Автор: Угрюмова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад№29" г. Владивостока
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: "Создание модели инклюзивной практики в условиях дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
«Создание модели инклюзивной практики в условиях дошкольной
образовательной организации»
На сегодняшний день проблема инклюзивного дошкольного образования является
актуальной.
С
каждым
годом
количество
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья увеличивается.
Детские
сады
нашего
региона
не
готовы
к
этому
нововведению,
не
хватает
осознания того, как это должно реализовываться на практике.
Поэтому
проблема
развития
дошкольного
инклюзивного
образования
в
городе Владивосток является актуальной и изучаемой на данный момент.
Коллектив детского сада в 2014 году принял решение о развитии инклюзивной
практики на базе нашего учреждения.
Нами была определена
цель: – изучить проблему инклюзивного образования в
ДОУ и смоделировать способ ее реализации.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1.
Изучить
отношение
и
готовность
к
инклюзивному
образованию
в
г.
Владивосток.
2. Разработать этапы создания модели инклюзивной практики в ДОУ.
Было проведено анкетирование и выявлено отношение, готовность руководителей,
педагогов и родителей к инклюзивному образованию. Приняли участие 250 родителей,
100 педагогов и 115 руководителей ДОО.
Данные
опроса
показали
наличие
заинтересованности
к
инклюзивному
дошкольному
образованию.
Изучив
опыт
других
регионов,
определили,
что
доля
опрошенных, поддерживающих идею инклюзивного обучения, значительно меньше,
чем в других регионах России.
Уровень готовности дошкольной инфраструктуры оценивается, как «низкий» или
недостаточный, ДОО не готовы к внедрению инклюзивного образования. Неготовность
большинства руководителей связана с отсутствием четко разработанных методических
указаний, разработанной структуры управления инклюзивной ДОУ.
Все
эти
факты
обосновали
необходимость создания
модели
инклюзивной
практики в ДОО.
Нами были разработаны этапы создания модели инклюзивной практики в ДОУ и
определены
особенности
построения
модели,
с
учетом
региональной
специфики.
Создание модели проходило в три этапа.
В рамках подготовительного этапа, был создан банк данных о семьях, имеющих
детей с ОВЗ и нуждающихся в психолого-педагогической поддержке, установлена связь
с
внешними
организациями-партнерами
(МБУ
«Центр
психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи г. Владивостока», детская поликлиника района,
общество инвалидов, служба социальной защиты населения,
Портал «Владмама»,
общественная организация «Даунсайд Ап»).
С целью организации инклюзивного образования в ДОО г. Владивосток (115
ДОУ)
проведен
анализ
условий
и
возможностей
ДОО,
определены
потребности
в
специальном оборудовании и повышении квалификации педагогов, определена форма
социальной адаптации для детей с ОВЗ.
В
рамках содержательного
этапа,
была
выстроена
структура
управления
инклюзивной ДОО.
В ДОО был создан Методический совет, в состав которого вошли заведующий,
заместитель
заведующего
по
воспитательной
работе,
заместитель
заведующего
по
административно-хозяйственной работе, педагоги детского сада.
Методическим советом был разработан последовательный алгоритм действий
по
созданию
в
ДОУ
благоприятной
образовательной
среды,
план
мероприятий
по
обеспечению повышения профессионального уровня педагогических кадров для работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья (прошли обучение 2 педагога на
базе ПК ИРО, дистанционное обучение – 3 педагога, прослушали вебинар все педагоги
в
количестве
18
человек);
разработаны
локальные
документы,
регламентирующие
инклюзивный процесс в ДОУ (Положение об организации инклюзивного образования в
ДОУ,
Положение
о
создании
ГКП,
договор
с
родителями,
договор
о
совместной
деятельности
с
организацией-партнером);
разработано
программно-методическое
обеспечение образовательного процесса.
