой

пленке,

до

тех

пор он не станет плотным.

16.Прополощите в теплой воде, отожмите через полотенце. Еще раз

расплавьте

лепестки

и

листики

сушиться.

Когда

цветок

высохнет,

на

тыльную

сторону

пришейте

булавку.

Открытое занятие

«Изображение животных в технике нетканого гобелена»

13

Тема: «Изображение животных в технике нетканого гобелена»

Цель занятия:

1 .

Воспитательная:

формирование

эстетического

вкуса

на

основе интереса любви к животным.

2 .

Развивающая:

расширение

кругозора,

развитие

знаний

о

строении

животных.

3 .

Обучающая:

ознакомить

с

техникой

изображения

животных

в

гобелене.

Тип

занятия

Познавательный.

Вид

занятия — Смешанный.

Метод

Информационно-практический.

Средства

обучения

Иллюстрации

художников,

наглядные

пособия - готовые гобелены.

Для

обучающихся

М а т е р и а л ы :

в о р с о н и т,

ц в е т н ы е

синтетические

волокна.

Инструменты — Пробивные иглы, ножницы.

Литература

Рисование:

Евдокимов

И.И.

«Юный

художник».

Иллюстрации

анималиста

Чарушина

Е.И.

Ход

занятия:

1 .

Организация. Объявление целей занятия - 5 мин.

2 .

Актуальность знаний - 5 мин.

3 .

Знакомство с технологией - 10 мин.

A

)

Теоретическое

сообщение

о

строении

животных.

B

)

Практический

показ

процесса

и

изготовление

животного,

рисование

животного.

4 .

Усвоение новых знаний - 13 мин.

5 .

Соблюдение правил техники безопасности - 2 мин.

6 .

Самостоятельная работа - 45 мин.

7 .

Просмотр

готовых

работ,

подведение

итогов.

Весь

живой

мир

наделен

сказочным

разнообразием

форм,

цветовых

сочетаний,

часто

прекрасных

и

неожиданных.

Всё

это

прыгает,

бегает,

плавает,

крутится

в

воздухе,

в

воде.

Животных

надо

любить.

Наблюдение

и

изучение

обогатят

ваше

представление

об

этом

чудесном

мире.

Вы

будете

больше

видеть,

чем

видели раньше и чем видят те, кто лишён наблюдательности. Изображать

животных

гораздо

труднее

ввиду

сложности

и

разнообразия

форм,

движений,

позиций.

Изучив

движение

по

одному

животному,

нетрудно

повторить их в другом.

Изгибание

животного

в

основном

определяется

положением

позвоночника.

Показать

на

рисунке,

как

делается

набросок

фигуры

котёнка,

собачки

или

птицы.

При

изображении

животных

форм

конструктивные

оси

мысленно

рисуют,

совпадающими

с

костями

скелета

животного.

Рисуя

животное,

начинают

с

продольной

оси,

идущей

по

хребту

(показ

таблицы

рисунка

животного)

и

далее

к

деталировке.

14

Изучив

рисунок

животного

на

листе

бумаги,

переходим

к

изображению

общей

формы

и

далее

к

деталировке.

Изучив

рисунок

животного

на

листе

бумаги,

переходим

к

ворсониту

и

делаем

лёгкие

намётки

самого

рисунка.

Подбираем

волокна.

При

наложении

теней

и

полутеней,

характеризующих

объём,

сравните

их

между

собой.

Занимаемся

смещением

волокон,

определив

светотень

волокна

п е р с о н а ж а .

Определяем

общие

формы

животного.

Рисование

животных

с

натуры

подчиняется непреложному закону — от простого к сложному, от общего

к

деталям.

В

начале

работы

избегать

деталей,

изображать

общими

формами.

Периодическая

проверка

сделанного

непременное

условие

для

успеха.

На

следующем

занятии

переходим

к

деталировке

глаз,

ушей,

хвоста и т.д.

Просмотр

литературы

и

иллюстрации

художников

-

анималистов.

Открытое

занятие

«Цветы родного края»

15

Тема: «Цветы родного края» Подснежник.

Цель занятия: Закрепление изученного материала тематического блока

«Весна»

Задачи:

Воспитательная: любовь к природе.

