Автор: Спиридонова Наталия Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1368
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Тренинг общения для дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Тренинг общения для дошкольников
Большинство
изменений
в
установках
личности
происходит
в
группе,
а
не
при
индивидуальном контакте, так как люди учатся видеть себя такими, какими их видят
другие. Групповой тренинг общения является одной из форм психологической помощи.
Почти все практические психологи приходят к пониманию того, что огромное количество
проблем
обусловлено
неумением
общаться.
Психологи
считают,
что
грамотному
общению необходимо учиться, а особое внимание уделять развитию навыков позитивного
стиля общения у детей дошкольного возраста. Одна из форм обучения, которая наиболее
эффективна
для
выработки
практических
навыков
–
это
тренинг.
Тренинг
общения
позволяет детям через специальные упражнения и игры овладеть навыками эффективного
общения.
В чем преимущество тренинга общения перед другими формами обучения?
Освоение новых способов поведения всегда сопровождается значительными трудностями,
но в условиях тренинга этот процесс проходит легко и незаметно для детей дошкольного
возраста.
Дети
обучаются
адекватно-лояльным
моделям
поведения
в
критических
ситуациях.
Дошкольники
не
только
получают
знания
о
том,
как
общаться,
но
и
отрабатывают конкретные поведенческие навыки. Развивают позитивное представление о
своем
физическом
«я»,
расширяют
репертуар
полоролевого
поведения,
развивают
гибкость поведения, рефлексию.
Групповая форма проведения тренинга обеспечивает каждому ребенку обратную связь с
другими детьми группы, которые помогают ему выработать адекватную самооценку и
скорректировать поведение.
Игровой характер тренинга является непременной составляющей тренинга общения для
дошкольников.
Игра
является
средством
коммуникации
для
дошкольников,
все
предлагаемые задания даются детям в игровой форме. Только в начале и в конце тренинга
используются приемы ритуального типа. С помощью игры решаются самые различные
задачи.
Причем
для
одного
ребенка
игра
способна
выступить
средством
повышения
самооценки, а для другого – быть решением коллективных взаимоотношений.
В начале тренинга проводится психогимнастика. Это одна из форм, при которой главным
средством коммуникации является двигательная экспрессия. Цель психогимнастики –
сокращение
эмоциональной
дистанции
между
детьми,
снятие
общего
и
мышечного
напряжения, разогрев группы.
В
середине
тренинга
выделяются
два
самостоятельных
этапа
работы.
Первый
–
проведение
с
детьми
идентификационных
игр
по
теме
тренинга.
Идентификация
выступает
важнейшим
механизмом
формирования
самосознания
и
фактором,
регулирующим
взаимоотношения
детей
в
группе.
Заканчивается
этап
проведением
подвижной
игры.
Второй
этап
–
поведенческий
тренинг
–
проводится
с
целью
преодоления
у
детей
стереотипности
поведения,
развития
рефлексии.
На
этом
этапе
выделяются
основные
моменты:
получение
знаний
через
разыгрывание
по
ролям
фрустрационных
ситуаций,
обсуждение
и
анализ
ответных
действий
других,
планирование своего поведения, осуществление своего замысла, реальное поведение через
принятие на себя соответствующей роли.
В конце тренинга, проводятся упражнения с элементами медитации. Цель – закрепить
навыки
саморасслабления,
позитивного
отношения
к
отдельным
звеньям
структуры
самосознания.
Так
–
через
тренинг
общения
–
и
происходит
развитие
навыков
позитивного
стиля
общения у детей дошкольного возраста. Ребенок чувствует себя в полной безопасности, у
него
возникает
потребность
раскрыться.
Роль
взрослого
оказать
поддержку
и,
не
навязывая, организовать ее со стороны сверстников.