Напоминание

Интеграция в современной образовательной системе


Автор: Михайленко Ольга Борисовна
Должность: к.п.н., преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Кропоткин, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция в современной образовательной системе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




О.Б.Михайленко,

к.п.н., преподаватель

ГБПОУ «Кропоткинский

медицинский колледж»

Интеграция в современной образовательной системе.

В

рамках

деятельности

человека

осуществляется

такая

важная

черта,

влияющая на развитие интеграции, как возможность и способность к выбору.

Выбор,

являющийся

частью

дифференциации

и

влияющий

на

развитие

человека

в

различных

сферах

жизнедеятельности

человека,

тем

не

менее,

является одной из предпосылок интеграции, так как следствием вариативных

возможностей человеческого мозга является последующая интеграция на базе

полученных творческим путем новых знаний. М. Фуко считал, что в познании

человек как «живое существо», расширяет «область действия своих функций,

своих нейромоторных форм, своих физиологических закономерностей», и в то

же

время

приостанавливает

и

ограничивает

их,

открывает

себя

к

самой

возможности представления». Для теории интеграции характерна актуализация

дихотомии

дифференциация-интеграция.

Содержание

данной

дихотомии

является

теоретико-методологической

и

проблемной

предпосылкой

самой

теории интеграции в философии, психологии, педагогике. Интеграция содержит

снятие

путем

дифференциации

и

соответственно

позволяет

осуществлять

процесс

формирования

поликультурного

пространства

на

своей

основе,

позволяет формировать процесс «собирания» поликультурного содержания на

основе

региональных

различий,

подхватывая

и

объединяя

разрозненные

элементы содержания и тенденции развития культуры. В результате теория и

практика

интеграции

учебной

деятельности

в

вузе

становится

системой

рационального выбора между единством и многообразием культуры, и более

того,

способствует

учету

культурного

своеобразия

народов.

Интегральный

эффект проявляется, с одной стороны, в стремлении к всестороннему развитию

интегрируемых

явлений

расширению

спектра

используемых

свойств

элементов), а с другой, - в гармонизации внутренних связей между всесторонне

развивающимися элементами.

Интеграция является сложным многовариантным процессом, проходит в

своем развитии ряд уровней. Критериями интеграции могут выступать общие

идеи,

средства,

приемы

исследования

окружающей

действительности,

сближение

культур,

общность

видов

деятельности,

общность

признаков

и

свойств

различных

объектов.

При

определении

уровней

интеграции

исследователи руководствуются не только представлениями о дидактических

приёмах, конструировании межпредметных связей, но, зачастую, формируют

свои

представления

об

уровнях

интеграции

на

основе

общенаучных,

общефилософских,

методологических

представлений,

где

интеграция

выступает как процесс, в котором учитываются и уровень развития науки, и

представления о самой интеграции и функциональные возможности различных

систем, предполагающих интегративное движение.

В работах Б.В.Ахлибинского описаны три уровня интеграции, которые

необходимы для разработки теоретической модели интеграции и важны для

построения педагогической системы поликультурного пространства учебной

деятельности. Данные уровни интеграции как процесса представляют модель

описания поликультурного содержания в рамках учебной деятельности, могут

быть рассмотрены как модель изучения в рамках учебного процесса в вузе

разнообразных достижений этносов в сфере культуры, науки, материального

производства и технологий. К ним относятся:

уровень

эмпирический

(описательный),

который

объединяет

фактические сведения из различных отраслей;

уровень

теоретический,

в

рамках

которого

синтезируются

современные фундаментальные теории;

уровень

методологический,

который

интегрирует

основные

идеи

различных методологических направлений.

Авторы также выделяют такое понятие как источники интеграции. Так,

например, М.Н. Берулава в своих работах отмечает в качестве источников

интеграции следующее:

научно-технический прогресс;

изменяющийся состав общественных, естественных и технических

наук.

Научно-технический прогресс определяется М.Н. Берулавой в качестве

основного

источника

интеграции.

М.Н.

Берулава

имеет

в

виду

тот

аспект

научно-технического прогресса, который формирует синтез науки, техники и

производства. Поэтому автор определяет названный источник как источник

установления взаимосвязей между объектами изучения, входящими в состав

образования.

Однако

при

этом

за

границей

изучения

интеграции

остаются

социокультурные,

антропологические

факторы,

которые,

в

конечном

итоге,

привлекли человечество к НТП, НТР и технологической революции последних

десятилетий XX вв..

Таким

образом,

благодаря

своим

качественным

характеристикам

интеграция может являться моделью процесса формирования поликультурного

пространства учебной деятельности в силу того, что, во-первых, интеграция

характеризуется упорядочиванием и соорганизацией отдельных элементов в

некоторое

целостное

образование

с

появлением

у

последнего

качественно

новых (системных) свойств, что является, безусловно, необходимым для выхода

на новое, поликультурное содержание образовательного пространства учебной

деятельности;

во-вторых,

сущностное

содержание

интеграции

связано

с

дифференциацией

и

позволяет

сформировать

на

основе

реализации

идеи

интеграции

в

практике

высшего

образования

механизм

формирования

поликультурного

содержания

учебного,

образовательного

пространства;

в-

третьих, степень интеграции систем в ходе учебного процесса, интеграции

учебных курсов и учебного материала внутри определенных курсов может

являться

показателем

эффективности

и

напряженности

образовательного

пространства;

в-четвертых,

являясь

свойством

развития

любого

объекта

интеграция

потенциально,

внутренне,

уже

на

уровне

понятие

содержит

апелляцию к внутренней и внешней сфере объекта, затрагивая, таким образом,

проблему взаимодействия социокультурного содержания учебной деятельности,

расположенного

в

рамках

общей

внутренней

системы

макросоциальных

ценностей,

особенностей

национальной

системы

образования

и

собственно

содержания

учебной

деятельности

и

учебных

курсов,

а

также

наполнения

поликультурным содержанием учебного материала учебных курсов.

Список используемых источников:

1.

Организационно-педагогические

условия

формирования

поликультурного пространства в образовательной системе российской

высшей школы: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 /

Михайленко Ольга Борисовна.- Владикавказ, 2010.- 169 с.: ил. РГБ ОД, 61

11-13/722



В раздел образования