Образовательная:

поддержать

у

детей

интерес

к

изобразительной

деятельности гобелена.

Развивающая: навыки внимания, наблюдения.

Методы: Беседа, показ, игра

Тип занятия: Итоговое

Материал и оборудование:

1.

Синтетические волокна

2.

Ворсанит(основа)

3.

Музыкальное произведение Чайковского «Подснежник»

4.

Фото эскизы подснежников, открытки, эскиз.

5.

Образец подснежника

Ход занятия

Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы сегодня попробуем

увидеть не только как растут подснежники, но и услышим её при помощи

звуков которые услышали композиторы.

А кто такие композиторы? (ответ детей)

Был

такой

известный

композитор

П.И.

Чайковский.(в

это

время

включается музыка)

Пётр Ильич Чайковский сказал : Самое прекрасное это: цветы,

музыка, и дети

Его музыка была близка для всех людей, его муза идёт от сердца к

сердцу!

Определяем

набор

палитры,

делаем

наброски

на

ворсаните.

Напоминаю о мерах безопасности при работе с иглами.

Показ нескольких видов пейзажа с подснежниками.

вы можете остановить свой выбор на нежных весенних оттенках

весны

Сегодня мы сделаем полянку подснежников. Намечаем рисунок

подснежника

по

шаблону

на

ворсаните.

Затем

распределяем

оттенки

подснежника. За основу цвета возьмём светло - фиолетовые или тёмно -

фиолетовые, в зависимости от фона.

Во время исполнения работы следить за этапами исполнения.

В завершении элемента подснежника мы переходим к компоновке.

Что такое компоновка, это распределение элементов на основе.

В заключении устраиваем просмотр готовых работ. Отмечаем удачные

работы.

Открытое

занятие

«Восприятие

цвета»

16

Тема:

«Восприятие

цвета»

Цель:

1 .

Развивающая:

-

умение

анализировать,

сравнивать,

выделять

главное.

2 .

Образовательная:

-

Научить

видеть

мир

во

всём

многообразии,

формировать

эстетический

вкус

на

основе

интереса

любви

к

искусству,

навыки работы с раздаточными материалами, обеспечить усвоение законов

теорий цвета, тона, контрастности, развитие чувства цвета.

3 .

Воспитательная:

-

содействовать

трудовому

воспитанию,

познакомить

учащихся

с

произведениями

живописи

в

природе,

содействовать

профилактике

утомляемости.

Тип:

Познавательный.

Вид:

Смешанный.

Метод:

информационно-практический.

Средства

обучения:

материалы:

ворсонитовая

основа,

цветные

синтетические

волокна,

иглопробивные

иглы

иллюстрации,

наглядные

пособия.

Литература

« О с н о в ы

ж и в о п и с и »

В . А .

Сокольникова

План

занятия

1.

Организация. Объявление целей.

2.

Теоретическое сообщение о цвете, практический показ процесса

изготовления

3.

Усвоение практических, новых знаний.

4.

Соблюдение правил техники безопасности.

5.

Самостоятельная работа.

6.

Просмотр работ.

7.

Подведение итогов.

Ход

занятия:

Проверяю

подготовку

к

занятиям,

напоминаю

о

мерах

безопасности

при работе с иглами.

Наука о цвете возникла очень давно. Ещё в 4 веке до н.э., в древней

Греции учёный Аристотель пытался объяснить происхождение цвета.

Величайший итальянский художник Эпохи Возрождения Леонардо

да Винчи в своём «трактате о живописи» даёт такие сведения о цвете,

которые имеют большое практическое значение и для художников нашего

времени.

На протяжении веков люди по-разному воспринимали и чувствовали

цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов,

которые

видим

мы.

Сначала

научились

различать

более

яркие

цвета

-

красный и желтый, а затем уже синий и зелёный. Известно, что палитра

древнегреческих живописцев состояла только из 4х красок: красной, охры,

чёрной, и белой.

Постепенно

палитра

становилась

богаче,

но

они

ещё

долго

17

продолжали путать зелёный и синий, а лиловую и фиолетовую краски стали

различать

ещё

позднее.

