Автор: Телегина Яна Витальевна
Должность: руководитель интерактивной студии
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад № 209
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мультипликация как инновационный метод развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Детская мультипликация в образовательном процессе ДОУ.
Елычева Евгения Васильевна
воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр
развития ребенка — детский сад № 21"
г. Великий Новгород
Информационно-коммуникативные технологии я использую при создании
конечного продукта реализации образовательных проектов. Успешность
реализации ФГОС дошкольного образования невозможна без обновления
методик и педагогических технологий, совместного планирования и
организации деятельности педагога и детей как равноправных партнеров. Роль
педагога состоит в создании условий творческого взаимодействия детей и
взрослых (педагогов, родителей, специалистов).
В разговоре с детьми о мультфильмах, у детей возникло множество
вопросов, на которые мы решили найти ответы, разработав с помощью модели
3-х вопросов содержание образовательного проекта «Путешествие с страну
Мульти-Пульти».
Детская мультипликация является универсальным видом творческой
деятельности, отвечающая требованиям современных образовательных
стандартов. В процессе работы над мультфильмом ребёнок имеет возможность
выступить в роли сценариста, актера, художника, аниматора, оператора, внести
свой уникальный вклад в общее дело.
Создание мультфильма – это многогранный процесс, объединяющий в себе
разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную,
изобразительную, музыкальную и др. В результате чего у воспитанников
развиваются такие значимые личностные качества, как любознательность,
активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим
поведением, владение коммуникативными умениями и навыками и т.д.
Пластилиновая анимация является одним из видов мультипликации,
доступных детям дошкольного возраста. Это трёхмерная анимация, схожая по
принципу с кукольным театром — объёмные персонажи располагаются в
объёмной декорации.
Оборудование и материалы, необходимые для создания мультфильма:
фотокамера, штатив для установки камеры;
видеосвет;
материалы для создания персонажей и декораций в выбранной технике;
книги со сказками, мультфильмы, игрушки мультгероев;
компьютер с установленной программой для монтажа мультфильмов.
Вид проекта: познавательный, творческий, краткосрочный.
Организация деятельности детей: индивидуальная, подгрупповая,
фронтальная.
Цель: сформировать у детей представление о видах и приемах анимации,
посильное участие детей в совместном со взрослым творческом процессе
создания мультфильма, используя возможности информационно -
коммуникационных технологий (покадровая съемка, компьютерная обработка
отснятого материала, наложение музыкального сопровождения и текста), по
придуманной детьми истории.
Задачи:
развивать познавательный интерес к процессу создания мультфильма;
участвовать в создании сценария мульфильма;
закреплять конструктивные приёмы лепки персонажей и элементов
декораций;
развивать умение работать в группе, способность к сотрудничеству,
взаимопомощи;
развивать коммуникативные навыки, выразительность речи;
активизировать участие родителей в проектной деятельности
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный - Формирование интереса к теме проекта,
определение круга актуальных и посильных задач.
II этап - основной - Создание условий для расширения представлений о
процессе создания мультипликационных фильмов.
III этап - завершающий - Создание мультипликационного фильма.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
1 ЭТАП
Возникновение идеи
Модель 3-х вопросов: Что знаем? Что хотим узнать? Где можно узнать?
Разработка содержания образовательного проекта.
2 ЭТАП
З
накомство детей с мультипликацией:
- историей ее возникновения,
- профессиями в данной области: продюсер, сценарист, режиссер-
мультипликатор (аниматор), художник, оператор, актер, композитор;
Беседа о любимых мультфильмах;
Рисование мультгероев;
С/р игра «Я – режиссер»;
Рассказы и показы воспитателя: “Какие бывают мультики?”, “Как создают
героев мультфильмов?”, “Какие предметы-помощники есть у
мультипликаторов?”, “Как оживает персонаж мультика?”;
Рассматривание книг со сказками по мультфильмам;
Сочинение сказок и рассказов;
Индивидуальные сообщения.
3 ЭТАП
Завершение проекта созданием мультипликационного фильма, его
премьерным показом на мероприятии «Семейный киносеанс».
Алгоритм действия при создании мультфильма:
Лепка: “Любимый обитатель подводного мира”;
Слушание музыки: Сен-Санс «Аквариум», «Море»
Коллективная работа с участием родителей:
создание персонажей мультфильма в предложенной детьми и педагогом
технике и придумывание историй о них;
Выбор главного героя;
Придумывание истории «Забавное приключение дельфиненка Шустрика»,
разработка сценария мультфильма на основе этой истории;
Создание декорации и фона для мультфильма;
Съёмка мультфильма - анимация (Один из детей, выполняет роль оператора
занимает место у фотоаппарата, закрепленного на штативе, а остальные
осуществляют действия в кадре, переставляя героев и декорации в соответствии
с задуманным сюжетом. При этом каждый ребенок по желанию пробует себя в
любой);
Монтаж (Все части мультфильма смонтированы воспитателем с
использованием специальной программы. Данный этап был проведен без
участия детей в силу их возраста);
Озвучивание мультфильма (работа с малыми подгруппами детей,
индивидуальная работа над выразительностью речи, темпом и тембром
голоса).
В результате проделанной работы дети:
многое узнали о том, как создаются мультфильмы;
увеличился их интерес к искусству мультипликации;
поняли: при поддержке взрослых можно создать свой мультфильм и
создали новый анимационный фильм «Вальс цветов».
Данная работа способствовала:
Проявлению эмоциональной отзывчивости, развитию мышления,
воображения, умению выражать свои чувства средствами искусства.
Развитию личностных качеств: самостоятельности, инициативы,
взаимовыручки, сопричастности общему делу, ответственности, уважению друг
к другу, самооценке.
Развитию коммуникативных навыков, проявлению творческой
самостоятельности, активности в создании образа, развитию мелкой моторики
рук, возможности проявить свои таланты.
Создание мультфильма может стать частью проекта или
самостоятельным видом работы с дошкольниками.