Напоминание

Английский язык в дополнительном образовании


Автор: Евсейкина Татьяна Ирсоновна
Должность: преподаватель английского языка (предмет по выбору)
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств Янтарного городского округа
Населённый пункт: п. Янтарный Калининградской области
Наименование материала: статья
Тема: Английский язык в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart. (Если ты говоришь с человеком на том языке, который он понимает, ты говоришь с его головой. Если ты говоришь с человеком на его родном языке, ты говоришь с его сердцем.) Нельсон Мандела За последние десятилетия Россия наладила дружественные отношения и сотрудничество со всеми государствами мира, что привело к расширению и укреплению экономических и культурных связей между народами, развитию деловых и личных контактов, а это в свою очередь показало необходимость знания иностранных языков. Никакие контакты и связи не смогут долго существовать или развиваться без взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска совместных действий. Если раньше, определяя цели и задачи обучения иностранным языкам, мы во главу угла ставили формирование навыков и умений диалогической и монологической речи и прочее, то сейчас решаем задачу подготовить наших учащихся к межкультурной коммуникации и межкультурному взаимопониманию. Ранее существовало вполне правильное, но не всем понятное мнение, что каждый образованный человек обязательно должен знать один или два иностранных языка. А так ли было на самом деле? А зачем ему это надо было, если за границу он все равно не выезжал, книги на иностранных языках читали не все. А как же наши рабочие и колхозники? Вот говорят, что в школе столько лет учили-учили иностранный язык и все равно ничему не научились. А причина в том, что не было у людей личностно-значимой мотивации для его изучения, так как некуда было ездить, не с кем было общаться. Сейчас ситуация изменилась. С течением времени мода на языки, конечно, менялась. Теперь самым распространенным стал английский язык. Его знание востребовано для получения хорошей должности, для продвижения по службе, для работы в интернете, для поездок за границу по работе или на отдых и прочее. Вот и появилась мотивация, и стала меняться ситуация с изучением иностранных языков. Теперь в современном обществе знание иностранных языков это не дань моде, это требование времени и социальный заказ общества. Россияне уже давно осваивают различные уголки мира, нашу страну для себя открывают также тысячи иностранцев – вот и происходит непосредственный и опосредственный диалог культур. Наша Калининградская область вообще находится в окружении зарубежных стран, кроме того, в 2018 году у нас будет проводиться один из этапов чемпионата мира по футболу, вот вам и дополнительная мотивация, и востребованность в знании английского языка. Правительство области разработало комплекс мер по повышению качества знаний учащихся по
иностранным языкам в рамках модернизации региональной системы образования. Это коснулось и учителей, и учащихся. Хотелось, чтобы к 2018 году, в плане общения на английском языке, жители нашего региона также были готовы к приему зарубежных гостей, как это было сделано в к Олимпиаде в Сочи. За последние годы число людей, изучающих английский язык, резко возросло. Изменился и возраст людей, изучающих его. Психологи признают, что в дошкольном возрасте у детей наиболее интенсивно развивается речевая зона в коре больших полушарий мозга, и параллельно с родным языком идет накопление лексико-грамматического материала. Понимая социальную востребованность, родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранным языкам. Актуальность изучения английского языка в стенах Детской школы искусств определяется социальным заказом родителей, стремящихся приобщить своих детей к изучению английского языка с младшего возраста. Изучение языка начинается на отделе “Раннего развития творческих способностей детей” с 5 лет и длится 2 года. Мною разработана “Комплексная программа обучения английскому языку и развития детей среднего и старшего дошкольного возраста”. Программа прошла экспертизу и утверждена в Калининградском областном институте развития образования на кафедре гуманитарных дисциплин. Приступая к ее разработке, я понимала, что это должен быть курс английского языка несколько отличительный от других курсов для детей дошкольного возраста, так как он проходит в стенах школы искусств, а это художественно- эстетическая среда, где царят музыка, гармония, ритм, цвет, пластика. Я также понимала, что мой курс не должен существовать в ДШИ как что-то обособленное, само собой существующее, в нем должно быть разнообразие смысловыражающих средств, соответствующих окружению. По этой программе дети изучают английский язык, но при этом и рисуют, и поют, и двигаются, читают стихи и участвуют в спектаклях. Кроме знания языка дети приобщаются к культурному наследию и духовным ценностям английской национальной культуры, и это происходит за счет усиления национально-культурного компонента в программе через детский фольклор, сказки, рассказы. “Англичане” (так я называю своих учеников) наравне с учащимися других отделений участвуют во всех мероприятиях школы искусств с достойными аутентичными номерами на английском языке. Таким образом, мы не существуем в Детской школе искусств как что-то обособленное, мы плотно интегрированы в учебный процесс школы, и он для всех его участников проходит естественно. А сочетание игровой и учебной деятельности, средства искусства и творческая работа делают учебный процесс увлекательным, безболезненным и помогает проникать в эмоциональную сферу детей. Программа для дошкольников составлена с учетом психолого- педагогических и методических принципов, материал в ней подобран с учетом возрастных особенностей и в соответствии с их интересами и склонностями. Все цели программы – образовательные, воспитательные, развивающие и мотивационные достигаются в неразрывном единстве. Я не учу дошкольников