Оказывается,

развитие

цветового

восприятия

у

людей помогала сама природа. В северных краях, где атмосфера воздуха

была

сырой

и

давала

мягкие

переходы

цветовых

тонов,

художники

вынуждены были внимательно вглядываться в богатейшую игру оттенков

неба, земли, моря, далей.

Цвет может не только радовать, но и вызывать раздражение, тревогу,

чувство

тоски,

или

грусти.

Одни

цвета

успокаивают

нервную

систему,

другие раздражают. Успокаивающее воздействие оказывает зелёный цвет,

голубой, синий, возбуждающий - пурпурный, красный, оранжевый желтый

цвета.

Одним из первых, кто начал исследовать воздействие цвета был Гёте.

Он

смог

прочувствовать,

что

в

зелёном

цвете

заключены

доброта,

умиротворение,

синий

цвет-чувство

холода,

красный-устрашающе

действует.

Поможем прочувствовать выразительные возможности цвета,

особенности его восприятие игры цвета и чувства:

Чувства

Состояние

Радостный

Дождь

Счастливый

Снег

Печальный

Солнце

Дружелюбный

Ветер

Сердитый

Утро

Озабоченный

Полдень

Таинственный

Ночь

Спокойный

Буря

Сказочный

Штурм, туман

Высказывание известного великого художника К.Петрова - Водкина -

Цвета есть раздражающее и успокаивающее, кричащие, спорящие друг с

другом, и живущие ласково, один возле другого.

В их борьбе или согласии есть воздействие цвета на человека через

чувства

зрения.

Что

такое

цвет

и

какова

его

природа?

Что

собой

педставаляет

окраска

предмета?

Оказывается

всему

причина

является

солнце,

вернее

его

световые

лучи

которые

всё

озаряет

на

своём

пути.

18

Когда в глаз попадают световые лучи, у нас возникает ощущение цвета

Показ

иллюстраций

В.Серова

«Девочка

с

персиками».

Вообразите,

что

всё

цвета

исчезли

из

окружающего

мира,

и

мы

видим

его

серо-белым.

Какая

унылая

однообразная

картина

получается!

Оказывается, как много в нашей жизни значит цвет.

Любой предмет имеет цвет.

Представьте

три

круглых

по

форме

и

одинаковых

по

величине

объекта.

Мы

можем

определить

и

«превратить»

их

в

оранжевый

апельсин,

красный

помидор

или

зеленое

яблоко,

окрасив

их

в

соответствующие

цвета.

Цвет

помогает

нам

узнать

последствия

моды,

или

о

том,

что

уже

наступила

осень.

Даже

воздух

окрашивая

дали

лесов

или

гор,

помогает

нам

ориентироваться.

Открытое занятие

«Цветочная композиция «Цветик - семицветик»

19

Тема:

«Цветочная

композиция

«Цветик

семицветик»

Цель

занятия:

Ознакомить

учащихся

с

историей

легендой

войлока,

научить

приемам работы с иглой.

Совершенствовать

эстетический

вкус

и

моторные

факторы.

Задачи:

Образовательные

Усвоение

техники

лепестков,

тычинок

Научить

формировать

цветочек

в

цветовой

гамме

(радуги)

Развивающие

Развитие

у

детей

навыков

плотного

закалывания

или

валяние

лепестков

Развитие

трудолюбия,

терпения,

усидчивости

Воспитательные

Воспитание у детей интереса к созданию цветка

Формирование

цветка.

М е т од и к а

о бу ч е н и я:

п о к а з ,

б е с е д а ,

о б ъ я с н и т е л ь н о

иллюстрированный.

Формы

обучения:

групповая.

Тип

занятия:

комбинирование,

изо-технология.

Возраст

детей: 8 - 1 2 лет.

Материалы

и

оборудования:

волокна,

иглы

для

фальцевания,

москитная сетка, мыло, банка, вода, пупырчатая плёнка, образец цветка.

План занятия

1.

Организационный

момент.

2. Повторение

пройденного

материала.

3. Сообщение

нового

материала.

4.

Практическая

работа.

5. Закрепление

знаний.

Вопросы

«Веселая

минутка».