На последнем, результативном этапе создания модели инклюзивной практики в
ДОУ была открыта ГКП для детей с ОВЗ, с последующей интеграцией детей с ОВЗ в
общеразвивающую группу детского сада. С целью определения формы интеграции,
были разработаны критерии уровня социальной адаптации для детей с ОВЗ.
Мы получили следующие результаты, к сожалению, полная интеграция была
представлена только для одного ребенка (Сережа Б. с синдромом Дауна). Ребенок
посещает
группу
совместно
со
всеми
детьми
(полное
самостоятельное
посещение
группы). Для него разработан индивидуальный образовательный маршрут.
Частичная интеграция была определена для пяти детей (Полина Т., Катя Т., Витя
В., Даша П., Ева Е.), они вливаются в группу на часть дня (частичное посещение
группы),
кроме
этого
посещают
специально
организованные
для
них
занятия
с
логопедом и психологом.
Временная интеграция (Герман В., Миша Ж., Вова П.), посещают совместно с
типично
развивающимися
дошкольниками
только
различные
мероприятия
воспитательного характера (кратковременное посещение совместных мероприятий).
Данный опыт позволил сделать вывод, что в абсолютном большинстве для детей
с
ОВЗ,
не
имеющих
сохранного
интеллекта,
возможно
посещение
группы
кратковременного пребывания, а совместное посещение, только частичная и временная
интеграция.
Практические
результаты
работы
обсуждались
и
были
представлены
на
всероссийских и международных научно-практических конференциях:
- в 2015, 2016 гг. представили опыт в научно-практической конференции на базе
ДВФУ, в 2015 г. коллектив детского сада очно принял участие в III Международной
научно-практической конференции в городе Москва.
Результаты и опыт работы опубликованы в сборниках материалов конференций.
Результатом проделанной работы является разработанная модель инклюзивной
практики в условиях ДОО, с учетом региональных особенностей:
1. Вариативной формой для реализации инклюзивного образования является на
подготовительном этапе ГКП.
2. Ресурсным Центром по развитию инклюзивного образования в регионе – ПК
ИРО, ДВФУ.
3. Обеспечение узкими специалистами в ДОУ – изменение штатного расписания и
создание сетевого взаимодействия с организациями-партнерами.
4. Консультативная
помощь
и
психолого-педагогическое
сопровождение
родителей, имеющих детей с ОВЗ осуществляется ДОУ и Центром психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи.
5. Формирование готовности населения к инклюзивному образованию детей с
ОВЗ через организацию просветительской деятельности в ДОО, СМИ.
В процессе реализации разработанной модели возникли различные сложности и
проблемы:
1.
Отсутствие
узких
специалистов
в
штатном
расписании
ДОО
(куратор
инклюзивного образования, психолог, логопед, дефектолог, тьютор-сопровождающий,
дополнительные ставки воспитателя, младшего воспитателя) – требуется изменение
штатного расписания в ДОО.
2. Недостаточная компетентность педагогических работников, их неготовность к
работе
с
детьми
с
ОВЗ
-
требуется
проведение
семинаров,
мастер-классов,
консультаций, систематического повышения квалификации в данном направлении.
2. Невысокая грамотность в вопросах
инклюзивного образования родителей
воспитанников – требуется работа квалифицированного психолога в ДОО, подключение
СМИ.
3.
Недостаточность
финансовой
поддержки
ДОО
–
требуется
создание
«безбарьерной» доступной среды и приобретение дополнительного коррекционного
оборудования.
4. Не разработанность региональных законодательных актов по инклюзивному
образованию.
Данный опыт работы определил практическую значимость созданной модели
инклюзивной
практики
и
позволил
спрогнозировать
дальнейшие
действия
по
достижению реализации данной модели в ДОО, с учетом решения возникших проблем.
Успешность внедрения инклюзивного образования в регионе во многом зависит от
того, как субъект относится к инклюзивному образованию и готов принять новую
систему обучения.