читать и писать, я учу их говорить, начиная с имитационных действий, которые в дальнейшем, по мере накопления лексики, переходят в подстановочные. Принципы наглядности и образности, “Делай как я, говори как я” являются основополагающими в программе. Понимание на слух вырабатывается с первого урока. С помощью жестов, мимики я пытаюсь донести до детей, о чем говорю я, герои сказок, о чем поется в песенке, говорится в рифмовке, и все это проверяется через рефлексию – как выполнена просьба, как прореагировали на сказанное. С первого урока начинаем работать над речевым этикетом. Во-первых, это культура англичан, а, во-вторых, за последнее время наблюдается значительное снижение общей культуры нашего народа и в общении, и в духовных ценностях, а ведь на этом растет новое поколение. На своих занятиях я постоянно использую имеющиеся формы общения английской культуры для воспитания вежливости и культуры поведения у наших учащихся. Встречая меня на улице, некоторые дошкольники начинают сразу говорить фразы этикета, используемые англичанами при встрече. Иногда видишь, что на английском языке они говорят то, что не научены говорить на родном, а задача педагогов исправить это, каждого в своей области, через свой предмет. В результате все это скажется на духовном развитии личности каждого ребенка. На своих занятиях я уделяю большое внимание здоровье сберегающим технологиям: подвижные игры и физкультминутки для релаксации, смену деятельности для удержания внимания, пальчиковые игры для развития моторики пальцев и улучшения координации движения, дыхательную гимнастику и многое другое, способствующее укреплению здоровья детей. Игровая деятельность способствует глубокому усвоению материала, создает ситуацию успеха, где каждый ребенок наравне со всеми принимает в ней участие, это очень важно на начальном этапе изучения английского языка. Игры используются на всех этапах его изучения. Сюжетно-ролевые игры имеют большое воспитательное значение и развивают творческие способности. Дети очень любят петь, в программу включено много песен, которые оказывают неоценимую помощь для прочного усвоения и расширения лексического запаса и грамматических структур. Песни создают благоприятный климат, снижают психологическое напряжение, восстанавливают работоспособность. Учитывая то, что ребятам по 5-6 лет и то, что учебный процесс проходит в стенах школы искусств, контроль осуществляется через творческую деятельность – рисунки, аппликация, урок- спектакль, урок-праздник или концерт. Я называю их уроками, потому что это не просто праздник или концерт, а это заключительный этап работы над языком, своеобразная проверка усвоения пройденного материала. Считалки и рифмовки используются в играх, описание внешности и действия дети демонстрируют на своих любимых игрушках, на каждом празднике поем традиционные английские песни, на которых выросло не одно поколение английских детей. И, конечно, я постоянно рассказываю им о традициях этой страны. Участвуя в спектаклях, дети проходят актерский тренинг, начиная с элементарных ролей животных, а далее -
героев сказок. Уже не первый год мы проводим конкурс чтецов “Театр одного актера”, который имеет большое духовно-эстетическое значение, прививает любовь к чтению, развивает в детях актерское начало. Вообще творческая деятельность очень любима детьми, они получают большое удовольствие, участвуя в ней. Для учителя это возможность создать ситуацию успеха, дать каждому ученику с любым уровнем знаний испытать радость созидания, радость реализации своих возможностей, радость равенства с окружающими. А это в дальнейшем подвигнет его на желание идти вперед в учебе, в любом деле и будет способствовать воспитанию личности. За годы существования этого отделения дошколята принимали участие в «Рождественских вечерах», праздниках для мам, “Английских чаепитиях”, “Проводах в школу”, конкурсах чтецов и многих других мероприятиях. Конечно, родители решают вопрос об изучении английского языка дошкольниками в стенах Детской школы искусств, но стоит задуматься о том, что ребенок, проучившийся на нашем отделении 2 года, совсем с другими ощущениями приходит изучать его в общеобразовательную школу. Он уже знаком с умственным трудом, необходимым для изучения иностранного языка, он уже приобщился к культуре другого народа и в нем уже заложено уважительное отношение к другим народам и их культурам. Эти дети уже преодолели психологический барьер, возникающий на начальном этапе изучения, они приходят в школу изучать английский язык с чувством уверенности. С детьми школьного возраста я занимаюсь по программе “Учимся говорить”. Она также соответствует всем психолого-педагогическим и методическим принципам, соответствующим возрасту школьников. Подход к каждому ученику индивидуален и зависит от его уровня знаний. Для стимуляции говорения необходимо четко определять цель высказывания, ситуацию, задачу и роль учащегося. Я поощряю высказывания личного характера, умение отстаивать свою точку зрения. Школьники также участвуют во всех мероприятиях школы искусств. Одаренные дети – это особый пласт работы, о котором можно много говорить. Работа с такими детьми приносит и удовлетворение, и в то же время дополнительную нагрузку. Конечно, прежде всего, это поддержка детей, проявивших особый интерес к изучению английского языка. Они с удовольствием посещают занятия и готовы использовать любые возможности заниматься изучением языка дополнительно: то ли это каникулы или случайно выпавшее свободное время. Бывает, так погружаемся в работу, что занимаемся по несколько часов, не замечая времени. Выпускники двух последних лет, посещавшие мои занятия, обсуждали со мной планы выбора своей будущей профессии, пользовались моими дополнительными источниками, справочной литературой, и вот они уже являются студентами БФУ им. И. Канта факультета лингвистики и межкультурной коммуникации. То, что в ребятах зародилась любовь к английскому языку, и то, что растет наша смена – это з а с л у г а общеобразовательной школы, самих ребят, ну, и немного моя. Англоязычная песня