Загадки о цветке.

6. Подведение

итогов.

1. Организационный момент.

Приветствие,

установка

на

творческую

работу,

фантазию

Напоминание

о

технике

безопасности

Сообщение

цели

занятия.

20

2. Повторение пройденного материала.

В

природе,

как

мы

знаем,

открытых

цветов

нет.

Всё

богатство

цветовых оттенков мы рассмотрели в теме «Цветы».

Назовите

мне,

какие

существуют

основные

цвета

(красный,

жёлтый,

синий).

Какие

дополнительные

цвета,

почему

они

дополнительные?

3.

Сообщение нового материала.

Наверное,

нет

такого

человека,

которого

не

завораживали

бы

цветы

-

это

удивительное

чудо

-

природы.

Люди

с

благоговением

относятся

к

ним как к особой непостижимой тайне. Их дарят по любому поводу и без

повода,

чтобы

человеку

сделать

приятное.

Вам

дарили

цветы?

Вспомните,

какое

ощущение

вы

при

этом

испытывали?

Чувство

восторга!

Вот

поэтому

люди

охотно

покупают

картины с изображением цветов, которые можно разглядывать часами, от

этого

на

душе

становится

радостно

и

спокойно.

Свойство

цветов

влиять

на

психику

человека,

было

подмечено

с

древних

времён.

Люди

были

тесно

связаны

с

природой

и

зависели

от

неё,

мы

почти

утратили

эту

связь

с

растительным

миром,

но

не

перестаём

удивляться

и

радоваться

первым

весенним

цветам.

Сколько

всевозможных

растений

вокруг

нас,

какие у них разные стебли, листья, цветы.

Цветочные

мотивы

можно

видеть

повсюду:

на

одежде,

коврах,

посуде,

кружевах,

ювелирных

украшениях,

в

вышивках

на

одеждах.

Цветочные

мотивы

встречаются

даже

в

архитектуре

деревянной

и

каменной

-

это

розетки,

украшение

колонн,

храмов,

дворцов,

росписи,

мозаики

стен,

залов.

Декораторы

используют

растительные

мотивы

для

оформления

интерьеров

в

обоях,

гобеленах,

декоративных

тканях.

В

древнем

Китае

художники

долгое

время

учились

рисовать

специализируясь

только

по

цветам

и

бабочкам

и

добивались

точности

в

изображении

живой

природы.

Давайте и мы попробуем с вами сделать цветик - семицветик.

Основная часть

Пошаговые инструкции в процессе самостоятельной работы.

1.

Из

волокон

вытягиваем

тонкие

прядки

и

выкладываем

из

них

лепестки.

2.

Сверху

от

середины

к

внешнему

уголку

положить

прядку

более

тёмного

цвета.

Кончики

лепестка

подкрутите

пальцами.

3.

Таким

же

образом

сделайте

лепестки

другого

ц в е т а .

Вспоминая

детскую

считалку:

«Каждый охотник желает знать, гд е сидит

фазан». Укладывая цветы с небольшим нахлестом.

4.

Соберите три тычинки в виде кружочков (свалять в стакане с

мылом)

и

сформировать

их

иглой

для

скорости

валяния.

Валять

до

уплотнения.

21

5.

Готовые

тычинки

вложите

в

цветок

и

соедините

крайние

лепестки.

6.

Положите под эти лепестки губку и проколите иголкой с двух

сторон.

7.

Сверните

цветок

в

кулёк.

Осторожно

пробейте

с

1,5-2

см,

поворачивая

кулёк

и

прошивая

насквозь

место

соединения.

8.

Разверните

и

подправьте

каждый

лепесток

и

листик

придавая

им

правильную

форму.

По

контуру

растягивайте

образовавшиеся

«барашки»

и

подкручивайте

кончики.

9.

Приступайте

к

валянию

в

руках,

свернутый

в

кулёк

цветок

осторожно мните в ладонях.

10.

Стебельки

катайте

пальцами

по

пузырчатой

пленке,

пока

она

не станет плотной.

11.

Ещё

раз

расправьте

цветок

и

с

тыльной

стороны

пришейте

булавку.

4.

