Автор: Щербакова Инна Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с №62
Населённый пункт: город Новочеркасск, Ростовской области
Наименование материала: конспект коррекционного подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы
Тема: Космос
Раздел: дошкольное образование
Управление образования города Новочеркасска,
Городской творческий конкурс «Удивительный мир космоса»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №62
КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ ГРУППЫ
«Удивительный мир космоса»
Составила: учитель-логопед Щербакова И.И.
2018 г.
Цель: Развитие речи детей с ОНР на коррекционном логопедическом
занятии.
Задачи:
- развивать речевой выдох, мелкую моторику, интонационную
выразительность речи, развитие речи с движением;
- развивать коммуникативные навыки детей;
- развивать умение разгадывать загадки.
Ход занятия.
Л: Здравствуйте, ребята. Вы знаете, какой праздник наша страна будет
отмечать 12 апреля?
Д: 12 апреля мы будем отмечать День космонавтики.
Л: А вы знаете, кто был первым космонавтом, отправившимся в космос?
Д: Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин.
Л: Ребята, а вы хотели бы отправиться в космическое путешествие?
Д: Конечно хотели.
Л: Тогда я предлагаю вам закрыть глаза и со словами «Ты на месте повернись
– в космонавта превратись» повернуться на месте вокруг себя.
Дети оборачиваются вокруг себя и раскрывают глаза.
Л: Ну вот, теперь вы космонавты и мы отправляемся туда, откуда стартуют
ракеты. А вы знаете, как называется это место?
Д: Нет, не знаем.
Л: Это место называется «КОСМОДРОМ» (на мультимедийном экране
появляется картинка с изображением космодрома).
Дети повторяют новое слово.
Ребята, скоро ракета отправится в космос. А нам нужно отдать команду «На
старт!»
Упражнение на развитие речевого выдоха.
Сделать полный вдох, на выдохе произнести с увеличением силы голоса:
«Раз, два, три, четыре, пять – старт!»
Л: Итак, команда дана и ракеты взмывают ввысь.
(На экране демонстрируется старт ракеты, а дети тем временем
выполняют упражнение на развитие направленного плавного выдоха «Запуск
ракеты»: сделать плавный бесшумный вдох и подуть на ракеты,
изображенные на бумаге и прикрепленные на нитке к планке.)
Л: Уважаемые космонавты, мы с вами отправились в космос со словами:
Упражнение на развитие мелкой моторики
Раз, два, три, четыре, пять,
(По очереди сгибать пальцы на обеих руках,
Начиная с большого.)
Начинаем мы взлетать.
(По очереди выпрямлять пальцы на обеих руках,
Начиная с мизинцев.)
На ракете улетим
(Соединить пальцы рук, поднять руки наверх.)
И всю землю облетим.
(Руки развести в стороны, сделать круг, вновь соединить ладони.)
На Луне мы «прилунимся»
(Сжать руки в кулаки.)
И на Землю возвратимся.
(Соединить одинаковые пальцы обеих рук, образовав большой шар.)
Л: Вот мы с вами и в космосе. Посмотрите в иллюминатор, что вы там
видите? (на экране появляется картинка с изображением звездного неба и
планет)
Упражнение на развитие умения произносить высказывания с
интонацией восклицания.
Логопед предлагает детям повторять сопряженно, а затем и отраженно
высказывания с интонацией восклицания, постепенно усложняя речевой
материал. Движение тона голоса вверх сопровождается соответствующим
движением руки.
Дети дают развернутые ответы.
Л: А у меня припасены для вас загадки. Хотите их разгадать.
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета) (на экране появляется изображение кометы)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна) (на экране изображение луны)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля) ( на экране изображение земли)
Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
(Солнце) (на экране изображение солнца)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды) (на экране звездное небо)
Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
(Ракета) (на экране ракета)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
(Юпитер)
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
(Уран)
У далекой крохотной планеты,
Нет статуса «Большой» планеты.
И обидевшись она,
В телескопы не видна
(Плутон)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
(Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара.
(Венера)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что не говори,-
Лед не сверху, а внутри.
(Марс)
Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален.
(Меркурий)
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Холодно на ней весьма —
Состоит из воды, газа и льда
(Нептун)
Л: Молодцы ребята-космонавты! Вы очень много знаете о космосе, но
пришло время возвращения домой, на Землю. А для возвращения нам нужно
стать вкруг и произнести слова:
Упражнение на развитие речи с движением.
Наша Земля – голубая планета,
Воздухом свежим и солнцем одета.
Нет, вы поверьте,
Земли голубей
От синевы рек, озёр и морей.
Горы, равнины, леса и поля –
Всё это наша планета Земля.
Ветры поют, с облаками играя,
Ливни шумят...
И от края до края
Вы не найдёте чудесней на свете
Нашей прекрасной и доброй планеты!!!
(Слова стихотворения сопровождаются движениями рук в соответствии с
фразой)
Л: Вот мы и возвратились домой на землю. А чтобы превратиться обратно из
космонавтов в ребят, нам опять нужно повернуться вокруг себя.
Дети поворачиваются вокруг себя.
Л: - Вам понравилось космическое путешествие?
- Какое новое слово вы сегодня узнали?
- А какое задание вам больше всего понравилось?
Звучат полные ответы детей.
Л: У меня для вас приготовлен сюрприз. Сейчас мы с вами посмотрим
мультфильм «Тайна третьей планеты».
Занятие заканчивается просмотром мультфильма.