– самая распространенная и популярная форма применения языка среди молодежи во всем мире. Учащиеся-вокалисты нашей школы искусств тоже включают в свой репертуар полюбившиеся им песни на английском языке, ставшие хитами за последние годы. Сотрудничая с преподавателями по вокалу, я работаю с учащимися над текстом песен, их произносительным аспектом. Исполняя эти песни, вокалисты неоднократно побеждали на муниципальном конкурсе “Звездная дорожка”, одна из учащихся победила на международном конкурсе в Санкт-Петербурге “Невские созвездия”, а уже, будучи студенткой музыкального колледжа, через год она одержала победу на международном конкурсе в Испании с одной из ранее разученных песен. Отрадно ощущать себя хоть частично причастной к этим прекрасным результатам. Я постоянно убеждаю своих учащихся принимать участие в различных конкурсах, проектах не только в стенах общеобразовательной школы, нашей школы искусств и в муниципалитете, но и пробовать свои силы в региональных и во всероссийских мероприятиях. В конце прошлого учебного года при моей поддержке одна из девятиклассниц прошла конкурсный отбор по английскому языку в летний лагерь для одаренных детей, где отдыхала и проходила обучение. Лагерь создан по инициативе Министерства образования Калининградской области. Его основной целью является предоставление дополнительных возможностей одаренным школьникам для образовательного досуга и творческого развития, повышения их общей культуры, вовлечение в научную деятельность, помощь в овладении иностранным языком. Другая талантливая четвероклассница, с которой мы подготовили рассказ “Июль” В. Бианки на английском языке, участвовала в VI областных Бианковских чтениях, на которых совместно с учащимися других школ создавали диафильм по этому рассказу. Конечно, одаренные дети имеют большую нагрузку на моих занятиях, получают более сложные домашние задания с применением информационных технологий, готовят презентации по полюбившимся им темам. Я советуюсь с ними, обращаюсь за помощью в создании презентаций и пособий для дошкольников групп раннего эстетического развития, пользуюсь их помощью при проведении занятий и различных мероприятий. Думаю, что со мной согласятся многие педагоги, что зачастую уже с первых занятий проявляются некоторые одаренные дети, другие же немного позже, но ты их уже четко видишь, слышишь, радуешься этому и начинаешь их вести, сопровождать на всем учебном пути. Это не значит, что ты больше уделяешь им внимания, ты просто стараешься их максимально загружать, учитывая индивидуальные возможности, стимулировать и поддерживать интерес к английскому языку. Уже с дошкольного возраста такие ребята участвуют в конкурсах и спектаклях, исполняют главные роли в постановках сказок и прочее. Конечно, в своей работе я опираюсь на помощь родителей в оформлении и подготовке мероприятий, в изготовлении раздаточного материала. Мы устраиваем
совместные английские чаепития, праздники с конкурсами для родителей, мероприятия, где родители наблюдают за творчеством детей и их успехами. Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, тесное сотрудничество с педагогами по другим дисциплинам также способствуют лучшему познанию ребенка и выработке правильного подхода к нему. Обучая английскому языку в дополнительном образовании, я не дублирую школьные учебные программы. Мои программы построены так, что кроме образовательной части в них предусмотрены творческая и концертная деятельности, способствующие расширению и углублению знаний по языку и позволяющие реализовать более глубокое раскрытие личности ребенка. Кроме того, проживая в небольшом городке, мы, педагоги, практически знаем все семьи и обстановку в них. К нам в Детскую школу искусств приходят дети из различных семей, дети с различными проблемами, а также те, кто попал в трудные жизненные ситуации. Радостно, что они нашли себе занятие после школы, что у них есть какие-то интересы, и что они не слоняются по улицам от безделья. Именно здесь, в стенах Детской школы искусств, на занятиях любимым интересным для них делом происходит социальное выравнивание их возможностей. Получив родительский заказ на обучение детей английскому языку, я как педагог просто обязана показать результат своей работы. Все мои занятия доступны для посещения родителей, на них и других мероприятиях дети демонстрируют свои успехи, достижения и творческие возможности. Все учащиеся, прошедшие двухгодичную подготовку на нашем отделении, показывают только хорошие и отличные результаты в общеобразовательной школе. Получая благодарность от родителей, понимаешь, что их ожидания оправданы, заказ выполнен. Совместными усилиями семьи, общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования в современном обществе происходит воспитание личности, стремящейся к постижению общечеловеческой культуры и общечеловеческих ценностей.


В раздел образования