Практическая работа

Во время самостоятельной работы проверить каждого учащегося и

сделать

необходимые

рекомендации.

Помочь

затрудняющимся

ученикам,

задать

наводящие

вопросы,

попутно

напоминать

о

технике

безопасности.

5.

Закрепление знаний. Вопросы «Весёлая минутка». Загадки о

цветке

Белые

горошки

На зеленой ножке

(Ландыш)

Колосится в поле рожь

Там во ржи, цветок найдёшь,

Ярко-синий

и

пушистый,

Только жаль, что не душистый.

(Василёк)

Стоят в лугах сестрички –

Золотой

глазок,

белые

реснички.

(Ромашка)

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

(Колокольчик)

Я - травянистое растение

С цветом сиреневого цвета

Но переставьте ударение -

И превращусь я в конфету.

(Ирис)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

22

А дунул ветерок

Остался

стебелёк.

(Одуванчик)

Пробивается

росток,

удивительный

цветок

Из под снега вырастает

Солнце

глянет,

расцветает.

(Подснежник)

Лик пахучий, хвост колючий

(Роза)

Чашечки и блюдца не тонут и не бьются.

(Кувшинка)

6.

Подведение итогов

Организация

мини

-

выставки.

Посмотреть

работы

учащихся.

Отметить

интересные

решения.

Объявить

тему

следующего

занятия.

Уборка

рабочего

места.

Открытое

занятие

«Натюрморт»

23

Тема

занятия:

«Натюрморт»

Цель

занятия — формирование эстетического вкуса учащихся на

основе декоративно-прикладного творчества.

Задачи

занятия

ознакомление

с

понятиями

ритма

в

изделии

прикладного

искусства,

зрительного

равновесия

форм

и

цвета.

План

занятия.

1.

Организационная

часть:

объявление

темы,

подготовка

рабочего

стола.

2.

Т е о р е т и ч е с к а я

ч а с т ь :

р а с с к а з

п е д а г о г а

о

ж а н р е

изобразительного

искусства

«натюрморт»,

его

в и д а х ,

терминах;

демонстрация

репродукций.

3.

Практическая

часть:

выбор

образца

по

открыткам,

набор

волокон,

основы,

игл;

сведения

по

технике

безопасности

в

ходе

работы.

4.

Заключительная

часть:

просмотр

выполненных

р а б от,

замечания,

оценка

результата.

5.

Окончание

занятия:

уборка

рабочих

мест.

Ход

занятия

1. Организационная часть.

Приветствие,

сообщение

темы;

Проверка

рабочего

стола;

Правила

техники

безопасности.

2.

Теоретическая часть.

Среди

множества

жанров

изобразительного

искусства

значительное

место

занимают

произведения,

изображающие

предметы,

вещи,

растения

и т.п. Этот привлекательный жанр называется «натюрморт» (от французского

nature

morte

«мёрт вая

природ а,

натура»)

и з о б р а ж е н и е

неодушевлённых

природных

форм

и

предметов.

Более

точно

название,

принятое

в

англоязычных

странах: still life (англ.) или немецкое stilleben

— «тихая жизнь».

Как

самостоятельный

жанр

натюрморт

появился

в

Голландии

в

начале

XVII

в.

и

прочно

обосновался

в

творчестве

практически

всех

художников

разных

стран

и

континентов.

Натюрморт

один

из

увлекательнейших

жанров,

удобных

для

творческих

экспериментов,

в

силу

того,

что

в

нём

автор

может

быть

более

свободным

и

раскованным,

чем,

е сли

бы

имел

дело

с

изображением

живой

натуры,

человека.

Натюрморт

многолик.

Если

взглянуть

на

становление

натюрморта

как самодостаточного жанра, то можно отметить определённые этапы его

24

j

развития. На протяжении веков натюрморт был связан с образом жизни и

мировоззрения

людей

своей

эпохи.

На

ранних

этапах

становления

натюрморта

изображения

плодов,

домашней

утвари,

предметов

культуры

были

связаны

с

религиозными

верованиями.

Изображаемые

предметы

представляли

собой

знаки

символы.

