Напоминание

"Тренинг общения для дошкольников"


Автор: Спиридонова Наталия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1368
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тренинг общения для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг общения для дошкольников

Большинство

изменений

в

установках

личности

происходит

в

группе,

а

не

при

индивидуальном контакте, так как люди учатся видеть себя такими, какими их видят

другие. Групповой тренинг общения является одной из форм психологической помощи.

Почти все практические психологи приходят к пониманию того, что огромное количество

проблем

обусловлено

неумением

общаться.

Психологи

считают,

что

грамотному

общению необходимо учиться, а особое внимание уделять развитию навыков позитивного

стиля общения у детей дошкольного возраста. Одна из форм обучения, которая наиболее

эффективна

для

выработки

практических

навыков

это

тренинг.

Тренинг

общения

позволяет детям через специальные упражнения и игры овладеть навыками эффективного

общения.

В чем преимущество тренинга общения перед другими формами обучения?

Освоение новых способов поведения всегда сопровождается значительными трудностями,

но в условиях тренинга этот процесс проходит легко и незаметно для детей дошкольного

возраста.

Дети

обучаются

адекватно-лояльным

моделям

поведения

в

критических

ситуациях.

Дошкольники

не

только

получают

знания

о

том,

как

общаться,

но

и

отрабатывают конкретные поведенческие навыки. Развивают позитивное представление о

своем

физическом

«я»,

расширяют

репертуар

полоролевого

поведения,

развивают

гибкость поведения, рефлексию.

Групповая форма проведения тренинга обеспечивает каждому ребенку обратную связь с

другими детьми группы, которые помогают ему выработать адекватную самооценку и

скорректировать поведение.

Игровой характер тренинга является непременной составляющей тренинга общения для

дошкольников.

Игра

является

средством

коммуникации

для

дошкольников,

все

предлагаемые задания даются детям в игровой форме. Только в начале и в конце тренинга

используются приемы ритуального типа. С помощью игры решаются самые различные

задачи.

Причем

для

одного

ребенка

игра

способна

выступить

средством

повышения

самооценки, а для другого – быть решением коллективных взаимоотношений.

В начале тренинга проводится психогимнастика. Это одна из форм, при которой главным

средством коммуникации является двигательная экспрессия. Цель психогимнастики –

сокращение

эмоциональной

дистанции

между

детьми,

снятие

общего

и

мышечного

напряжения, разогрев группы.

В

середине

тренинга

выделяются

два

самостоятельных

этапа

работы.

Первый

проведение

с

детьми

идентификационных

игр

по

теме

тренинга.

Идентификация

выступает

важнейшим

механизмом

формирования

самосознания

и

фактором,

регулирующим

взаимоотношения

детей

в

группе.

Заканчивается

этап

проведением

подвижной

игры.

Второй

этап

поведенческий

тренинг

проводится

с

целью

преодоления

у

детей

стереотипности

поведения,

развития

рефлексии.

На

этом

этапе

выделяются

основные

моменты:

получение

знаний

через

разыгрывание

по

ролям

фрустрационных

ситуаций,

обсуждение

и

анализ

ответных

действий

других,

планирование своего поведения, осуществление своего замысла, реальное поведение через

принятие на себя соответствующей роли.

В конце тренинга, проводятся упражнения с элементами медитации. Цель – закрепить

навыки

саморасслабления,

позитивного

отношения

к

отдельным

звеньям

структуры

самосознания.

Так

через

тренинг

общения

и

происходит

развитие

навыков

позитивного

стиля

общения у детей дошкольного возраста. Ребенок чувствует себя в полной безопасности, у

него

возникает

потребность

раскрыться.

Роль

взрослого

оказать

поддержку

и,

не

навязывая, организовать ее со стороны сверстников.



В раздел образования