Так

лилии

и

ирисы

в

воде

символизировали

чистоту

Девы

Марии,

сосуд

был

символом

Святого

Духа, красные гвоздики — символ Христа.

Н о

с о

в р е м е н е м

с и м в ол и ка

у т р ач и ва л а

с в о ё

з н а ч е н и е ,

изображаемые

предметы

становились

атрибутами

профессиональных

занятий хозяина. К примеру, полка с книгами говорит

нам, что их хозяин

— учёный, а пузырьки с лекарствами подразумевают, что их владелец —

лекарь,

либо

аптекарь.

Натюрморт

с

полным

правом

можно

назвать

«театром

вещей».

Часто он становится частью большого полотна.

Посмотрите

на

репродукцию

картины

великого

испанского

художника

Диего

Веласкеса,

жившего

в

XVII

веке,

«Христос

в

доме

Марфы

и

Марии»

(1619-20гг.).

Эта

работа

необыкновенно

показательна

как

пример

«сплавления»

двух

совершенно

чужих

жанров.

С

одной

стороны

явно

религиозный

сюжет.

Но

иногда,

кажется,

что

евангельский сюжет здесь служит лишь поводом для того, чтобы создать

замечательный

«фламандский»

натюрморт

с

рыбой,

головками

чеснока

и

яйцами.

Знаменитый

итальянский

живописец

Караваджо,

живший

на

рубеже

XVI-XVII

веков,

неизменно

включал

в

свои

полотна

элементы

натюрморта.

Вот

«Мальчик,

играющий

на

лютне»

портрет,

но

его

героя

окружают

предметы,

представляющие

собой

прекрасный

натюрморт: смычок, лежащий на нотных тетрадях, цветы в вазе, фрукты.

Во

времена

Караваджо

натюрморт

считается

низким

жанром

ж и в о п и с и .

Худ ож н и к

ж е ,

н е

с о гл а ш а я с ь

с

о б щ е п р и н я т ы м и

представлениями,

сказал

однажды:

«Натюрморт

требует

не

меньшего

мастерства,

чем

картина,

и

написать

один

цветок

ничуть

не

проще,

чем

фигуру».

Натюрморт

может

быть

очень

простым

по

своей

композиции.

Два

три

предмета,

простые

и

ясные

по

форме

и

цвету,

расположенные

в

известном

подчинении

друг

другу

и

к

фону,

могут

служить

хорошей

задачей

для

исполнителя.

Очень

важно

для

натюрморта

освещение.

Свет,

как

и

цвет

в

живописи

важный

элемент

композиции.

Свет

помогает

выделить

в

постановке

основное

композиционный

центр,

а

тень,

производное

от

света,

наоборот,

поглощает

второстепенное,

уменьшает

напряжённость

красок,

очертаний

предметов.

Выделить

композиционный

центр

натюрморта

можно

также

с

помощью цвета и тона.

Мы

в

качестве

красок

используем

цветное

волокно.

Нужный

нам

цвет и тон мы получим путём смешивания волокон.

25

После

просмотра

репродукций

с

картин

знаменитых

художников

дети выбирают для себя сюжеты — фантазии, выполнение которых им по

силам.

3.

Практическая часть.

Обсуждаем

выбранные

образцы:

определяем

композиционное

положение

группы

предметов

на

формате

ворсонита,

подбираем

волокно.

Сама

работа

начинается

с

раскладки

цветного

волокна,

укладывая

его

в

соответствии

с

необходимой

формой

деталей

натюрморта.

По

ходу

раскладки

корректируем

расположение

предметов

в

композиции,

цветовую

гамму.

После

корректировки

закалываем

волокно

иглами,

соблюдая

правила

безопасной

работы

(угол

склонения

над

работой,

сила

укола

иглой).

4.

Заключительная часть.

По

мере

завершения

работы

рассматриваем

их,

отмечая

как

удачи,

так

и

неточности.

Как

правило,

на

одном

занятии

завершить

работу

сложно,

поэтому

каждый

складывает

незавершённые

гобелены

вместе

с

волокнами и убирает до следующего занятия.

5.

Окончание занятия.

После уборки рабочих мест благодарим друг друга за совместный

труд и прощаемся.

26



В раздел образования